Понятие и модели «профессиональных союзов» и изменение их функций в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:15, контрольная работа

Краткое описание

В современных условиях роль профсоюзов существенно меняется. Прежде всего профсоюзы декларируют твердую приверженность защите интересов трудящихся и отказ от выполнения производственных функций. В новых условиях профсоюзы перешли от организационного монизма,1 обусловленного однопартийной системой, к плюрализму: в стране возникли и функционируют профсоюзы различных направлений.

Содержание

1. Понятие и модели «профессиональных союзов» и изменение их функций в условиях рынка……………………………………………………………….…3
2. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами………..10
Список использованной литературы…………………………………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 34.51 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Понятие и модели «профессиональных союзов» и изменение их функций   в условиях рынка……………………………………………………………….…3

2. Защита трудовых прав работников  профессиональными союзами………..10

Список использованной литературы…………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие и модели  «профессиональных союзов» и  изменение их функций   в  условиях рынка

 

Профессиональные союзы - исторически  сложившаяся организационная форма  объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего характера. Это - самая массовая общественная организация.

Профессиональные союзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и  функциями, определяемыми их уставами.

Основные задачи профсоюзов связаны  с осуществлением их главной функции - защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных  с трудом отношений.

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных  общими производственными, профессиональными  интересами по роду их деятельности, создаваемое  в целях представительства и  защиты их социально-трудовых прав и  интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.

Как общественная организация профсоюзы  основаны на членстве, создаются на основе совместной деятельности для  защиты общих интересов и достижения уставных целей.

Право каждого на объединение в  профсоюзы, их создание для защиты своих  интересов прямо закреплено Конституцией РФ (см. ст. 30). Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей юридической  силы свидетельствует об особой роли и значении профсоюзов в жизни  общества.

Профессиональный союз (сокращенно профсоюз) представляет собой массовую общественную организацию, которая  объединяет на добровольных началах  рабочих и служащих по профессиональному  признаку. Они обладают широкими полномочиями: осуществляют контроль за исполнением трудового законодательства, за состоянием техники безопасности напредприятиях, заключают с администрацией предприятия коллективные договоры, разрешают трудовые споры.

Это объединения, призванные защищать интересы главным образом наемных  работников.

        Право на создание профсоюзов и забастовку включено в Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года (ст. 8), признано решениями Международной организации труда.

В современных условиях роль профсоюзов существенно меняется. Прежде всего профсоюзы декларируют твердую приверженность защите интересов трудящихся и отказ от выполнения производственных функций. В новых условиях профсоюзы перешли от организационного монизма,1 обусловленного однопартийной системой, к плюрализму: в стране возникли и функционируют профсоюзы различных направлений.

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций - защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных, непосредственно  связанных с ним отношений.

Функции профсоюзов - это  направления их деятельности. Так  как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому  их главная функция - защитная. Потребность  защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна  в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию - представительства  интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство  закрепило за профсоюзами ряд  прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Защитная функция профсоюзов - это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении  инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов  работников в сфере труда, а также  привлечение к ответственности  их нарушителей.

Функции представительства  работников прямо закреплены в ст. 29 ТК РФ, согласно которой представителями  работников в социальном партнерстве  являются профессиональные союзы и  их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. Закон о профсоюзах в  ст. 11 "Право профсоюзов на представительство  и защиту социально-трудовых прав и  интересов работников" и в ст. 1 объединены эти две важнейшие  функции профсоюзов с их соответствующими правами.

Но кроме двух этих профсоюзы  осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов  государственной власти и органов  местного самоуправления.

Переход от «государственно-социалистической»  к рыночной экономике меняет суть и характер всех общественных отношений, в том числе и социально-трудовых. Специфику развития социального  партнерства в России определяет то обстоятельство, что его становление  происходит на основе сложившихся традиций и ценностей, существенно отличающихся от тех, которые были основой развития социального диалога между трудом и капиталом в странах с  развитой рыночной экономикой. Это, очевидно, не позволяет чисто механически  переносить имеющийся в этих странах  опыт регулирования социально-трудовых отношений на Россию. 

С другой стороны, следует  особо подчеркнуть, что Россия переживает глубокий социально-экономический  кризис. В России более 40 млн. населения живут за чертой бедности, произошла резкая поляризация в доходах между богатыми и бедными, предельно допустимый коэффициент достиг в последнее время 14-15 (в СССР он не превышал пяти) По своему содержанию бедности Россия сейчас приблизилось к понятию возможности физического выживания человека. 

        Десять лет экспериментов монетаристов,2 базируются на утверждении, что рынок способен автоматически регулировать любые экономические и гражданские отношения по принципу «выгодно – не выгодно», показал свою несостоятельность прежде всего с позиции утраты социальной защиты наемных работников и их семей. 

Стихийное рыночное регулирование  оказалось неэффективным также  из-за разных стартовых уровней, бюджетных  и других ресурсных возможностей, особенностей структуры производства, уровня развития производительных сил  и социальной инфраструктуры в субъектах  РФ.  
        В России профсоюзы являются обязательным и активным субъектом регулирования социальнотрудовых отношений. Более того, в последние годы, происходит определенный сдвиг в сторону усиления влияния профсоюзов на регулирование социально-трудовых отношений.  
В этом процессе профсоюзы все более активно и эффективно используют самые различные формы воздействия на других субъектов регулирования социально-трудовых отношений – от участия в законотворческой и законоприменительной деятельности до проведения грандиозных массовых акций протеста и забастовок. 

При этом профсоюзы России особое предпочтение отдают участию  в регулировании социально-трудовых отношений на принципах социального  партнерства, посредством равноправного  участия в разработке, заключении и реализации различного рода соглашений и коллективных договоров. 
Профессиональные союзы являются важнейшим социальным институтом, имеющим возможность через систему социального партнерства и через непосредственное воздействие и влияние на органы государственной власти – на общефедеральном на региональном уровне, а также на органы местного самоуправления, непосредственно на процесс регулирования социально-трудовых отношений в обществе, на позитивные изменения в социальной сфере. 

С точки зрения эффективного регулирования социально-трудовых отношений в социальном государстве  объективно необходим такой социальный институт, как профессиональные союзы. 

Эта необходимость обусловливается, как минимум, следующими обстоятельствами и факторами. 

Во-первых, именно благодаря  наличию профессиональных союзов, развитому  профсоюзному движению в странах  рыночной экономики существует законодательство о минимальной заработной плате, продолжительности рабочего дня, минимальных  социальных гарантиях, рынке труда  наемный работник появляется не в  одиночку, а организован в массовые объединения трудящихся. 

Во-вторых, профессиональные союзы в социально-трудовых отношениях рыночного общества выступают в  роли социальных амортизаторов, направляя  развитие неизбежных противоречий и  даже конфликтов общества рыночной экономики  в конструктивное русло. 
Новые политико-правовые и социально-экономические условия, возникшие в стране, потребовали на высшем государственном уровне определитьместо и роль профсоюзов в современном обществе, в регулировании социально-трудовых отношений. А именно: в сфере коллективно-договорного регулирования: право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением. Таким образом, права профсоюзов и гарантии их деятельности, закрепленные в законодательстве и получившие отражение в уставных документах, могут быть расширены в коллективных договорах и соглашениях.

        Право на участие в урегулировании коллективных трудовых споров, включая право на организацию и проведение забастовок. Полномочия профсоюзов зафиксированы в Трудовом кодексе Российской Федерации (февраль 2002 г.) и Уставе ФНПР. в социально-экономической сфере: профсоюзы имеют право на участие в представительстве интересов работников при решении вопросов, возникающих в принципиально новых социально-экономических процессах: занятости, приватизации, реорганизации предприятия и процедурах банкротства.

Профсоюзы вправе осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде, участвовать в охране труда и окружающей природной среды. 

        Укреплению деятельности профсоюзов содействуют федеральные закон принятый 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» в той части, в которой профсоюзы имеют общие черты и свойства со всеми другими общественными организациями (ст.4).

Перед профсоюзами в новых  условиях встает задача огромной важности – отстоять права профсоюзов как  социального института в условиях реформирования трудового законодательства, чтобы не утратить свою основную функцию  – представление и защита интересов наемных

работников.

Внешние отношения профсоюзов регулируются законодательством. Закон "регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями, юридическими лицами и гражданами" (ст. 1 Закона о профсоюзах).

Одновременно с этим Законом  были приняты: Закон об общественных объединениях, Закон о занятости  населения и ряд других. Указанные  правовые акты отражают новые социально-экономические  условия, сложившиеся в России и значительно изменяет организационно-правовые основы деятельности профсоюзов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Защита трудовых прав работников профессиональными союзами

 

Каждый человек, достигший 16-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне ее территории, но также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории России, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

иПрофсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст. 5 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и  утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти  акты регулируют отношения внутри самого профсоюза сего членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками  права, так как это акт общественности.

Правосубъектность профсоюза как юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции РФ или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзы вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица (ст. 8 Закона о профсоюзах). Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.

Правовая основа деятельности профсоюзов в России заключается  в закреплении права граждан  на объединение в профсоюзы для  защиты своих интересов (ст. 30 Конституции  РФ). 12 января 1996 г. был принят Закон о профсоюзах, в котором дана достаточно полная и подробная регламентация прав и обязанностей этих общественной организации.

Информация о работе Понятие и модели «профессиональных союзов» и изменение их функций в условиях рынка