Трудоустройство населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 13:27, реферат

Краткое описание

Цель работы. Рассмотреть социальные проблемы трудоустройства населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие трудоустройства населения
- проанализировать проблемы трудоустройства населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

1. ПОНЯТИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ…………………….4

2. ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ……………….…7

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, ПРОВОДИМАЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ…………………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……16

Вложенные файлы: 1 файл

рефер.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства

 и государственной  службы 

при Президенте Российской Федерации»

 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Факультет государственного и муниципального управления

Направление подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление»

Кафедра истории и культуры

 

Реферат

по дисциплине «Статистика»

на тему:

«Трудоустройство населения»

 

                                        Автор работы:

студент 2 курса, 123- Б группы

очной формы обучения

Цветкова Евгения Владимировна

Подпись____________________

 

Руководитель работы:

канд.физ.-мат. наук, доцент.

Николаев Виктор Павлович

Оценка_____________________

Подпись____________________

  «____» ______________20____г.

 

 

Хабаровск  2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

 

1.  ПОНЯТИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА  НАСЕЛЕНИЯ…………………….4

 

2.  ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА  НАСЕЛЕНИЯ……………….…7

 

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, ПРОВОДИМАЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ…………………12

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..15

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

   Проблема трудоустройства населения — это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т. е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы. С началом рыночных реформ в России неожиданно в полной рост встала проблема безработицы. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Решение проблем трудоустройства населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране. Именно поэтому данная тема актуальна. 
   Цель работы. Рассмотреть социальные проблемы трудоустройства населения.

   Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 
- изучить понятие трудоустройства населения 
- проанализировать проблемы трудоустройства населения. 
   Проблема трудоустройства населения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX веке. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране. 
 

 

1. ПОНЯТИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ

 

   С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности связана не менее важная проблема трудоустройства населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий для рациональной занятости представляет задачу, возникающую как в рыночной, так и в нерыночной экономике. Однако пути и способы решения этой задачи и даже ее постановка несколько различаются. 
   Содержание понятия «трудоустройство» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Целью обеспечения полной и продуктивной трудоустройства является достижение роста эффективности труда, формирование структуры трудоустройства в соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов.

   Кроме того, под трудоустройством  как экономической категорией следует понимать совокупность социально-экономических отношений в обществе, обеспечивающих возможности приложения труда в различных сферах хозяйственной деятельности и выполняющих функцию связующего звена в воспроизводстве рабочей силы на всех уровнях организации общественного труда и производства. 
   Различают понятия полной и эффективной занятости. Полная занятость характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающееся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения: с экономической, как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной как наиболее полное соответствие интересам человека труда. Таким образом, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная с качественной. 
   Сформулированная в России в период становления рыночных отношений концепция трудоустройства базируется на следующих основных принципах: 
 
1. Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством. 
 
2. Ответственность государства за реализацию права граждан за труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществить. 
 
    Таким образом, в рамках данной концепции можно достичь полной занятости при любом ее уровне, если спрос населения на рабочие места удовлетворяется при условии экономической целесообразности создания и использования рабочих мест. 
 
    При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и свободного выбора формы и вида занятости. Иначе говоря, правительство должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решение об участии в ней. Несомненно, что рыночной экономике гораздо труднее выполнить первое условие по сравнению со вторым, которое для нее органично.

 

   Новым законодательством о трудоустройстве населения предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого, не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы. Запрещено административное принуждение людей к труду. Допускается добровольная незанятость трудоспособных граждан в общественном хозяйстве при наличии у них законных источников дохода. 
   Эта концепция трудоустройства гораздо ближе к канонам рыночного хозяйства, чем к принципам административно-государственной экономики. Она легализует совершенно законные, общественно признанные формы трудовой деятельности – работу на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми и инвалидами. Во многом такой режим предопределен технологическими особенностями производства. Но там, где это возможно и допустимо, наряду с постоянным трудоустройством, на равных с ним правах, на принципах равнодоступности должны иметь место работа по совместительству, временная работа, эпизодические формы трудоустройства, работа по гибкому, скользящему графику. Значение таких форм организация труда состоит в том, что их раскрепощенность, внутренняя свобода, гибкость соответствуют духу и принципам рыночной экономики. 
   Подобная концепция трудоустройства создает качественно новые представления о труде как социально-экономической категории. 
   Но следует не забывать, что свободно-рыночные начала в формировании трудового сектора рыночной экономики тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими началами. Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда. 
 

 

2.ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ 
 
   Отход от плановых методов управления экономикой, формирование рыночного механизма хозяйствования, вхождение России в систему международного разделения труда сопровождаются возникновением новых тенденций и проблем в сфере трудоустройства, которые сосуществуют с рядом негативных явлений, как унаследованных от прошлого, так и порождаемых современным кризисом. В числе тенденций, четко обозначившихся в середине 90-х годов, можно назвать: 
- абсолютное сокращение численности занятых в стране, сменившее устойчивую тенденцию советского периода к опережающему ее росту по сравнению с численностью трудоспособного населения, 
- активное перераспределение занятых между государственным и негосударственным секторами экономики в пользу последнего, ускоренный рост занятости в частном секторе, развитие малого предпринимательства, значительное увеличение числа самозанятых, развитие новых гибких форм частичной и вторичной занятости;

- процессы реструктуризации отраслевой  занятости: абсолютное и относительное сокращение численности работающих в промышленности и строительстве, науке и научном обслуживании, рост удельного веса занятых в таких отраслях, как торговля, общественное питание, материально-техническое обслуживание, сбыт и заготовки, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, социальное обеспечение населения, кредитование, финансы, страхование и др. 
- глубокое изменение структуры занятости в промышленности (ускоренный рост численности промышленно-производственного персонала в электроэнергетике, газовой, нефтедобывающей отраслях и сокращение занятости в обрабатывающих отраслях и прежде всего в легкой промышленности и машиностроении); 
- возникновение рынков детского труда, рабочих мест для лиц пожилого (послепенсионного) возраста как следствие снижения жизненного уровня, расширение занятости в сфере личных услуг (охрана, личный транспорт и извоз, обслуживание на дому и др.), 
- легализацию безработицы и быстрое ее распространение на территории России в связи с сокращением спроса на рабочую силу; 
- трансформацию скрытых резервов рабочей силы в «подавленную» (латентную) безработицу; 
- усиление процессов текучести, высвобождения рабочей силы, 
- трудовой миграции, изменение ее направлений и форм, 
- активное развитие неформального сектора и рост занятости в теневой экономике.[284] 
   Массовая занятость населения в неформальной экономике искажает представления о его реальных доходах и уровне жизни, социальной стратификации общества, соотношении спроса и предложения рабочей силы, действительных масштабах безработицы. Она свидетельствует о фактической бесконтрольности процессов, происходящих на рынке труда. 
   В 90-е годы серьезное деформирующее воздействие на процессы реструктуризации трудоустройства оказывали внерыночные элементы регулирования, что привело к сохранению практики содержания излишней численности занятых на предприятиях без оплаты их труда и перспектив возвращения к нормальной работе, сдерживанию применения процедур банкротства к несостоятельным предприятиям и процесса высвобождения рабочей силы при глубоком спаде производства; усилению уравниловки в оплате труда и пенсионном обеспечении, углубившему разрыв между трудовым вкладом работника и размером получаемой заработной платы, «размытости» фактического положения человека в соответствии со статусом занятости и незанятости. Имеется в виду практика работы зарегистрированных безработных в неформальном секторе, бездействия части лиц, числящихся в штате предприятий, регистрации в качестве занятых на фирмах лиц, фактически непричастных к их деятельности, и т. п.

   Вместе с тем ряд достигнутых в прошлом завоеваний в деле гарантированного обеспечения трудоустройства и регулирования социально-трудовыx отношений был в значительной степени утрачен. Это выразилось в ослаблении государственных гарантий получения оплачиваемой работы и сохранения рабочего места, а также государственного контроля за безопасностью труда, системы защиты интересов трудящихся через профсоюзы, особенно в частном секторе; снижении действенности стимулов к получению трудового дохода, свертывании системы подготовки, пере обучения и повышения квалификации работников на предприятиях, ограничении доступа к бесплатному профессиональному обучению. 
   Ожидаемая активизация процессов отраслевой реструктуризации и применения процедур банкротства в связи с переходом к новому этапу реформирования экономики может вызвать в ближайшие годы резкий скачок уровня безработицы (как официального, так и оценочного) и привести к выходу его за пределы допустимого согласно критериям экономической безопасности. Критическим, пороговым значением уровня безработицы в международной практике (при нормальной системе социальной защиты безработных) считается 10%. В период реформ, как показывает опыт ряда стран, возможно его повышение до отметки 15-20%, но на срок не более чем 3-5 лет. В сложившейся ситуации рост безработицы, являющейся фактором углубления бедности и социальной нестабильности в обществе, превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности. С одной стороны, сужение источников дохода семей при росте безработицы, вызывая деградацию потребления, не может не стать фактором обнищания населения и ограничения спроса на товары и услуги, а стало быть, и торможения экономического роста, сокращения налоговой базы формирования бюджета и возможностей реализации социальных программ. С другой стороны, повышение уровня безработицы ведет к росту преступности и числа самоубийств. В среднесрочной программе правительства в связи с ограниченностью финансовых возможностей государства особая роль в нейтрализации социальных последствий безработицы отводится расширению занятости в негосударственном секторе и созданию для него благоприятных условий для привлечения инвестиций и аккумуляции средств населения на инвестиционные нужды этого сектора. В данной связи главным приоритетом экономической политики государства в части содействия занятости населения в настоящее время становится обеспечение скоординированного функционирования рынка труда и капитала, отлаживание механизма государственного регулирования процессов формирования и движения инвестиций по территории России, использования корпоративного и частного капитала с учетом интересов занятости. Особенно актуальной является ориентация государственной финансово-кредитной и налоговой политики на обеспечение наибольшей экономической привлекательности вложений отечественных и зарубежных инвесторов в экономику регионов с профессионально подготовленной рабочей силой, обескровленных длительной безработицей, на структурную перестройку промышленности и повышение конкурентоспособности ее продукции, на содействие развитию в регионах малых и средних предприятий производственного профиля. 
   Основным принципом корректировки и настройки механизма скоординированного функционирования рынков труда и капитала является его соответствие критериям реализации приоритетности национально - государственных интересов, а также интересов регионов в обеспечении трудоустройства на уровне, достаточном для поддержания воспроизводства населения в рамках минимальных государственных социальных стандартов потребления материальных благ и услуг в области образования, полноценной профподготовки и переобучения, охраны здоровья в объемах, гарантированных Конституцией и законами РФ.

Информация о работе Трудоустройство населения