Трудовые пенсии по старости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование особенностей назначения и размер трудовой пенсии по старости.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
дать определение трудовой пенсии по старости;
рассмотреть условия назначения пенсии по старости;
изучить перечень документов, необходимых для назначения пенсии;
проанализировать условия перерасчета пенсии;
изучить порядок выплаты пенсии;
изучить порядок прекращения выплаты пенсии;
рассмотреть механизм начисления пенсии;
проанализировать порядок расчета этих частей пенсии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации
Понятие и правовые основы пенсионного обеспечения в РФ………………..5
Понятие и классификация пенсий………………………………………….....10
Трудовые пенсии по старости
2.1. Лица, имеющие право на трудовую пенсию по старости…………………..14
2.2. Размеры и надбавки трудовых пенсий по старости………………………....27
2.3. Порядок назначения пенсии по старости досрочно………………………....30
Заключение………………………………………………………………………...33
Список использованных источников………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Трудовые пенсии ПЕЧАТАТЬ.docx

— 166.97 Кб (Скачать файл)

Правовые основы пенсионного обеспечения, помимо Конституции РФ, закреплены в ряде нормативных актов, которые на сегодняшний день являются базой для правовой регламентации пенсионных правоотношений. При этом законы и иные нормативно – правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Среди них, прежде всего, можно назвать:

·   Федеральный закон от 15 декабря 2001г. №166 – ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

·   Федеральный закон от 15 декабря 2001г.№167 – ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

·   Федеральный закон от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

·   Федеральный закон от 14.02.2005г. №3-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с установлением размеров базовых частей трудовых пенсий и порядка индексации базовой и страховой частей трудовых  пенсий в 2005г.» и др.

 

 

 

 

 

1.2 Понятие и классификация пенсий в Российской Федерации

 

Пенсионная система – это совокупность создаваемых государством правовых, экономических, организационных институтов и норм, предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Пенсия (от латинского pensio- платеж) – регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из специальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

Действующая в Российской Федерации пенсионная система предполагает наличие довольно большого числа различного вида пенсий, которые можно классифицировать по различным основаниям:

В зависимости от того, кто устанавливает пенсии, все пенсии можно подразделить на два вида: государственные пенсии и негосударственные пенсии;

В соответствии со статьей 39 Конституции РФ государственные пенсии устанавливаются законом. Таким образом, государственная пенсия – это пенсия, установленная государством.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Законодательством закреплена следующая классификация пенсий в РФ:

1) трудовые пенсии;

2) пенсии по государственному  пенсионному обеспечению.

В соответствии с Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в РФ» выделяют следующие виды трудовых пенсий: по старости (в том числе и пенсии за выслугу лет), по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Федеральный Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» выделяет такие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению, как: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, социальная пенсия.

 

Виды пенсий в Российской Федерации

Классификация государственных пенсий:

1)   по источникам финансирования  все государственные пенсии подразделяются на два вида:

- пенсии, выплачиваемые за  счет средств Пенсионного Фонда  РФ;

- пенсии, выплачиваемые за  счет ассигнований из бюджетов  различных уровней.

2)   по отношению к труду и иной общественно полезной деятельности государственные пенсии делятся на два вида:

- пенсии трудовые, заработанные  трудом;

- пенсии социальные, т.е. такие, которые назначаются вне  связи с трудом, назначаются нетрудоспособным  гражданам, не имеющим права на  трудовую пенсию.

В социальном государстве, которым провозглашается Российская Федерация, право на пенсию должно быть признано за каждым гражданином. Недопустимо положение, при котором нетрудоспособные лица, не имеющие права на пенсионное обеспечение в связи с трудовой деятельностью (или по иным основаниям), остаются без государственной поддержки. В связи с этим комментируемый пункт предусматривает, что гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ.

Социальные пенсии устанавливаются нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, и, следовательно, независимо от выполнения трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности, а также уплаты законодательно установленных платежей на цели пенсионного обеспечения. Данный вид пенсионных выплат является государственной гарантией материального обеспечения названных граждан при наступлении социально значимых обстоятельств (достижение преклонного возраста, инвалидность, потеря кормильца). Законодательно закрепленный институт социальных пенсий является необходимым условием реализации конституционного принципа всеобщности пенсионного обеспечения. Данный институт является сравнительно новым в отечественном пенсионном праве. Его история насчитывает около 15 лет. Впервые социальные пенсии были предусмотрены Законом СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР".

В свою очередь, трудовые пенсии делятся на три вида:

- пенсии по старости;

- пенсия по инвалидности;

- пенсия по случаю потери  кормильца.

3)   по кругу лиц, имеющих право на получение пенсии, можно назвать следующие виды государственных пенсий:

- пенсии лицам, работавшим  на основании трудового договора;

- государственным служащим;

- судьям;

- инвалидам;

- лицам, проходившим военную  службу;

- лицам, пострадавшим от  радиационных или техногенных  катастроф;

- участникам Великой Отечественной  войны;

- детям-сиротам и др.

4)   по нормативным актам, на основании которых назначаются пенсии, государственные пенсии делятся на:

- пенсии, назначаемые на  основании Федерального закона  «О государственном пенсионном  обеспечении в Российской Федерации»  от 15.12.2001г. №166-ФЗ;

- пенсии, назначаемые на  основании Федерального закона  «О трудовых пенсиях в Российской  Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ;

- пенсии, назначаемые на  основании Закона РФ «О пенсионном  обеспечении лиц, проходивших военную  службу в органах внутренних  дел, государственной противопожарной  службе, учреждениях и органах  уголовно - исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993г. №4468-1;

- пенсии, назначаемые на  основании других законов.

В части 3 статьи 39 Конституции РФ предусмотрено, что «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».

Положение этой конституционной нормы отражает стремление государства к созданию многоуровневой системы социальной защиты, включающей негосударственные формы социального обеспечения, в том числе и путем добровольного социального страхования.

Одной из форм дополнительного пенсионного обеспечения у нас в стране являются негосударственные пенсии, которые могут устанавливаться различными юридическими и физическими лицами (негосударственные пенсионные фонды, отдельные работодатели, частная благотворительность).

Негосударственные пенсии также можно классифицировать на различные виды. Так, в зависимости от того, кто устанавливает и выплачивает эти пенсии, их подразделяют  на два вида:

- пенсии из негосударственных  пенсионных фондов;

- пенсии из иных (негосударственных) источников.

 

 

  1. Трудовые пенсии по старости.

2.1 Понятие, правовая база и основные положения о трудовых  пенсиях в Российской Федерации

 

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата, которая производится в целях компенсации гражданам заработной платы  или иного дохода, которые получали застрахованные лица, перед установлением им трудовой пенсии, либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц, в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии  с условиями и нормами, установленными федеральным законом.

Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а изменение условий и норм установления трудовых пенсий, а также порядка их выплаты может осуществляться исключительно путем внесения изменений и дополнений в названный закон. Тем самым устанавливается очень важное правило для сохранения стабильности правового регулирования пенсионных отношений.

Из этого следует, что если нормы, регулирующие вопросы предоставления трудовых пенсий, закрепляются в иных законодательных актах, то они не могут применяться вплоть до внесения соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

Так, вступившим в силу с 01.01.2004г. Федеральным законом от 29.11.2003 №154-ФЗ "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в отношении северян был установлен новый порядок исчисления базовой части трудовой пенсии с применением соответствующего районного коэффициента. Учитывая, что определение такого порядка относится к изменениям условий и норм установления трудовых пенсий, ст. 3 Федерального закона от 29.11.2003 №154-ФЗ внесла соответствующие изменения в ст. ст. 14 - 16 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Тем самым были выполнены требования Законодательства.

Пункт 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При этом, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Комментируемый пункт фактически повторяет для целей пенсионного обеспечения конституционное положение о приоритете норм международных договоров Российской Федерации по отношению к национальному законодательству.

Международный договор Российской Федерации - международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (ст.2[9]).

Принципиально, что Федеральный закон «О международных договорах РФ» от 15.07.1995г. №101-ФЗ распространяется на международные договоры, в которых Россия является стороной в качестве государства-продолжателя СССР.

В практическом плане это означает, что в случае противоречия правил Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ правилам международного соглашения, регулирующего пенсионные правоотношения, по каким-либо вопросам (например, по исчислению страхового стажа) территориальные органы Пенсионного Фонда России должны следовать исключительно правилам соответствующего договора.

В настоящее время в нашей стране при установлении и выплате трудовых пенсий применяются 11 пенсионных международных договоров, которые условно можно дифференцировать на две группы: соглашения, подписанные и вступившие в силу в период существования СССР (в данном случае Россия выступает их участником как государство-продолжатель СССР), и соглашения, подписанные и ратифицированные Российской Федерацией (таблица 1).

01.01.2005 прекратило действовать  Соглашение между СССР и Народной  Республикой Болгарией о социальном  обеспечении от 11.12.1959 в связи  с его денонсацией в одностороннем  порядке Болгарской Стороной.

Необходимо отметить, что международные договоры вступают в силу для Российской Федерации в соответствии Федеральным законом «О международных договорах РФ», в порядке и в сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между договаривающимися сторонами.

Во многих случаях обязательным условием для вступления в силу международных договоров является их ратификация. В частности, ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации: исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; при заключении которых стороны условились о последующей ратификации.

Например, 05.11.1999г. в г. Баку было подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, которое должно вступить в силу с даты последнего письменного уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

До настоящего времени указанное Соглашение не ратифицировано Россией, не вступило в силу и соответственно не может применяться при осуществлении пенсионного обеспечения в нашей стране.

Вступившие в силу международные договоры Российской Федерации подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституции РФ, Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ, иными актами российского законодательства.

Информация о работе Трудовые пенсии по старости