Формирование товарного ассортимента материалов для ремонта и благоустройства жилища

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – анализ формирование товарного ассортимента материалов для ремонта и благоустройства жилища.
Для выполнения вышеуказанной цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
Изучить принципы формирования товарного ассортимента;
Рассмотреть классификацию и ассортимент строительных материалов и изделий;
Проанализировать ассортимент и пути его формирования на предприятии.

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование товарного ассортимента материалов для ремонта и благоустройства жилища (2).docx

— 275.85 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях, когда рынок  насыщен товарами, успешно функционируют  лишь те коммерческие структуры, где  товароведы умеют вовремя улавливать тенденции в изменении спроса, определять причины их возникновения  и оперативно принимать меры по совершенствованию  структуры ассортимента и конъюнктуры  отдельных его позиций на потребительском  рынке. Производство строительных материалов является одной из важнейших отраслей народного хозяйства.

Актуальность работы - строительные товары занимают значительный удельный вес в общем объеме оборота товаров, что определяется, с одной стороны, их широким ассортиментом, а с другой - необходимостью их использования в быту. За последнее десятилетие ассортимент товаров существенно обновился как за счет поступления импортных изделий, так и за счет современной продукции российского производства. Поэтому торговые работники должны хорошо знать спрос потребителей, ассортимент и свойства материалов и изделий различного назначения, а также возможности замены одного материала другим с учетом их стоимости, климатических условий, вида и капитальности строений.

Цель курсовой работы – анализ формирование товарного ассортимента материалов для ремонта и благоустройства жилища.

Для выполнения вышеуказанной цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить принципы формирования товарного ассортимента;
  2. Рассмотреть классификацию и ассортимент строительных материалов и изделий;
  3. Проанализировать ассортимент и пути его формирования на предприятии.

Предмет исследования – товары для ремонта и благоустройства.

Объект исследования – ЦТР «Радуга». 

1. ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА

 

1.1. Понятие и свойства торгового ассортимента

 

Одна из задач товарной политики — формирование товарного ассортимента выпускаемой продукции. Под товарным ассортиментом принято понимать всю совокупность изделий, выпускаемых  предприятием и предлагаемых на рынке  с целью реализации и получения  дохода (прибыли). Товарный ассортимент  предприятия может иметь довольно сложную структуру, состоящую из нескольких иерархических уровней. На первом уровне выделяют виды товаров, например деревообрабатывающие станки, подъемно-транспортное оборудование, тракторы, автомобили и т.п. Каждый из таких видов подразделяется на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными  характеристиками, качеством, ценой, др. Например, колесный трактор для производства сельскохозяйственных работ с соответствующим  навесным оборудованием и тот  же колесный трактор для проведения земляных работ при прокладке  и ремонте теплосетей в городских  условиях, оснащенный экскаватором. И функциональные характеристики, и цены этих типов (групп) изделия, входящих в один вид, различны. Каждая ассортиментная группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей, марок), образующих низшую ступень в классификации (рис. 1.1.). Множество товаров, представленных на рынке и классифицированных по признаку производственного происхождения или потребительского назначения называют ассортиментом. Ассортимент товаров - совокупность их видов и разновидностей, объединенных по одному или нескольким признакам. В коммерческой работе товары народного потребления подразделяют на :

  1. Производственный ассортимент - это номенклатура товаров, выпускаемых промышленным или сельхозпредприятием.
  2. Торговый ассортимент - номенклатура товаров, реализуемых в магазинах.

Рис.1.1. Стратегия и тактика управления ассортиментом

 

В торговых предприятиях должен быть сосредоточен широкий ассортимент  товаров, представляющий собой сочетание  продукции, вырабатываемой различными промышленными и сельхозпредприятиями /10/.

Представленный на торговом предприятии  ассортимент товаров определяет его тип (универмаг, универсам) и  форму торгового обслуживания. Кроме  того, в магазинах одного типа, но разной торговой площади, ассортимент  будет отличаться по количеству групп  и видов товаров. В этом случае торговые предприятия будут подразделяться на универсальные и специализированные, магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом. С учетом сложности различают простой и сложный ассортимент товаров (рис. 1.2.) /11/:

- виды товаров, которые классифицируются не более чем по трем признакам, составят простой ассортимент товаров (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и др.);

- виды товаров, которые классифицируются на разновидности более чем по трем признакам, в совокупности будут составлять сложный ассортимент товаров (обувь, одежды и др.).

Рис. 1.2. Алгоритм формирования товарного ассортимента

 

Так же ассортимент делиться на:

1. Укрупненный ассортимент - определяется соотношением отдельных групп - изделий. Группа товаров должна объединяться по ряду признаков: способ производства, назначение, особенности конструкции и др.

2. Комбинированный ассортимент -  это набор нескольких групп товаров разного назначения, которые связаны общностью спроса и удовлетворяют индивидуальные потребности.

3. Смешанный ассортимент - совокупность непродовольственных и продовольственных товаров различных групп. Смешанный ассортимент представлен, как правило, наибольшим количеством групп и видов товаров.

 

1.2. Основные характеристики ассортимента товаров

 

Товарный ассортимент характеризуется  следующими показателями:

  1. Структура ассортимента — это процентное соотношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству.

Показатели структуры ассортимента чаще выражают в процентах. Например, процентное соотношение сорочек, костюмов и других изделий определяет видовую  структуру ассортимента в магазине "Мужская одежда".

  1. Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты по формуле (1.1.):

Кш = Гф / Гн  (1.1.),

где Гф — количество групп товаров на момент определения, ед.; Гн — общее количество групп товаров, ед.

  1. Полнота ассортимента — это соответствие фактического наличия

видов товаров разработанному ассортиментному  перечню, существующему спросу.

Выражают полноту ассортимента через коэффициент полноты Кп ассортимента, который определяют по формуле (1.2.):

Кп = Вф / Вн (1.2.),

где Вф — фактическое количество видов товаров на момент обследования (проверки), ед.; Вн — количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и пр., ед.

4.Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента оценивают по формуле (1.3.):

Кг = Рф / Рн (1.3.),

где Рф — фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки, ед.; Рн — количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора, прейскурантами и т. п., ед.

5. Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже. Коэффициент устойчивости Ку определяется по формуле (1.4.):

Ку = 1 — (Р'ф1 + Р'ф2 + ... + Р'фn / Рн × n) (1.4.),

где Р'ф1, Р'ф2,...,Р'фn — фактическое количество разновидностей (видов) товаров, из предусмотренных ассортиментным перечнем и отсутствующих в продаже в момент отдельных проверок, ед.; Рн — количество разновидностей (видов) товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем, ед.; n — количество проверок.

Коэффициент устойчивости ассортимента, как правило, определяется за конкретный период (месяц, квартал, год). Установлено, что оптимальный коэффициент  устойчивости ассортимента должен выражаться следующими значениями: для универмагов  — 0,80; для специализированных магазинов  — 0,75.

6. Новизна характеризует появление новых разновидностей товаров за определенный период времени и оценивается коэффициентом новизны Ко по формуле (1.5.):

Ко = Ро / Рф (1.5.),

где Ро — количество новых разновидностей товаров, появившихся в момент проверки, ед.; Рф — среднее количество разновидностей, ед.

Коэффициент новизны характеризует  степень обновления ассортимента, появление  новых изделий.

7. Гармоничность ассортимента  – это свойство набора товаров  разных групп, характеризующее  степень их близости по обеспечению  рационального товародвижения, реализации  и (или) использования.

Гармоничность обеспечивает качественную характеристику ассортимента и количественно не измеряется. При  формировании ассортимента гармоничность  выражается в специализации магазина или его отдельных секций /16/.

 

1.3. Процедура формирования  ассортимента предприятия

 

Решение задач формирования ассортимента в рамках товарной политики фирмы  преследует цель определения оптимальной (или близкой к этому) структуры  товарного предложения. При этом следует учитывать как потребительские  требования целевого рынка (или отдельных  его сегментов), так и ресурсные  возможности предприятия с тем, чтобы обеспечить, с одной стороны, высокий уровень удовлетворенности потребителей, с другой — приемлемые издержки производства (рис. 1.3.)/9/.

Рис. 1.3. Этапы формирования товарного  ассортимента

 

Решение такой задачи вряд ли возможно, если фирма не будет использовать приведенные выше показатели оценки ассортимента. Таким образом, суть проблемы формирования товарного ассортимента состоит в планировании на базе данных показателей всех видов хозяйственной  деятельности предприятия, направленных на отбор продуктов для производства и предложения рынку. Это как  бы формирование портфеля товаров, характеризующегося приемлемой и для рынка, и для  предприятия широтой и глубиной ассортимента, возрастной структурой входящих в него товаров, соответствием  предлагаемых товаров ожиданиям  покупателей, оптимальным (или близким  к этому) сочетанием различных видов  товаров в портфеле (т.е. приемлемым количеством лидеров, локомотивов  и др.). В фундаментальном отечественном  учебнике Маркетинг, вышедшем в свет под редакцией академика А.Н. Романова, предложена такая последовательность процедур формирования товарного ассортимента:

1) изучение и определение текущих  и перспективных потребностей  покупателей, анализ способов  потребления выпускаемой предприятием  продукции и особенностей покупательского  поведения на целевом рынке;

2) анализ и оценка товаров,  предлагаемых конкурентами на  данном рынке;

3) анализ изделий, выпускаемых  как данным предприятием, так  и конкурентами, с позиции потребителей;

4) определение структуры товарного  ассортимента, предполагающего исключение  из него неперспективных товаров  и включение новых, ожидаемых  рынком; определение направлений  производства, благодаря которым  можно осуществить диверсификацию, способную оптимизировать структуру  товарного ассортимента;

5) анализ предложений по созданию  новых продуктов и совершенствованию  прежних с учетом требований  покупателей и возможностей предприятия;

6) разработка спецификаций новых  или усовершенствованных продуктов;

7) анализ ресурсов и возможностей  освоения предприятием разрабатываемого  товарного ассортимента;

8) проведение испытаний продуктов,  входящих в разрабатываемый товарный  ассортимент;

9) Проведение тестирования рынка  по каждому из новых (или  усовершенствованных) товаров, входящих  в предлагаемый товарный ассортимент;

10) разработка рекомендаций для  производственных подразделений  предприятия по поводу функциональных  характеристик, потребительных свойств,  качества, дизайна, цены, упаковки, наименования, послепродажного обслуживания и  т.п. с учетом выявленных на  этапах 8 и 9 обстоятельств;

11) анализ товарного ассортимента, его оценка и возможная корректировка.

Как следует из содержания описанных  процедур формирования товарного ассортимента и их порядка, служба маркетинга при  его разработке должна обеспечить координацию  и взаимодействие научно-технических  и опытно-конструкторских служб, производственных, сбытовых, сервисных, рекламных и иных подразделений  с тем, чтобы добиться наибольшего  соответствия выпускаемых изделий  нуждам и потребностям покупателей. Если такое взаимодействие не обеспечено, то в ассортимент товара могут  быть включены те, которые не найдут спроса на рынке, что приведет к невозвратным финансовым потерям. Следовательно, основная задача службы маркетинга при формировании товарного ассортимента заключается  в подготовке соответствующей требованиям  рынка спецификации на изделие (новое  и изменяемое), передаче ее проектному (конструкторскому) отделу, отслеживании результатов испытаний опытных  образцов с внесением необходимых  корректив, обеспечивающих доведение  потребительных свойств товара до требований рынка /4/.

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА  СТРОИТЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ

 

2.1 Классификация и ассортимент строительных товаров

Информация о работе Формирование товарного ассортимента материалов для ремонта и благоустройства жилища