Экспертиза товарного знака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 21:30, реферат

Краткое описание

Оценка товарного знака, торговой марки, фирменного наименования или иного отличительного признака товара тесно связано с оценкой бизнеса и производится на основе анализа полного цикла производства и реализации товаров или услуг данной компании и предполагает определение рыночной стоимости оцениваемого объекта через определение значимости влияния данного отличительного признака на величину прибыли компании и объем реализации товаров и услуг.

Вложенные файлы: 1 файл

экспертиза товарного знака.docx

— 44.82 Кб (Скачать файл)

какой объем прав на ТЗ и иные сопряженные с ним активы могут быть реализованы в процессе намечаемой сделки?

Ответы на эти вопросы помогут избежать ошибки и направить усилия специалистов по правильному пути. Оставаясь в рамках того или иного подхода, профессиональные оценщики могут использовать один или несколько методов оценки стоимости ТЗ. Второй вариант предпочтительнее, поскольку позволяет представить выводы в отчете более обоснованными и очевидными, при этом выбор конкретного метода является прерогативой оценщика.

Следует отметить, что при оценке ТЗ существуют специальные, так называемые секретные методы, которые используются рядом компаний в качестве своего ноу-хау. Насколько следует доверять этим непрозрачным способам? Во многом этот вопрос является риторическим, поскольку целиком и полностью относится к компетенции и потребностям потребителей оценочных услуг, так как профессиональное и научное сообщество не могут дать объективного ответа.

Рассмотрим основы сравнительного и доходного подходов стоимостной оценки прав на ТЗ (не будем останавливаться на затратном подходе, поскольку он сравнительно редко применяется на практике).

 

2.1 Сравнительный подход

Сравнительный подход к оценке товарных знаков основан на принципе замещения, суть которого в том, что рациональный инвестор (покупатель) не заплатит за конкретный товарный знак сумму, большую, чем та, в которую обойдется приобретение на рынке сходного товарного знака, обладающего такой же полезностью. То есть цены, заплаченные на рынке за аналогичные или сопоставимые товарные знаки, должны отражать стоимость оцениваемого товарного знака.

Использование сравнительного подхода осуществляется при наличии достоверной и доступной информации о ценах аналогичных товарных знаков и действительных условиях сделок с ними. При этом может использоваться информация о ценах сделок товарных знаков, а также цен предложений и спроса.

Расчет рыночной стоимости товарного знака с использованием сравнительного подхода осуществляется путем корректировки цен аналогов, сглаживающей их отличие от оцениваемого товарного знака.

В рамках сравнительного подхода к оценке товарных знаков рассматриваются следующие методы:

1) метод прямого анализа  сравнения продаж;

2) метод качественного  анализа для корректировки данных (метод рейтинга/ранжирования);

3) метод параметрической  оценки;

4) методы Бегунка.

При одинаковых объемах реализации, но при различных ценах продажи стоимость ТЗ в рамках сравнительного подхода может быть определена следующим образом:

VТЗ - стоимость оцениваемого  товарного знака;

PMТЗ - маржа прибыли, возникающая  при реализации единицы продукции, маркированной оцениваемым ТЗ;

PM - маржа прибыли, которая  возникает при реализации единицы  продукции без маркировки оцениваемым  брендом;

SТЗ - объем продаж продукции, маркированной оцениваемым ТЗ;

MEBIT - рыночный мультипликатор  «стоимость / операционная прибыль».

При одинаковой марже прибыли, но при различном объеме продаж стоимость ТЗ может быть определена аналогично:

PM - маржа прибыли при  реализации единицы брендированной (оцениваемой) и небрендированной продукции;

ДSТЗ - разница в объеме продаж между брендированной и небрендированной продукцией.

2.2 Доходный подход

В оценке стоимости прав на ТЗ доходному подходу принадлежит особое место, поскольку он наиболее достоверно отражает действительную ценность исследуемого ТЗ Козырев А.Н., Макаров В.Л. «Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности». Он применяется, когда существует возможность получения доходов (выгод) от использования ТЗ и определения срока его экономической жизни. Этим доходом является разница между денежными поступлениями и выплатами (далее - денежный поток) за определенный период времени, получаемая правообладателем за счет использования ТЗ как в собственном бизнесе, так и на предприятиях-лицензиатах (франчайзи). Основными формами денежных поступлений при предоставлении права использования ТЗ являются роялти, паушальные платежи или их комбинация.

Обладание собственным ТЗ подразумевает целый ряд выгод:

экономия затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и/или на инвестиции в основные и оборотные средства, в том числе фактическое снижение затрат, отсутствие расходов на получение права использования ТЗ (например, лицензионные платежи, доля прибыли лицензиару);

увеличение цены единицы выпускаемой продукции (работ, услуг);

увеличение физического объема продаж выпускаемой продукции (работ, услуг);

различные комбинации указанных форм.

Доходный подход к оценке товарных знаков основан на представлении о том, что стоимость товарного знака зависит от величины дохода, который может быть извлечён собственником из факта владения этим товарным знаком. При применении данного подхода анализируется способность оцениваемого товарного знака генерировать определенный доход.

Доходный подход к оценке товарных знаков может быть реализован с помощью следующих методов:

1) метод дисконтированных  денежных потоков. Этот метод  основан на прогнозировании денежных  потоков, генерируемых оцениваемым  товарным знаком. Денежные потоки  строятся на учете реального  экономического эффекта, получаемого  при планируемой реализации продукции, несущей оцениваемый товарный  знак;

2) метод избыточной прибыли, основанный на предпосылке о  том, что избыточные прибыли приносит  предприятию товарный знак, который  обеспечивает доходность на активы  и на собственный капитал выше  среднеотраслевого уровня. Использование  этого метода для оценки товарного знака возможно в том случае, когда объектом оценки является товарный знак всей компании, а не отдельные товарные знаки, принадлежащие одной компании. Дополнительная прибыль, получаемая фирмой от использования единого товарного знака, рассчитывается применительно не к отдельным видам товаров и услуг, а путем определения рентабельности использования собственного капитала. Избыточная прибыль определяется на основе сравнения рассчитанного процента рентабельности со среднеотраслевым, при этом полученная разница умножается на размер собственного капитала;

3) метод освобождения  от роялти. При использовании  данного метода делается гипотетическое  допущение, какой поток дохода  мог бы генерировать оцениваемый  товарный знак правообладателю, если бы был заключен лицензионный  договор, или в другой трактовке - от каких платежей освобождается  правообладатель в связи с  тем, что ему как собственнику  оцениваемого товарного знака  не нужно платить роялти за  право использования данного  товарного знака. Роялти - это регулярные  выплаты, рассчитываемые в виде  процентов от выручки, получаемой  в результате реализации лицензионной  продукции. Владелец товарного знака  может заключить лицензионный  договор на его уступку, согласно  которому лицензиат будет перечислять  ему роялти. Построив прогноз  объема выпуска продукции, защищенной  товарным знаком, и применив ставку  роялти, можно рассчитать доходы, которые получит в будущем  владелец оцениваемого товарного  знака. Текущая стоимость этих  доходов будет равна стоимости  оцениваемого товарного знака.

4) метод преимущества  в прибыли. Под преимуществом  в прибыли понимается дополнительная  прибыль, обусловленная оцениваемым  товарным знаком, которая возрастает  за счет роста качества и/или  количества выпускаемой продукции (услуг). Она равна разнице между  прибылью, полученной при использовании  оцениваемого товарного знака  и той прибылью, которую производитель  получает от реализации продукции  без использования оцениваемого  товарного знака. "Раскрученный" товарный знак позволяет увеличивать  цену по сравнению со среднерыночными  ценами на аналогичные товары. Именно эта разница и есть  та стоимость, которая создается  за счет использования товарного  знака.

Выгоды от использования оцениваемого ТЗ определяются на основе прямого сопоставления величины, риска и времени получения денежного потока от его использования с аналогичными показателями без учета ТЗ. Ниже приведена общая формула определения стоимости ТЗ с использованием доходного подхода:

VТЗд - стоимость ТЗ, рассчитанная на основе доходного подхода;

ДPMi - дополнительная маржа прибыли, обусловленная наличием ТЗ, ожидаемая в i-м году;

ДVi - дополнительный объем продаж, связанный с использованием ТЗ,

i - порядковый номер года  получения дохода от использования  ТЗ;

d - ставка дисконтирования.

Одним из параметров этой формулы является ставка дисконтирования - мера стоимости денег во времени с учетом возможных рисков их неполучения. Определение рыночной стоимости ТЗ с использованием доходного подхода осуществляется при помощи дисконтирования или капитализации денежных потоков от использования или владения ТЗ. В этом случае ставка дисконтирования Козырь Ю.В. «Особенности оценки бизнеса и реализации концепции VBM» может оцениваться различными способами, лучшим из которых является метод рыночной экстракции. Если его применение невозможно, расчеты производятся следующим образом:

d - величина ставки дисконтирования  для потоков ТЗ;

rf - значение безрисковой ставки;

b - бета отрасли, в которой  используется ТЗ, характеризующая  общий риск отрасли;

rm - среднерыночная доходность капитала;

bТЗ - бета ТЗ, характеризующая риски владения ТЗ (определяется на основе рейтинга), bТЗ = 0-2.

Следует отметить, что в представленной формуле нормировка бета-пераметров может осуществляться различными способами (в привязке к среднерыночной премии без отраслевой беты или с отраслевой бетой). Данное обстоятельство необходимо учитывать как потенциальный источник возникновения ошибок.

Выделяем экономический эффект

Одной из основных задач в процессе оценки стоимости прав на ТЗ является определение вклада ТЗ в создание денежных потоков компании, а также рисков, связанных с их получением. Стоимость прав на ТЗ определяется объемом, продолжительностью и вероятностью поступления будущих выгод от использования анализируемого ТЗ.

Все методы выделения экономического эффекта от ТЗ можно условно классифицировать следующим образом: Леонтьев Ю.Б. «Техника профессиональной оценки интеллектуальной собственности и нематериальных активов».

методы, построенные на учете реального экономического эффекта, - «сверхнормативная прибыль», реальные лицензионные платежи, преимущества в цене, себестоимости (переменные, условно-постоянные затраты), объеме реализации продукции;

методы, построенные на искусственном выделении экономического эффекта, - «освобождение от роялти», выделение доли лицензиара в прибыли лицензиата или «правило 25%».

2.3 Затратный подход

Затратный подход к оценке товарных знаков основан на предположении о том, что разумный инвестор не заплатит за оцениваемый товарный знак цену, большую, чем та, в которую обойдется создание нового товарного знака: идентичного (точной копии) или сходного с оцениваемым. Использование затратного подхода осуществляется при наличии возможности восстановления либо замещения оцениваемого товарного знака.

Затратный подход показывает стоимость оцениваемого товарного знака с позиций прошлых или настоящих затрат на его воссоздание или приобретение альтернативного (замещающего) аналогичного по назначению и выполняемым функциям товарного знака.

Основные методы затратного подхода к оценке товарных знаков:

1) метод индексации затрат - заключается в индексации фактически  понесенных правообладателем в  прошлом затрат на создание  оцениваемого товарного знака  к дате оценки;

2) метод стоимости создания - заключается в калькулировании в ценах и тарифах, действующих на дату оценки, всех ресурсов (элементов затрат), необходимых для создания аналогичного товарного знака.

 

2.4 Иные виды подходов  при оценке товарных знаков

Помимо вышеописанных общих принципов и подходов, на которых базируется оценка товарных знаков, существуют также принципиально возможные "нестандартные" методы оценки.

В отличие от других объектов промышленной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов) оценка товарных знаков в мировой практике расходится со сравнительно устоявшимися методами оценки, базирующимися на общих (стандартных) принципах и подходах к оценке. Все применяемые с конца 1980-х годов для этой цели методы могут быть разбиты на две группы:

1) методы, доступные для  воспроизведения, технология которых  не является ноу-хау разработавших  их организаций. Причем они могут  быть подразделены на две подгруппы:

а) методы, не имеющие значительного теоретического обоснования ("нестандартные", эмпирические);

б) методы, основанные на некоторых теоретических обоснованиях (теоретические);

2) методы, имеющие теоретическое  обоснование, но технология этих  методов содержит ноу-хау, разработавших  их организаций.

Зарубежный опыт дает примеры применения разнообразных (иногда весьма экзотических) методов к оценке товарных знаков.

Приведем некоторые открытые эмпирические ("нестандартные") методы оценки товарных знаков:

1) За рубежом некоторые  организации принимают стоимость  товарного знака равной 2-3-м объемам  годовых продаж товара под  этим знаком. В ряде случаев, ориентируются  на 10-ти летний объем продаж.

2) Одна из американских  фирм оценила свой товарный  знак в 2,5 миллиона долларов на  том основании, что ее товарный  знак известен 25-ти миллионам  человек из числа взрослого  населения США. При этом, известность  товарного знака одному человеку  оценивалась в 10 центов. Дело в  том, что в некоторых зарубежных  странах, например в США, большое  распространение получила практика  купли-продажи информации об отдельных  потенциальных покупателях определенных  видов товаров. Обычно стоимость  одной фамилии в списке потенциальных  покупателей составляет несколько  центов, а может, и выше в зависимости  от конкретных условий.

Информация о работе Экспертиза товарного знака