Правовой статус и социальные гарантии безработных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 09:31, курсовая работа

Краткое описание

Работа включает в себя следующие этапы:

1. Определение понятий безработица и безработный.

2. Порядок и условия регистрации граждан безработными

3. Профессиональная ориентация незанятого населения, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных

4. Права безработного

5. Обязанности безработного

6. Виды и содержание гарантий и компенсаций, которые государство обеспечивает безработным гражданам.

7. Порядок выплаты пособия по безработице.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………5

2.Определение понятий безработица и безработный …………………………6

3. Порядок и условия регистрации граждан безработными………………….10

4. Профессиональная ориентация незанятого населения, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных…….12

5. Права и обязанности безработного…………………………………………13

6.Виды и содержание гарантий и компенсаций, которые государство обеспечивает безработным гражданам………………………………………..20

7.Заключение…………………………………………………………………...21

Список использованных источников ………………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2010год Безработные.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

                                                                                  «К защите допускаю»

 

Кафедра трудового  права                               ______________

                                                                 «___»______________2010г.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Трудовое право»

на тему: «Правовой статус и социальные гарантии безработных»

 

 

 

 

 

Студент группы 70205з                            ___________________Н.М. Ахремчик

 

 

Руководитель                                          __________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск

2010

 

МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет правоведения

Специальность правоведение

                                                                 УТВЕРЖДАЮ

                                                                        

                                                                  ________________

                                                                 «___»_____________2010 года

 

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу

по дисциплине «Трудовое   право»

студенту Ахремчик Надежде Михайловне , группа № 70205з

1.      Тема: «Правовой статус и социальные гарантии безработных».

2.      Срок сдачи студентом законченной  курсовой работы: 23.08.2010 г.

3.      Исходные данные: 1. Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме от 24.11.1996г., в редакции Решения Республиканского референдума от 17.11.2004г.) // Консультант Плюс Беларусь / ООО «Юр Спектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Мн., 2005; 2. Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. « О занятости населения Республики Беларусь) с последующими изм. и доп.; 3.Трудовой кодекс Республики Беларусь; 4.Семенова В.И. Трудовое и социальное право. Мн.: Минский книжный дом,2006.; 5.Важенкова Т.Н. Практикум по трудовому праву. Мн.: Амалфея,2002.

  Перечень подлежащих разработке вопросов и календарный график

п/п

Наименование вопросов курсовой работы

Срок

выполнения

1

Определение понятий безработица и безработный

01.07.2010

2

Порядок и условия регистрации граждан безработными

05.07.2010

3

Права и обязанности  безработного

26.07.2010

4

Виды и содержание гарантий и компенсаций, которые государство обеспечивает безработным гражданам.

03.08.2010

5

Порядок выплаты пособия по безработице.

18.08.2010

 

                                 Руководитель__________________

                             Задание принял к исполнению__________    14.04.2010 г.

 

РЕФЕРАТ

курсовой работы Ахремчик Н.М.

«Правовой статус и социальные гарантии безработных»

     Объем работы:   страниц 22 , в том числе наименований литературы

  Ключевые слова: безработица, безработный, подходящая работа, пособие, права и обязанности безработных

В настоящей курсовой работе исследуются

Работа включает в себя следующие этапы:

1.      Определение понятий безработица и безработный.

2.      Порядок и условия регистрации граждан безработными

3.      Профессиональная ориентация незанятого населения, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных

4.      Права безработного

5.      Обязанности  безработного

6.      Виды и содержание гарантий и компенсаций, которые государство обеспечивает безработным гражданам.

7.      Порядок выплаты пособия по безработице.

 

В результате проведенного анализа сделаны следующие выводы:

Для того, чтобы гражданин был  признан безработным нужно обратиться  в орган по труду и социальной защите населения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Введение ………………………………………………………………………5

2.Определение понятий безработица и безработный …………………………6

             3. Порядок и условия регистрации граждан безработными………………….10

4. Профессиональная ориентация незанятого населения, профессиональная           подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных…….12

5. Права и обязанности  безработного…………………………………………13

6.Виды и содержание гарантий и компенсаций, которые государство обеспечивает безработным гражданам………………………………………..20

7.Заключение…………………………………………………………………...21

Список использованных источников ………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) провозгласила право каждого человека на труд и на защиту от безработицы и право на обеспечение в случае безработицы. В международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1996 г) указывается, что меры предпринимаемые государством для реализации права на труд, должны включать пути и методы достижения полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека.

В систему нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих вопросы обеспечения занятости населения, входят:

1.      Конституция Республики Беларусь, являющаяся правовой основой для законодательных и иных нормативных правовых актов в области  обеспечения занятости населения. Норма ст. 41 гарантирует гражданам Республики Беларусь право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека. В части второй ст. 41 установлено, что государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей,  а также пособие по безработице.

2.      Важнейшие положение об обеспечении занятости населения содержит Трудовой кодекс Республики Беларусь.

3.      Основным нормативным правовым  актом , регулирующим отношения в сфере занятости населения и ее обеспечение, является Закон от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь) с последующими изм. и доп.

4.      Иные законы Республики Беларусь

5.      Декреты и Указы Президента Республики Беларусь

6.      Постановления Совета Министров Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Безработица - явление в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающая работать на условиях трудового, гражданско-правового договоров или заниматься предпринимательской деятельностью, деятельностью по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельностью, не может применить свою рабочую силу;

Безработный - трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлении (отделе) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета (далее - орган по труду, занятости и социальной защите) в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней.

 

Занятыми считаются граждане

 

- работающие по трудовому договору, за исключением трудового договора о выполнении оплачиваемых общественных работ;

- являющиеся членами (участниками) юридических лиц, за исключением учредителей (участников) акционерных обществ;

- зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей;

- осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленную деятельность;

- выполняющие работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности);

- проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;

- обучающиеся в очной (дневной) форме получения образования в учреждениях образования;

- осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, а также за ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом;

- занимающиеся иной не запрещенной законодательством деятельностью, приносящей заработок.

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок и условия регистрации граждан безработными

 

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется по их месту жительства органами по труду, занятости и социальной защите при личном обращении. При регистрации безработным гражданин предъявляет документы, предусмотренные законодательными актами.

Порядок регистрации граждан безработными и снятия с учета безработных определяется Правительством Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами.

 

Безработными не могут быть зарегистрированы занятые граждане, а также граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

- которым в соответствии с законодательством назначены пенсия по возрасту, за выслугу лет или профессиональная пенсия;

  - отбывающие наказание по приговору суда в виде исправительных работ, ареста, ограничения свободы, лишения свободы или пожизненного заключения;

  - проходящие лечение в лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел Республики Беларусь;

- представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные, для регистрации их безработными;

- обучавшиеся за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов и отказавшиеся от распределения на работу, от трудоустройства по распределению либо не полностью отработавшие срок работы по распределению в течение установленного законодательством об образовании срока такой работы.

Подходящей считается работа (кроме оплачиваемых общественных работ), которая соответствует профессиональной пригодности безработного, с учетом уровня его профессиональной подготовки, состояния здоровья, стажа и опыта работы по прежней профессии (специальности), должности, транспортной доступности нового места работы, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

 

Подходящей не может считаться работа, если:

- она предоставляется за пределами максимальной удаленности от места жительства безработного;

- отказ от нее обоснован уважительными личными причинами либо семейными обстоятельствами;

- условия труда на рабочем месте не соответствуют требованиям по охране труда;

- предлагаемый заработок на 10 и более процентов ниже среднего заработка, исчисленного за два последних календарных месяца по последнему месту работы (службы) гражданина.

По истечении шести месяцев со дня регистрации в качестве безработного в случае невозможности предоставления безработному работы по профессии (специальности) подходящей может считаться работа, требующая изменения профессии (специальности) с учетом способностей безработного, состояния его здоровья, опыта работы по прежней профессии (специальности), должности и доступных для него средств обучения.

Подходящей считается любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера (кроме оплачиваемых общественных работ), соответствующая требованиям законодательства о труде, учитывающая возрастные и иные особенности, для следующих категорий безработных:

- впервые ищущих работу (ранее не работавших) и не имеющих профессии (специальности);

- стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва (более одного года);

- прекративших трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, по собственному желанию, соглашению сторон, либо трудовой договор с которыми прекращен по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7 - 9 статьи 42, пунктом 5 статьи 44 и статьей 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также уволенных (отчисленных) за нарушение воинской (учебной) дисциплины;

- обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите после занятия предпринимательской деятельностью, деятельностью по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельностью;

- выполнявших работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности);

- направленных органами по труду, занятости и социальной защите на обучение и отчисленных из учреждений образования за виновные действия;

- обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите после прекращения трудового договора, заключенного на время выполнения сезонных работ;

- состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите более 12 месяцев.

Безработному не может быть предложено одно и то же место работы (профессиональная подготовка по одной и той же профессии (специальности) дважды.

Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется местными исполнительными и распорядительными органами с учетом транспортной доступности нового места работы.

Местные исполнительные и распорядительные органы могут устанавливать и иные критерии подходящей работы, усиливающие социальную защищенность безработных.

Законодательство о занятости населения основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона «О занятости населения» от 15 июня 2006 г. N 125-З, иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области содействия занятости населения.

Законодательство о занятости населения распространяется на граждан Республики Беларусь, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлены статус беженца или убежище в Республике Беларусь, и в части трудоустройства на иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь, и иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлена дополнительная защита в Республике Беларусь, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь.

Граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах государственной службы занятости населения в целях выбора рода занятий, трудоустройства, возможности профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Безработные имеют право на бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите.

Государство создает условия для полной занятости населения.

 

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профессиональных союзах (далее - профсоюзы) или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, если они не препятствуют выполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции или статуса работника, в реализации права на труд, означающего право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда;

ориентацию системы образования для подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда;

обеспечение обязательного государственного социального страхования от безработицы, предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости всеми соответствующими мерами (служба занятости, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации);

предоставление дополнительных гарантий занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда;

сокращение безработицы, предупреждение массовой безработицы;

поощрение нанимателей, осуществляющих профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой высвобождения, впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности), а также нанимателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в том числе для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;

участие профсоюзов и иных представительных органов, работников, уполномоченных в соответствии с законодательством представлять их интересы, а также государственных органов и нанимателей в разработке и реализации государственной политики в области содействия занятости населения;

международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.

 

Государство в области содействия занятости населения гарантирует гражданам:

право на выбор профессии, рода занятий и работы;

охрану труда, в том числе на здоровые и безопасные условия труда, правовую защиту от необоснованных увольнения или отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством о труде;

бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой с учетом общественных потребностей.

 

Государство гарантирует безработным:

бесплатную профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития;

выплату пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;

компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением органами по труду, занятости и социальной защите на работу (обучение) в другую местность;

бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу и направлении на обучение;

возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

содействие в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности.

 

Профессиональная ориентация незанятого населения, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных

 

      Профессиональная ориентация незанятого населения проводится в целях оказания практической помощи в выборе профессии, смене рода занятий и повышении квалификации с учетом профессиональных предпочтений, склонностей, интересов личности и потребностей рынка труда.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных осуществляются в учебных центрах государственной службы занятости населения, иных учреждениях образования, а также в других организациях.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных осуществляются по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, если:

- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у безработного необходимой квалификации (специальности);

- необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, соответствующей имеющимся у безработного профессиональным навыкам;

- безработным утрачена способность либо возникли противопоказания к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных по направлению органов по труду, занятости и социальной защите осуществляются в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь, за счет средств государственного фонда содействия занятости.

Органы по труду, занятости и социальной защите могут полностью или частично компенсировать нанимателям затраты на профессиональное обучение работников, подлежащих увольнению в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников, а также принятых на работу граждан из числа высвобожденных другими нанимателями, впервые ищущих работу, обязанных лиц.

Если в течение пяти лет, предшествовавших высвобождению, работник (за исключением лиц, занятых на неквалифицированных работах, а также лиц, достигших возраста 45 лет - женщины и 50 лет - мужчины) по последнему месту работы не прошел переподготовки и повышения квалификации, наниматель полностью возмещает органам по труду, занятости и социальной защите затраты на его обучение.

Органы по труду, занятости и социальной защите могут полностью или частично компенсировать учреждениям уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовым профилакториям Министерства внутренних дел Республики Беларусь затраты на профессиональную подготовку лиц, привлекаемых к труду администрацией этих организаций и не имеющих профессии, в период их пребывания в организациях уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

 

Безработные снимаются с учета в органе по труду, занятости и социальной защите со дня:

- признания их занятыми на основании отнесения граждан к занятым в соответствии со статьей 2 Закона;

- зачисления их учреждением образования на обучение по направлению органов по труду, занятости и социальной защите для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

- подачи ими письменного заявления об отказе от услуг органов по труду, занятости и социальной защите;

- последней их явки в органы по труду, занятости и социальной защите в случае неявки безработных более трех месяцев без уважительных причин;

- допущенного нарушения со стороны безработного - попытки получить либо получения пособия по безработице обманным путем;

- назначения им в соответствии с законодательством пенсии по возрасту, за выслугу лет, профессиональной пенсии;

- следующего за днем последнего их отказа от двух предложений подходящей работы или от двух предложений прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;

- снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства;

- смерти безработного;

- истечения 36 календарных месяцев со дня их регистрации;

- вступления в законную силу обвинительного приговора, если эти безработные осуждены к исправительным работам, аресту, ограничению свободы или пожизненному заключению, или со дня предварительного заключения под стражу, если обвиняемый безработный до постановления приговора был задержан или к нему применялась мера пресечения в виде заключения под стражу либо он помещался в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение;

- вступления в законную силу решения суда о направлении их на лечение в лечебно-трудовые профилактории Министерства внутренних дел.

Решение о снятии с учета безработного на основании абзацев пятого, шестого и восьмого части первой настоящего пункта принимается в течение 10 календарных дней со дня установления нарушения (отказа) со стороны безработного.

Правовой статус безработного включает в себя его основные права и обязанности; социальные гарантии и компенсации, предоставляемые при потери работы и в других случаях.

 

 

К основным правам безработного относятся:

 

- самостоятельное подыскивание себе работы;

- профессиональную подготовку;

- повышение квалификации и переподготовку;

- бесплатную информацию о вакансиях рабочих местах и на бесплатны консультативные услуги по вопросам своего правового положения как безработного;

- социальные гарантии и компенсации;

- обжалование неправомерных действий службы занятости;

 

Наряду с правами безработный наделен обязанностями:

 

- самостоятельно подыскивать  работу и информировать об этом государственную службу занятости по ее требованию;

- являться пор вызову службы занятости для предложения ему конкретной работы, а при отсутствии вызова – один раз в установлены срок;

- в течении 2-х рабочих дней обратиться к нанимателю, который указан в направлении государственной службы занятости;

- информировать государственную службу занятости о временном выезде в другой населенный пункт;

- для получения пособия по безработице выполнять месячные нормы участия в оплачиваемых общественных работах по направлению органа государственной службы занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды и содержание гарантий и компенсаций, которые государство обеспечивает безработным гражданам:

 

1.                  Выплату в установленном порядке пособия по безработице. Надо знать, кто имеет право получать это пособие, кому может быть отказано в его назначении, порядок и срок выплаты пособия, случаи приостановления, прекращения выплаты пособий или сокращения его размера.

2.                  Выплату стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению службы занятости. Требуется знать размеры стипендий, случаи ее сокращения или прекращения выплаты.

3.                  Возможность участия в оплачиваемых общественных работах, организуемых исполнительными местными и распорядительными органами.

4.                  Оплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности в случаях, предусмотренных законом. В соответствии с Положением о порядке обеспечения по временной нетрудоспособности, утвержденный Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.1997 №1290 (с последующими изменениями и дополнениями), листка нетрудоспособности  выдаются:

- безработным в период выполнения   ими общественных работ ( на общих основаниях);

- в случаи беременности и родов, наряд с застрахованными, женщинам, признанным безработными Государственной службой занятости, которые имеют право на получение пособий по безработице.

Безработным состоящим на учете  в государственной службе занятости, выдаются справки о временной нетрудоспособности.

5.                  Возмещение расходов и получение иных компенсаций в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы по направлению государственной службы занятости регулируется постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 27 июня 1996 г.№51 « Об утверждении Положении о порядке переселения безработных граждан по направлениям  Государственной службы занятости населения Республики Беларусь».

С учетом материального положения безработному и членам его семьи может быть оказана материальная помощь как в период получения пособия по безработице (стипендии), так и в период, когда он пособие по безработице (стипендию) не получает.

Особые гарантии, предусмотренные для отдельных категорий граждан. Такие гарантии устанавливаются:

- лицам, уволенным нанимателем в связи с сокращением численности (штатов) или в связи с ликвидацией предприятия;

- лицам, пострадавшим от катастрофы на Чернобольсой АЭС;

- лицам, уволенным с военной службы без права на пенсию.

Пособие по безработице имеют право получать граждане зарегистрированные государственной службой занятости, так безработные, не получившие пенсий, пособий (за исключением пособий семьям, воспитывающим детей) либо компенсаций за ущерб, нанесенный здоровью увечьем или иным повреждением, связанным с исполнением   трудовых обязанностей, в размере, превышающем размер пособий по безработице.

 

В назначении пособий может быть отказано в случаях:

 

- увольнения (отчисления) за нарушение трудовой или воинской (учебной) дисциплины и  иные виновные действия, а также потери (отсутствия) источников доходов в результате незаконных действий;

- увольнения (отчисления) с последнего места работы или служба по собственном желанию без уважительных причин, а также отказа от направления по распределению на работу после окончания государственного учебного заведения;

- непредставление декларации о доходах.

 

Порядок выплаты по безработице определен:

 

►за первые 13 недель в размере 70% и за последующие 13 недель – 50% средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не ниже м минимальной заработной платы и не ниже удвоенной ее величины при условии, что безработный в течении 12 месяцев, предшествующих началу безработице, имел оплачиваемую работу (доход) не менее 12  календарных дней на условии полного рабочего дня (недели) ил на условии неполного рабочего дня (недели) с перерасчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей);

►за первые 13 календарных недель в размере 100% и за последующие 13 календарных недель – 75% минимальной заработной платы безработным, которые в течении 12 месяцев, предшествующих началу безработице, имели оплачиваемую работу (доход) не мене 12 календарных недель, а также ищущие работу после длительного перерыва (более 12 месяцев) при наличии  у них общего трудового стажа не менее одного года, и при условии что их трудоустройство не требует профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки.

Безработным, которые не предоставили о средней заработной плате (доходе) с последнего места работы, пособие по безработице6 выплачивается в размере и порядок предусмотренных для безработных имевших оплачиваемую работу (доход) менее 12 недель в течении 12 месяцев предшествующих началу безработицы;

ﭯﭯ за первые 13 календарных недель в размере 85% и за последующие 13 календарных недель – 70% минимальной заработной платы безработным, впервые ищущие работу после длительного перерыва при наличии у них общего трудового стажа мене одного года и если их трудоустройство невозможно без профессиональной подготовки.

Срок выплаты пособий не может превышать 26 календарных недель в течении каждого 12 месячного периода исчисленного со дня регистрации в государственной службе занятости.

Выплата пособий выплачивается со дня регистрации  и сохраняется в период выполнения безработным временной работ, о которой уведомлена государственная служба занятости, а также оплачиваемой общественной работы по направлению центра занятости.

Безработным стаж работы которых составляет более 25 лет  для мужчин и более 20 лет для женщин срок выплаты пособий по безработице увеличивается за каждый год работы, превышающий указанный стаж, на две календарные недели, выплата пособий за которые устанавливается в размере, равном пособию по безработице за последние 13 календарных недель из 26-недельного периода  для соответствующих категорий безработных.

Безработным имеющим право на пособие по безработице в течении 52 календарных недель, вместо этого по их желанию пенсия по возрасту назначается досрочно, но не более чем на один год до установленного законодательством возраста.

              Безработным, имеющим на иждивении детей в возрасте до 14 лет, ребенка инвалида до 16 лет, размер пособия увеличивается на 10%, а при наличии троих и более детей (двух и более детей инвалидов) указанного возраста на 20%.

 

Выплата пособия пособия по безработице прекращается в случаях:

 

- трудоустройства

- прохождении профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению государственной службы занятости  (в этот период безработному выплачивается стипендия)

- окончания установленного срока выплаты

- получения пособия обманным путем

- осуждения к наказанию в идее лишения свободы либо принудительного лечения по решению суда

- получению доходов в размере, превышающем размер пособия по безработице

- в связи с выходом на пенсию по возрасту

- снятия с учета по другим причинам

Выплата пособий может быть приостановлена на срок до 3-х месяцев ( с включением этого периода в общий срок выплаты пособий) либо его размер его размер может быть сокращен (но не более чем на 50%) в случаях:

▲ невыполнения без уважительных причин установленных обязанностей (в том числе невыполнения безработными уважительных причин месячной нормы участия в оплачиваемых общественных работах)

▲ если безработный отказался дважды от предложенной подходящей работы либо от профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки;

▲ трудоустройства на временную работу;

▲ в период получения пособия пособия без уведомления государственной службы занятости населения;

▲ если безработный в течении 5 дней после прописки не обратился в центр занятости по новому месту жительства без уважительных причин (при переезде на новое место жительства)

Государственная служба занятости населения обязана письменно уведомить безработного в пятидневный срок  о прекращении, приостановлении выплаты или сокращения размера пособия по безработице с указанием мотивов.

Выплаты стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации предусмотрена ст.17 Закона о занятости.

Стипендии устанавливаются в размере 50%, а при наличии иждивенцев – 75% средней заработной платы по последнему месту работы, но нижи полуторной величины минимального пособия по безработице для данного безработного и не ниже устроенной величины минимальной  заработной платы.

Безработным, уволенным за нарушении трудовой дисциплины и  за иные виновные действия или по собственному желанию без уважительных причин, стипендия выплачивается в размере минимальной заработной платы.

Если безработный не успевает или систематически не посещает занятия без уважительных причин, то размер стипендий может быть сокращен или прекращена ее выплата.

К социальным гарантиям относится возможность участия в оплачиваемых общественных работах. В настоящее время участие в таких работах является не только гарантией, но и обязательным условием для получения пособия по безработице.

Организация и условия проведения общественных оплачиваемых работ проводиться на основании Положения о порядке организации и условиях проведения общественных работ в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05. 1997 №513

Общественные работы представляют собой общедоступные виды временной трудовой деятельности не требующие как правило дополнительной профессиональной подготовки, имеющие социально полезную ориентацию и содействующие включению в активную трудовую жизнь безработных лиц, обращающихся по вопросам трудоустройства.

Месячная норма участия  в оплачиваемых общественных работах по направлению органа государственной службы занятости – это минимальное количество рабочих дней, установленное местным исполнительным и распорядительным органом, которое должен отрабатывать безработный  в течении месяца на работах, отнесенных данным органом к общественным, по направлению центра занятости.

Временная трудовая деятельность на общественных работах организуется для выполнения социально полезных работ и для содействия реализации производственных программ субъектов хозяйствования независимо от форм собственности подчиненности.

Месячная норма не может превышать 10 рабочих дней. По желанию безработного этот срок может быть увеличен.

В трудовой книжке безработного, занятых на общественных оплачиваемых работах более пяти дней, наниматель производит соответствующую запись.

При трудоустройстве безработного га такие работы на срок менее пяти  рабочих дней наниматель выдает ему соответствующую справку.

Наниматель заключает с безработным  и другими гражданами, направленными центрами занятости на общественные работы, трудовой договор на срок не более 2 месяцев. При продлении трудового договора на определенный срок безработный подлежит снятию с учета в центре занятости с момента ограничения срока, на который первоначально был заключен договор.

Наниматель может использовать гибкий режим  рабочего времени , вводить неполный рабочий день для выполнения работ с оплатой пропорционально отработанному времени.

Гражданам, выполняющим общественные работ. Гарантируется оплата труда. Время участия в этих работах включается в общий и непрерывный трудовой стаж .

На этих граждан распространяется социальные гарантии, включая право на получение пенсии, пособий по безработице.

В соответствии с Положением о порядке обеспечения пособиями по временной  нетрудоспособности утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.1997 №1290 листки нетрудоспособности выдаются:

1)     Безработным в период выполнения ими работ (на общих основаниях).

2)     В случаях беременности и родов наряду с застрахованными женщинами, признанными безработными государственной службой занятости, которые имеют право на получение пособия по безработице.

Безработным, состоящим на учете в государственной службе занятости, выдаются справки о временной нетрудоспособности.

При переезде безработных и членов их семей  по направлению центра занятости на новое место жительства и работы в другую местность им возмещаются расходы на переезд (стоимость проезда, перевозки имущества, суточные за время нахождения в пути), выплаты этих сумм производятся центрами занятости по месту нахождения предприятия, принимающего безработного на работу. Корме этого оказывается единовременная материальная помощь в размере пяти минимальных заработных плат и по одной минимальной заработной плате на каждого члена семьи.

С учетом материального положения безработному и членам его семьи может быть оказана материальная помощь как в период получения пособия по безработице (стипендии), так и в период, когда он пособие по безработице (стипендию) не получает.

Преимущественное право на получение материальной помощи  представляется безработным, имеющим безработного супруга либо на своем иждивении или несовершеннолетних детей.

Размер единовременно оказываемой материальной помощи не может превышать, как правило, размер минимальной заработной платы. Общий размер материальной помощи, оказываемый безработному в течении каждого 12-месячного периода со дня регистрации в качестве безработного, не может превышать 6 минимальных заработных плат.

Материальная помощь оказывается при соблюдении одновременно следующих условий:

если безработный отнесен к категории малоимущих граждан в установленном порядке;

если безработный выполняет обязанности, предусмотренный Законом Республики « О занятости населения Республики Беларусь», а также месячную норму участия в оплачиваемых общественных работах  в течении времени нахождения на учете в центре занятости, за исключением случаев, когда невыполнение объясняется уважительными причинами.

Назначенная материальная помощь выплачивается независимо от участия в оплачиваемых общественных работах следующим безработным:

одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей;

молодежи до 18 лет;

инвалидам;

гражданам, выехавшим из зон радиоактивного загрязнения в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

лицам предпенсионного   возраста, но не ранее чем за два дня до наступления пенсионного возраста;

женщинам, воспитывающим детей в возрасте до 3 лет.

Материальная помощь по причине смерти безработного оказывается членам его семьи (или лицам, организовавшим погребение) в размере, установленном законодательством для пособия на погребение умершего пенсионера. Решение об оказании материальной помощи по причине смерти безработного принимается центром занятости в день обращения, но не позднее со дня смерти безработного. Выплата указанной суммы осуществляется не позднее 3 рабочих дней с момента принятия решения.

В целях приобретения безработной молодежи  профессиональных знаний, изменений и навыков практической работы на производстве , повышения ее конкурентоспособности на  рынке труда, расширения возможностей трудоустройства организуется временная занятость безработной молодежи.

Ученическое рабочее место – дополнительной временной рабочее место, созданное нанимателем для приобретения профессиональных знаний , умений и навыков практической работы на производстве.

Центры занятости населения могут направлять безработную молодежь на имеющиеся у нанимателей соответствующие вакантные рабочие места, не занимаемые более 3 месяцев.

На ученические рабочие места имеют право приниматься следующие категории безработной молодежи:

выпускники средних специальных, профессионально-технических и высших учебных заведений в течении двух лет с момента окончания учебного заведения, если на протяжении этого периода они не были трудоустроены по полученной специальности, профессии и квалификации или прошедшие профессиональную подготовку, переподготовку по направлениям государственной службы занятости;

в возрасте от 16 до 31 года;

имеющие специальность, профессию и квалификацию, соответствующую рабочему месту.

зарегистрированные в установленном порядке в органах государственной службы занятости в качестве безработного.

              На ученическое рабочее место центр занятости может направить безработного с его согласия по его письменному заявлению.

В таком направлении может быть отказано безработным:

- отказавшимся без уважительных причин распределения на работу по окончании учебного заведения;

- отказавшимся дважды от предложенной подходящей работы;

- не выполняющим обязанности безработного предусмотренные Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.      Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме от 24.11.1996г., в редакции Решения Республиканского референдума от 17.11.2004г.) // Консультант Плюс Беларусь / ООО «Юр Спектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Мн., 2005

2.      Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. « О занятости населения Республики Беларусь) с последующими изм. и доп.

3.      Трудовой кодекс Республики Беларусь

4.      Семенова В.И. Трудовое и социальное право. Мн.: Минский книжный дом,2006.

5.      Важенкова Т.Н. Практикум по трудовому праву. Мн.: Амалфея,2002.

6.      Савина И.В. Трудовое право. Мн.: Тетрасистемс, 2006.

7.      Осмоловский В.В. Основы управленческой деятельности государственного аппарата. Ч. 1-2. Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 1998

8.      Семенков В.И. Трудовое и социальное право. Мн.: Амалфея,1999.

9.      Атаманчук Г.В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы. - М.: ПРИОР, 2000

10. Антонова Н.Б. Государственное управление. - Мн.: Амалфея, 2002

11.  

 

Информация о работе Правовой статус и социальные гарантии безработных