Условия труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 16:59, контрольная работа

Краткое описание

Условия труда - это совокупность элементов (факторов)

производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на

функциональное состояние организма человека - здоровье, работоспособность,

удовлетворенность трудом и его эффективность.

Вложенные файлы: 1 файл

uslov.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

технике, отвечать требованиям эргономики.

      Микроклимат влияет на функциональное  состояние человека во время

работы настолько  широко, что его можно назвать  одним из определяющих

факторов работоспособности. Известно, что повышение или понижение

температуры на 10 градусов снижает производительность труда почти на 15%.

Отмечено и другое, понижение температуры на 3 - 4 градуса  относительно

комфортного повышает качество выполнения задач, связанных  с вниманием и

слежением. 

      Микроклимат характеризуется такими величинами как температура,

относительная влажность  и скорость   воздуха.   Температура  и  влажность

являются величинами, зависящими как от времени года, суток, так и от

погодных условий. Кроме того, источниками тепла  в служебных

помещениях может  быть различное оборудование, потребляющее энергию, часть

которой в виде тепла выделяется в окружающую среду, и сам человек,

выделяющий в  час до 1200 кдж. Наиболее комфортной для человека является

температура 19 - 20 градусов. Учитывая сезонные и суточные колебания,

температура в  служебных помещениях не должна превышать 22 градуса - в

жаркие дни, и  не должна быть ниже 18 градусов в холодное время, независимо

от количества людей находящихся в помещении. В соответствии с действующими нормами температура в служебных помещениях должна быть в пределах 18-20 о С, а в летний 50-55%. Оптимальные климатические условия в служебном помещении является посылкой хорошей работоспособности. Высокая температура в помещении вызывает сонливость, усталость, снижает работоспособность. В холодном помещении рассеивается внимание, что особенно вредно для людей занятых умственным трудом. 
Улучшению состава воздуха и снижению нервно-психического и зрительного утомления работников способствуют размещению в служебных помещениях цветов.
 

      В санитарных нормах по микроклимату  в служебных помещениях определены

требования к  влажности и скорости воздуха. Эти  физические величины согласно

законам физики оказывают  непосредственное влияние на теплообмен

человеческого организма. Так, влажность холодного воздуха способствует

интенсивной отдаче тепла организма, т.к. воздух, насыщенный влагой,

обладает большей  теплопроводностью, чем сухой. При  высокой температуре

воздуха и повышении  влажности ограничивается выделение  пота, а эта функция

человеческого организма  выполняет 25% работы при теплообмене.

      При более низких температурах  допускается большая влажность,  при высоких влажность воздуха  должна быть ниже. В физиологическом  плане большая влажность при  высокой температуре оказывает гнетущее воздействие. Психологически при одной и той же температуре влажный воздух кажется жарким, сухой - холодным. Минимальная влажность не должна

быть ниже 25 - 30%, нормальная - в пределах 40 - 60%. 

      Есть еще одна характеристика, на которую необходимо обратить

внимание. Это чистота  воздуха.

      При работе с бумажными носителями, а также в помещениях, где

расположены средства оперативной полиграфии и высокочастотные  устройства,

воздух наполняется  различными токсическими веществами и  биологическими

агентами (бактерии), которые проникают в организм человека и оказывают

раздражающее действие на слизистые оболочки дыхательных  путей, глаз, кожу.

Особенно опасно, когда токсичные вещества через  дыхательные пути или

поврежденную кожу попадают непосредственно в кровь, что вызывает нарушение

деятельности всего  организма или его систем. 
 
 

      Наиболее распространенным вредным  фактором воздушной среды в

современном    офисе     является    озон.    Озон      выделяется

средствами

оргтехники, которые  по технологическому процессу образовывают электрические

                           заряды и ультрафиолет. 
 
 

      Другим наиболее распространенным  видом загрязнения воздуха является

пыль, в том числе  и бумажная.

      Воздействие пыли зависит от  ее токсичности и концентрации в воздушной

среде. На частичках  пыли находятся споры, бактерии, грибки с потоком

воздуха они разносятся внутри помещения.

      Совсем недавно ученые открыли  существование микроскопического

пылевого клеща. Живет такой клещ в мягкой мебели, ковровых дорожках.

Попадая на слизистую  дыхательных путей, он вызывает чихание, на оболочку

глаз слезовыделение, может вызвать, например, насморк  и другие

аллегригческие  реакции. При постоянном попадании  в легкие возникают

специфические заболевания.

      Вести борьбу с вредными микроскопическими веществами можно путем

общегигиенических мероприятий: влажная уборка, проветривание, регулярнаячистка пылесосом. На состав воздуха хорошо влияет озеленение служебных помещений. Регулярное проветривание в служебном помещении необходимо. Состав воздушной массы полностью меняется, если хорошо проветривать помещение, устраивать сквозняки на 5-8 минут.  

      Необходимо сказать несколько  слов о курении. От курения  страдают не

только легкие, но и глаза. Часто бывает, что некоторые некурящие

предпочитают даже сменить работу, чем выносить постоянный чад. Против

постоянного дыма от курения бессильна самая совершенная  вентиляция. Поэтому

курению в служебных  помещениях и вообще в рабочем  здании надо сказать

решительное «нет».

      В служебных помещениях необходимо  добиваться кондиционирования

воздуха, т.е. одновременного регулирования его температуры, влажности,

чистоты и воздухообмена. Особенно оправданно кондиционирование  в летние

месяцы, а точнее во всех случаях, когда температура в помещении достигает

27 градусов и  выше. Полное кондиционирование  воздуха повышает

производительность  на 15%, одновременно значительно сокращаются  простудные

заболевания.

      Еще одним правилом должно  стать внимательное отношение  к вновь

приобретенным предметам (например мебели) и средствам труда, чтобы они не

стали источником выделения токсических веществ  в офисе. При покупке новой

оргтехники обязательно  загляните в паспорт, поинтересуйтесь  у продавца, из

каких материалов сделана техника, есть ли сертификаты качества на эти

материалы, на сам  предмет покупки, какие выделяются вещества во время

технологического  процесса. 
 

      Особый разговор - это предметы  интерьера. Ни для кого не  секрет, что

мебель, обои, напольное  покрытие может быть источником выделения

токсических веществ. Согласно ст.4.14 «Гигиенических требований...»

материалы, используемые  для  внутренней отделки интерьера  помещения,

должны быть разрешены  для применения органами Государственного санитарного

надзора. 

      К более решительным мерам следует прибегать, если окна помещения

выходят на автомобильную  магистраль или находятся рядом  с промышленными

объектами. Известно, что автомобиль выбрасывает в  атмосферу более 280

наименований токсических  веществ. 

Шум 

      Также к эргономическим факторам относится шум. Было бы большой

ошибкой считать, что это незначительный фактор, характеризующий  рабочее

место. С достоверностью установлено вредное воздействие  шума на

функциональное  состояние человека и в первую очередь на его нервную

систему.

      Под термином «шум» в эргономики   подразумевается беспорядочное

смешение звуков различной частоты и силы. Предельно  допустимые уровни шума

хорошо известны. Условно он разделен на пять уровней  по характеру реакции

организма человека. Принятая единица измерения шума - децибелы (дБ). До 10

дБ характерно для звуков тихо шумящего моря, леса. Для городского человека,

живущего в условиях постоянного шума, такие звуки  могут вызвать состояние

монотонии, невозможности  сосредоточенной работы, тяги ко сну. Ему необходим

период привыкания к тишине.

      Известно, что отсутствие обычного  звукового оформления может стать

источником депрессивного  состояния.

      Шумовой фон, до 60 дБ оказывает  активирующее влияние на организм

человека. Работа в таких условиях осуществляется более эффективно. Но уже

фон, равный 60 дБ (а  это примерно, шум, когда говорят  одновременно 5

человек), приводит к изменениям физиологических реакций (изменение пульса,

кровяного давления). При длительном воздействии шума в 80 - 100 дБ

снижается эффективность поведения, затрудняется выполнение интеллектуальных

операций. Могут  произойти патологические изменения  в сердечно-сосудистой

системе. Шум в 140 дБ вызывает болевой порог, а при 160 дБ - шок, судороги,

паралич. 
 
 
 

      Уровень шума для офисных помещений, установленный европейским союзом,

равен 55 дБ. Согласно п.6.2 Гигиенических требований уровень  шума не должен

превышать 75 дБ.

      Однако шум, издаваемый компьютером,  принтером и факсом, находящийся  в

комнате без звукопоглощающих материалов, превышает 70 дБ. Поэтому не

рекомендуют ставить  всю оргтехнику на одном рабочем  месте, также следует

применять шумоизолирующие  материалы. 

      Оборудование, уровни шума которого  превышают предельно допустимые,

должно выноситься за пределы помещения, где располагаются рабочие места.

      Снизить уровни шума можно,  если использовать в качестве  отделки

помещения шумопоглощающие  материалы, ковровые покрытия, занавески  из

плотной ткани (их ширина должна превосходить ширину окна не менее, чем в 2

раза), коврики под шумящее оборудование могут быть дополнительным условием

в борьбе против шума. 

Эстетизация 

      Созданию благоприятной среды  в служебных помещениях в определенной

мере способствует ее эстетизация. Разработка практических мер по

эстетизации должна быть не просто направлена на создание красивого

интерьера, а предусматривать  психологическое воздействие светоцветового

климата, форм живой  природы (озеленение), а также средств  визуальной

Информация о работе Условия труда