Понятие и виды источников трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 08:42, контрольная работа

Краткое описание

Очень важной в этом смысле представляется ст.15 Конституции РФ, в которой сказано, что «общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договорам РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
По юридической силе источники трудового права делятся на законы, обладающей большей юридической силой и подзаконные акты – указы Президента РФ, постановления и распоряжения правительства, отраслевые приказы, инструкции, правила (в рамках министерств, ведомств, комитетов) и локальные (местные) акты.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3
1 Понятие и виды источников трудового права……………………………
4
2 Основные классификации источников трудового права………………..
10
Заключение…………………………………………………………………...
19
Список использованных источников……………………………………….
20

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и виды источников трудового права.docx

— 39.42 Кб (Скачать файл)

 

Содержание 

 

Введение………………………………………………………………………

3

1 Понятие и виды источников  трудового права……………………………

4

2 Основные классификации источников трудового права………………..

10

Заключение…………………………………………………………………...

19

Список использованных источников……………………………………….

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Под источником права понимается форма права. Это акты соответствующих  компетентных органов с нормативным  содержанием. Их не следует путать с  актами тех же органов, изданными  в процессе правоприменительной  деятельности.

Содержание норм трудового  права не рекомендация, а соблюдение её обязательное правило, и обязательным атрибутом невыполнения является санкция.

Очень важной в этом смысле представляется ст.15 Конституции РФ, в которой сказано, что «общепринятые  принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью её правовой системы. Если международным  договорам РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

По юридической силе источники  трудового права делятся на законы, обладающей большей юридической  силой и подзаконные акты –  указы Президента РФ, постановления  и распоряжения правительства, отраслевые приказы, инструкции, правила (в рамках министерств, ведомств, комитетов) и  локальные (местные) акты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие и виды источников  трудового права

 

Под источником права понимается форма права. Это акты соответствующих  компетентных органов с нормативным  содержанием. Их не следует путать с  актами тех же органов, изданными  в процессе правоприменительной  деятельности. Так, постановление Правительства  РФ от 10 июля 1988 г. «О составе комиссии Правительства Российской Федерации  по экономической реформе» или отдельные  указы Президента РФ о награждении  за заслуги перед государством тех  или иных лиц правовых норм не содержат, а вот Указ Президента РФ от 5 мая 1998 г. «О дополнительных мерах по обеспечению  выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов» носит  правовой характер, т.к. обладает нормативным содержанием.

Нормы трудового права  могут быть закреплены в актах, являющихся по своему основному содержанию источниками  других отраслей права, например государственного. Так, в Конституции РФ, которая  является юридической базой текущего законодательства, закреплены основные права и обязанности граждан  в сфере труда.

Большое значение для источников права имеют такие акты, как  Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Не меньшее значение для российского  законодательства имеют и конвенции  МОТ, акты, принятые этой международной  организацией и ратифицированные правительствами  отдельных стран, и в том числе  России.

Все нормы МОТ сформулированы очень корректно. Например, в таком  акте, как Конвенция об инспекции  труда (1950 г.), в которой речь идет о необходимости осуществления  контроля за соблюдением законодательства, «относящегося к условиям труда  и к охране трудящихся в процессе их работы», казалось бы, больше, чем  в каком-либо другом, должен был проявиться характер императивности. И, тем не менее, МОТ очень осторожно формулирует последствия нарушений (ст. 18), указывая на то, что «национальным законодательством предусматриваются и применяются соответствующие санкции за нарушения законодательных положений, применение которых подлежит контролю со стороны инспекторов труда, и за противодействие, оказанное инспекторам труда при осуществлении ими своих обязанностей»1.

Учитывая особенности  этих норм, национальное законодательство должно строиться в соответствии с ними, обеспечивать их соблюдение и придавать их исполнению обязательный характер.

Очень важной в этом смысле представляется ст. 15 Конституции РФ, в которой сказано, что «общепринятые  принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью ее правовой системы. Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора». Не случайно и в зарубежных странах, например во Франции, где существует приоритет  международного права перед внутригосударственным, некоторые ученые помещают международные  акты на вершине национальной пирамиды источников права2.

Источники трудового права  можно классифицировать: 1) по их юридической  силе; 2) по сфере их действия.

По юридической силе источники  трудового права делятся на законы, которые обладают наибольшей юридической  силой по сравнению с другими  источниками, и подзаконные акты - указы Президента РФ, постановления  и распоряжения правительства, отраслевые приказы, инструкции, правила (в рамках министерств, ведомств, комитетов) и  локальные (местные) акты, значение которых в настоящее время существенно возрастает. Это особенно относится к коллективным договорам и соглашениям.

По сфере действия источники  могут быть федеральными, отраслевыми  и местными (локальными). Разновидностью этой же классификации может быть и классификация по кругу лиц, на которых распространяются отдельные  нормы трудового законодательства.

Важнейшим источником отечественного права в целом, в том числе  и трудового, является Конституция  РФ, принятая 12 декабря 1993 г. Будучи основным законом, она обладает высшей юридической  силой. Все другие законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией3. Она является юридической базой текущего трудового законодательства. В ней закреплены права и свободы человека и гражданина, равенство их перед законом и судом.

Конституция запрещает любые  формы ограничения прав граждан  по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Труд является свободным, причем каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации  и не ниже установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Каждый гражданин имеет  право на отдых. Конституция закрепляет право на объединение, включая право  создавать профессиональные союзы  для защиты своих интересов. Свобода  деятельности общественных объединений  гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в  нем. Закреплено право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с  использованием установленных федеральным  законом способов их разрешения, включая  и право на забастовку.

Указанные нормы являются непосредственно действующими. Они  определяют смысл, содержание и порядок  применения иных законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и  обеспечиваются правосудием.

Особенности федеративного  устройства, также закрепленные в  Конституции, тесно связаны с  вопросом об объемах полномочий в  сфере принятия тех или иных источников права.

Конституцией признается несимметричная федерация. Это означает, что в состав Российской Федерации  входят субъекты с различным объемом  полномочий4. Это 12 республик, 35 краев и областей, семь автономных округов. При этом республики имеют свои конституции и законодательство; края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа - свои уставы и законодательство.

Отношения субъектов РФ и  центра поставлены на правовую основу. Конституцией разграничены предметы ведения  и полномочия каждого субъекта Федерации: точно определено, что относится  к исключительному ведению Российской Федерации, что к совместному  ведению Федерации и ее субъектов  и что - к исключительному ведению  субъектов.

Вне пределов ведения Российской Федерации и совместных полномочий Федерации и ее субъектов последние  обладают всей полнотой государственной  власти. При принятии федерального закона по вопросам, не входящим в компетенцию  центральных органов государственной  власти, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации.

Конституция закрепляет устройство федеральных органов власти и  их полномочия. При этом центральными здесь являются отношения между  Президентом, Правительством РФ и Федеральным  Собранием.

Со дня опубликования  Конституции - 12 декабря 1993 г. - прекратилось действие Конституции РСФСР 1978 г. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу новой Конституции, применяются в части ей не противоречащей.

В систему источников трудового  права, кроме Конституции, входят следующие  виды нормативных актов: законы, указы  и распоряжения Президента РФ, постановления  и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты министерств и  ведомств, в первую очередь Министерства труда и социального развития, нормативные акты органов местного самоуправления и локальные нормативные  акты.

Таким образом, источники права - внешние формы выражения и закрепления юридических норм. Под источниками понимают акты компетентных уполномоченных органов с нормативным содержанием. Под источниками трудового права понимаются различные нормативные акты, которые регулируют трудовые и тесно связанные с ними отношения5.

Источник трудового права  является формой выражения трудового  законодательства в определенном нормативном  акте. Такие нормативные акты могут  содержать не только нормы трудового  права, они могут быть комплексными, т. е. содержать нормы различных  отраслей, в том числе и трудового  права, например Конституция РФ или  Закон РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных  гарантиях и компенсациях для  лиц, работающих и проживающих в  районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Источники трудового права  принимаются различными уполномоченными  органами в пределах их компетенции. Из теории права известно, что в  отличие от других правовых актов  нормативные акты содержат нормы  права и рассчитаны на неоднократное  применение.

Источники трудового права  надо отличать от актов правоприменения, например Указы Президента РФ о персональном награждении, присвоении почетных званий или назначении на должность. Решение  суда по конкретному трудовому спору также является актом применения трудового законодательства, а постановления Пленума

Верховного суда - актом толкования и не являются источником права.

В источниках трудового права  косвенно отражены экономические и  политические составляющие жизни нашего общества, и с их изменением меняются и источники. Источники права  составляют определенную систему законодательства, которая представляет совокупность нормативных актов, взаимосвязанных  и расположенных в определенной иерархии.

Рассмотрим подробно основную классификацию источников трудового права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Основные классификации источников трудового права

 

Базовой классификацией источников трудового права является их расположение по юридической силе.

Иерархия источников трудового  права расположена следующим  образом в соответствии со ст. 5 Трудового  кодекса РФ: Конституция РФ; федеральные конституционные законы РФ; международные нормативные акты и договоры, ратифицированные Российской Федерацией; федеральные законы, среди которых особое место занимает Трудовой кодекс РФ; законы субъектов РФ по вопросам их ведения; Указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные акты министерств и ведомств, среди которых особое место занимают нормативные акты ранее существовавшего Министерства труда и социального развития РФ и пришедшего ему на смену Министерства здравоохранения и социального развития РФ; нормативные акты органов власти субъектов РФ по вопросам, разграниченным в ведении с органами власти Российской Федерации (ст. 6 ТК РФ); нормативные акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты (ст. 8 ТК РФ), которые по основным признакам соответствуют источникам права, но имеют самый маленький уровень юридической силы, так как не должны противоречить законодательству, и имеют самую маленькую сферу действия - отдельно взятое предприятие.

Особенностью системы  источников трудового права России является наличие в системе актов  социального партнерства, которые  в соответствии с уровнями, обозначенными  в ст. 26 Трудового кодекса РФ, будут  находиться на уровне нормативных актов, обозначенных выше в п. 7-116.

Так, Генеральное соглашение, заключаемое на федеральном уровне, разрабатывается и подписывается  с участием Председателя Правительства  РФ. И в каждом виде актов социального  партнерства принимают участие  соответствующие органы власти, что и определяет уровень их юридической силы.

Говоря об отдельных источниках, конечно, следует отметить особое место, которое занимает Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г7. Она обладает наивысшей юридической силой и прямым действием на всей территории России.

Информация о работе Понятие и виды источников трудового права