Трудовые пенсии по старости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 00:12, реферат

Краткое описание

Нужно признать, что вялотекущая пенсионная реформа, продолжающаяся уже почти 20 лет, до сих пор не принесла успеха. В этой связи актуальным и необходимым является изучение правового регулирования назначения трудовой пенсии по старости, что и стало целью данной работы. Соответственно, поставлены следующие задачи:
- изучить понятие, основания и размеры трудовой пенсии по старости;
- охарактеризовать проблемы, связанные с определением трудового стажа;
- рассмотреть пути совершенствования правового регулирования трудовой пенсии по старости.

Содержание

Введение
Раздел 1. Понятие и особенности правового регулирования
трудовой пенсии по старости
1.1. Понятие и общие основания трудовой пенсии по старости
1.2. Размер трудовой пенсий по старости
Раздел 2. Определение трудового стажа
при назначении трудовой пенсии по старости
2.1. Понятие трудового стажа
2.2. Доказательства трудового стажа
2.3. Доказательства страхового стажа
Раздел 3. Пути совершенствования правового регулирования
трудовой пенсии по старости
3

4
4
7

20
20
22
26

31
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсавая Работа по ПСО.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

С учетом приведенных  значений мы можем определить скорректированную  сумму валоризации трудовой пенсии по старости.

Сумма валоризации (СВ) трудовой пенсии мужчины на 1 февраля 2012 г. составит 801,26 руб. ((0,6 x 1,2 x 1671 руб. - 450 руб.) x 1,307 x 1,177 x 1,114 x 1,127 x 1,16 x 1,204 x 1,269 x 1,1427 x 1,088 x 25%).

Как уже отмечалось, с 1 января 2010 г. применяется новый механизм определения, перерасчета, индексации и корректировки размеров трудовых пенсий. Трудовая пенсия по старости теперь состоит из страховой и накопительной частей (п. 2 ст. 5 Закона N 173-ФЗ).

С 1 января 2010 г. базовая часть трудовых пенсий была преобразована в фиксированный  базовый размер, который соответствует  размерам базовых частей трудовых пенсий, установленных на 31 декабря 2009 г. в  зависимости от категории пенсионера и вида пенсии.

Фиксированный базовый  размер страховой части трудовой пенсии по старости определяют в порядке, установленном п. п. 2 - 19 ст. 14 Закона N 173-ФЗ20. До конца 2014 года этот порядок не отличается от действовавшего до 1 января 2010 г. порядка определения размера базовой части трудовой пенсии по старости.

Таблица 3

   Дата, с     
   которой     
производится  
индексация  

 
Коэффициент  
индексации

    Сумма фиксированного     
базового размера страховой  
  части трудовой пенсии по   
старости после индексации 

  Основание    
(номер, дата  
Постановления  
Правительства  
     РФ)     

1 апреля       
2012 г.      

1,0341     

3278,59 руб. (3170,48 руб.   
x 1,0341)                  

от 27.03.2012  
N 237

1 февраля      
2012 г.      

1,07       

3170,48 руб. (2963,07 руб.   
x 1,07)                    

от 25.01.2012  
N 4

1 февраля      
2011 г.      

1,088      

2963,07 руб. (2723,41 руб.   
x 1,088)                   

от 26.01.2011  
N 21

1 апреля       
2010 г.      

1,063        
(коэффициент 
дополнитель- 
ного         
увеличения)

2723,41 руб. (2562 руб. x    
1,063)                     

от 18.03.2010  
N 167


Так, фиксированный базовый  размер страховой части трудовой пенсии по старости лиц (за исключением  лиц, достигших возраста 80 лет или  являющихся инвалидами I группы), не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, с 1 января 2010 г. установлен в сумме 2562 руб. в месяц (п. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ). В целях реализации положений п. 6 ст. 17 Закона N 173-ФЗ это значение корректируется на коэффициент индексации страховой части трудовой пенсии, утверждаемый Правительством РФ. Значения фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости с учетом индексации приведены в табл. 5.

Теперь, имея информацию о фиксированном базовом размере страховой части трудовой пенсии, зная порядок индексации и методику расчета, можно определить страховую часть трудовой пенсии по старости (СЧ).

Для упрощения  расчета объединим все ранее  приведенные формулы:

    СЧ = ПК : Т + Б;

    ПК = ПК + СВ + ПК ;

    ПК = (РП - 450 руб.) x Т;

    РП = СК x (ЗР : ЗП) x 1671.

При условии  выхода мужчины 1952 г.р. на пенсию в феврале 2012 года (Т =216  мес.)  и  накопленной  на лицевом счете, по данным персонифицированного учета,  после  1  января  2002 г. сумме страховых взносов (ПК ) 500000 руб.величина  расчетного  пенсионного капитала  (ПК)  составит  663475,18 руб. (162673,92 + 801,26 + 500000).

У мужчины нет  иждивенцев, ему не установлена группа инвалидности, и в расчете применяется  значение фиксированного базового размера трудовой пенсии 3170,48 руб. С учетом этого страховая часть пенсии составит 6242,28 руб. (663475,18 руб. : 216 + 3170,64 руб.). Мужчина относится к возрастной категории (1952 г.р.), для которой не установлена накопительная часть трудовой пенсии. Значит, размер трудовой пенсии равен размеру страховой части и составляет 6242,28 руб.

 

 

Раздел 2. Определение трудового стажа

при назначении трудовой пенсии по старости

2.1. Понятие трудового стажа

Трудовой стаж (франц. stage, от позднелат. stagium — временное пребывание), время (продолжительность) трудовой и иной общественно полезной деятельности работника.

Трудовой стаж - продолжительность  трудовой или иной общественно полезной деятельности, исчисляемая в установленном  порядке и порождающая определенные правовые последствия: право на пенсию, на пособие, льготы и т.д.

Однако данные выше понятия больше свойственны для трудового права. В праве же социального обеспечения можно дать такое общее понятие трудового стажа – это юридический факт (время работы и иной деятельности), с которым законодатель связывает наступление правовых последствий в виде трудовой пенсии, пенсии по выслуге лет, пособию по нетрудоспособности и т.д21.

Обратимся теперь к легальному определению  трудового стажа, которое дается в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»22. Трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»23.

В настоящее время институт трудового  стажа регулируется целым комплексом нормативных актов, который можно представить в виде упорядоченной иерархии законодательных и подзаконных актов. Это:

Во-первых, международно-правовые акты. Так, если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила подсчета и подтверждения, например, страхового стажа для установления трудовых пенсий, применяются правила международного договора Российской Федерации. Среди таких международных актов можно, например, выделить Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (Москва, 25 ноября 1998 г.).

Во-вторых, это законодательные  акты.24

- Трудовой кодекс Российской  Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ25. Однако в ТК РФ не урегулирован ни порядок исчисления трудового стажа, ни даже его определение. Одна из немногих статей ТК РФ посвященных вопросу трудового стажа (ст.314) закрепляет, что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом. Таким образом, ТК РФ отсылает к другим нормативным актам, в частности Закону РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Среди специальных законодательных  актов урегулирующих порядок  исчисления и подтверждения трудового стажа необходимо выделить:

- Федеральный закон  от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О  трудовых пенсиях в Российской Федерации»26

- Федеральный закон  от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О  государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»27.

- Федеральный закон  от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в  системе государственного пенсионного  страхования» и др28.

В третьих, это подзаконные нормативные акты.

 

2.2. Доказательства трудового стажа

Подтверждение трудового стажа является насущной проблемой многих, если не сказать, большинства россиян. В жизни случается множество таких ситуаций, когда подтвердить трудовой стаж бывает очень затруднительно. Например, трудовая книжка утеряна. Или в записях, содержащихся в ней, допущены неточности. Такое обстоятельство влечет за собой неприятности, например, назначение пенсии меньшей, чем та, на какую граждане правомерно рассчитывали. Что же делать в таком случае?29

Порядок подтверждения  трудового стажа в настоящее время регулируется, прежде всего, ст.13 Федерального закона «О трудовых пенсиях», а также Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» устанавливающим правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации о государственном пенсионном обеспечении (в части трудовых пенсий)30.

В соответствии с положениями  Закона «О трудовых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (п.1. ст.13 Закона).

Центральным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.

Однако зачастую трудовой книжки у работника нет. Приведем пример из практики: шахтер отработал  два года по трудовому договору. Отдел социальной защиты при обращении шахтера за оформлением льготной пенсии (по Списку N 1) с 20 января 2002 г. отказался засчитать специальный стаж по этому договору, разъяснив, что стаж считается только по трудовой книжке31. Правомерен ли отказ?

В соответствии с действующими правилами подсчета и подтверждения  страхового стажа для установления трудовых пенсий, при отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Положений о том, что  специальный стаж для оформления льготной пенсии по Списку №1 может  быть подтвержден только трудовой книжкой, в законодательстве также не содержится. Следовательно, отказ органа соцзащиты неправомерен.

Как видно из изложенного, трудовой стаж вполне может быть подтвержден письменным трудовым договором.

Что касается периодов работ  по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, то трудовой стаж подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом работодателя об уплате обязательных платежей (п.7 Правил) 32.

При этом продолжительность  периода работы, включаемого в  страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.

Отдельным пакетом документов подтверждается периоды работы

- по авторским и  лицензионным договорам; 

- домашних работниц, нянь, секретарей, машинисток и т.д;

- членов крестьянского  (Фермерского) хозяйства;

- в качестве пастуха.

В первом случае – это  соответствующие договора и документы  территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Во втором случае - договора между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах, и документ территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

В третьем случае - трудовая книжка и документ территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

В четвертом случае - договор  между пастухом и коллективом  граждан - владельцев скота (с отметкой о его исполнении) и документ территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж подтверждаются специальными документами:33

Так, периоды осуществления  предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для  определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, выдаваемым территориальными налоговыми органами в установленном порядке. При этом периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 1 января 2001 г. документом территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством труда и социального развития Российской Федерации, а за периоды после 1 января 2001 г. - документом территориальных налоговых органов (п.14 Правил).

Еще один пример - периоды деятельности в качестве членов родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, подтверждаются документом соответствующей общины о периоде этой деятельности и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Информация о работе Трудовые пенсии по старости