Человеческий копетал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 18:44, доклад

Краткое описание

Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду — образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы — затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.

Вложенные файлы: 1 файл

Степанова семинар.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

(1)

Человеческий  капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь — Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.

Первоначально под  человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к  труду — образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы — затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели[1][2].

Человеческий  капитал в широком смысле — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.

Кратко: Человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни[3].

Человеческий капитал — главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития.

Одним из условий  развития и повышения качества человеческого капитала является — высокий индекс экономической свободы.

Используют классификацию  человеческого капитала[4]:

  1. Индивидуальный человеческий капитал.
  2. Человеческий капитал фирмы.
  3. Национальный человеческий капитал.

 

Интеллектуальный капитал состоит  из запаса и движения полезных для  организации знаний. Тремя составляющими  интеллектуального капитала являются: 
• Человеческий капитал, 
• Социальный капитал,  
• Организационный капитал. 
Термин «человеческого капитал» был предложен в 1961 году Т. Шульцем, но классикой современной экономической мысли стал одноименный трактат Г. Беккера. В своем анализе он исходил из представлений о человеческом поведении как рациональном и целесообразном, применяя такие понятия, как «редкость», «цена», «альтернативные издержки» и т.п., к самым разнообразным аспектам человеческой жизни, включая и те, которые традиционно находились в ведении других социальных дисциплин. Сформулированная в нем модель стала основной для всех последующих исследований в этой области. 
Человеческий капитал — это имеющийся у каждого запас знаний, способностей, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. 
Человеческий капитал неоднороден. Он подразделяется на общий (перемещаемый) и специальный (неперемещаемый). 
Общий капитал включает теоретические и другие достаточно универсальные знания, имеющие широкую область применения и приобретаемые прежде всего в школах, вузах и других образовательных учреждениях, а также общие профессиональные (специализированные) знания. Это могут быть, например, знания, полученные при изучении обычных учебных предметов: математики, физики, информатики, иностранных языков и т.п. Важной формой наращивания общего человеческого капитала является самообучение. 
Специальный капитал соотносим лишь с конкретной организацией. Он включает знания особенностей рабочего места, руководства, товарищей по работе, их возможностей, достоинств и недостатков, клиентов, специфики предприятия, региона и т.п., а также практические навыки по использованию этого рода знаний. Специальный капитал накапливается в процессе трудовой деятельности, приобретения практического опыта. Эффективное использование человеческого капитала практически невозможно без наличия капитала социального. 
В центре теории человеческого капитала находится добавленная стоимость, которую работники могут создавать для организации. Она рассматривает работников как активы и подчеркивает, что вложение в них средств будет приносить организации достойный доход. 
Понятие «социальный капитал» отражает характер отношений между работниками, способы и культуру их общения, развитость межличностных коммуникаций. Содержанием социального капитала являются межличностные связи, отношения доверия, солидарность, готовность к кооперации и поддержке, умение работать в группе, команде. В основе социального капитала лежат нравственные отношения, которые иногда называют нравственным капиталом. Однако социальный капитал не сводится к нему, а предполагает, помимо него, развитость коммуникаций и культуры общения, навыков эффективного взаимодействия. 
Социальный капитал позволяет быстро и эффективно координировать деятельность людей, мобилизовать их на достижение организационных целей, обеспечивает оперативность передачи информации. Его развитость резко снижает частоту проявлений отклоняющегося поведения, случаев нарушения трудовой дисциплины/недобросовестного отношения к труду, делает излишним текущий внешний контроль за персоналом. 
Важным отличием социального капитала от капитала финансового и физического является его нарастание по мере его потребления. Социальный капитал накапливается в разных формах непосредственного взаимодействия людей, и прежде всего в устойчивых самоуправляющихся социально-психологических общностях или группах. 
Традиционными формами его образования являются семья, другие кровнородственные объединения. Однако накопление этого вида капитала возможно и в большей или меньшей степени необходимо также и в других формах взаимодействия работников, особенно в современной производственной деятельности. 
Организационный или структурный капитал – это институциализированное знание, которым владеет организация и которое хранится в базах данных, инструкциях и т.д. 
Наращивание и оптимальное использование человеческого, социального и организационного капиталов в современных условиях зависит в первую очередь от качества управления персоналом.

 

 

 

 

 

 

Человеческий, социальный и нравственный капиталы

 

Теории человеческого  и социального капитала явились  отражением возрастания роли персонала  в современном производстве, их можно  объединить под общим названием «теории личностного капитала», они были разработаны в 50-60 гг. ХХ в.

Ценностный капитал организации, способный приносить прибыль:

  • - финансовый капитал
  • - физический капитал (техника)
  • - личностный капитал (человеческий и социальный капиталы)

Человеческий  капитал – это знания навыки и  профессиональные способности работника. Человеческий капитал неоднороден, он состоит из перемещаемого (общие  теоретические знания) и неперемещаемого капитала (знания особенностей рабочего места). Накопление человеческого капитала (как перемещаемого, так и неперемещаемого) является одной из важнейших предпосылок успешного развития организации. Одной из наиболее эффективных систем накапливания человеческого капитала является японская система пожизненного найма работников.

Социальный капитал –  это характер отношений между  работниками, культура общения, развитость межличностных коммуникаций (доверие, поддержка, солидарность, умение работать в команде).

В основе социального капитала лежат нравственные отношения, которые  иногда называют нравственным капиталом. Социальный капитал позволяет быстро и эффективно координировать деятельность людей, мобилизовывать их на достижение организационных целей.

Важным отличием социального  капитала от финансового и физического  является его нарастание по мере его  потребления (прежде всего в устойчивых самоуправляющихся социально-психологических  общностях – «коммьюнити»). Традиционная форма социального капитала – семья, кровно-родственные связи.

Социальный капитал широко используется в экономике Юго-Восточной  Азии и Японии, где бизнес известен также как «семейное дело».

Развитость социального  капитала резко увеличивает отдачу от финансового, физического и человеческого капитала, позволяет снизить расходы на контроль и обучение персонала.

 


Информация о работе Человеческий копетал