Роль актов судебной власти Российской Федерации в регулировании отношений в сфере труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 01:10, курсовая работа

Краткое описание

Судебная деятельность не может иметь чисто правовой характер. С помощью права существующие виды деятельности подвергаются волевому воздействию, т. е. право организует иную, неправовую предметную деятельность. Понятие «правовая деятельность» также достаточно условно. В чистом виде правовая деятельность не существует.
Сущность судебной практики как правоприменительной деятельности состоит в принятии какого-либо решения. В результате этой деятельности судами обшей юрисдикции, арбитражными судами принимаются решения по конкретным делам. Кроме того, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ информируют юридическую общественность о судебных решениях, имеющих принципиальное значение.

Содержание

1) Введение
2) Федеральное, региональное, местное и локальное регулирование отношений в сфере труда
3) Конституция Российской Федерации в системе источников трудового права
4) Федеральные законы и подзаконные акты в системе источников трудового права
5) Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации в системе источников трудового права
6) Роль Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ в регулировании трудовых отношений
7) международные акты судебной власти в области трудовых отношений
8) Заключение
9) Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

вюи.docx

— 65.94 Кб (Скачать файл)

 

К числу источников трудового права ᴏᴛʜᴏϲᴙтся конвенции Международной организации труда (МОТ). Сегодня на территории России должны применяться 57 ратифицированных конвенций МОТ:

 

1. Конвенция N 10 о минимальном  возрасте допуска детей на  работу в сельском хозяйстве;

 

2. Конвенция N 11 о праве  на ассоциацию и объединение  в сельском хозяйстве;

 

3. Конвенция N 13 о применении  белил в малярном деле;

 

4. Конвенция N 14 о еженедельном  отдыхе на промышленных предприятиях;

 

5. Конвенция N 15 о минимальном  допуске подростков на работу  в качестве грузчиков угля  и кочегаров на флоте;

 

6. Конвенция N 16 об обязательном  медицинском освидетельствовании  детей и подростков, занятых на  борту судов;

 

7. Конвенция N 23 о репатриации  моряков;

 

8. Конвенция N 27 об указании  веса тяжелых грузов, перевозимых  на судах;

 

9. Конвенция N 29 о принудительном  или обязательном труде;

 

10. Конвенция N 32 о защите  от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке и разгрузке  судов;

 

11. Конвенция N 45 о применении  труда женщин на подземных  работах в шахтах любого вида;

 

12. Конвенция N 47 о сокращении  рабочего дня до сорока часов в неделю;

 

13. Конвенция N 52 о ежегодных  оплачиваемых отпусках;

 

14. Конвенция N 58 о минимальном  возрасте приема детей на работу  в море;

 

15. Конвенция N 59 о минимальном  возрасте приема детей на работу  в промышленность;

 

16. Конвенция N 60 о возрасте  приема детей на непромышленные  работы;

 

17. Конвенция N 69 о выдаче  судовым поварам свидетельств  о квалификации;

 

18. Конвенция N 73 о медицинском  освидетельствовании моряков;

 

19. Конвенция N 77 о медицинском  освидетельствовании детей и  подростков с целью выяснения  их пригодности к труду на  промышленных работах;

 

20. Конвенция N 79 об ограничении  ночного труда детей и подростков  на непромышленных работах;

 

21. Конвенция N 81 об инспекции  труда в промышленности и торговле  и Протокол 1995 года к Конвенции N 81 об инспекции труда в промышленности  и торговле;

 

22. Конвенция N 87 о ϲʙᴏбоде ассоциации и защите права на организацию;

 

23. Конвенция N 90 о ночном  труде подростков в промышленности;

 

24. Конвенция N 92 о помещениях  для экипажей на борту судов;

 

25. Конвенция N 95 об охране  заработной платы;

 

26. Конвенция N 98 о применении  принципов права на организацию  и на ведение коллективных  переговоров;

 

27. Конвенция N 100 о равном  вознаграждении мужчин и женщин  за труд равной ценности;

 

28. Конвенция N 103 об охране  материнства;

 

29. Конвенция N 105 об упразднении  принудительного труда;

 

30. Конвенция N 106 о еженедельном  отдыхе в торговле и учреждениях;

 

31. Конвенция N 108 о национальных  удостоверениях личностей моряков;

 

32. Конвенция N 111 о дискриминации  в области труда и занятий;

 

33. Конвенция N 112 о минимальном  возврате для принятия на работу  рыбаков;

 

34. Конвенция N 113 о медицинском  осмотре рыбаков;

 

35. Конвенция N 115 о защите  трудящихся от ионизирующей радиации;

 

36. Конвенция N 119 о снабжении  машин защитными приспособлениями;

 

37. Конвенция N 120 о гигиене  в торговле и учреждениях;

 

38. Конвенция N 122 о политике  в области занятости;

 

39. Конвенция N 123 о минимальном  возврате допуска на подземные  работы в шахтах и рудниках;

 

40. Конвенция N 124 о медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках;

 

41. Конвенция N 126 о помещениях  для экипажа на борту рыболовных  судов;

 

42. Конвенция N 133 о помещениях  для экипажа на борту судов;

 

43. Конвенция N 134 о предупреждении  производственных несчастных случаев  среди моряков;

 

44. Конвенция N 138 о минимальном  возврате для приема на работу;

 

45. Конвенция N 142 о профессиональной  ориентации и профессиональной  подготовки в области развития  людских ресурсов;

 

46. Конвенция N 147 о минимальных  нормах на торговых судах;

 

47. Конвенция N 148 о защите  трудящихся от профессионального  риска, вызываемого загрязнением  воздуха, шумом и вибрацией на  рабочих местах;

 

48. Конвенция N 149 о занятости  и условиях труда и жизни  сестринского персонала;

 

49. Конвенция N 150 о регулировании  вопросов труда: роль, функции и  организация;

 

50. Конвенция N 155 о безопасности  и гигиене условий труда и  производственной среде;

 

51. Конвенция N 159 о профессиональной  реабилитации и занятости инвалидов;

 

52. Конвенция N 160 о статистике  труда;

 

53. Конвенция N 156 о трудящихся  с семейными обязанностями;

 

54. Конвенция N 116 о частичном  пересмотре конвенций МОТ;

 

55. Конвенция N 162 об охране  труда при использовании асбеста;

 

56. Конвенция N 179 о найме  и трудоустройстве моряков;

 

57. Конвенция N 78 о медицинском  освидетельствовании детей и  подростков с целью выяснения  их пригодности к труду на  промышленных работах.

 

С точки зрения формального выражения перечисленные конвенции МОТ будут источниками трудового права. При этом материализация норм конвенций в конкретные отношения может состояться исключительно благодаря включению в содержание внутреннего законодательства. Такое положение обусловлено тем, что с текстом ратифицированных конвенций могут ознакомиться далеко не все правоприменители, они до настоящего времени официально не опубликованы. При принятии федеральных законов о ратификации конвенций МОТ их текст не приводится, а делается ссылка на номер конвенции и ее название. К примеру, в Федеральном законе "О ратификации Конвенции 1986 года об охране труда при использовании асбеста (Конвенция N 162)" от 10 марта 2000 года ссылка сделана исключительно на название ратифицированной Конвенции. В связи с изложенным нормы конвенций МОТ не проходят путь от формального к материальному проявлению в конкретных отношениях, составляющих предмет трудового права. Хотя многие положения конвенций МОТ воспроизведены в трудовом законодательстве. По϶ᴛᴏму их реализация происходит через включение в нормы внутреннего российского законодательства.

 

Источником трудового права будет Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 18 июня 1998 года. В ней закреплены следующие принципы регламентации отношений в сфере труда:

 

1 ϲʙᴏбода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

 

2) упразднение всех форм  принудительного или обязательного  труда;

 

3) действенное запрещение  детского труда;

 

4) недопущение дискриминации  в области труда и занятий.

 

Из п. 2 Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда следует, что государства - члены МОТ, даже если они не ратифицировали какие-то конвенции МОТ, отражающие позицию МОТ в развитии перечисленных принципов, обязаны, исходя из членства в МОТ, претворять в жизнь положения указанных конвенций. В связи с чем и не ратифицированные конвенции МОТ, принятые в развитие данных принципов, следует соблюдать на территории Российской Федерации, поскольку она будет членом МОТ.

 

Таким образом, положения не ратифицированных конвенций МОТ должны признаваться источниками трудового права России при доказанности следующих юридически значимых обстоятельств:

 

- закрепления в конвенции  определенного правила поведения;

 

- совпадения данного правила  поведения с действием перечисленных  основополагающих принципов в  сфере труда.

 

К примеру, в ст. 8 Конвенции N 173 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя говорится о предоставлении требованиям трудящихся о выплате заработной платы более высокого приоритета по сравнению с другими привилегированными требованиями в государстве, в частности по отношению к требованиям государства и системы социального обеспечения. Данная норма Конвенции не допускает дискриминации трудящихся, не получивших заработную плату, органами государственной власти и системы социального обеспечения. Налицо совпадение ϶ᴛᴏго правила с действием принципа недопустимости дискриминации в области труда и занятий. Следовательно, указанная норма может быть применена российским правоприменителем как источник права на основании Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда.

 

С точки зрения формального выражения при доказанности перечисленных юридически значимых обстоятельств и не ратифицированные конвенции МОТ могут быть признаны источником трудового права. Хотя их материализация в конкретные отношения, составляющие предмет трудового права, едва ли сможет состояться. Такой вывод напрашивается в связи с тем, что они официально не опубликованы. Тогда как ч. 3 ст. 15 Конституции РФ позволяет применять только опубликованные акты, касающиеся прав, ϲʙᴏбод и обязанностей человека и гражданина. По϶ᴛᴏму российские законодатели могут переключить ϲʙᴏе внимание на публикацию международных правовых актов о труде, действующих на территории Российской Федерации. До официального опубликования положения международно-правовых актов о труде будут источниками трудового права исключительно с позиции формального выражения.

 

Сегодня ведется работа по ратификации Европейской социальной хартии. После ратификации и опубликования она также станет источником трудового права с точки зрения формального выражения. В конкретные отношения ее нормы могут материализоваться в части, улучшающей положение работников по сравнению с действующим законодательством. К примеру, непосредственно при регулировании трудовых отношений может применяться ст. 25 Европейской социальной хартии, предписывающая эффективное осуществление права трудящихся на защиту их законных интересов в случае неплатежеспособности работодателя. В связи с чем работники должны иметь государственные гарантии получения во внеочередном порядке задолженности по заработной плате.

 

 

 

Заключение.

Судебная деятельность не может иметь чисто правовой характер. С помощью права существующие виды деятельности подвергаются волевому воздействию, т. е. право организует иную, неправовую предметную деятельность. Понятие «правовая деятельность» также достаточно условно. В чистом виде правовая деятельность не существует. Например, нормотворческая деятельность (разработка и издание общеобязательных норм) есть отражение иной (неправовой) деятельности. То же самое можно сказать и о правоприменительной стадии.

 

Сущность судебной практики как правоприменительной деятельности состоит в принятии какого-либо решения. В результате этой деятельности судами обшей юрисдикции, арбитражными судами принимаются решения по конкретным делам. Кроме того, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ информируют юридическую общественность о судебных решениях, имеющих принципиальное значение.

 

Так, в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» публикуются материалы Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ о рассмотрении дел в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов. Такая практика ориентирует арбитражные суды по тому или иному вопросу при применении ими судебного решения. Добавим, и не только. Она (практика) оказывает также влияние на юридическую практику в целом, в том числе на содержание предпринимательских договоров.

 

В-четвертых, высшие судебные инстанции России на основе изучения и обобщения практики применения законов и других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, дают разъяснения по вопросам судебной практики. Указанные разъяснения облекаются в форму постановлений либо информационных писем. Например, в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона РФ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам своего ведения принимает постановления, обязательные для арбитражных судов.

 

Как видим, постановления пленумов обладают обязательной силой для судов. Сложнее обстоит дело с информационными письмами (обзорами судебной практики). И хотя они (письма) носят в целом информационный характер, резонно возникает вопрос: может ли судья при разрешении конкретного спора проигнорировать правило, изложенное в письме? Формально да. Но с практической точки зрения вряд ли судья осмелится на столь отчаянный шаг. В противном случае такое решение будет отменено вышестоящей судебной инстанцией.

 

Надо согласиться с мнением о том, что прецедент не чуждое явление для российской правовой системы. «Однако ему принадлежит особое место среди источников права. Он не обладает равной закону юридической силой, а потому нет смысла их противопоставлять. Скорее, прецедент имеет вспомогательное значение по отношению к закону, его роль заключается в упорядочении отношений, которые либо не урегулированы, либо не могут быть непосредственно урегулированы законом в силу неясности или неточности законодательных формулировок».

 

Не замечать всего того, что происходит вокруг судебных решений, по-прежнему механически утверждать, будто прецедент не является источником права в правовой системе России, — это означает одно: в теоретическом плане «топтаться» на месте с закрытыми глазами, а с точки зрения практики игнорировать действительную роль судебных решений в регулировании общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Трудовое право России - В.И. Миронов. М.: 2009.
  2. Трудовое право - Н. А. Бриллиантова и др.
  3. Трудовое право в вопросах и ответах : учебное пособие Проспект (ТК Велби) 2014
  4. Курс трудового права Учебник В 2-х томах Том 2: Коллективное трудовое право Индивидуальное трудовое право Процессуальное трудовое право Гриф УМО МО РФ Статут 2009
  5. "ТРУДОВОЕ ПРАВО РОССИИ: УЧЕБНИК"(под ред. А.М. Куренного)(Юристъ, 2004)
  6. Трудовое право - Е.Н. Голенко, В.И. Ковалев.

 


Информация о работе Роль актов судебной власти Российской Федерации в регулировании отношений в сфере труда