Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 22:29, реферат
Трудовое право  - одна из важнейших, ведущих, объемных и сложных отраслей права РФ, играющая основную роль в регулировании трудовых отношений работников с работодателем независимо от их организационно-правовых форм.
Название Трудовое право подсказывает, что данная отрасль права имеет дело с отношениями по труду.
Введение………………………………………………………………3
Понятие заработной платы. Оплат труда……………………………4
Отличие заработной платы от оплаты труда по гражданско-правовому договору…………………………………………….…….12
Методы правового регулирование оплаты труда………….……….16
Заключение……………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………...26
 
Формы, системы, размеры оплаты труда, повышение оплаты труда за работу в ночное время и т.п. определяются коллективным договором (ст. 41 "Содержание и структура коллективного договора" ТК РФ).
Что 
же касается локальных нормативных 
актов, то они, в принципе, должны конкретизировать 
отдельные условия 
Учитывая 
изложенное, профкому целесообразно 
в процессе коллективных переговоров 
по заключению, изменению и дополнению 
коллективного договора настаивать 
на включении в него всех условий, 
связанных с установлением 
Роль 
же локальных нормативных актов 
следует свести к конкретизации 
условия коллективного 
Регламентация 
организации заработной платы при 
помощи локальных нормативных актов 
наряду с коллективным договором 
предусматривалась еще КЗоТ. В 
соответствии с его ст. 80 вид, системы 
оплаты труда, размеры тарифных ставок, 
окладов, премий, иных поощрительных 
выплат, а также соотношение в 
их размерах между отдельными категориями 
персонала организации 
Как видим, приоритет в определении систем оплаты труда, размеров тарифных ставок, окладов и т.п., т.е. организации заработной платы в целом придавался коллективному договору, который КЗоТ рассматривался как один из видов локальных нормативных актов.
Иное определение дано коллективному договору ТК РФ. Согласно статье 40 коллективный договор - правовой акт (не локальный нормативный акт), регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Таким 
образом, коллективный договор регулирует 
не какую-то одну сферу отношений 
между работодателем и 
В ТК определен принципиально иной подход к порядку принятия локальных нормативных актов. Этому вопросу посвящена ст. 8 "Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем".
В 
соответствии с частью 1 ст. 8 работодатель 
принимает локальные 
Согласно 
ст. 20 "Стороны трудовых отношений" 
ТК РФ права и обязанности 
Так, согласно Федеральному закону "Об акционерных обществах" компетенция органов управления общества определяется в следующем порядке:
- общего собрания акционеров - исключительно указанным федеральным законом;
- совета директоров (наблюдательного совета) общества - указанным федеральным законом и уставом общества;
- 
исполнительного органа 
Именно тот орган (должностное лицо) общества, к компетенции которого отнесено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, их принимает. Как правило, им является директор (генеральный директор) общества.
Кроме 
того, в ч. 1 ст. 8 говорится о том, 
что работодатель принимает указанные 
акты в соответствии с законами и 
иными нормативными правовыми актами, 
коллективным договором, соглашениями. 
Такая запись практически может 
означать, что в других случаях, - 
когда принятие того или иного, строго 
определенного, локального нормативного 
акта (актов) законами, иными нормативными 
правовыми актами, коллективным договором, 
соглашениями не предусмотрено, - работодатель 
не вправе их принимать. В то же время 
здесь, к сожалению, не сказано о 
том, что случаи, в которых работодатель 
обязан принимать локальные 
Согласно ч. 2 ст. 8 ТК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников.
Положения 
ч. 2 ст. 8 находят свое продолжение 
в ст. 372 "Порядок учета мнения 
выборного профсоюзного органа, представляющего 
интересы работников организации при 
принятии локальных нормативных 
актов, содержащих нормы трудового 
права" ТК РФ, в которой раскрывается 
процедура учета мнения представительного 
органа работников, но не всякого, а 
только выборного профсоюзного органа. 
Причем только такого выборного профсоюзного 
органа, который представляет интересы 
всех или большинства работников 
данной организации. Отсюда следует, что 
если в организации действуют 
две первичные профсоюзные 
Таким 
образом, в ситуациях, когда в 
организации нет выборного 
Как следует поступить работникам в данном случае для того, чтобы вынудить работодателя учесть мнение выборного профсоюзного органа в порядке, предусмотренном ст. 372?
Во-первых, согласно ст. 30 "Представители интересов работников, не являющихся членами профсоюза" ТК РФ работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.
В данной статье речь идет о работниках вообще, ее текст носит общий характер. Тем не менее, можно сделать однозначный вывод о том, что каждый работник, не являющийся членом профсоюза, вправе уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять его интересы в его взаимоотношениях с работодателем.23
Отметим, 
что в данном случае право работника 
не означает обязанность профсоюзного 
органа принять его предложение. 
В этом смысле текст ст. 30 слишком 
прямолинеен и категоричен. Что 
же касается формальной стороны дела, 
то такое уполномочие 
Если в результате уполномочия количество членов профсоюза и не членов профсоюза, интересы которых представляет указанный профсоюзный орган, составит большинство работников организации, вступает в силу ст. 372 ТК РФ.
Во-вторых, 
согласно ст. 31 "Иные представители 
работников" ТК РФ при отсутствии 
в организации первичной 
Таким 
образом, общее собрание (конференция) 
работников может поручить представление 
интересов работников первичной 
профсоюзной организации, объединяющей 
менее половины персонала организации. 
Если в результате такого решения 
общего собрания (конференции) работников 
указанная профсоюзная 
Вернемся к тексту ч. 2 ст. 8. В ней сказано, что в случаях, предусмотренных, в том числе, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников.24 В связи с этим обратим внимание на следующее обстоятельство. В различных статьях ТК перечислены локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, которые должен принять работодатель. Эти акты делятся на две группы.
К первой группе относятся те акты, которые работодатель должен принять с учетом мнения представительного органа работников, каковым, как правило, является профсоюзный комитет.
Ко второй группе относятся те акты, в отношении которых в ТК не сказано, что они должны приниматься с учетом мнения представительного органа работников, т.е. работодатель принимает эти акты, не будучи обязанным обращаться к мнению профкома.25
Положения ч. 2 ст. 8 дают возможность обязать работодателя принимать акты, отнесенные нами ко второй группе, все или некоторые из них, с учетом мнения профкома. Для этого необходимо внести соответствующую запись в коллективный договор.
Согласно ч. 3 ст. 8 коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников.
Это очень важное для профсоюзных органов всех уровней установление, которым им целесообразно воспользоваться при ведении переговоров и заключении соглашений всех уровней и коллективных договоров.
В тех случаях, когда действие соглашений распространяется на данную организацию, включить в коллективный договор условие о принятии локальных нормативных актов по согласованию с профсоюзным органом не составит для последнего труда. Если же действие соглашений на организацию не распространяется, то профсоюзному органу будет необходимо приложить усилия к тому, чтобы соответствующее условие было включено в коллективный договор.
Как следует из текста ч. 4 ст. 8 ТК РФ, локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного настоящим Кодексом порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.26
Положения ст. 8 нельзя рассматривать не в связи с положениями статей 52 и 53 ТК РФ.
Согласно ст. 52 право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.
В свою очередь, согласно ст. 53 основными формами участия работников в управлении организацией являются:
- 
учет мнения представительного 
органа работников в случаях, 
предусмотренных настоящим 
- 
проведение представительными 
- 
получение от работодателя 
- 
иные формы, определенные 
Из текстов ст. 52 и 53 следует, во-первых, что коллективным договором может быть расширен приведенный в ст. 53 перечень форм участия работников в управлении организацией. Например, можно предусмотреть, что локальные нормативные акты, содержащие положения об оплате труда, в определенных случаях могут разрабатываться по инициативе и с участием профсоюзного комитета.