Методы товароведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 05:36, реферат

Краткое описание

С развитием информационных технологий приобрели актуальность методы классификации и кодирования информации. В бывшем СССР существовали довольно хорошая научно-методическая база и широкая система классификаторов технико-экономической информации. Однако современные рыночные условия в экономике потребовали существенной модернизации действующих классификаторов и создания новых. В России принята Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

методы товароведения.docx

— 38.52 Кб (Скачать файл)

1. Тема «Методы товароведения»

 

1.1 Единая система классификации  и кодирования технико-экономической  и социальной информации

 

С развитием информационных технологий приобрели актуальность методы классификации  и кодирования информации. В бывшем СССР существовали довольно хорошая  научно-методическая база и широкая  система классификаторов технико-экономической  информации. Однако современные рыночные условия в экономике потребовали  существенной модернизации действующих  классификаторов и создания новых. В России принята Государственная  программа перехода Российской Федерации  на принятую в международной практике систему учета и статистики в  соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

Без общероссийского классификатора невозможно решение проблемы согласованности  межведомственных потоков информации. Кроме того, необходимо обеспечить сопоставимость классификаторов различных  федеральных органов управления и международных организаций, а  также информационную совместимость  международных и национальных информационных систем. В России создается Единая система классификации и кодирования  технико-экономической и социальной информации (ЕСКК). Ее составляющие - общероссийские классификаторы технико-экономической  и социальной информации, средств  их ведения, нормативных и методических документов по их разработке, ведению  и применению.

Объектами классификации и кодирования  в ЕСКК выступают: статистическая информация, макроэкономическая финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский  учет, стандартизация, сертификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая  деятельность. Общее руководство  и координацию работ по созданию ЕСКК осуществляют Госстандарт РФ и  Госкомстат РФ.

Основные принципы, правила и  требования, регламентирующие создание системы, изложены в ПР 50-733-93 "Основные положения Единой системы классификации  и кодирования технико-экономической  и социальной информации и унифицированных  систем документации Российской Федерации", ПР 50-734-93 "Порядок разработки общероссийских классификаторов технико-экономической  и социальной информации". Эти  нормативные документы учитывают  необходимость гармонизации общероссийских классификаторов с международными классификациями и стандартами, чему способствует прямое применение международных стандартов по классификации  и кодированию объектов технико-экономической  и социальной информации.

Общероссийские классификаторы технико-экономической  и социальной информации

Для реализации государственной политики в области развития единой системы  классификации и кодирования  Правительство Российской Федерации  утвердило ряд постановлений, в  которых описана ответственность  федеральных органов исполнительной власти за ведение общероссийских классификаторов  технико-экономической и социальной информации.

Постановлением Правительства  РФ от 1 ноября 1999 г. N 1212 было утверждено Положение "О проведении работ  по развитию единой системы классификации  и кодирования технико-экономической  и социальной информации" в котором  были определены общероссийские классификаторы технико - экономической и социальной информации. Данное Положение утратило силу в связи с изданием Постановления  Правительства РФ от 10.11.2003 N 677 Об общероссийских классификаторах технико-экономической  и социальной информации в социально-экономической  области

Ниже приведён актуальный перечень общероссийских классификаторов технико - экономической и социальной информации и федеральных органов ответственных  за их ведение.

 

Наименование общероссийского  классификатора

Федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение  и применение

Общероссийский классификатор  стандартов (ОКС)

 

Ростехрегулирование

Общероссийский классификатор  услуг населению (ОКУН)

 

Общероссийский классификатор  информации по социальной защите населения (ОКИСЗН)

 

Общероссийский классификатор  продукции (ОКП)

 

Общероссийский классификатор  управленческой документации (ОКУД)

 

Общероссийский классификатор  изделий и конструкторских документов (ЕСКД)

 

Общероссийский классификатор  основных фондов (ОКОФ)

 

Общероссийский классификатор  валют (ОКВ)

 

Общероссийский классификатор  единиц измерения (ОКЕИ)

 

Общероссийский классификатор  информации о населении (ОКИН)

 

Общероссийский классификатор  деталей, изготавливаемых сваркой, пайкой, склеиванием и термической  резкой (ОКД)

 

Общероссийский технологический  классификатор деталей машиностроения и приборостроения (ОТКД)

 

Общероссийский технологический  классификатор сборочных единиц машиностроения и приборостроения (ОТКСЕ)

 

Общероссийский классификатор  стран мира (ОКСМ)

 

Общероссийский классификатор  информации об общероссийских классификаторах (ОКОК)

 

Общероссийский классификатор  органов государственной власти и управления (ОКОГУ)

 

Общероссийский классификатор  объектов административно-территориального деления (ОКАТО)

 

Росстат

Общероссийский классификатор  предприятий и организаций (ОКПО)

 

Общероссийский классификатор  форм собственности (ОКФС)

 

Общероссийский классификатор  организационно-правовых форм (ОКОПФ)

 

Общероссийский классификатор  территорий муниципальных образований (ОКТМО)

 

Общероссийский классификатор  видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП)

 

Минэкономразвития России

Общероссийский классификатор  экономических регионов (ОКЭР)

 

Общероссийский классификатор  видов экономической деятельности (ОКВЭД)

 

Общероссийский классификатор  специальностей по образованию (ОКСО)

 

Минобрнауки России

Общероссийский классификатор  специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК)

 

Общероссийский классификатор  начального профессионального образования (ОКНПО)

 

Общероссийский классификатор  занятий (ОКЗ)

 

Минздравсоцразвития России

Общероссийский классификатор  профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)

 

Общероссийский классификатор  полезных ископаемых и подземных  вод (ОКПИиПВ)

 

Росжелдор

Общероссийский классификатор  видов грузов, упаковки и упаковочных  материалов (ОКВГУМ)

 

Общероссийский классификатор  гидроэнергетических ресурсов (ОКГР)

Минэнерго


 

Госстандарт России принял более 20 общероссийских классификаторов, и число их будет  расширяться по мере интеграции России в мировую экономику. Например, Общероссийский классификатор стандартов создан на основе прямого применения Международного классификатора стандартов ИСО. Этот документ содержит рекомендации по построению каталогов, указателей, тематических перечней, автоматизированных баз ; данных по нормативным  документам; выполнение этих рекомендаций обеспечивает оптимальные условия  для межгосударственного обмена информацией.

Правила ведения общероссийских классификаторов  устанавливает нормативный документ ПР 50-735-93 "Положение о ведении  общероссийских классификаторов на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата России".

Общероссийский классификатор  единиц измерения разработан с использованием рекомендательного документа ЕЭК  ООН "Коды для единиц измерения, используемых в международной торговле".

Повысилась роль территориальных  органов статистики, в задачу которых  входит информационное обслуживание абонентов  своего региона. Аналогичные функции  выполняют также ВНИИКИ Госстандарта и ВЦ Росстатагентства.

Ведение информационных фондов, Федерального фонда стандартов, а также классификаторов  подразумевает, прежде всего, поддержание  соответствующего объекта в актуальном состоянии, т.е. прежде всего, требуется  своевременное внесение изменений  и доведение этой новой информации до пользователей. Большую работу по ведению классификаторов выполняет  ВНИИКИ, где проводится экспертиза предлагаемых изменений, и после  утверждения изменение вступает в действие. Основная информация об изменениях публикуется Издательством  стандартов в Информационном указателе  стандартов. Дополнительную информацию можно найти в изданиях ВНИИКИ, ин статутов Госстандарта РФ и головных отраслевых институтов.

На сегодняшний день на стадии внедрения  находятся более 25 взаимосвязанных  между собой классификаторов. Это  серьезный шаг к обеспечению  достоверной информацией федеральных  органов государственной власти России, а также к сопоставимости информации при обмене ею между государствами. Научная часть этой работы ведется во ВНИИКИ и включает актуализацию действующих документов и увязку отечественных систем классификации с международными.

В информационном обеспечении немаловажная роль отведена пропаганде деятельности Госстандарта России и его служб  для формирования общественного  мнения, позитивного по отношению  к государственной технической  политике. Это осуществляется через  специальные печатные издания, выступления  Должностных лиц Госстандарта в  средствах массовой информации.

На широкий крут потребителей рассчитан  ежемесячный бюллетень "Госстандарт  предупреждает", рассылаемый в  правительственные и общественные организации, имеющие отношение  к проблемам защиты прав потребителей, в средства массовой информации. Пропаганда активно проводится на ежегодных  форумах, посвященных Дню стандартов и Всемирному дню качества.

Большую роль в информационном обеспечении  играет непосредственно сам национальный орган по стандартизации - Госстандарт  России. Комитет располагает информационным фондом, который составляет ядро Федерального фонда стандартов. В нем хранятся стандарты государственной и  других категорий, действующих в  РФ и СНГ (около 22 тыс.); более 30 тыс. международных  стандартов; более 250 тыс. национальных стандартов зарубежных стран; общероссийские классификаторы; документы по отраслевой стандартизации, сертификации и метрологии.

Главный информационный центр Госстандарта РФ располагает автоматизированными  банками данных по отечественным  и зарубежным нормативным документам - "НОРМДОК"; стандартизованным  терминам и определениям - "РОСТЕРМ"; классификаторам технико-экономической  информации - "КЛАССИФИКАТОР" и  др.

Передача информации возможна как  по российским, так и по международным  телекоммуникационным сетям ROSPAC, RELCOM, SPRINT и INTERNET.

Кроме того, Госстандарт через Издательство стандартов ежегодно выпускает около 2000 наименований печатной продукции: нормативные  документы, а также ряд журналов и приложений к ним.

 

1.2 Общероссийский классификатор  видов экономической деятельности, продукции и услуг

 

Общероссийский классификатор  видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) входит в  состав Единой системы классификации  и кодирования техникоэкономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

При разработке ОКДП были учтены рекомендации Статистической комиссии ООН. В основу построения ОКДП положены Международная  стандартная отраслевая классификация (МСОК) - International Standard Industrial Classification of all Economic Асtivities (ISIС) и международный  Классификатор основных продуктов (КОП) - Сеntral Рrоducts Сlаssification (СРС).

Ведение ОКДП осуществляют его разработчики - Центр экономической конъюнктуры  при Правительстве Российской Федерации  совместно с Центром по экономическим  классификациям. Ведение ОКДП предусматривает  взаимодействие разработчиков классификатора с ВНИИКИ Госстандарта России.

Классификатор состоит из введения и четырех частей, что обеспечивает удобство его использования.

Во введении изложены назначение ОКДП и решаемые на его основе задачи, раскрыты объекты классификации, принципы построения и организация системы  кодирования. На примере фрагмента  приведено краткое описание ОКДП и функциональные возможности программно-информационного  комплекса.

В части I ОКДП приведена классификационная  таблица видов экономической  деятельности на уровне четырех разрядов кода, используемых при проведении международных сопоставлений.

В части II ОКДП приведены классы и  подклассы видов продукции и  услуг с представлением их в виде семиразрядного кода.

В части III ОКДП приведены виды продукции  и услуг с представлением их в  виде семиразрядного кода во взаимоувязке с классами и подклассами части II ОКДП.

В части IV ОКДП содержатся описания группировок  видов экономической деятельности на уровне групп и подгрупп, классов  продукции и услуг.

Общероссийский классификатор  видов экономической деятельности, продукции и услуг (сокращенная  форма записи - ОКДП) представляет собой  систематизированный свод классификационных  группировок соответствующих объектов классификации. ОКДП является составной  частью общей системы классификации  и кодирования экономико-статистической информации. Он предназначен для использования  в качестве единого языка общения  производителей и потребителей видов  продукции и услуг, а также  для описания и регулирования  национальной экономики Российской Федерации.

Сфера применения ОКДП и решаемые на его основе задачи.

Сферой применения ОКДП являются ведомства, организации и предприятия всех форм собственности, функционирующие  на внутреннем рынке. ОКДП обеспечивает информационную поддержку решения  следующих задач:

1) организации "горизонтальных" связей в производственной сфере  между производителями и потребителями  продукции и услуг;

2) обеспечения системы государственной  контрактации и оптовой торговли  на внутреннем рынке;

3) предоставления информации об  отечественной продукции на рынках  зарубежных стран посредством  ее перекодировки через соответствующие  переходные ключи;

4) организации и обеспечения  функционирования системы налогообложения  предприятий;

5) реализации комплекса учетных  функций в рамках работ по  государственной статистике;

6) создания информационных систем  для обеспечения функционирования  бирж и торговых домов с  выходом на международные электронные  системы передачи данных, действующие  в рамках комплекса стандартов ISO "ЭДИФАКТ";

7) использования кодов ОКДП с  системой переходных ключей в  качестве языков запроса при  работе с международными банками  данных в информационно-вычислительных  сетях.

Принципы построения и функциональные возможности ОКДП.

Идея интеграции в ОКДП состоит  в создании единой классификационной  схемы для описания предприятий  по видам их экономической деятельности и конечным результатам деятельности - производимой продукции и предоставляемым  услугам. Такая схема в наибольшей степени приспособлена к задачам  управления экономикой в условиях рынка, в то время когда отрасли народного  хозяйства, как организационные  структуры, существенно изменяют форму  взаимодействия с предприятиями, передавая  значительную часть функций управления на уровень предприятий. За государством же сохраняются лишь правовые и экономические рычаги управления на уровне макроэкономики, которые должны стимулировать производство с одновременным обеспечением государственных интересов.

Информация о работе Методы товароведения