Понятие занятости и безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 08:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение занятости и безработицы в переходной экономике. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:
изучение политики занятости, ее форм и проявлений;
изучение понятия безработицы как социально-экономического
явления;
определение основных направлений политики занятости в
переходной экономике;
рассмотрение перспективных направлений государственной
политики в области занятости населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ 6
1.1 Понятие занятости, ее формы 6
1.2 Безработица, как социально-экономическое явление на рынке труда 9
1.3Эффективность политики занятости 12
ГЛАВА 2 ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 15
2.1. Правовое регулирование и направления политики занятости в
Республике Беларусь 15
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2012 ГОД 19
3.1 Технико-экономическое обоснование 19
3.2 Цель и задачи государственной программы. Основные направления. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Понятие занятости и безработицы.docx

— 56.61 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                               3

ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ                                                                                            6

 1.1 Понятие занятости, ее формы                                                                             6

1.2 Безработица, как социально-экономическое явление на рынке труда           9

1.3Эффективность политики занятости                                                                 12

ГЛАВА 2 ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ                                                                                              15

 2.1. Правовое  регулирование и направления политики  занятости в   

 Республике Беларусь                                                                                                15

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ  НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2012 ГОД                                                                                                   19

3.1 Технико-экономическое  обоснование                                                               19

3.2 Цель и задачи государственной  программы. Основные направления.          21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                      24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                         26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Общим направлением проводимых в Беларуси реформ стал переход от централизованного управления к  системе хозяйствования с рыночными  механизмами регулирования. Рынок  предъявляет и требует совершенно иного, нежели сложилось в белорусской  практике, уровня трудовых взаимоотношений  на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы  использования трудовых ресурсов, возникают  новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил  к ним новые, связанные со структурной  перестройкой экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных  разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение  работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и  пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных.

Вот уже более десяти лет  в Республике Беларусь  осуществляется строительство рыночной экономики. Внедрение рыночных механизмов в  структуру общественного производства и происходящие в настоящее время  изменения в политической и социальной жизни общества ввели в национальную юридическую науку такие взаимосвязанные  категории как занятость и  безработица, являющиеся неизбежными  спутниками рынка, рыночных отношений.

Интерес к этим категориям объясняется и тем, что проблемы, обуславливаемые ими, тесным образом  связаны с реализацией гражданами своего исключительного права  на труд, права на выбор вида занятости. Именно в свободном, содержательном труде выявляются и совершенствуются основные жизненные потребности человека, которые были отражены в части 1 статьи 41 Конституции Республики Беларусь. Именно эта статья Основного закона заложила краеугольный камень в формировании национального трудового законодательства в области занятости населения, закрепив то, что гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественный потребностей, а также право на здоровые и безопасные условия труда.

В настоящее время сложились  два варианта участия государства  в формировании политики занятости. Первый – незначительное участие  государственных органов в регулировании, при котором они берут на себя только те функции, которые не в состоянии выполнить рыночные механизмы. Второй – активное вмешательство государства в сферу управления занятостью населения. На этапе переходного к рынку периода при отсутствии действенных рыночных механизмов политика занятости должна строиться по второму типу, что определяет необходимость усиления регулирующей функции государства.

Государственная политика занятости  населения должна быть направлена на стимулирование создания новых рабочих  мест в прогрессивных отраслях экономики, обеспечение равных и благоприятных  условий для развития малого и  среднего бизнеса, усиление регулирующей роли предпринимательской деятельности, создание непрерывной системы профориентации, подготовки и повышения квалификации кадров, адаптированной к потребностям рыночной экономики. Однако такая переориентация не означает ослабления пассивных методов  управления рынком труда (выплата пособий  и оказание материальной помощи безработным).

Реализация названных  задач предполагает, что система  госрегулирования будет не только охватывать незанятое население, но и обеспечивать спрос производства на квалифицированную  рабочую силу с учетом структурных  сдвигов в экономике, а также  удовлетворения социальных потребностей самих людей. Необходимо не только трудоустроить  каждого члена общества, желающего  и способного участвовать в общественном производстве, гарантировать достойное  вознаграждение за труд, но и предоставить возможность реализовать свои творческие способности.

Политика занятости населения  на макроуровне включает методы и  инструменты воздействия государства, направленные на эффективное использование  рабочей силы, повышение качества рабочих мест, рост профессионального  и образовательного уровня наемной  рабочей силы и обеспечение правовых и социальных гарантий занятости  в сфере труда.

Занятость представляет собой  макроэкономическую проблему, оказывающую  наиболее прямое и сильное воздействие  на каждого человека. В современных  условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей  означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и  наносит серьезную психологическую  травму. Поэтому неудивительно, что  проблема занятости часто является предметом многочисленных дискуссий  и исследований.

Целью данной работы является изучение занятости и безработицы в переходной экономике. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:

  1. изучение политики занятости, ее форм и проявлений;
  2. изучение понятия безработицы как социально-экономического   

           явления;

  1. определение основных направлений политики занятости в

           переходной экономике;

  1. рассмотрение перспективных направлений государственной

           политики в области занятости населения.

Предметом исследования в  настоящей курсовой работе является политика занятости в переходный период. Объектом исследования является политика занятости, проводимая в Республике Беларусь на современном этапе.

Для решения поставленных задач изучено законодательство Республики Беларусь, учебная литература, статистические данные по Республике Беларусь, а также периодическая  печать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ

    1. Понятие занятости, ее формы.

Занятость населения представляет собой такую деятельность граждан, которая не противоречит национальному  законодательству и направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит её субъекту заработок или доход [6].

Из определения понятия  занятости следует, что должны учитываться  следующие ограничения:

- деятельность не должна  противоречить законам государства;

- она должна быть полезной, рациональной, т. е. удовлетворять  личные или общественные потребности;

- она должна приносить  субъекту доход.

В соответствии со статистикой  МОТ (Международной организации  труда) в состав занятого населения  входят:

- лица, выполняющие оплачиваемую  работу в течение полного или  неполного рабочего дня;

- лица, занятые индивидуальной  трудовой деятельностью (без наёмного  труда);

- военнослужащие, проходящие  службу в вооруженных силах;

- учащиеся и студенты, совмещающие учебу с работой;

- лица, занятые уходом  за инвалидами.

В соответствии с Законом  Республики Беларусь 15 июня 2006 года № 125-3 «О занятости населения Республики Беларусь» (ред. От 20.06.2008 г. с изменениями  от 13.11.2008 г.) занятыми считаются граждане:

  • работающие по трудовому договору, за исключением трудового договора о выполнении оплачиваемых общественных работ;
  • являющиеся членами (участниками) юридических лиц, за исключением учредителей (участников) акционерных обществ;
  • зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленную деятельность;
  • выполняющие работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности);
  • проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;
  • обучающиеся в очной (дневной) форме получения образования в учреждениях образования;
  • осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, а также за ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом;
  • занимающиеся иной не запрещенной законодательством деятельностью, приносящей заработок.

В западной экономической  литературе под полной занятостью понимается такой уровень занятости, когда  количество ищущих равно числу свободных  рабочих мест.

В реальности наряду с полной занятостью существует и неполная занятость. Это такой тип занятости, при  котором осуществляемая субъектом  деятельность занимает не все его  рабочее время, часть рабочего времени  остается незанятой.

Полная и неполная занятости  относятся к одному классу - традиционной занятости.

Существует понятие эффективной  занятости.

Эффективная занятость характеризуется  с двух точек зрения: с экономической - как наиболее рациональное использование  человеческого ресурса; с социальной - как наиболее полное соответствие интересам наёмного рабочего.

Таким образом, полная занятость  отражает занятость с количественной стороны,  а эффективная - с качественной.

Помимо традиционной формы  занятости различают и нетипичную (нетрадиционную) занятость, которая  имеет следующие виды:

а) сезонная занятость - занятость  на основе сезонного контракта при  условиях полного рабочего дня;

б) поденная занятость, связана  с работой на условиях определенного  количества рабочих дней при поденной форме оплаты труда;

в) периодическая занятость - чередующиеся занятость и незанятость, независимо от сроков той или другой в течение года;

г) временная занятость, характеризующаяся  тем, что работник занят деятельностью  лишь в течение некоторого периода  времени, но этот период не предопределен  сезонностью работ;

д) занятость по вызову - нетрадиционная занятость, которая не предполагает  никаких гарантий занятости и  складывается под влиянием стечения обстоятельств;

е) самозанятость - занятость, которая осуществляется по собственной  инициативе, самоуправляема и не имеет  общепринятых форм оплаты труда [8].

Одной из основных целей  экономической политики является обеспечение  полной занятости, т.е. такую занятость, при которой все желающие трудиться  имеют работу с полной продолжительностью рабочего дня и полной заработной платой.

Общими принципами государственного регулирования занятости, принятыми  Международной организацией труда, являются следующие:

- добровольность занятости;

- равные возможности всех  граждан;

- содействие трудовой  мобильности с учетом изменения  трудовой структуры;

- социальное партнерство  работодателей и профсоюзов как  часть государственной политики  занятости [9, c. 49].

Занятость и безработица - взаимообусловленные социально-экономические  категории. Их соотношение отражает наиболее синтетическую характеристику политики на рынках труда. Необходимо учитывать, что и занятость и безработица возникают по инициативе, как работодателей - субъектов спроса, так и по инициативе работников- субъектов предложения.

Информация о работе Понятие занятости и безработицы