Контрольная работа по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:56, контрольная работа

Краткое описание

Труд – это целенаправленная деятельность человека, реализация его физических и умственных способностей для получения определенных материальных или духовных благ. Труд может быть индивидуальным (на своем садово-огородном участке или кустаря-одиночки и т.д.) и в общественной кооперации труда (на производстве). Нормы трудового права регулируют труд только в общественной кооперации труда и не регулируют индивидуальный труд.

Содержание

1. Понятия труда, его общественной организации, отрасли и предмета трудового права.
2. Метод трудового права.
3. Сфера действия трудового права.
4. Роль и функции трудового права. Цели и задачи трудового законодательства.
5. Система отрасли и система науки трудового права.

Вложенные файлы: 1 файл

трудовое право.docx

— 146.32 Кб (Скачать файл)

Понятие охраны труда. Право  работника на охрану труда

 

В широком смысле охрана труда  – это система сохранения жизни  и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

 

В узком смысле охрана труда  – один из принципов трудового  права, правовой институт, субъективное право каждого работника на условия  труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены в конкретном трудовом правоотношении.

 

Как институт трудового права  – совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников, обязательных для исполнения работодателями независимо от форм собственности и  их должностными лицами. Статьей 37 Конституции  РФ установлено, что каждый имеет  право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

 

Право на охрану труда работник реализует в процессе своей трудовой деятельности. Содержание права на охрану труда включает

 

право работника на:

рабочее место, соответствующее  требованиям охраны труда;

обязательное социальное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний;

отказ от выполнения работ  в случае возникновения опасности  для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда;

обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты за счет средств  работодателя;

обучение безопасным методам  труда за счет средств работодателя;

профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

обращение в органы государственной  власти и органы местного самоуправления, к работодателю, в профсоюзы по вопросам охраны труда;

личное участие или  участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных  с обеспечением безопасных условий  труда на его рабочем месте;

внеочередной медицинский  осмотр в соответствии с медицинскими рекомендациями;

компенсации, установленные  законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если работник занят  на тяжелых работах и работах  с вредными и (или) опасными условиями  труда.

 

Социальное значение –  охрана труда способствует укреплению здоровья работников от вредных и  опасных производственных факторов.

 

Правовое значение охраны труда – правовое регулирование  работы по способностям с учетом тяжестей условий труда, физиологических  особенностей женского организма, организма  подростков и трудоспособности инвалидов.

Организация охраны труда

 

Организация охраны труда  состоит из государственного управления, органов охраны труда, ее планирования и финансирования, предупредительного надзора и расследования несчастных случаев на производстве, их профилактики и учета.

 

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий. Государственное управление в области  охраны труда выражается в реализации основных направлений государственной  политики в данной области, разработке нормативных актов, в утверждении  требований к средствам производства, технологиям и организации труда, обеспечивающим здоровые и безопасные условия труда работников.

 

Каждая организация с  численностью более ста работников содержит в своей структуре службу охраны труда или должность специалиста  по охране труда в целях обеспечения  соблюдения требований охраны труда, осуществления  контроля за их выполнением. На должность специалиста по охране труда назначаются, например, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование, прошедшие специальное обучение по охране труда.

 

В организации с численностью менее 100 работников работодатель, как  правило, заключает договор со специалистами  или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Структуру  и численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации. При этом он учитывает  численность работающих, характер условий  труда, степень опасности производств  и другие факторы с учетом Межотраслевых  нормативов численности работников службы охраны труда в организациях. В организациях создаются комитеты по охране труда. В их состав входят представители работников и работодателей. Численность членов комитета может определяться в зависимости от числа работников на предприятии, специфики производства, структуры и других особенностей предприятия, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателей и работников (трудового коллектива).

 

Финансирование мероприятий  по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств  федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников. Кроме того, финансирование мероприятий по улучшению  условий и охраны труда может  осуществляться за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение  трудового законодательства, добровольных взносов организаций и физических лиц.

Государственный надзор и  контроль за соблюдением законодательства о труде

 

Государственный надзор и  контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет Федеральная инспекция труда.

 

Федеральная инспекция труда  осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции  по контролю и надзору в установленной  сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными  союзами (их объединениями), объединениями  работодателей, другими организациями.

 

Государственный надзор за соблюдением  правил по безопасному ведению работ  в отдельных отраслях и на некоторых  объектах промышленности наряду с Федеральной  инспекцией труда осуществляют соответствующие  федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной  сфере деятельности.

 

Внутриведомственный государственный  контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

 

Руководители и иные должностные  лица организаций, а также работодатели – физические лица, виновные в нарушении  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут  ответственность в случаях и  порядке, которые установлены ТК РФ и иными федеральными законами.

 

Лица, препятствующие осуществлению  государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве

 

Расследованию и учету  подлежат несчастные случаи на производстве, которые произошли с работниками  и другими лицами. Для расследования  несчастного случая создается комиссия в составе не менее трех человек. В нее включаются специалист по охране труда, представители работодателя, представители работников. Комиссию возглавляют работодатель или уполномоченный им представитель.

 

При крупных авариях с  числом погибших 15 и более человек  расследование проводится комиссией, состав которой утверждается Правительством РФ.

 

При расследовании несчастного  случая работодатель за счет собственных  средств обеспечивает:

выполнение технических  расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ  и привлечение в этих целях  специалистов-экспертов;

фотографирование места  происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;

предоставление транспорта, служебных помещений, средств связи, специальной одежды и обуви и др.

 

Несчастный случай оформляется  актом , который составляется в двух экземплярах. При групповом несчастном случае на производстве акт составляется на каждого пострадавшего отдельно. В акте подробно излагаются обстоятельства и причины несчастного случая на производстве, указываются лица, допустившие нарушения требований безопасности и охраны труда. Акт подписывается членами комиссии, утверждается работодателем, заверяется печатью и регистрируется в журнале регистрации несчастных случаев на производстве. В трехдневный срок после утверждения акта пострадавший должен получить один экземпляр акта. При несчастном случае со смертельным исходом экземпляр акта получают родственники или доверенное лицо погибшего. Второй экземпляр вместе с материалами расследования несчастного случая хранится по месту работы пострадавшего в течение 45 лет. Акты о расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве и несчастного случая со смертельным исходом совместно с документами расследования в течение 3 дней после их утверждения направляются в прокуратуру.

 

Государственный инспектор  по охране труда при выявлении  сокрытого несчастного случая на производстве проводит расследование  этого несчастного случая независимо от срока его давности и, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости –  представителя другого органа государственного надзора.

 

По результатам расследования  государственный инспектор по охране труда составляет заключение, а также  выдает предписания, которые являются обязательными для исполнения работодателем.

Материальная ответственность: понятие и условия ее возникновения

 

Материальная ответственность  – обязанность стороны трудового  договора, причинившей ущерб (вред) другой стороне, возместить его в  размере и порядке, установленном  законодательством.

 

Законодателем предусмотрена  материальная ответственность работодателя и работника. Договорная ответственность  работодателя перед работником не может  быть ниже, а работника перед работодателем  – выше, чем это предусмотрено  ТК РФ.

 

Необходимо отличать материальную ответственность по трудовому праву  от материальной, т. е. имущественной, ответственности  по гражданскому праву. Отличие заключается  в следующем:

субъектом ответственности  по трудовому праву может быть только сторона трудового договора, т. е. работник либо работодатель;

по трудовому законодательству взысканию подлежит реальный, действительный ущерб, а неполученные доходы взысканию  не подлежат;

в трудовом праве размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких работников, определяется для каждого  с учетом степени его вины;

нормами трудового права  установлен особый порядок при взыскании  ущерба, не превышающего среднего месячного  заработка.

 

Взыскание производится по распоряжению работодателя. Сторона трудового  договора может быть привлечена к  ответственности при совокупности определенных условий. К таковым  относятся:

наличие ущерба;

противоправное поведение (действие или бездействие) причинителя вреда;

причинная связь;

вина причинителя ущерба.

 

Прямой действительный ущерб  – реальный фактический ущерб, причиненный  наличному имуществу. Он может выражаться в порче имущества, недостаче  материальных ценностей, присвоении, утрате, понижении ценности, необходимости  произвести затраты на восстановление имущества или его приобретение, в излишних денежных выплатах либо в случае возмещения ущерба третьим  лицам.

 

Противоправным будет  поведение работника, если оно нарушает те или иные нормы и правила.

 

Причинная связь между  действиями (бездействием) и наступившими вредными последствиями означает, что  вред причинен именно в результате этих конкретных действий (бездействия) работника или работодателя.

 

Вина может быть как  в форме умысла, так и неосторожности. Для наступления ответственности  форма вины значения не имеет, но от нее зависит размер возмещаемого ущерба. Действие материальной ответственности  продолжается и после увольнения работника, если ущерб был причинен во время действия трудового договора. Материальная ответственность работника  исключается в случае возникновения  ущерба вследствие непреодолимой силы, крайней необходимости и т. д.

Информация о работе Контрольная работа по "Трудовому праву"