Упаковка товаров: определение, значение, общие требования, классификация. Пути совершенствования упаковки товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 19:28, реферат

Краткое описание

Упаковка- средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь, окружающей среды от загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения продукции (транспортирование, хранение и реализацию продукции).
Элементами упаковки являются тара, упаковочные и перевязочные материалы.
Тара – основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения товара.
Упаковочные материалы – дополнительный элемент упаковки, предназначенный для защиты товаров от механических воздействий.
Перевязочные материалы – дополнительный элемент упаковки, предназначенный для повышения прочности тары.

Вложенные файлы: 1 файл

товаровед.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Упаковка товаров: определение, значение, общие требования, классификация. Пути совершенствования  упаковки товаров.

    Упаковка- средство или  комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь, окружающей среды от загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения продукции (транспортирование, хранение и реализацию продукции).

    Элементами упаковки являются тара, упаковочные и перевязочные материалы.

    Тара – основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения товара.

    Упаковочные материалы – дополнительный элемент упаковки, предназначенный для защиты товаров от механических воздействий.

    Перевязочные материалы – дополнительный элемент упаковки, предназначенный для повышения прочности тары.

    Неотъемлемой частью всякой упаковки является маркировка, а в отдельных случаях и  наличие специальной печатной информации о товаре, которая помещается на упаковке или содержится в отдельном  вкладыше. В таких вкладышах могут  быть приведены детальные инструкции о том, как потреблять товары, которые могут принести вред человеку (например, различные лекарственные препараты, если их принимать свыше разрешенных доз), или содержатся указания о необходимости соблюдения определенных мер предосторожности при использовании данной продукции (например, инструкции по пользованию электротоварами). Кроме того, в качестве вкладышей могут применяться, например, купоны на предоставление скидки при совершении повторных покупок или рецепты по приготовлению отдельных блюд с использованием данного товара (в частности, в упаковку микроволновой печи могут быть помещены рецепты блюд, которые можно приготовить в ней).

    Функции упаковки

    Во-первых, должна обеспечить сохранение товара при его транспортировке, хранении и потреблении, во-вторых, быть средством продвижения товара на рынок. Это и определяет те основные функции, реализация которых должна быть обеспечена благодаря использованию упаковки. Такими функциями являются:

      • предохранение товара от вредного воздействия внешней среды, а внешней среды от вредного воздействия товара;
      • защита товара от влияния других товаров;
      • обеспечение условий для сохранности количества качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления;
      • придание товарам и другим грузам необходимой мобильности и создание условий для механизации трудоемких операций и более эффективного использования складских и торговых площадей;
      • создание более благоприятных условий для приемки товаров по количеству и качеству и удобств для количественного их учета;
      • выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы;
      • использование тары не только как средства для размещения товара, его транспортирования и хранения, но и как средства для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина (тара-оборудование).

    Классификация тары и  упаковки

    Основными признаками, по которым классифицируют тару и упаковку, являются:

      • назначение
      • материал
      • состав
      • конструкция
      • технология производства

    По назначению тару и  упаковку можно разделить на производственную, транспортную, потребительскую, специальную (консервирующую).

    Потребительская тара и  упаковка предназначаются для продажи  населению товара, являются частью товара и входят в его стоимость, а после реализации переходят  в полную собственность потребителя, как правило, не предназначаются для самостоятельного транспортирования и перевозятся в транспортной упаковке. Потребительская тара имеет ограниченную массу, вместимость и размеры. В большинстве случаев ее суммарный периметр не должен превышать 600 мм.

    Транспортная тара представляет собой самостоятельную транспортную единицу и предназначена для перевозки, складирования и хранения продукции.

    Производственная тара предназначена для выполнения внутрицеховых, внутризаводских и межзаводских перевозок и накопления сырья, материалов, полуфабрикатов, заготовок, готовых изделий и отходов.

    В зависимости от применяемого материала тару и упаковку подразделяют на стеклянную, деревянную, металлическую, полимерную, бумажную, картонную и  т.д.

    Использование упаковочного материала в качестве одного из основных признаков классификации позволяет выбирать его, исходя из физичеcких, химических, гигиенических, биологических и других свойств продукции. Кроме того, полимерную тару можно идентифицировать по названию полимера, из которого она изготовлена, например: полиэтиленовая, полистирольная, полиэтилентерефталатная и т.д.

    Упаковку классифицируют по составу (тара и вспомогательные  упаковочные средства), по различным  конструктивным признакам: форме, размерам.

    В зависимости от технологии изготовления различают выдувную, литьевую, прессованную, термоформованную, сварную, полимерную тару и упаковку.

    Пищевая упаковка- специальный  вид упаковки, что предназначен для  обеспечения сохранности различных  видов пищевых продуктов. Пищевая  упаковка активно используется как предприятиями-производителями в процессе комплектации готовой пищевой продукции, так и торговыми организациями.

    К упаковочным материалам, предназначенным для контакта с  продукцией пищевой группы, предъявляются  наиболее жесткие требования. При выборе упаковочного материала для таких видов продукции в первую очередь следует обеспечить необходимый уровень санитарно-гигиенических характеристик. Обязательным условием применения упаковочного материала для указанной продукции должно быть наличие гигиенического сертификата, подтверждающего физиологическую безвредность упаковки для человека.

    Санитарно-гигиенические  требования, включают следующие положения:

     - в состав упаковочного материала не должны входить высокотоксичные вещества, обладающие кумулятивными свойствами и специфическим действием на организм (канцерогенность, мутагенность, аллергенность и др.);

     - упаковочный материал не должен изменять органолептические и физиологические свойства продукции, а также выделять вредные вещества в количествах, превышающих допустимые, с гигиенической точки зрения, уровни миграции.

    Согласно п. 2.16 СанПиН 2.3.2.1078-01 продовольственное  сырье и пищевые продукты должны быть расфасованы и упакованы  в материалы, разрешенные для  контакта с пищевыми продуктами, такими способами, которые позволяют обеспечить сохранность их качества и безопасность при их хранении, перевозках и реализации, в том числе с пролонгированными сроками годности.

    В законе «О качестве и безопасности пищевых продуктов» сказано, что  «при разработке новых пищевых продуктов, материалов и изделий, упаковки, хранения… индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обосновывать требования к качеству и безопасности таких пищевых продуктов, материалов и изделий, их упаковке, сохранению качества и безопасности таких пищевых продуктов, материалов…».

    В частности, к упаковке предъявляют следующие основополагающие требования: безопасность; экологические  свойства; надежность; совместимость; взаимозаменяемость; экономическая  эффективность.

    Безопасность упаковки для потребителя  – основные требования к упаковке, находящейся в контакте с продуктом. Современный уровень развития науки  и техники позволяет создавать  упаковочные материалы с заданными  свойствами. Но ни один упаковочный  материал не может быть использован в отраслях пищевой, парфюмерной и другой промышленности без разрешения Минздрава России и проверки на соответствие медико-биологическим и санитарно-гигиеническим нормам. Саниторно-гигиеническое законодательство регламентирует нормативы предельно допустимых количеств мигрирующих веществ в пищевые продукты. Безопасность упаковки означает, что содержащиеся в ней вредные для организма вещества не могут перейти в товар, непосредственно соприкасающийся с упаковкой. Это не значит, что в упаковке полностью отсутствуют вредные вещества. Такие вещества содержат многие виды упаковки. Например, в металлической таре имеются железо, олово или алюминий; в бумаге – свинец; в полимерных материалах – мономеры.

    В этих случаях безопасность упаковки обеспечивается путем нанесения на нее защитных покрытий (пищевой лак, полуда для металлической тары) или ограничением сроков хранения изделий (полиэтиленовая или полихлорвиниловая упаковки).

    Важнейшая функция упаковки – сохранение товаров при неблагоприятных внешних воздействиях за счет собственной сохраняемости, безопасности для упакованных товаров, а также совместимости упаковки и товаров. В этом заключается функциональное назначение упаковки.

    У представителей упаковочной индустрии  есть свои преимущества и свои недостатки. Основное их преимущество в том, что качество и функциональность упаковки имеет огромное значение для любого изготовителя любой продукции.

    Но для того, чтобы упаковка была востребована и оплачена, она должна решать проблемы клиента.

    К недостаткам, свойственным предприятиям упаковочной отрасли, относятся, прежде всего, особенности, определяющие "вторичность", несамодостаточность упаковки как таковой. Такого рода продукция к конечному потребителю может попасть только вместе с содержимым. Это обусловливает и необходимость тесной привязки к своему заказчику в поиске инноваций.

    Но ведь эта, же особенность, в случае тесных партнерских отношений с  клиентом, может служить основою  синергетических эффектов.

    Например, представить себе такой  вариант, когда упаковщики, производственники (пищевики, производители бытовых товаров) и финансовые организации смогут договориться о создании альянсов, например, в виде консорциумов. И если такие консорциумы начнут реализацию розницы не с 300-процентной надбавкой, а всего с 25-50-процентной? Ведь если хорошо этот вариант "упаковать", то очередь за такой продукцией будет с вечера заниматься.

    Еще один вариант это изменить психологию. Он появляется, если руководители предприятий  переходят от политики "переждать  кризис" к политике "переиграть кризис". Исходя из практики работы на предприятиях и с предприятиями - психологию изменить непросто в обычных условиях. В основе такой работы лежит создание на предприятии системы предпринимательского менеджмента. Суть такого менеджмента состоит в замене психологии наемного и безразличного к конечному результату сотрудника на психологию команды единомышленников, видящих не только свой узкий участок бизнес-процесса, а сквозную технологию создания потребительской ценности конечной продукции.

     

    Эстетические свойства товаров: определение, комплексные  и единичные показатели (информационная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения), их значимость для отдельных групп  товаров.

    Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции совершенство производственного исполнения продукции и стабильность товарного вида.

    Единичный показатель  — это  показатель, относящийся только к  одному из свойств объекта.

    Комплексный показатель — это показатель объекта, относящийся к нескольким его свойствам. Например, целостность  композиции, комфортабельность, безопасность, надежность товара.

    В группу эстетических показателей  входят следующие подгруппы показателей:

    • информационной выразительности;
    • рациональности формы;
    • целостности композиции;
    • совершенства производственного исполнения и стабильности товарного вида.

    Подгруппы показателей

    Единичные показатели

    Информационной выразительности

    Знаковости

    Оригинальности

    Стилевого соответствия Соответствия моде

    Рациональности формы

    Функционально- конструктивной бословленности

    Эргономической обусловленности

    Целостности композиции

    Организованности объемно- пространственной структуры 

    Тектоничности

    Пластичности

    Упорядоченности графических и  изобразительных элементов

    Совершенства производственного  исполнения и стабильности товарного  вида

    Чистоты выполнения контуров и сопряжений

    Тщательности покрытий и отделки 

    Четкости исполнения фирменных знаков и сопроводительной

    Документации, устойчивости к повреждениям


     

    Информационная выразительность  характеризует способность изделия отражать в форме сложившиеся в обществе эстетические представления и культурные нормы. Она проявляется:

    • в художественно- образном выражении социально значимой информации(знаковость);
    • в своеобразии признаков формы, выделяющих данное изделие среди других аналогичных изделий (оригинальность);
    • в устойчивых признаках формы, характеризующих сложившуюся общность средств и приемов художественной выразительности, свойственных определенному периоду времени (стилевое соответствие);
    • в признаках внешнего вида изделия, выявляющих общность временно господствующих эстетических вкусов и предпочтений (соответствие моде).

    Информация о работе Упаковка товаров: определение, значение, общие требования, классификация. Пути совершенствования упаковки товаров