Понятие и виды локальных актов (общие положения, теория)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 13:00, реферат

Краткое описание

Проблема источников трудового права, как уже отмечалось, достаточно давно исследуется наукой трудового права. Опираясь на классическое деление системы науки и отрасли трудового права на общую и особенную части, данная проблематика относится к общей части трудового права или, иначе говоря, является одной из центральных проблем теории трудового права. Не преследуя цель охарактеризовать в целом проблему источников трудового права, остановимся на основных подходах к пониманию источников трудового права в отечественной науке трудового права и выскажем собственный взгляд на их понятие.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 43.60 Кб (Скачать файл)

Глава 1 Понятие  и виды локальных актов (общие  положения, теория)

 

 

    1.  Понятие источников трудового права и виды

 

 

Проблема источников трудового  права, как уже отмечалось, достаточно давно исследуется наукой трудового  права. Опираясь на классическое деление  системы науки и отрасли трудового  права на общую и особенную  части, данная проблематика относится  к общей части трудового права  или, иначе говоря, является одной  из центральных проблем теории трудового  права.

Не преследуя цель охарактеризовать в целом проблему источников трудового  права, остановимся на основных подходах к пониманию источников трудового  права в отечественной науке  трудового права и выскажем собственный  взгляд на их понятие.

Один из патриархов теории советского трудового права Н.Г.Александров определял источники трудового права как «термин, обозначающий акты, в которых выражаются нормы трудового права» [13,с.167].

В.И.Смолярчук, полемизируя с Н.Г.Александровым, предложил следующее определение исследуемого понятия: «Под источниками советского трудового права следует понимать способы выражения норм права, принимаемых компетентными на то органами государства при активном участии профессиональных союзов и предназначенных для регулирования условий труда рабочих и служащих, отношений в области государственного социального страхования, а также отношений между органами государства и профессиональными союзами в процессе регулирования условий труда» [14,с. 21].

Несмотря на то, что данное определение было предложено в 1978 г. с ориентиром на источники советского трудового права, оно во многом сохраняет  свою актуальность и в настоящее  время, хотя, на наш взгляд, нуждается  в определенных коррективах, учитывая тенденции к расширению децентрализованного  нормотворчества в сфере труда, развитие социального партнерства, возрастающую роль в правовом регулировании  международно-правовых источников и  судебной практики.

В современной учебной  и научной литературе по трудовому  праву также предпринимаются  попытки определить понятие источников трудового права. В частности, К.Н.Гусов и В.Н.Толкунова, следуя традиции, положенной Н.Г.Александровым, определяют источники трудового права как «различные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения» [15,с.41]. Приходится констатировать, что этим определением не охватывается такая большая группа источников права, как нормативные соглашения (коллективные договоры, соглашения, международные договоры), которую в литературе иногда смешивают с нормативными правовым актами.

Несколько шире понимает источники  трудового права И.К. Дмитриева, относя к ним «результаты нормотворческой деятельности органов государства, а также совместного правотворчества работодателей и работников (их представителей) в сфере регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений» [16,с.50]. Достоинством указанной дефиниции является включение в нее наряду с собственно законодательством о труде также источников, создаваемых в рамках социально-партнерских отношений. К сожалению, и данное определение не лишено недостатков, поскольку за его рамками оказываются такие источники трудового права, как локальные нормативные акты, принимаемые работодателями без участия профсоюзов, а также общепризнанные принципы и нормы в сфере труда, которые формулируются в рамках деятельности международных организаций (ООН, МОТ).

Заслуживают внимание методологические подходы, предложенные представителями  Санкт-Петербургской школы трудового права, согласно которым вместо излишне широкого и многозначного понятия источника права предлагается использовать более конкретную категорию – «источник правового регулирования социально-трудовых отношений» [17], а также взгляд на источники трудового права с позиции различения объективного и субъективного трудового права [18,с.102]. Следует согласиться с мнением Е.Б.Хохлова и С.П.Маврина в отношении многозначности понятия «источник трудового права», но само по себе это не решает проблему его определения.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод  о необходимости использования  системного подхода к определению понятия «источник трудового права». При этом в силу полисемантичности данного понятия его следует рассматривать и определять в различных аспектах (в частности, в материальном и формальном смыслах, источники объективного и субъективного трудового права, источники позитивного и естественного права). Наряду с этим источники трудового права необходимо правильно разграничивать и соотносить со смежными правовыми категориями (источники регулирования трудовых и связанных с ними отношений, формы трудового права и др.).

В самом общем плане  под источником трудового права  в объективном смысле следует  понимать ту оболочку, в которой  объективируются и из которой  могут быть познаны нормы трудового права. Такой «оболочкой» могут выступать и нормативные правовые акты, и нормативные договоры, и даже судебный прецедент, правовой обычай и правовая доктрина, если существующая правовая система признает их в качестве источника права.

Система источников права  в литературе часто определяется в зависимости от того, к какой  правовой семье принадлежит национальная правовая система. На европейском континенте различают две основные правовые семьи: англо-саксонскую и романо-германскую. Каждая из них имеет свою специфику. Однако главным при этом всегда являлось определение места и роли писаных (нормативных правовых) актов, обычаев, судебных прецедентов. В романо-германской правовой семье, к которой принадлежит правовая система Беларуси, первостепенную роль играли законы и традиционно не признавался в качестве источника права прецедент (судебный или административный).

Система источников права, в  свою очередь, формирует парадигму  правовых отношений. Упорядоченная  структура источников права является важным условием законности, обеспечения  единого подхода в сферах правового  регулирования, разрешения споров.

Если мы говорим об источниках трудового права в формальном смысле, то к ним относятся:

1) нормативные правовые  акты (законодательство о труде  и локальные нормативные правовые  акты);

2) нормативные договоры (международные  договоры, участником которых является  Республика Беларусь, и социально-партнерские  соглашения, включая коллективные  договоры).

К источникам белорусского трудового права как памятникам права - правовые обычаи, административная и судебная практика, частные законы (привилеи), нормы церковного права.

К источникам современного белорусского трудового права в  материальном смысле могут быть отнесены устойчивые трудовые и связанные  с ними отношения, складывающиеся между  работниками, нанимателями и другими  субъектами трудового права, указания некоторых высших должностных лиц, правовая доктрина, судебная и иная правоприменительная практика.

К источникам трудового права  в идеальном смысле - международно-правовые документы (в виде деклараций), фиксирующие  общепризнанные принципы международного права в сфере труда, формально  необязательные для государств, но в силу широкого общего признания  со стороны государств - участников универсальных международных организаций  применяются в качестве международного правового обычая.

К источникам трудового права  в смысле правовой информации могут  быть отнесены любые официальные  и неофициальные носители, в которых  содержится текст норм трудового  права, все базы правовой информации, сборники нормативных правовых актов  о труде и даже трудовые договоры, включая контракты, которые, как  правило, на 90% состоят из сведений (так  называемых производных условий), воспроизводящих  нормы трудового права.

В современном белорусском  трудовом праве нетипичными являются следующие источники:

- из формальных - директивы  Президента Республики Беларусь  и заключения Конституционного  Суда Республики Беларусь, генеральное  и тарифные (местные) соглашения;

- из материальных - правовая  доктрина и судебная практика;

- из идеальных - международно-правовые  акты, закрепляющие общепризнанные  принципы международного права  в сфере труда;

- из источников - носителей  правовой информации постепенно  нетипичными становятся бумажные (журналы, газеты, в которых официально  публикуются нормативные правовые  акты). В условиях построения информационного  общества их место активно  занимают электронные носители (базы  данных и интернет-ресурсы).

На содержание источников трудового права существенное влияние  оказывают социально-экономические  факторы. Приведем характерный пример. В соответствии со ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах «каждое участвующее в Пакте государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы постепенно обеспечить полное осуществление признаваемых в указанном Пакте прав всеми надлежащими способами, включая принятие законодательных мер» [ст.2].

С точки зрения количественной характеристики нормативных актов  как источников трудового права  можно отметить следующее. В этой области принято около 1600 нормативных  правовых актов. Помимо Трудового кодекса действуют несколько десятков законов, по меньшей мере 15 декретов, 113 указов, 402 постановления Совета Министров, 94 международных документа, касающиеся труда, занятости, социальной защиты, из них непосредственно в области труда - 69, в том числе около 40 конвенций; 974 ведомственных актов, из них около 400 постановлений Министерства труда и социальной защиты; 19 решений Конституционного Суда, из них 11 заключений; 5 постановлений Пленума Верховного Суда.

Белорусскую Конституцию, как и Конституцию России, а также конституции других стран СНГ принципиально отличает от конституций большинства западных стран то, что в ней есть ряд норм, прямо относящихся к труду. Пожалуй, лишь Конституция Испании выглядит особняком, отличаясь социальной направленностью, большим внимание к вопросам труда и трудовых отношений.

Общепризнанные принципы международного права, которые доминируют над конституционным текстом, предопределяют его содержание и поэтому имеют практическое значение для трудового права.

Вслед за Конституцией идут международные договоры. По юридической силе они выше всех иных подконституционных актов (см. ст. 8 и 116 Конституции). В ст. 8 ТК Республики Беларусь определено соотношение законодательства о труде и норм международного права. При этом важно обратить внимание на содержащееся в ч. 2 указанной статьи указание о том, что нормы вступивших в силу для Беларуси международных договоров и конвенций МОТ подлежат непосредственному применению, если иное не предусмотрено этими документами. Это - сильная формула, ко многому обязывающая правоприменителей, включая и суды. Полагаем, что давно назрела необходимость рассмотреть на Пленуме Верховного Суда практику применения судами при разрешении конкретных дел норм международных договоров.

Прежде чем говорить о  проблемах, следует отметить, что  в целом благом является наличие  у нас Трудового кодекса. Во многих других странах работники и профсоюзы добиваются этого десятилетиями. Вместе с тем одним из недостатков действующих ТК Республики Беларусь и иных законодательных актов о труде является отсутствие в них статей, посвященных принципам трудового права, прежде всего в контексте взаимоотношений работника и нанимателя, а также работника, нанимателя и нормотворческих органов. Правда, в ст. 353 ТК сформулированы основные принципы социального партнерства как формы взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников. Среди принципов социального партнерства называют: равноправие сторон, соблюдение норм законодательства, добровольность принятых обязательств и др. Принципы трудового права явились бы основой для законотворческой и правоприменительной деятельности. При их отсутствии восполняющую роль могут сыграть конституционные принципы, которые имеют объективную природу.

Особое место в системе  законодательства занимают соглашения, заключаемые на республиканском (генеральные  соглашения), отраслевом (тарифные соглашения) и местном (местные соглашения) уровнях. Соглашение - нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию  отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории. Что касается генерального соглашения, то полагаем, что в силу участия в нем Правительства  оно, хотя и носит подзаконный  характер, должно иметь более высокую  юридическую силу по отношению к  актам всех иных органов, подведомственных Правительству, и в период своего действия обладать таким же приоритетом  по отношению к иным актам самого Правительства. Считаем, что в данном случае неприменимо предусмотренное  в ч. 10 ст. 10 Закона от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» правило, согласно которому новый нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу нормативному правовому акту того же государственного органа (должностного лица).

Не посягая на прерогативу  законодателя, такой вывод можно объяснить тем, что «новым» нормативным правовым актом в данном случае следует считать новое генеральное соглашение. Пока оно не принято, верховенство имеет действующее, а не иные самостоятельные постановления, если ими, конечно, не предусмотрены более льготные для работника условия.

В свою очередь, можно было бы высказать другое пожелание в  адрес законодателя: следует признать, что преамбула нормативного правового акта также имеет нормативный характер. Это касается не только Конституции, но и всех иных актов законодательства.

Информация о работе Понятие и виды локальных актов (общие положения, теория)