Шпаргалка по "Управлению качеством"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:09, шпаргалка

Краткое описание

В философском определении термин «качество» означает: «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет качество» (Гегель). В определении Международной организации стандартизации термин «качество» — это «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности». Многие слова, используемые повсеместно, применяются в области качества в специфическом или ограниченном значении.

Вложенные файлы: 1 файл

КАЧЕСТВО.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Отличительными элементами японской системы управления качеством являются:

•    ориентация на совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях;

•    ориентация на контроль качества процессов, а не на качество продукции;

•    ориентация на предотвращение возможности допущения дефектов;

•    тщательное исследование и анализ возникающих проблем по принципу       восходящего потока, т. е.   «от последующей операции к предыдущей»;

•    культивирование принципа: «Твой потребитель — исполнитель следующей производственной операции»;

•    полное закрепление ответственности за качество труда за 
непосредственным исполнителем;

•    активное использование человеческого фактора, развитие 
творческого потенциала рабочих и служащих, культивирование 
морали: «Нормальному человеку стыдно плохо работать».

Большое внимание уделяется  деятельности кружков качества. Это добровольные объединения работающих различного уровня и различных областей деятельности, собирающихся вне рабочего времени с целью поиска мероприятий по улучшению качества. Подобные кружки работают под девизами: «Качество определяет судьбу предприятия», «Думай о качестве ежеминутно».

Основные правила работы кружков  качества: регулярность собраний, добровольность участия, решение конкретных проблем, выявление, исследование и оценка проблем качества в ходе обсуждения.

В ходе работы кружка качества обеспечивается проведение причинно-следственного анализа, самообучение членов кружка, укрепляются связи между работающими, выявляются мероприятия по сокращению затрат и отходов производства. Для такой формы деятельности необходимы понимание целей деятельности фирмы, знание методов сбора данных, знание методов анализа.

На японских предприятиях популярна программа «пяти нулей»:

•     не создавать условия для появления дефектов;

•     не передавать дефектную продукцию на следующую стадию;

•     не принимать дефектную продукцию с предыдущей стадии;

•     не изменять технологические режимы; 

•     не повторять ошибок.  
Японская система выделяет четыре уровня качества:

 

1)        соответствие стандарту (удовлетворение требованиям стандарта);

2)        соответствие использованию (удовлетворение требованиям эксплуатации); 

3)соответствие требованиям рынка;

4)соответствие скрытым  потребностям (потребитель не подозревает, что ему хочется)

Современная Европейская  система управления качеством начала формироваться в 1980-е годы. Ее признаки: единые законодательные требования, единые стандарты, единые процессы проверки. Основополагающими стандартами признаны ИСО 9000 и EN 29000. Их основное отличие — регламентирование работ по созданию систем управления качеством.

ИСО 9001. Стандарты по обеспечению  качества. Руководящие указания по выбору и применению.

ИСО 9002. Модель при производстве, монтаже и обслуживании.

ИСО 9003. Модель при окончательном  контроле и испытаниях.

ИСО 9004. Элементы системы  качества. Руководящие указания.

Европейский подход к качеству ориентирован на создание единой системы законов по оценке и подтверждению качества, согласование национальных стандартов и правил сертификации, создание региональной структуры организаций и лабораторий по сертификации продукции и систем качества. В этих условиях была создана система всеобщего управления качеством. Она включает:

•    входной контроль материалов;

•    контроль готовой продукции;

•    оценку качества продукции;

•    оценку качества производственных процессов;

•    контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве;

•    использование информации о качестве;

•    обучение методам обеспечения качества;

•    гарантийное обслуживание; 

•    создание атмосферы заинтересованного участия в повышении качества.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Стандарт в переводе с английского — это норма, мерило, образец.

Стандартизация — это  установление обязательных требований по безопасности, совместимости и взаимозаменяемости, это разработка рекомендаций по потребительским показателям продукции. Главная задача стандартизации — создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготавливаемой для нужд населения, предприятий, государственного хозяйства. Действующая система стандартизации поддерживает в актуальном состоянии:

•    единый технический язык;

•    унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции (допуски, посадки, напряжения, частоты и, т. д.);

•    типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий;

•    систему классификаторов технико-экономической информации;

•    достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.

Закон о стандартизации в России принят в 1993 г. Он установил основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являются обязательными для всех органов управления и предприятий. Требования закона распространяются на изготовителей продукции, продавцов, исполнителей услуг, проектные, транспортные, конструкторские и прочие организации. Здесь определены меры защиты прав потребителей, государства в целом, порядок контроля, ответственность за нарушения и процедуры надзора за соблюдением требований.

Формирует и реализует  государственную политику в области стандартизации Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.

Стандартизация базируется на следующих принципах:

•    повторяемость во времени либо в пространстве;

•    вариантность (минимум рациональных разновидностей);

• системность (взаимосвязь стандартов).

Классификация объектов по показателям качества осуществляется по классам и сорту. Когда класс обозначен числом, то высшему качеству обычно присваивается I, а с понижением класса — соответственно, 2,3,4 и т. д. Когда класс обозначен количеством знаков, например, числом звездочек, то обычно низший, класс имеет меньшее число звездочек. Требования к качеству — это выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки. Термин «требования» охватывает рыночные, контрактные, инструктивные условия. Они могут быть сформулированы с различной степенью детализации и задаются через  номинальные, относительные или предельные значения. Требования общества вытекают из законов, инструкций, кодексов, условий защиты окружающей среды, здоровья и безопасности людей.

Нормативные документы

К нормативным документам по стандартизации относятся:

•    государственные стандарты (ГОСТ);

•       общероссийские классификаторы технико-экономической информации  (ОКТЭИ);

•    стандарты отраслей (ОСТ);

•    стандарты предприятий (СТП);

• стандарты научно-технических обществ (СТО).

Государственные стандарты  включают:

•    обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;                            

•    обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;

•    обязательные методы контроля требований к качеству продукции, работ и услуг;

•    параметрические ряды и типовое конструирование изделий;

•    основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также утилизации продукции:

•    правила оформления технической документации, допуски и посадки, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.

Систему качества на предприятии можно  представить из трех уровней:

1) общефирменной политики  в области качества, регламентирующей

области качества, цели по качеству, организационную структуру;

2) методических материалов, определяющих  мероприятия и  последовательность действий, направленных на рост качества;

3)   рабочих инструкций для реализации процессов по повышению качества.

В общем наборе нормативной  документации предприятия в области качества можно выделить:

• задачи руководства (политику в области качества);

• систему документации и планирования;

• документацию требований и их выполнимость;

• качество во время разработки (планирование, компетентность, документацию, проверку, результат, измерение);

•     качество во время закупок (документацию, контроль);

•     обозначение изделий и возможности их контроля;

•     качество во время производства (планирование, инструкции, квалификацию, контроль);

• проверку качества (входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документацию испытаний);

•     контроль за испытательными средствами;

•     обращение с дефектными изделиями

•     корректирующие мероприятия;

•     качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке;

•     документирование качества;

•    внутрифирменный контроль за системой поддержания качества;

•    обучение персонала;

•    применение статистических методов.

АНАЛИЗ КАЧЕСТВА И СИСТЕМА ПРИНИМАЕМЫХ МЕР

Обеспечение качества — комплексное руководство  всеми фазами деятельности — от замысла до выпуска готовой продукции. Управление качеством — «от колыбели до могилы».

Контроль — это деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, Испытаний или оценки характеристик объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения того, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик.

Самоконтроль — контроль выполненной работы ее исполнителем в соответствии с установленными правилами.

Проверка — подтверждение путем экспертизы и представление 
объективного доказательства того, что установленные требования были выполнены.

Оценка качества проводится систематически и призвана подтвердить способность объекта выполнить установленные требования. Проверка качества — это систематический анализ, позволяющий определить соответствие показателей деятельности и результатов в области качества запланированным их значениям. Проверка качества осуществляется лицами, которые не несут персональной непосредственной ответственности за проверяемый участок. Одной из целей проверки является оценка необходимости проведения улучшающих или корректирующих действий.

При анализе качества выделяют несколько уровней деятельности: анализ со стороны руководства, анализ как деятельность специализированной службы предприятия, анализ отдельных работ.

Анализ со стороны руководства  является официальной оценкой высшим руководством состояния системы качества и ее соответствия политике в области качества и целям. Он может включать также и собственно анализ политики в области качества.

Анализ контракта —  систематическая деятельность, предпринимаемая поставщиком до подписания контракта, чтобы убедиться, что требования к качеству точно определены, избавлены от двусмысленности, документально оформлены и могут быть выполнены поставщиком. Анализ контракта является обязанностью поставщика, но может быть выполнен совместно с потребителем.

Анализ проекта — документированная, всесторонняя и систематическая проверка проекта для оценки его возможности выполнять требования к качеству, выявлять проблемы и определять способы их решения. Анализ проекта может проводиться на любом этапе процесса проектирования, но должен быть окончательно сформулирован до его завершения.

Задачами службы управления качеством являются защита репутации 
фирмы, защита потребителя от дефектной продукции, сокращение непроизводительных работ, предупреждение брака. Служба управления качеством должна постоянно предупреждать стремление к росту производства в ущерб качеству продукции.

Из набора функциональных обязанностей этой службы можно отметить:

•    поддержание по возможности уровней качества продукции в соответствии с политикой фирмы в отношении качества;

•    оказание помощи другим подразделениям в деле обеспечения качества выпускаемой продукции;

•    выдачу рекомендаций по введению новых или изменению действующих требований к качеству;

•    поддержание связей и обмен информацией с другими службами;

•    определение методов отбора и подготовки работников в области обеспечения качества продукции;

•    определение методов и периодичности проверок продукции;

•    участие в составлении рабочих инструкций;

•    обеспечение контроля технологических процессов;

•    участие в оценке проектных решений;

•    составление статистических отчетов;

•    анализ причин и видов брака.

По всем направлениям внутрифирменной  деятельности можно выделить конкретные показатели качества:

•    производство (объем брака, ошибки в рабочих нарядах, процент забракованных изделий, первоначальный выход годного);

•    конструирование (количество изменений в расчете на один чертеж, количество ошибок, выявленных в ходе анализа проекта, количество ошибок, выявленных в ходе испытаний);

•    маркетинг (точность прогнозных допущений, количество неправильно составленных заказов, ошибки в контрактах, затоваривание продукцией);

•    информационные услуги (количество отчетов, выпущенных не по графику, ошибки в компьютерных программах, количество исправлений в текстах, время получения информации);

Информация о работе Шпаргалка по "Управлению качеством"