Система органов государственного управления в сфере охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 23:26, контрольная работа

Краткое описание

Государственное управление охраной труда – это осуществление полномочными государственными органами исполнительной власти исполнительных, регулирующих, разрешительных, координирующих, надзорных, контрольных и других функций с целью: формирования и проведения государственной политики по охране труда в областях их деятельности; разработки и реализации федеральных отраслевых и региональных программ улучшения условий и охраны труда; содействия разработке и выполнению находящимися в сферах их ведения организациями конкретных правовых, социально-зкономических, лечебно-профилактических и иных мероприятий по обеспечению безопасности работников в процессе труда; предупреждения и устранения нарушений требований охраны труда.

Содержание

Введение 3
Система органов государственного управления в сфере охраны труда 4
Органы социального партнерства 8
Заключение 14
Библиографический список 15

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 36.70 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение               3

  1. Система органов государственного управления в сфере охраны труда                                                                                          4
  2. Органы социального партнерства                                                          8

Заключение            14

Библиографический список          15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является государственное управление охраной труда.

Государственное управление охраной труда – это осуществление полномочными государственными органами исполнительной власти исполнительных, регулирующих, разрешительных, координирующих, надзорных, контрольных и других функций с целью: формирования и проведения государственной политики по охране труда в областях их деятельности; разработки и реализации федеральных отраслевых и региональных программ улучшения условий и охраны труда; содействия разработке и выполнению находящимися в сферах их ведения организациями конкретных правовых, социально-зкономических, лечебно-профилактических и иных мероприятий по обеспечению безопасности работников в процессе труда; предупреждения и устранения нарушений требований охраны труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Система органов государственного управления в сфере охраны труда    

 

Главная цель государственной политики в области условий и охраны труда — сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Достижение этой цели возможно только при создании устойчивой системы управления охраной труда и обеспечения четкого функционирования всех субъектов управления как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии со ст. 216 ТК РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти [3].

Согласно изменениям, внесенным в ТК РФ ФЗ № 90-ФЗ, отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации [5].

Постановлением от 31 мая 2012 г. № 535 Правительство Российской Федерации утвердило «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации», которым возложило на него осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, санитарно-эпидемиологического благополучия, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений [2].

Существующая сегодня система государственного управления охраной труда в соответствии с перечнем полномочий в этой области Министерства труда и социальной защиты России включает в себя комплекс вопросов по принятию таких нормативных актов, как:

- межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;

- методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда;

- порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда;

- перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, а также правила выдачи такого питания и его рационы;

- нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов и т. д.

Эффективный и безопасный труд возможен только на рабочем месте, условия труда которого отвечают всем современным требованиям, положениям и нормативам.

Согласно ст. 7 Конституции — Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором охраняются труд и здоровье людей и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены [1].

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность вплоть до уголовной.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда согласно ст. 210 ТК РФ являются:

- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

- государственное управление охраной труда;

- государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

- государственная экспертиза условий труда;

- установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

- профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [3];

- защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

- распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

- участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

- подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;

- организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

- обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

- международное сотрудничество в области охраны труда;

- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей [3].

Государственная политика в области охраны и условий труда предусматривает совместные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, возникающих в результате работы, в ходе ее или связанных с ней, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде.

 

 

 

 

 

 

2 Органы социального партнерства    

                                                   

Социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК) [3].

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК) [3]. Представителями работников являются профсоюзы, иные представители; представителями работодателей - руководитель организации или уполномоченные им лица, а также объединение работодателей.

Основное предназначение социального партнерства — предупреждать возникновение конфликтов между работниками и работодателями в сфере трудовых отношений, добиваться согласования интересов работников, работодателей, государства.

 Формами социального партнерства являются:

- коллективные переговоры  по подготовке проектов коллективных  договоров, соглашений и заключению коллективных договоров и соглашений;

- взаимные консультации (переговоры) по вопросам установления  трудовых и иных связанных с ними отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствование трудового законодательства;

- участие работников и  их представителей в управлении  организацией;

- участие представителей  работников и работодателей в  досудебном разрешении трудовых споров.

Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые создаются для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров, соглашений на всех уровнях (федеральном, региональном, территориальном, отраслевом) на равноправной основе из представителей сторон социального партнерства.  

 На федеральном уровне создана постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).

Членами Российской трехсторонней комиссии являются представители:

- общероссийских объединений профсоюзов;

- общероссийских объединений работодателей;

- Правительства Российской Федерации.

Профсоюзы и работодатели самостоятельно определяют персональный состав своих представителей и порядок их ротации. Состав представителей власти утверждается Постановлением Правительства РФ. 
Количество членов РТК от каждой из сторон не может превышать 30 человек. 
По своему статусу РТК - совещательный орган, имеющий право «давать рекомендации федеральным органам государственной власти».

Деятельность ее регулируется Федеральным Законом РФ № 92 от 1 мая 1999 г. «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» [4].

На уровне субъектов РФ могут создаваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, действующие в соответствии с законодательством субъектов РФ.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.  

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения.

На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

Органы социального партнерства обязаны обеспечить условия для участия комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и (или) обсуждении проектов законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Принятые комиссиями в результате обсуждения решения должны быть в обязательном порядке рассмотрены соответствующими органами власти.

Представители работников

Представителями работников являются:

  • профессиональные союзы и их объединения;
  • иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;
  • иные представители, избираемые работниками.

Первичные профсоюзные организации и их органы на локальном уровне представляют в социальном партнерстве интересы:

  • работников, являющихся членами профсоюзов;
  • всех работников, независимо от их членства в профсоюзах о при проведении коллективных переговоров;
  • заключении или изменении коллективного договора;
  • при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Информация о работе Система органов государственного управления в сфере охраны труда