Источники трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 08:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является изучение понятия и видов источников трудового права.
Задачи исследования:
1. определить, как понятие источников представлено в литературе;
2. рассмотреть классификацию источников трудового права по различным основаниям;
3. рассмотреть основные источники трудового права и дать им общую характеристику.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие источников трудового права и их классификация 4
1.1. Понятие источников трудового права 4
1.2. Система и классификация источников трудового права 7
Глава 2. Общая характеристика основных источников трудового права 12
2.1. Акты международного правового регулирования 12
2.2. Конституция РФ 14
2.3. Общая характеристика важнейших федеральных законов как источников трудового права 17
2.4. Подзаконные акты 21
2.5. Судебная практика 24
2.6. Локальные акты о труде 26
2.7. Обычай как источник трудового права 28
Заключение 31
Библиография 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по ТП.docx

— 98.18 Кб (Скачать файл)

Наряду с Трудовым кодексом РФ в сфере трудового права действуют другие федеральные законы. В числе основных можно назвать.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 г.49, который установил механизм реализации конституционного права на защиту от безработицы. Введение в действие Трудового кодекса РФ не повлияло на судьбу данного Закона, так как в кодексе раздел, посвященный занятости и трудоустройству, отсутствует. Поэтому названный Закон продолжает действовать в полном объеме50.

К числу источников трудового  права относится Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»51, предусматривающий порядок формирования специального трехстороннего органа, задачами которого являются ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения, проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики и т.д.52

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 08.12.1995 г. регулирует общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями, другими объединениями, юридическими лицами, гражданами53.

К числу источников трудового  права следует отнести и Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 02.07.1998 г.54, он дополняет Трудовой кодекс РФ в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников в процессе трудовой деятельности55.

Ряд федеральных законов  предусматривает особенности правового  регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников. Например, Закон РФ от 19.02.1993 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»56 устанавливает более льготные условия труда для работников, вынужденных трудиться в суровых климатических условиях.

Федеральный закон от 07.11.2000 № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»57 предусматривает особые условия труда для работников, непосредственно занятых на работах, связанных с детоксикацией, техническим обслуживанием, уничтожением химического оружия.

Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»58 определяет условия привлечения к работе на территории РФ иностранных граждан. Примеры можно продолжить59.

Данный перечень федеральных  законов, положения которых относятся  к источникам трудового права, не является исчерпывающим. В частности, положения гражданского процессуального  законодательства используются при  разрешении трудовых споров, в том  числе и комиссиями по рассмотрению трудовых споров. В этом случае их следует относить к числу источников трудового права с точки зрения материализации в конкретных отношениях, входящих в предмет этой отрасли.

Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993 г. также используется при реализации трудовых прав работников. В силу чего отдельные его нормы могут быть признаны источниками трудового права при материализации в отношения, составляющие предмет данной отрасли60.

2.4. Подзаконные акты

В регулировании трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений на федеральном уровне немаловажную роль играют подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, среди которых ведущее место занимают указы Президента Российской Федерации.

Необходимо иметь в  виду, что не все акты Президента РФ следует рассматривать в качестве источников права, в том числе источников трудового права. Такое значение имеют только указы нормативного характера, т.е. те из них, которые содержат правовые нормы (общеобязательные правила поведения). Указы, не содержащие нормативных положений, обычно носят персонифицированный характер и источниками права не являются. К их числу можно отнести, например, указы о награждении работников орденами, о присвоении работникам классных чинов, почетных званий и т.п.61

Нормативные указы Президента РФ имеют высшую юридическую силу среди нормативных правовых актов  органов исполнительной власти и  в юридической иерархии стоят сразу после федеральных законов, которым они не должны противоречить. Исходя из этого, ст. 5 Трудового кодекса РФ62 устанавливает, что указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудового кодекса РФ и иным федеральным законам.

Постановления Правительства  РФ в юридической иерархии источников трудового права стоят вслед  за федеральными законами и указами  Президента РФ и должны им соответствовать. Такая нарастающая правовая «связанность» актов обеспечивает системность в развитии и применении источников трудового права и их правильное соотношение по принципу юридической силы63.

Постановления Правительства  РФ, по существу, охватывают весь круг общественных отношений, составляющих предмет трудового права.

При этом в соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ64 постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу РФ, иным федеральным законам и указам Президента РФ. Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также организаций, включая права в сфере применения труда, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Постановления Правительства РФ обязательны для исполнения на всей территории России всеми ее гражданами (ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.2003 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»65).

К источникам трудового права  отнесены также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Это акты министерств, государственных комитетов, федеральных служб, различные по содержанию, форме и порядку принятия, - инструкции, положения и др. Среди них особое значение имеют акты Министерства труда и социальной защиты РФ, которое осуществляет функции в области оплаты труда, условий охраны труда, социального партнерства в трудовых отношениях, занятости населения, в области трудового законодательства, в области государственной службы.

Нормативные правовые акты указанного Министерства РФ издаются в целях обеспечения правильного  и единообразного толкования и применения законов о труде и актов  вышестоящих органов государственного управления, регулирующих общественные отношения в сфере труда66.

Министерства труда и социальной защиты обладает правом принимать постановления, инструкции и давать разъяснения по применению нормативных правовых актов в области труда и занятости, подлежащие обязательному исполнению федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. В случае необходимости решения принимаются Министерством совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти67.

Подзаконные акты (в том числе нормативные правовые акты Президента РФ и нормативные правовые акты Правительства РФ) могут быть признаны Верховным Судом противоречащими федеральным законам и не подлежащими применению, как, например, это было сделано в отношении некоторых пунктов Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта68.

2.5. Судебная практика

В последние годы вопрос о включении судебных решений  в систему источников права неоднократно поднимался в правовой литературе, в том числе и учеными-трудовиками. При этом мнения по данному вопросу  кардинальным образом расходятся. Некоторые специалисты констатируют тот факт, что с принятием в 2002 г. новых ГПК РФ и АПК РФ наша страна вошла в число государств, в которых юридическая сила и нормативный характер судебных решений не только признаются, но и закрепляются в законодательном порядке69. Решения Конституционного Суда РФ признаются в качестве самостоятельных источников трудового права и права социального обеспечения, так как норма или акт, признанные не соответствующими Конституции, утрачивают силу и фактически устраняются из правовой системы70. Постановления Пленума Верховного Суда РФ также обладают признаками нормативного правового акта, так как они рассчитаны на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц, в них даны обязательные для неопределенного круга лиц правила поведения71.

Высказывается и противоположная  точка зрения. В частности, В.А. Свечкаренко, анализируя Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ», характеризует отсутствие у судебной власти права принимать нормативные правовые акты как один из элементов системы сдержек и противовесов, обеспечивающей реализацию принципа разделения властей. Если суды будут обязаны следовать предписаниям Верховного Суда, фактически роль законов будет сведена к минимуму72.

Конституция РФ не относит судебную власть к органам, осуществляющим нормотворчество, в силу чего судебная практика не названа в ст. 5 Трудового кодекса РФ в числе источников трудового права.

В то же время судебная практика имеет большое значение в практике регулирования отношений сферы  трудового права: акты Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, восполняя  пробелы и неясности в трудовом законодательстве РФ, способствуют правильному  и единообразному применению его норм, не создавая в то же время новых актов и норм73.

Несмотря на то, что с формально-юридических и теоретических позиций деятельность суда по ее содержательному (мотивировочному) аспекту ограничена только процедурами толкования, на практике суд сегодня выходит за эти пределы и зачастую фактически формулирует производные от толкования правила поведения, «положительные» нормативные положения. Один из ярчайших примеров - сформулированное в п. 2 резолютивной части Постановления от 15.03.2005 № 3-П74 нормативное положение, установившее правило о минимальном размере компенсации, выплачиваемой руководителю организации при расторжении трудового договора на основании п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ.

Анализируя практику деятельности Конституционного Суда РФ, следует констатировать наличие фактически неизменной тенденции расширения гарантий прав граждан в условиях не в полной мере адекватной и взвешенной позиции законодателя. Примером могут являться Постановления КС РФ от 16.10.1995 № 11-П «По делу о проверке конституционности ст. 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР» в связи с жалобами граждан Г.Г. Ардерихина, Г.А. Бобырева, Н.В. Коцюбки» и от 15.06.1998 № 18-П «По делу о проверке конституционности положений ст. ст. 2, 5 и 6 Закона РФ от 02.07.1993 «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ». В первом случае были признаны противоречащими Конституции РФ нормы пенсионного законодательства, в соответствии с которыми приостанавливалась выплата трудовых пенсий на время лишения пенсионера свободы, во втором случае - нормы, лишавшие права на получение трудовых пенсий лиц, выехавших на постоянное жительство за границу75.

2.6. Локальные акты о труде

Статья 8 Трудового кодекса  РФ76 посвящена локальным нормативным актам, принимаемым работодателями. Развитие рыночной экономики, многообразие форм собственности, появление новых работодателей привели к определенной децентрализации правового регулирования. Это повлекло за собой закрепление локальных нормативных актов в качестве источников, занимающих низшую ступень в иерархии источников трудового права и не противоречащих всем иным источникам, располагающимся выше локальных нормативных актов77.

Локальные нормативные акты содержат положения или правила, распространяющиеся на всех работников данного работодателя либо на отдельные профессиональные группы или определенные категории работников и применяются неоднократно, по мере необходимости, т.е. обладают нормативностью. Локальные нормативные акты отличаются от правоприменительных актов работодателя, имеющих индивидуальное значение, применяемых однократно в отношении конкретного адресата (приказ о приеме на работу, переводе, увольнении работника, о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, о привлечении виновного работника, совершившего дисциплинарный проступок, к дисциплинарной ответственности и др.).

При регулировании трудовых отношений действует принцип  «неухудшения»: любые локальные нормативные акты отдельных работодателей, трудовые договоры с их работниками не могут содержать условия, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. А в случае наличия таких ухудшающих положений в локальных нормативных актах, коллективном договоре, трудовом договоре они не подлежат применению, а применяются нормы Трудового кодекса РФ78.

Информация о работе Источники трудового права