Проблемы обеспечения занятости в трудовых отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).docx

— 72.05 Кб (Скачать файл)

В случаях, когда увольнения все же неизбежны (ликвидация предприятия, сокращение численности штата), работникам предлагают «в связи со сложной экономической ситуацией», написать заявление об увольнении по собственному желанию, что является прямым нарушением норм трудового права. В случае обращения к работнику с подобным предложением, следует сразу отказаться от него.

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, при увольнении сотрудника по инициативе работодателя при ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, а также сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, увольняемому работнику положены следующие выплаты:13

Денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

За работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.14

Кроме того, непременным условием законности расторжения трудового договора в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников является обязательное предупреждение работника работодателем персонально под расписку не менее чем за два месяца до увольнения. Трудовой договор может быть расторгнут с письменного согласия работника и без предупреждения его об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении. То есть, если работника пытаются уволить по сокращению штатов без предварительного письменного предупреждения, работодатель обязан кроме положенных компенсаций, выплатить работнику денежный эквивалент двух средних зарплат.

Сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше 2 месяцев со дня увольнения, с зачетом выходного пособия означает, что средний заработок выплачивается за второй месяц не устройства работника на работу.

Часто возникает вопрос о том, сохраняется ли средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения за пенсионерами по старости. Однако в судебной практике  встречаются как положительные так и отрицательные решения этого вопроса.15

Кроме того, лицам, уволенным из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, средняя заработная плата сохраняется на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев (с учетом месячного выходного пособия). Сохранение среднего месячного заработка в течение 6 месяцев со дня увольнения предусмотрено также за работниками предприятий (объектов), расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях.

За работником всегда остается право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

К таковым можно отнести:

– самозащиту работниками своих трудовых прав;

– защиту трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

– государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– судебную защиту.

Сложная проблема возникает с заёмным трудом (аутсорсинг, аутстаффинг). В Трудовом кодексе Российской Федерации, иных российских законах об этой форме привлечения к труду вообще ничего не говорится, хотя она в последнее время приобретает все большее распространение. Следует либо узаконить отношения по заемному труду, включив соответствующий раздел в Трудовой кодекс Российской Федерации, либо признать такую форму труда противоречащей закону и влекущую ответственность за нарушение законодательства о труде.

В Трудовом кодексе практически отсутствуют нормы, регулирующие труд иностранных граждан, кроме непонятного основания для прекращения трудового договора по обстоятельствам независящим от воли сторон, и общего принципа, что иностранные граждане пользуются теми же трудовыми правами, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В этом случае возникает проблема регулирования трудовой миграции, что ставит новые задачи перед российскими властями всех уровней. Ошибочные или корыстные решения в этой сфере приводят к экономическим потерям и бытовым конфликтам на национальной почве. Для того, чтобы избежать этого, необходимо активное участие гражданского общества в выработке управленческих решений. Но не всегда общественность и профессионалы-эксперты оказываются в состоянии повлиять на принимаемые решения. В связи с этим возникает необходимость введения в Трудовой кодекс отдельной главы, регулирующей особенности использования труда иностранных граждан.

Одной из главных проблем в сфере труда является невыплата заработной платы. Масштабы невыплаченной заработной платы огромны.

Таким образом, можно констатировать целую массу нерешённых проблем в отечественном трудовом законодательстве, что даёт почву для новых исследований в этой сфере.

В последнее время во многих высших учебных заведениях все большее внимание уделяется вопросам труда и охраны трудовых прав, потому что, сразу после окончания обучение вчерашние студенты, не имеют полноценных знаний о своих, гарантированных законом правах.

Возникает необходимость более глубокого анализа, возникающих проблем. В связи с чем, в программу обучения вводятся предметы, отражающие современные проблемы трудового законодательства. Только благодаря такому обучению, будущие работники смогут быть полноправными участниками трудовых отношений.16

О проблемах трудового законодательства можно говорить бесконечно. Главная его беда в том, что в нынешнем виде оно является чуть ли не главным тормозом не только для модернизации страны, но и просто нормальной жизнедеятельности десятков миллионов граждан.

Сегодня перед нашей страной стоит задача, быть может, не столь амбициозная с моральной точки зрения, но не менее важная с точки зрения эффективности государства и обеспечения его суверенитета. Речь идет о приведении трудового права в соответствие с современным состоянием социально-экономических отношений, запросов и потребностей работников и работодателей.

Большое внимание уделяется проблемам, связанным с ущемлением прав работников, хотя и права работодателя тоже не безграничны. Зачастую работники сами нарушают установленные законодательством нормы. Разрешение назревших проблем, возможно только при совместном принятии решений, взаимном уважении друг к другу, к правам каждого гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

2. Роль и задачи органов местного самоуправления

в сфере занятости    и трудовых отношений

 

Роль органов местного самоуправления в решении вопросов занятости    и трудовых отношений может заключаться в следующем:

- разработка и реализация  системы экономических и других механизмов, регулирующих вопросы занятости, местного рынка труда и трудовых отношений;

- координация и контроль  деятельности    в этой области    управляющих структур муниципалитета, предприятий, общественных и других  организаций, создание (при необходимости) муниципальной службы занятости;

- оказание информационной  поддержки людям, ищущим работу (издание бюллетеней, содержащих предложения работодателей; публикация вакансий, информация о ярмарках рабочих мест, создание телефонной информационно-консультационной службы, клубов безработных и т.п.

- формирование муниципального  банка вакансий, сезонных и временных  рабочих мест;

- формирование заказа  на общественные работы на  территории муниципального образования;

- создание центра социально-психологической  адаптации (психологическая поддержка незанятого населения и безработных; психологический тренинг начинающих предпринимателей и т.п.

- организация муниципального бизнес-инкубатора для начинающих предпринимателей;

- образование муниципального  учебно-методического центра переподготовки  взрослого населения по профессиям, пользующимся спросом на рынке  труда;

- создание муниципальной  службы профориентации выпускников  школ и учебных заведений начального  и среднего профессионального  образования;17

- создание муниципального  попечительского совета для содействия  в трудоустройстве выпускников  школ и профессиональных учебных  заведений, включающего представителей  последних, работодателей, профсоюзов, администрации муниципального образования;

- организация и проведение  исследований рынка труда с  целью прогнозирования отраслевой  и профессионально-квалификационной  структуры спроса на рабочую  силу.

В зависимости    от финансовых возможностей муниципальных образований спектр оказываемых услуг по содействию занятости    населению быть может расширен или сужен. В любом случае приоритетами политики занятости    населения на уровне муниципального образования должны стать:

- содействие занятости    выпускников школ и профессиональных  учебных заведений;

- оказание адресной материальной  и психологической поддержки  лицам, особо нуждающимся в социальной  защите;

- развитие новых форм  взаимодействия с работодателями;

- повышение конкурентоспособности    рабочей силы (организация профессиональной  переподготовки и повышения квалификации  занятого населения муниципального  образования).

Хорошо зарекомендовавшей себя формой содействия занятости    населению являются ярмарки вакансий. На них посетители имеют возможность решить, как правило, три основные задачи: ознакомиться с банком вакансий, проконсультироваться по вопроϲам трудового законодательства, выбрать при необходимости    учебное учреждение для профессиональной переподготовки.

Поэтому состав участников ярмарок вакансий включает ведущие предприятия и организации, действующие на территории муниципального образования или находящиеся поблизости; учебные центры по профессиональной переподготовке взрослого населения; юридические службы и консультации; представителей территориальных органов службы по труду и занятости.

Одним из действенных механизмов реального содействия занятости    населения на уровне муниципального образования является организация общественных работ. Под оплачиваемыми общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило не требующие предварительной профессиональной подготовки, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной занятости    граждан, ищущих работу.

Новой активной формой содействия занятости    населения муниципальных образований являются клубы ищущих работу. Основные задачи - оказание помощи гражданам, ищущим работу, в сокращении сроков поиска подходящей вакансии, приобретении навыков в этом деле, снижении психологической нагрузки, ликвидации стрессовых состояний, приобретении минимума правовых знаний.

Для содействия предпринимательской инициативе безработных быть может организован муниципальный бизнес-инкубатор - коллективный офис для начинающих предпринимателей. В рамках его деятельности    могут реализовываться программы психологического тренинга по развитию качеств, способствующих предпринимательской активности    населения муниципального образования.

На уровне муниципальных образований важна помощь в трудоустройстве лицам, особо нуждающимся в социальной защите. К ним относятся молодежь, инвалиды, женщины, лица, уволенные из рядов российской армии, и т.д. Механизмом содействия занятости    этих групп населения являются законы о квотировании рабочих мест. Их принятие отнесено к ведению субъектов РФ, однако контроль их исполнения может осуществляться совместно отделениями Федеральной службы по труду и занятости    и органами исполнительной власти    муниципальных образований.

 

2.2 Анализ ситуации на рынке труда Забайкальского края

 

В Забайкальском крае наблюдается снижение численности граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения за 2013 год.

В 13 районах края отмечено снижение количества безработных забайкальцев из-за роста числа граждан, направленных на общественные работы, а также приступивших к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации.

По состоянию на конец марта 2013 года в центрах занятости населения региона состоит на учете 12592 человек, из них признанных в установленном порядке безработными – 10 996 человек.

Информация о работе Проблемы обеспечения занятости в трудовых отношениях