Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 16:27, доклад
Порядок разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований охраны труда устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 211 ТК РФ). В соответствии с данной нормой принято Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160) (далее - Положение).
ОХРАНА ТРУДА. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
В федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и субъектов РФ устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ч. 1 ст. 211 ТК РФ).
Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе (ч. 2 ст. 211 ТК РФ):
- при проектировании, строительстве 
(реконструкции) и 
- при конструировании машин, механизмов и другого оборудования;
- при разработке 
- при организации производства и труда.
Порядок разработки, утверждения 
и изменения государственных 
нормативных требований охраны труда 
устанавливается Правительством РФ 
с учетом мнения Российской трехсторонней 
комиссии по регулированию социально-
Государственные требования охраны труда содержатся в следующих нормативных правовых актах (п. 2 Положения):
- стандарты безопасности 
труда. Они регламентируют 
- правила и типовые инструкции по охране труда;
- государственные санитарно-
В частности, Минтруд России 
уполномочен принимать 
- типовой перечень мероприятий 
по улучшению условий и охране 
труда в организациях (п. 5.2.20 Положения 
о Министерстве труда и 
- порядок обучения работников организаций по охране труда (п. 5.2.23 Положения о Минтруде России);
- рекомендации по структуре 
службы охраны труда в 
- правила и типовые инструкции по охране труда (п. 5.2.28 Положения о Минтруде России).
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА
Государственное управление охраной труда осуществляется непосредственно Правительством РФ, а также по его поручению Минтрудом России (ч. 1 ст. 216 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610).
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны координировать свою деятельность и согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда с Минтрудом России (ч. 2 ст. 216 ТК РФ).
В целях государственного управления охраной труда Правительство РФ, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (ч. 4 ст. 216 ТК РФ):
- обеспечивают разработку 
нормативных правовых актов, 
- разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
- устанавливают порядок 
организации и проведения 
- устанавливают порядок 
осуществления государственной 
экспертизы условий труда, 
- разрабатывают меры 
- обеспечивают взаимодействие 
федеральных органов 
- координируют научно-
- организуют международное 
сотрудничество в области 
- исполняют иные полномочия 
в сфере государственного 
На территориях субъектов РФ государственное управление охраной труда осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их полномочий. Эти полномочия перечислены в ч. 5 ст. 216 ТК РФ.
Органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ. На федеральном уровне передача отдельных полномочий по государственному управлению охраной труда органам местного самоуправления осуществляется в соответствии со ст. 132 Конституции РФ, ст. 19 и ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА
Государственная экспертиза 
условий труда (далее - государственная 
экспертиза) - это оценка соответствия 
объекта экспертизы государственным 
нормативным требованиям охраны 
труда (ч. 11 ст. 209 ТК РФ). Без заключений 
государственной экспертизы запрещается 
техническое переоснащение 
Государственная экспертиза проводится следующими органами (ч. 1 ст. 216.1 ТК РФ):
- федеральной инспекцией 
труда. Она осуществляет 
- органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.
Порядок проведения государственной экспертизы определен Положением о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 N 244 "Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации".
 Помимо указанного 
Положения документом, регулирующим 
вопросы государственной 
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки (ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ):
- качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
- правильности предоставления 
работникам компенсаций за 
- соответствия проектов 
строительства, реконструкции, 
- фактических условий 
труда работников, в том числе 
в период, непосредственно 
Государственной экспертизе подлежат документация и материалы по условиям и охране труда (п. 2 Положения о государственной экспертизе). Перечень такой документации и материалов определяется Минтрудом России в зависимости от объекта экспертизы (п. 5.2.14 Положения о Минтруде России).
Согласно п. 4 Положения о государственной экспертизе в федеральную инспекцию труда направляются документация и материалы по проектам строительства и реконструкции производственных объектов федерального уровня.
В органы исполнительной власти 
субъектов РФ, ведающие вопросами 
охраны труда, представляются документация 
и материалы по другим направлениям 
государственной экспертизы условий 
труда, включая проекты строительства 
и реконструкции 
Далее документация и материалы регистрируются и передаются на исполнение в соответствующее структурное подразделение органа исполнительной власти. Его руководитель (далее - руководитель экспертизы):
- формирует состав экспертов;
- организует проведение 
государственной экспертизы 
- организует подготовку 
проекта экспертного 
В случае если документация 
и материалы, представленные на государственную 
экспертизу, не соответствуют установленным 
требованиям, орган исполнительной 
власти в срок не более семи дней 
со дня регистрации документации 
и материалов уведомляет об этом заказчика. 
Если заказчик не устраняет указанные 
недостатки, орган исполнительной власти 
по истечении одного месяца со дня 
регистрации документации сообщает 
заказчику о невозможности 
В процессе проведения государственной экспертизы орган исполнительной власти имеет право запросить у ее заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 5 Положения о государственной экспертизе).
Иные права и обязанности лиц, осуществляющих государственную экспертизу, установлены в ч. 5 и ч. 6 ст. 216.1 ТК РФ.
Срок проведения государственной экспертизы условий труда зависит от трудоемкости экспертных работ и объема представленных на экспертизу документации и материалов, но не должен превышать одного месяца. В исключительных случаях он может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 8 Положения о государственной экспертизе).
По окончании государственной экспертизы составляется экспертное заключение, требования к которому определены п. 11 и п. 12 Положения о государственной экспертизе. Форма экспертного заключения приведена в Приложении N 1 к Рекомендациям.
Экспертное заключение должно 
содержать обоснованные выводы о 
соответствии (несоответствии) условий 
труда государственным 
Далее один экземпляр экспертного заключения вместе с документацией и материалами, прошедшими экспертизу, направляется заказчику, другой остается в органе исполнительной власти и хранится в течение пяти лет, если иной срок не определен законодательством РФ.
Если заказчик не согласен с экспертным заключением, он может обжаловать его в судебном порядке (п. 14 Положения о государственной экспертизе).
ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
Частями 1, 2 ст. 212 и ч. 2 ст. 22 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Обязанности работодателя подразделяются на несколько видов.
1. Обязанности 
по обеспечению безопасных 
- обеспечение безопасности 
работников при эксплуатации 
зданий, сооружений, оборудования, осуществлении 
технологических процессов, а 
также применяемых в 
- применение средств