Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:23, курсовая работа
Целью данной работы является изучение саморегулирования и саморегулируемых организаций в сфере туризма. 
 Задачи работы: 
- изучить саморегулирование и организацию управления; 
-рассмотреть саморегулирование в туризме; 
- рассмотреть организации с саморегулирование; 
- ознакомится со стандартами организаций, используемые в саморегулировании в туризме .
Введение.......................................................................................................................3  
1. Саморегулирование 
1.1 Саморегулирование общие понятия...................................................................4  
1.2 Функции и инструменты управления ................................................................9 
1.3. Саморегулирование в России................................................. .........................11 
2.Саморегулирование в туризме. 
2.1 Саморегулируемые организации в туризме.....................................................18  
2.2 Стандарты организации........................................................ ............................25 
Заключение.................................................................................................................37 
Список использованной литературы.......................................................................39
Функция 
мотивации оказывает влияние 
на коллектив в форме 
Функция 
контроля проявляется в форме 
воздействия на коллектив людей 
посредством выявления, обобщения, 
учета, анализа результатов 
Функция 
регулирования деятельности организации 
непосредственно сочетается с функциями 
контроля и координации. В результате 
воздействия внешней и 
1.3. Саморегулирование в России.
Согласно Закону РФ о саморегулируемых организациях “под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль над соблюдением требований указанных стандартов и правил”. Таким образом, основной идеей введения саморегулирования является распределение функций контроля и надзора за деятельностью субъектов в определенной профессиональной сфере и ответственности за их действия между государством и самими участниками рынка, что в перспективе дает возможность минимизировать участие государства в профессиональной деятельности субъектов, при сохранении ответственности бизнеса перед потребителями.
Кроме 
того, саморегулирование играет важную 
роль в повышении качества и безопасности 
услуг и продукции, т.к. саморегулируемые 
организации (СРО) в целях повышения 
конкурентоспособности своих 
Человеку, как существу коллективному, свойственно не только образовывать семьи для выживания и продолжения рода, но также объединяться с современных саморегулируемых организаций можно найти в самых отдаленных себе подобными по роду деятельности и профессии. Прообразы человеческой истории, их обязательным условием возникновения становилось усложнение экономических связей между людьми, возникновение городов, необходимость защиты собственных интересов.
Первой 
саморегулируемой организацией, зафиксированной 
в истории, стала группа врачей, клятва 
Гиппократа – это, по сути, первый стандарт 
деятельности. Средневековая Европа, 
представляющая собой замкнутые 
сословные корпорации, может дать 
примеры различных 
Самоуправление 
было положено в основу такого правового 
института, как адвокатура и коллегии 
адвокатов. При проведении правовой 
реформы 1864 г. адвокатура создавалась 
как самоуправляющаяся 
В новейшей истории развития правового обеспечения деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации можно условно выделить два этапа становления.
В 1995 году понятие «саморегулируемые организации» было впервые закреплено законодательно.
В эти 
годы правовой статус саморегулируемых 
организаций был 
 законодательных и 
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в том числе обязал арбитражных управляющих вступать в СРО. Федеральный закон № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в РФ» в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 157-ФЗ) заменил лицензирование оценщиков обязательным членством в СРО.
С января 2009 года происходит замена государственного лицензирования в строительстве на саморегулирование проектной, строительной и инженерно-изыскательской деятельности через обязательное членство в СРО. С января 2010 года официальное разрешение на осуществление профессиональной деятельности в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий – допуск к видам работ – можно получить, только став членом саморегулируемой организации.
С марта 2012 г. по данным мониторинга, проведенного Национальным Институтом Системных Исследований Проблем Предпринимательства (НИСИПП), в Российской Федерации зарегистрировано 1003 СРО, охватывающих 26 видов профессиональной и предпринимательской деятельности, государственную регистрацию которых осуществляют 7 федеральных органов исполнительной власти. Требование об обязательном членстве хозяйствующих субъектов в СРО установлено для 10 видов предпринимательской и профессиональной деятельности. Отрасли-лидеры по количеству СРО – это строительство (проектировщики, строители, изыскатели) — 445 организаций и энергетический аудит – 133 саморегулируемых организации.
Все больше предпринимателей объединяются в профессиональные саморегулируемые организации (СРО) на добровольных началах. На конец марта 2012 г. в государственный реестр СРО Росреестра включена информация о 245 СРО в различных сферах деятельности.
К началу 
2012 года в Российской Федерации федеральным 
законодательством было установлено 
обязательное членство в саморегулируемых 
организациях для участников профессиональной 
или предпринимательской 
-деятельность арбитражных управляющих;
-аудиторская деятельность; 
-кредитная кооперация;
-оценочная деятельность;
-деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов;
-инженерные изыскания;
-архитектурно-строительное проектирование;
-строительство;
-деятельность в области энергетического обследования;
-теплоснабжение.
Специальным законодательством установлена возможность создания саморегулируемых организаций в девяти сферах деятельности, членство в которых для субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности является добровольным:
-профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;
-деятельность негосударственных пенсионных фондов;
-кредитная кооперация;
-кадастровая деятельность;
-рекламная деятельность;
-деятельность жилищных накопительных кооперативов;
-деятельность патентных поверенных;
-посредническая деятельность по урегулированию споров (медиация);
-деятельность микрофинансовых организаций.
В отдельных сферах деятельности саморегулируемые организации создаются по собственной инициативе профессиональных участников рынка исключительно в рамках 315-ФЗ. На добровольных началах к марту 2012 года уже созданы СРО:
- производителей стройматериалов
- переработчиков мусора
- лифтовиков
-управляющих недвижимостью
-производителей в сфере физической культуры и сопрта
- пожарной безопасности
-саморегулирование в строительной сфере.
Правовое регулирование 
деятельности саморегулируемых организаций 
содержится, как правило, в конкретном 
нормативном акте, устанавливающем необходимость 
их создания в определенной сфере общественных 
отношений. 
выделить ключевые признаки, необходимые 
для признания образования саморегулируемой 
организацией.
1) по своему статусу данные организации относятся к некоммерческим организациям;
2) основаны на членстве;
3) объединение строится по профессиональному признаку;
4) основная цель – регулирование 
деятельности участников на 
5) участниками объединения являются предприниматели.
Основной целью саморегулируемых организаций является обеспечение условий профессиональной деятельности своих членов. Они призваны выполнять следующие функции: защищать интересы участников объединения, оказывать содействие в осуществлении профессиональной деятельности и создавать особую систему контроля за деятельностью участников саморегулируемой организации. Разработчики законопроекта о саморегулируемых организациях целью создания подобных юридических лиц назвали разработку и установление правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также осуществление контроля за их соблюдением.
2. Саморегулирование в 
туризме. 
2.1.Саморегулируемые организации в сфере 
туризма. 
         Рассматривая 
вопросы создания СРО в туризме в целом 
и туристской деятельности, актуально 
сформулировать основные особенные требования 
к СРО в сфере туризма, которые предлагается 
положить в основу поправок и дополнений 
в федеральный закон «Об основах туристской 
деятельности в Российской Федерации». 
          Некоммерческая 
организация включается в государственный 
реестр СРО туризма при условии соответствия 
ее следующим требованиям: 
1) объединения в составе саморегулируемой 
организации в качестве ее членов не менее 
100 физических лиц или не менее 50 коммерческих 
организаций, соответствующих установленным 
настоящим Федеральным законом требованиям 
к членству в такой организации; 
2) наличия утвержденных правил осуществления 
предметной туристской деятельности и 
внешнего контроля качества работы членов 
СРО туризма, а также принятого кодекса 
профессиональной этики туризма (туроператоров 
и турагентов, иных туристских организаций 
или предприятий, индивидуальных предпринимателей, 
предоставляющих туристские услуги); 
3) обеспечения СРО туризма дополнительной 
имущественной ответственности каждого 
ее члена перед потребителями туристских 
услуг и иными лицами посредством формирования 
компенсационного фонда (компенсационных 
фондов) СРО туризма. 
          Все и любые 
виды туристской деятельности, связанные 
с предоставлением туристских услуг (туроператорских, 
турагентских в рамках туристского продукта, 
или комплексных и отдельных, не образующих 
туристский продукт, или отдельных услуг) 
населению или иным заказчикам на территории 
России, в том числе и иностранным потребителям 
(туристам и заказчикам) должны выполняться 
только индивидуальными предпринимателями 
или юридическими лицами, имеющими выданные 
саморегулируемой организацией в сфере 
туризма по принадлежности — свидетельства 
о допуске к таким видам работ. 
          Участие 
в саморегулируемой организации — должно 
быть непременным условием легитимной 
туристской деятельности всех видов —туроператоров, 
турагентов и иных предприятий и организаций, 
предоставляющих туристские (отдельные 
или комплексные) услуги в части организации 
туризма населению и иных заказчикам. 
          Основными 
целями СРО туризма являются: 
- повышение качества предоставляемых 
потребителю туристских услуг любого 
ассортимента, вида и направленности; 
- установление финансовой гражданской 
ответственности перед потребителем за 
не предоставление или некачественное 
предоставление туристских услуг; 
- предупреждение причинения вреда жизни 
или здоровью физических лиц, имуществу 
физических или юридических лиц, государственному 
или муниципальному имуществу, окружающей 
среде, жизни или здоровью животных и растений, 
объектам культурного наследия (памятникам 
истории и культуры) народов Российской 
Федерации вследствие не предоставления 
или некачественного предоставления услуг. 
- повышение качества предоставления всех 
и любых видов туристских услуг и туристского 
продукта; 
- предоставление гарантии каждому туристу 
или иному заказчику, заключившему договор 
о реализации туристских услуг и туристского 
продукта; 
- возврата денежных средств, внесенных 
в счет договора о реализации туристского 
продукта, за туристские услуги, оплаченные, 
но не оказанные туроператором или третьими 
лицами, на которых туроператором было 
возложено исполнение обязательств по 
договору о реализации туристского продукта; 
- выплаты денежных средств, причитающихся 
туристу или иному заказчику в возмещение 
реального ущерба, возникшего в результате 
неисполнения или ненадлежащего исполнения 
туроператором обязательств по договору 
о реализации туристского продукта, в 
том числе денежных средств, необходимых 
для компенсации расходов, понесенных 
туристом или иным заказчиком в связи 
с непредвиденным выездом (эвакуацией) 
из страны (места) временного пребывания. 
            Саморегулируемая 
организация в сфере туризма обязана разработать 
и утвердить: 
1.требования к выдаче свидетельств о допуске 
к работам в сфере туристской деятельности 
по категория и видам направлений предоставления 
услуг;  
2. правила контроля в области саморегулирования 
— документ, устанавливающий правила 
контроля за соблюдением членами СРО туризма 
требований к выдаче свидетельств о допуске, 
требований стандартов саморегулируемых 
организаций и правил саморегулирования; 
 3. документ, устанавливающий систему 
мер дисциплинарного воздействия и мер 
имущественной ответственности за несоблюдение 
членами саморегулируемой организации 
требований к выдаче свидетельств о допуске, 
правил контроля в области саморегулирования, 
требований технических регламентов, 
требований стандартов саморегулируемых 
организаций и правил саморегулирования. 
             
СРО туризма вправе и должна разработать 
и утвердить: 
1) стандарты саморегулируемых организаций 
— документы, устанавливающие в соответствии 
с законодательством Российской Федерации 
о техническом регулировании правила 
предоставления услуг в рамках туристского 
продукта и комплексов услуг, а также и 
отдельных услуг, не обладающих признаками 
туристского продукта, требования к результатам 
указанных работ и услуг, системе контроля 
за их оказанием; 
2) правила саморегулирования — документ, 
устанавливающий требования к предпринимательской 
деятельности членов СРО туризма, за исключением 
требований, установленных законодательством 
Российской Федерации о техническом регулировании; 
3) сметы текущей деятельности, включая 
налогообложение, и расходов на функционирование 
и оплату административно-
СРО туризма не вправе разрабатывать и 
утверждать документы, устанавливающие 
обязательные требования к членам этой 
саморегулируемой организации, их деятельности. 
         Документы 
СРО туризма не должны: 
- противоречить требованиям законодательства 
Российской Федерации, в том числе требованиям 
технических регламентов; 
- противоречить целям, создания саморегулируемых 
организаций; 
- устанавливать конкурентные преимущества 
для индивидуальных предпринимателей 
и юридических лиц, являющихся учредителями 
такой организации; 
- привести к недопущению, ограничению 
или устранению конкуренции, в том числе 
к разделу товарного рынка по территориальному 
принципу, объему продажи или покупки 
товаров, ассортименту реализуемых товаров 
либо составу организаторов туризма и 
потребителей (туристов или заказчиков 
туристского продукта), созданию препятствий 
доступу на товарный рынок хозяйствующим 
субъектам. 
  Правилами саморегулирования могут устанавливаться: 
1) условия, подлежащие включению в договоры: 
а) с прямыми исполнителями туристских 
и иных услуг, обеспечивающие защиту интересов 
заказчиков работ, которые оказывают влияние 
на безопасность туризма и туристов, а 
также их имущества; 
б) туроператоров и турагентов о реализации 
туристских услуг и туристского продукта; 
в) с туристами о реализации туристских 
услуг и/или туристского продукта. 
2) требования к исполнителям туристских 
и иных услуг, которые оказывают влияние 
на безопасность туристской деятельности 
и туризма, относительно предупреждения 
и разрешения конфликтных ситуаций с заказчиками 
этих работ, пользователями результатами 
этих работ; 
3) требования о страховании членами СРО 
туризма гражданской ответственности, 
которая может наступить в случае причинения 
вреда вследствие непредоставления услуг 
или ненадлежащего исполнения услуг, которые 
оказывают влияние на безопасность туризма 
и туристов, условия такого страхования; 
4) требования об обязательном и дополнительных 
видах страхования, связанных с предоставлением 
услуг туризма и рисков, о страховании 
работников туристских организаций (организаторов 
туризма) и индивидуального предпринимателей, 
а также работников юридического лица 
от несчастных случаев и болезней, условия 
такого страхования; 
5) требование о наличии сертификатов соответствия 
услуг и классификации объектов туристской 
индустрии, которые оказывают влияние 
на безопасность туризма и туристов, сертификатов 
системы управления качеством таких работ, 
выданных при осуществлении добровольного 
подтверждения соответствия в определенной 
системе добровольной сертификации; 
6) требования к содержанию рекламы, распространяемой 
исполнителями услуг объектов туристской 
индустрии, которые оказывают влияние 
на безопасность туризма и туристов. 
7) требования к образовательному цензу 
руководителя и основных исполнителей, 
например, опыт работы не менее трех лет 
в сфере туризма, наличие специального 
профессионального образования. 
8) свод этических норм и правил при осуществлении 
туристской деятельности (Кодекс профессиональной 
этики туризма), включая ответственность 
за нарушение принятых норм и правил. 
       Документы СРО туризма, 
изменения, внесенные в эти документы, 
решения о признании их утратившими силу 
считаются принятыми саморегулируемой 
организацией, если за принятие этих документов, 
изменений, решений проголосовали более 
чем пятьдесят процентов от общего числа 
членов такой организации, и вступают 
в силу не ранее чем через десять дней 
после дня их принятия. 
        Документы СРО туризма, 
изменения, внесенные в документы, и решения, 
принятые общим собранием членов саморегулируемой 
организации или постоянно действующим 
коллегиальным органом управления саморегулируемой 
организации, в срок не позднее чем через 
три дня со дня их принятия подлежат размещению 
на сайте этой саморегулируемой организации 
в сети "Интернет" и направлению на 
электронном и бумажном носителях в орган 
надзора за СРО туризма. 
  Требования к членству в СРО туризма 
1. СРО туризма устанавливает требования 
к членству в ней туристских организаций 
и предприятий, а также индивидуальных 
предпринимателей, которые должны быть 
едиными соответственно для всех туритстских 
организаций-членов СРО туризма . 
2. Требованиями к членству туристских 
организаций в СРО туризма являются следующие: 
1) коммерческая организация может быть 
создана в любой организационно-правовой 
форме, за исключением государственного 
или муниципального унитарного предприятия; 
2) численность персонала, являющихся постоянными 
работниками коммерческой организации 
на основании трудовых договоров, должна 
быть не менее пяти человек; 
3) доля уставного (складочного) капитала 
коммерческой организации, принадлежащая 
туристской организации, должна быть не 
менее 51 процента; 
4) безупречная деловая репутация; 
5) наличие и соблюдение правил осуществления 
внутреннего контроля качества работы; 
6) уплата взносов в СРО туризма и заключение 
договоров страхования гражданской ответственности 
в размерах и порядке, которые устанавливаются 
ею; 
7) уплата взносов в компенсационный фонд 
(компенсационные фонды) СРО туризма; 
8) наличие установленного законом финансового 
обеспечения туроператорской деятельности 
и наличие реестрового номера в Едином 
федеральном реестре туроператоров Ростуризма 
(для туроператоров). 
3. Требованиями к членству индивидуальных 
предпринимателей в СРО туризма являются 
следующие требования: 
1) наличие высшего профессионального 
образования и опыт работы не менее трех 
лет; 
2) безупречная деловая (профессиональная) 
репутация; 
3) уплата всех взносов в СРО туризма в 
размерах и порядке, которые устанавливаются 
ею (вступительный и ежегодный, текущие); 
4) уплата взносов в компенсационный фонд 
(компенсационные фонды) СРО туризма. 
   Примером работы саморегулируемой 
организации является «Российский Союз 
Туриндустрии». 
Российский Союз Туриндустрии - крупнейшее 
отраслевое объединение, в которое входят 
туроператоры, турагентства, гостиницы, 
санаторно-курортные учреждения, транспортные, 
страховые, консалтинговые, IT-компании, 
учебные заведения, СМИ, общественные 
и иные организации в сфере туризма. 
   На сегодняшний день, с учетом ассоциированных 
членов, организаций, входящих в ассоциации 
и союзы, а также объединенных в сети турагентств, 
РСТ представляет интересы более 2500 предприятий 
туриндустрии из России, стран ближнего 
и дальнего зарубежья. В структуру РСТ 
входят 10 региональных отделений - Северо-Западное, 
Приморское, Красноярское, Хабаровское, 
Тверское, Нижегородское, Бурятское, Удмуртское, 
Ростовское, Приволжское региональные 
отделения РСТ. В рамках Союза работают 
комиссии: санаторно-курортная, по внутреннему 
туризму, правовая, страховая, автобусная. 
Предприятия-члены РСТ зарегистрированы 
и имеют филиалы в более чем 70 городах 
России. 
  РСТ был создан в 1993 г. До 2002 года организация 
называлась Российской ассоциацией туристических 
агентств (РАТА). Основные задачи РСТ – 
создание в стране цивилизованного туристского 
рынка и повышение конкурентоспособности 
национального туристского продукта услуг 
в сфере туризма. 
  РСТ защищает коллективные интересы участников 
Союза и права обслуживаемых ими клиентов, 
участвует в работе по: 
• совершенствованию нормативно-правовой 
базы в сфере туризма; 
• противодействию монополизации туристского 
рынка; 
• оперативному разрешению конфликтных 
ситуаций в сфере туризма; 
• привлечению инвестиций для развития 
туристской инфраструктуры; 
• совершенствованию системы подготовки 
кадров; 
• созданию новых турпродуктов и продвижению 
новых туристских направлений; 
• внедрению новых технологий. 
  РСТ участвует в разработке проектов 
законов, реализует маркетинговые, образовательные, 
информационные проекты, в числе которых 
– ежедневная электронная газета RATA-news, 
серия каталогов по въездному туризму 
Just Russia, общероссийский добровольный Генеральный 
реестр туристических агентств, информационная 
поддержка туристских брендов и дестинаций, 
организация инфотуров для руководителей 
предприятий туриндустрии и журналистов. 
  РСТ - член Всемирной туристской организации 
(ЮНВТО), Торгово-промышленной палаты РФ 
и Российского союза промышленников и 
предпринимателей, Общероссийской общественной 
организации малого и среднего предпринимательства 
«Опора России».
2.2 Стандарты организаций.
  Стандарты организаций, 
в том числе коммерческих, общественных, 
научных организаций, саморегулируемых 
организаций, объединений юридических 
лиц могут разрабатываться и утверждаться 
ими самостоятельно исходя из необходимости 
применения этих стандартов для целей, 
указанных в статье 11 настоящего Федерального 
закона, для совершенствования производства 
и обеспечения качества продукции, выполнения 
работ, оказания услуг, а также для распространения 
и использования полученных в различных 
областях знаний результатов исследований 
(испытаний), измерений и разработок. 
  Порядок разработки, утверждения, учета, 
изменения и отмены стандартов организаций 
устанавливается ими самостоятельно с 
учетом положений статьи 12 настоящего Федерального 
закона. 
Проект стандарта организации может представляться 
разработчиком в технический комитет 
по стандартизации, который организует 
проведение экспертизы данного проекта. 
На основании результатов экспертизы 
данного проекта технический комитет 
по стандартизации готовит заключение, 
которое направляет разработчику проекта 
стандарта. 
 Стандарт - документ, в котором в целях 
добровольного многократного использования 
устанавливаются характеристики продукции, 
правила осуществления и характеристики 
процессов производства, эксплуатации, 
хранения, перевозки, реализации и утилизации, 
выполнения работ или оказания услуг. 
Стандарт также может содержать требования 
к терминологии, символике, упаковке, маркировке 
или этикеткам и правилам их нанесения. 
  Международный стандарт – стандарт, принятый 
международной организацией. 
  Национальный стандарт - стандарт, утвержденный 
национальным органом Российской Федерации 
по стандартизации.
Стандарт  организации - стандарт, 
утвержденный и применяемый организацией 
для целей, установленных статьей 17 Федерального 
закона «О техническом регулировании», 
для совершенствования производства и 
обеспечения качества продукции, выполнения 
работ, оказания услуг, а также для распространения 
и использования полученных в различных 
областях знаний результатов исследования 
(испытаний), измерений и разработок. 
  Стандартизация - деятельность по установлению 
правил и характеристик в целях их добровольного 
многократного использования, направленная 
на достижение упорядоченности в сферах 
производства и обращения продукции и 
повышение конкурентоспособности продукции, 
работ или услуг. 
  Продукция - результат деятельности, представленный 
в материально-вещественной форме, и предназначенный 
для дальнейшего использования в хозяйственных 
и иных целях. 
  Технический регламент - документ, который 
принят в соответствии с международным 
договором Российской Федерации, ратифицированным 
в порядке, установленном законодательством 
Российской Федерации или федеральным 
законом, или Указом Президента Российской 
Федерации, или постановлением Правительства 
Российской Федерации, и устанавливает 
обязательные для применения и использования 
требования к объектам технического регулирования 
(продукции, в том числе, зданиям, строениям 
и сооружениям, процессам производства, 
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации 
и утилизации).