Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 22:35, реферат
Цель данной работы - рассмотреть  состояние архивного дела на современном  этапе.
В соответствии с поставленной целью сформулируем задачи стоящие  перед данной работой:
1.   Рассмотреть особенности науки архивоведение и ее место среди остальных наук;
Введение
1. Место архивоведения  в системе других наук
2. Архивное дело сегодня
3. Современное законодательство  в области архивного дела
4. Автоматизация архивного  дела
Заключение
Список литературы
Архивы в силу свойства 
аутентичности 
Так исторически сложилось, 
что почти сразу после этого 
изменилась вся система гражданского 
законодательства России. Осенью 1993 года 
произошли известные события, за 
которыми в декабре последовало 
принятие нового основного закона страны 
– Конституции. Вскоре был принят 
новый Гражданский Кодекс. В 1995 году 
в рамках реализации новой Конституции 
появился Федеральный Закон № 154-ФЗ 
«Об общих принципах 
Но архивное дело представляет 
собой сферу совместного 
Государственная политика реализуется 
через нормативные акты, и принятие 
федеральных законов является важнейшей 
частью государственной политики в 
соответствующих сферах. Принятие в 
2004 году Федерального закона «Об архивном 
деле в Российской Федерации» ознаменовало 
собой новый этап развития российского 
общества. Одной из особенностей нового 
Федерального Закона является форма 
документа. В законе детально проработаны 
вопросы организации архивной работы 
по всем направлениям. О хранении, комплектовании, 
учете и использовании архивных 
документов в Закон входят три 
самостоятельных раздела: «Хранение 
и учет архивных документов», «Комплектование 
архивов архивными документами»
Вторая отличительная особенность – сфера применения нового закона. Ранее действовали Основы законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, название нового Федерального закона – «Об архивном деле в Российской Федерации». В полном объеме новый закон в части, касающейся муниципальных архивов, вступит в силу с 1 января 2006 года.
Закон четко соответствует международным договорным обязательствам России и ее федеральным законам, в частности в том, что касается вывоза и ввоза архивных документов за пределы государства. Новый закон приведен в строгое соответствие с Законом Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804 - I «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Во всем, что касается вопросов перемещенных культурных ценностей, в том числе перемещенных архивов, новый закон приведен в строгое соответствие с Федеральным законом от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», потому что ранее так называемые трофейные ценности, которых у нас немало в архивах, выпадали из правового регулирования в прежнем архивном законодательстве.
Часть 3 ст. 26 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» гласит: «Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при наличии у них соответствующих архивных документов обязаны бесплатно предоставлять пользователю архивными документами оформленные в установленном порядке архивные справки или копии архивных документов, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации». Это все, что связано с пенсионным обеспечением, льготами и компенсациями жертвам репрессий, узникам нацистских лагерей и т.п. Когда эти люди ищут защиты своих прав, такие справки им выдаются бесплатно.
В контексте раскрытия темы реферата целесообразным является рассмотрение вопросов управления архивным делом в соответствии с принятым законом.
Вопросы управления архивным делом в Российской Федерации регламентируются третьей главой структура, которой выглядит следующим образом:
1. Создание архивов.
2. Организация управления архивным делом в Российской Федерации.
3. Финансовое и материально-техническое обеспечение архивного дела.
4. Контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации.
Однако данный закон не решил всех проблем, которые имеют место в архивном деле.
Сегодня совершенно необходима 
кропотливая работа приведения существующей 
нормативно-правовой базы субъектов 
Российской Федерации в соответствие 
с Федеральным Законом «Об 
архивном деле». Проблема заключается 
в том, что некоторые субъекты 
федерации имеют собственные 
законы, которые до сих пор не 
приведены в строгое 
В архивном деле существует особо актуальная задача введения и применения единых стандартов доступа, что является прямым требованием Конституции РФ. Должны существовать единые правила учета и поиска информации, как и единые правила работы всех публичных архивов: государственных, федеральных, всех субъектов федерации и муниципальных. Здесь следует особо подчеркнуть, что Единые правила работы государственных и муниципальных архивов – это подзаконный акт, который должен быть выпущен Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ в ближайшие год-полтора. Этот документ должен стать нормативным актом, по которому будут жить государственные и муниципальные архивы страны.
Архивные документы со временем ветшают, приходят в неудовлетворительное состояние. Понятие «неудовлетворительное физическое состояние документа» вводится архивистами главным образом для того, чтобы сохранить подлинники документов, а не для закрытия архива для пользователя. Необходимо создание страхового фонда архивов и фонда пользователя, чтобы этот последний мог бы работать с микрофильмом документа (то есть его копией) и читать этот документ, пока нет возможности доступа к подлиннику.
В соответствии с п. 2 ст. 25 закона «Ограничивается доступ к архивным документам независимо от их форм собственности, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, а также к подлинникам особо ценных документов, в том числе уникальных документов, и документам Архивного фонда Российской Федерации, признанным в порядке, установленном специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии».
Здесь уместно напомнить, что любой пользователь архива вправе подать в суд, если его законное требование не выполнено и ему отказывают в доступе к открытым документам на основании того, что последние находятся в неудовлетворительном физическом состоянии. Такая формулировка на деле отражает тот факт, что в архиве отсутствуют необходимые мирофильмированные копии документов, а работники архива не выполняют в полном объеме своих должностных обязанностей.
Очевидно, что в компетенцию 
Закона об архивах не входит установление 
ответственности за его нарушение 
– такая ответственность 
Согласно Статье 13.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях граждане, виновные в несоблюдении законодательства, правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, могут быть привлечены к ответственности в виде штрафа на сумму от 1 до 3 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), должностные лица – на сумму от 3 до 5 МРОТ. В этой статье существует правовой вакуум относительно возникновения и объема ответственности за несоблюдение законодательства об архивах юридическими лицами.
Очевидно, что совершенно 
необходимо изменение ответственности 
за такие правонарушения на более 
суровую, поскольку ценность многих 
утраченных документов и стоимость 
реставрации сохранившихся 
В Советском Союзе были созданы первые кино- и фоноархивы, благодаря которым мы сегодня можем увидеть и услышать давно минувшее. К сожалению, сейчас ситуация с пополнением этих архивов изменилась в худшую строну: даже государственные теле- и радиовещательные компании не считают нужным отправлять обязательный экземпляр своей аудиовизуальной продукции в соответствующие государственные архивы. И это – несмотря на то, что в начале 2004 года было принят новый вариант закона «Об обязательном экземпляре документов» (Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ с изменениями от 27 декабря 2000 г., 11 февраля 2002 г.), предполагающий обязательную поставку в Федеральные архивы любого аудиовизуального произведения. Очевидно, что здесь большую роль играет широкая востребованность такого информационного продукта и значительная финансовая выгода от его продажи и существующая очень незначительная ответственность за нарушение архивного законодательства, и поэтому производители просто блокируют передачу документов такого рода на государственное хранение. Ведь, в случае наличия таких документов в архиве, они будут доступны для многих пользователей. Здесь происходит столкновение авторских прав на информационный продукт и названного Закона «Об обязательном экземпляре документов», что требует дальнейшего совершенствования законодательства в таких, на первый взгляд, далеких друг от друга областях.
Наши архивы во многом уникальны. Для многих зарубежных партнеров огромный интерес представляет покупка у России сырой архивной информации – копий, микрокопий, электронных копий документов и т.д. Этот вопрос представляет собой предмет ожесточенных споров, хотя несомненно, что Россия не должна идти на масштабные проекты, связанные с продажей такой информации. Сегодня наша страна вышла из полосы кризиса начала-середины 90-х годов прошлого века. И поэтому курс, который был взят когда-то на такую форму международного сотрудничества в архивном деле, уже не является оправданным.
4. Автоматизация архивного дела
Одним из факторов, определяющих 
способность архивов полно и 
точно удовлетворять все 
В настоящее время, когда 
реформированию подвергаются практически 
все стороны общественного 
Для архивных учреждений актуальными являются справочно-информационные системы, обеспечивающие автоматизацию учета, анализа и технологии выполнения основных функций архивов, а также автоматизированные информационные системы и базы данных, оперирующие полнотекстовой информацией. Информационная поддержка основных видов деятельности государственных архивов осуществляется путем создания совместимого программного обеспечения в виде комплекса взаимосвязанных баз данных, его внедрения, практического использования.
В оптимальном варианте эти 
базы данных должны функционировать 
в локальной вычислительной сети 
архивного учреждения как комплекс 
локальных или распределенных баз 
данных. Ядром этого комплекса 
является база данных, содержащая сведения 
учетного характера на уровне фонда 
и описи о сохранности архивных 
материалов, о составе и содержании 
документов. Состав программного обеспечения 
определяется существующими нормативно-
Разработкой и внедрением 
автоматизированных архивных технологий 
и информационно-поисковых 
Главными задачами отдела 
автоматизированных архивных технологий 
и информационно-поисковых 
1. разработка основных направлений развития информационно-поисковых систем;
2. использование автоматизированных архивных технологий;
3. создание баз и банков данных, выполнение оформительских и печатных работ.
Важным этапом работы отдела 
явилось внедрение в