Юридические гарантии трудовых прав граждан и их реализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:40, реферат

Краткое описание

Конституционное право на труд получило развитие в Трудовом кодексе Российской Федерации. После Конституции Российской Федерации среди законов о сфере труда он является важнейшим документом, актом, обладающим высшей юридической силой. По сути – это кодифицирован- ный источник трудового права. Характерным является и то, что он усили- вает отраслевую принадлежность норм трудового права. Кроме того, он содержит много новых и важных положений, относящихся ко всем инсти- тутам российского трудового права.

Вложенные файлы: 1 файл

правоведение теория.docx

— 25.20 Кб (Скачать файл)

 

Юридические гарантии трудовых прав граждан и  их реализация.

Конституционное право на труд получило развитие в  Трудовом кодексе Российской Федерации. После Конституции Российской Федерации  среди законов о сфере труда  он является важнейшим документом, актом, обладающим высшей юридической  силой. По сути – это кодифицирован- ный источник трудового права. Характерным  является и то, что он усили- вает отраслевую принадлежность норм трудового  права. Кроме того, он содержит много  новых и важных положений, относящихся  ко всем инсти- тутам российского  трудового права.

Кодекс  состоит из 6 частей, 14 разделов, 62 глав и 424 статей. В пре- амбуле Кодекса определены цели трудового законодательства, которые заключаются в установлении государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создании благоприятных условий труда, защите прав и интересов работников и работодателей.

Работники должны иметь реальные возможности для реализации своих  основных трудовых прав, свобод, обязанностей, а также законных интересов, а  государство, в свою очередь, обязано  обеспечить их соблюдение и воплощение в жизнь. Такими мерами, средствами, способами и выступают соответствующие  юридические гарантии. “Гарантии  необходимы личности не только для  осуществления принадлежащих ей прав, но и для реального удовлетворения ее потребностей”. Гарантии призваны максимально приблизить правовое положение  работника к его фактическому положению. Правовые гарантии – стабилизирующий  элемент содержания юридического статуса.

Если проанализировать содержание Трудового кодекса РФ, то можно  уверенно заключить, что большинство  его норм составляют нормы, направленные на обеспечение реализации основных трудовых прав, свобод, обязанностей и  законных интересов, т.е. нормы-гарантии. Это вовсе не случайно, так как  трудовое право – социальная правовая отрасль, главной функцией которой  выступает функция защитная, а  защищает она именно работника.

Юридические гарантии трудовых прав — это закрепленные в трудовом законодательстве способы и средства реализации и защиты трудовых прав. Юридические гарантии основных трудовых прав делятся на общие, применяемые  ко всем работникам, и специальные , относящиеся лишь к определенным категориям (женщинам, молодежи, работникам с вредными и тяжелыми условиями труда и т. п.). Специальные гарантии дополняют общие или применяются взамен общих. Закрепляются они специальными нормами права.

Все это выражает определенные возможности гражданина как субъекта трудового права, у которого в  его правовой статус включаются и  основные трудовые права, и важнейшие их гарантии. Например, содержанием права на труд является единство следующих возможностей гражданина как субъекта трудового права:

получить работу и быть работником производства любой формы  собственности, а содействие государства  этому через службу занятости  служит гарантией данного права;  
получить подходящую по специальности, квалификации и оплате труда работу;

выбирать свободно род  занятий, профессию, заключать трудовой договор о работе на производстве;

реализовать свои профессиональные способности в безопасных для  здоровья условиях труда;

при безработице получить от службы занятости определенную материальную и моральную помощь в виде пособий, компенсаций, стипендий (при переобучении);

требовать через соответствующий  орган, включая суд, восстановления нарушенного права на труд как  при приеме на работу, так и при  переводе на другую работу или увольнении.

Каждая из указанных шести  возможностей содержания права на труд обеспечивается конкретными нормами  институтов обеспечения занятости, трудового договора, охраны труда  и трудовых споров. Поэтому мы и  говорим, что, например: первый принцип  — обеспечение свободы труда  и права на труд - конкретизируется в нормах институтов обеспечения  занятости, трудового договора, охраны труда и трудовых споров; четвертый  принцип — обеспечение права  на справедливые условия охраны труда  — в нормах институтов трудового  договора, рабочего времени и времени  отдыха, социального партнерства  охраны труда, надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и материальной и моральной ответственности  работодателя за трудовое увечье работника; шестой принцип обеспечение справедливой оплаты за труд — в нормах институтов оплаты труда, гарантийных и компенсационных  выплат; седьмой принцип — обеспечение  равноправия в труде — во всех институтах трудового права; шестнадцатый принцип — обеспечение права  требовать исполнения трудовых обязанностей как от работодателя (его администрации), так и от работников— в нормах институтов дисциплины труда, трудового  договора (дисциплинарные увольнения), материальной ответственности сторон трудового отношения друг перед  другом и трудовых споров.

Трудовое законодательство Российской Федерации содержит принципы и нормы отношения к труду, которые необходимы гражданам социального государства. Следует подчеркнуть, что право человека на труд относится к основным правам человека, а состояние законодательства и реальное положение дел в области реализации данного права не только являются показателем цивилизованности общества, но и непосредственно воздействуют на эффективность его экономики, как материальной основы жизни граждан страны. Поэтому трудовое законодательство по сути своей является законодательством социальным, а трудовое право является правом социальной защиты.

Конституция в статье 37 провозглашает право  на свободный труд, выбор деятельности; право на условия труда, соответствующие  санитарно-гигиеническим требованиям; право на решение трудовых споров за- конными способами, включая право на забастовку. Основой для включения в Конституцию Российской Федерации положений, закрепляющих право на свободный труд, вознаграждение и гарантии условий труда, стали международные документы. Гарантии данного положения Конституции можно найти и в Гражданском кодексе Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации и Арбитражном кодексе Российской Федерации, ответственность за их нарушение предусмотрена в Уголовном кодексе Российской Федерации. Тем не менее положения законодательных актов не всегда соответствуют требованиям международных правоохранительных организаций. Так, требование Всеобщей декларации прав человека об установлении уровня оплаты труда, который бы мог обеспечивать достойное существование человека, для Российской Федерации с её нестабильной экономикой пока невыполнимо.

Согласно  ч. 2 ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия). Также к принудительному труду относятся нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата её не в полном размере; требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

В России принудительный труд запрещён, но ранее в социалистическом обществе тунеядство было наказуемым деянием. Сейчас свобода предполагает, что человек вправе не заниматься никаким трудом. Исключениями здесь, конечно, будут случаи, когда в качестве наказания или при прохождении службы человек обязан выполнять определённые работы, такие требования могут возникнуть при работе в чрезвычайных ситуациях и т.д. Тем не менее, произвола здесь быть не может – законодательство определяет все случаи ограничения данной свободы.

Право на свободу труда неотделимо от права  на безопасные условия труда, в качестве их гарантий Россия подписала конвенции  Международной организации труда, определяющие требования безопасности и гигиены.

Минимальный размер оплаты труда – законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. На данный момент МРОТ устанавливается Федеральным законом от 19 июня 2000 г.

№ 82-ФЗ «О минимальном  размере оплаты труда». МРОТ устанавливается  одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом  и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека (ч. 1 ст. 133 ТК Российской Федерации).

Право на защиту от безработицы закреплено конституционно, политика государства в области занятости предполагает решение этой острой для России проблемы – социальная защита безработных, создание новых рабочих мест и т.д. Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определяет Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. В соответствии с данным Законом государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

развитие  трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

обеспечение равных возможностей всем гражданам  Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального  положения, политических убеждений  и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание  условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые;

предупреждение  массовой и сокращение длительной (более  одно-

го года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

объединение усилий участников рынка труда и  согласованность их действий при  реализации мероприятий по содействию занятости населения;

координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной поли- тики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

международное сотрудничество в решении проблем  занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

И ещё  одна важная особенность нынешнего Трудового кодекса Российской Федерации. В нём достаточно чётко выражена идея социального партнёрства в сфере труда. В ст. 23 ТК Российской Федерации социальное партнёрство определяется как система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнёрства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнёрства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Согласно  ст. 24 ТК Российской Федерации основными  принципами социального партнёрства  являются:

равноправие сторон;

уважение  и учёт интересов сторон;

заинтересованность  сторон в участии в договорных отношениях;

содействие  государства в укреплении и развитии социального партнёрства на демократической  основе;

соблюдение  сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

полномочность представителей сторон;

свобода  выбора  при  обсуждении вопросов,  входящих в  сферутруда;

Информация о работе Юридические гарантии трудовых прав граждан и их реализация