Товароведение упаковочных материалов и тары

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 06:10, контрольная работа

Краткое описание

Упаковка является емкостью, в которой находится продукция. В этом случае упаковка должна обеспечивать определенный объем для помещаемого в нее продукта. В зависимости от установившегося спроса и отношений с клиентами фирмы-поставщики определяют то, в какой относительной пропорции какого объема упаковки следует использовать.
Упаковка обеспечивает сохранность ценности продукции при транспортировке и хранении (например, при помощи консервации). В этом случае упаковка функционально должна предотвращать порчу и снижение качества продукции под влиянием внешних факторов (колебания температуры, влажность воздуха, освещенность, испарения, протекания, тряски, вибрации, удары и пр.). По существу сохранение ценности продукции в процессе хранения и транспортировки следует считать одной из важнейших функций упаковки.

Вложенные файлы: 1 файл

товароведение упаковочных матер.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки  Российской Федерации

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

Межотраслевой региональный институт подготовки кадров

 

 

Кафедра «Технология  молочных продуктов. Товароведение  и экспертиза товаров»

    Специальность «товароведение и экспертиза товаров»

Контрольная работа по дисциплине:

«Товароведение упаковочных  материалов и тары»

 

Вариант № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Набора 2009 года

Казанцева А.Ж.

Проверила:

Тумунова С.Б.

 

 

 

 

Улан-Удэ 2013

Вопрос № 1

Основные функции упаковки и маркировки и требования, предъявляемые  к ним 

Функции упаковки:

1. Упаковка является емкостью, в которой находится продукция. В этом случае упаковка должна обеспечивать определенный объем для помещаемого в нее продукта. В зависимости от установившегося спроса и отношений с клиентами фирмы-поставщики определяют то, в какой относительной пропорции какого объема упаковки следует использовать.

2. Упаковка обеспечивает сохранность ценности продукции при транспортировке и хранении (например, при помощи консервации). В этом случае упаковка функционально должна предотвращать порчу и снижение качества продукции под влиянием внешних факторов (колебания температуры, влажность воздуха, освещенность, испарения, протекания, тряски, вибрации, удары и пр.). По существу сохранение ценности продукции в процессе хранения и транспортировки следует считать одной из важнейших функций упаковки.

3. Упаковка должна нести определенную необходимую информацию о находящейся в ней продукции, что упрощает процедуру идентификации продукции. Обычно на упаковку может выноситься достаточно большой объем информации, которая чаще представляется в виде специальных надписей и маркировок.

4. Упаковка является средством привлечения внимания покупателя к продукции и может повышать ценность товара. Фирма разрабатывает предложения по форме, видам и расцветке упаковки с таким расчетом, чтобы покупатель увидел товар (например, прозрачная упаковка) и заинтересовался им. Обычно, если в упаковке находится продукция известной марки, в фокусе внимания находится марка или торговый знак.

5. С помощью упаковки фирма рекламирует марку и создает имидж продукции. Так, упаковка, особенно пакеты, в которые кладутся приобретенные товары, способствует широкому распространению и популяризации марки фирмы. Многие фирмы очень ответственно подходят к разработке упаковочных средств и оберточных материалов, особенно фирменных пакетов, так как это создает определенное впечатление о фирме, которое может закреплять желательный имидж, а может его и разрушить.

6. Упаковка находит дополнительное применение после того, как товар приобретает потребитель. Кроме этого упаковка может потребляться как инструмент использования продукции, что часто является очень важным фактором, влияющим на покупателя при выборе продукции. Например, если в упаковке находится жидкость, то преимущество при покупке может быть отдано той продукции, упаковка которой позволяет легче и удобней отливать и дозировать эту жидкость. Упаковки могут содержать ручки, средства изъятия товара и другие дополнительные приспособления.

7. Упаковка должна иметь определенную программу ее последующего использования. Это может быть возврат упаковок для последующего использования либо же использование упаковок как вторичного сырья. Значение данного направления использования упаковок все более возрастает, особенно в связи с обострением проблем загрязнения окружающей среды. Информация об экологичности упаковки и продукции дается в виде специальной маркировки (см. приложение В).

    8. Упаковка может иметь предупредительную маркировку опасных веществ и материалов с помощью специальных символов и знаков. Это в первую очередь относится к транспортной упаковке.

Маркировка - Это текст, условные обозначения или рисунки, а также другие вспомогательные средства, нанесенные на тару или на товар и предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации о производителях и о количественных и качественных характеристиках товара.

Информативная функция маркировки является основной. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, наименьшая - на коммерческую. Такая же информация дублируется и в товаросопроводительных документах. Необходимость дублирования связывают с идентификационной функцией маркировки и товаросопроводительных документов: они обеспечивают наглядность передвижения товарных партий на всех этапах товарооборота. Эмоциональная и мотивационная функции маркировки взаимосвязаны, что понятно без лишних объяснений.

Требования, предъявляемые к упаковке

К основополагающим требованиям упаковочных материалов относят: безопасность упаковки (на содержание вредных веществ): 
- экологичность (способность её при использовании и утилизации не наносить вред окружающей среде);надёжность упаковки имеет важное значение для продуктов питания, т.к. это способность сохранять свойства и герметичность. Упаковка многократного использования сама должна обладать сохраняемостью. 
Дополнительные требования к упаковочным материалам: 
- транспортабельность - это возможность товара в упаковке подвергаться транспортировке определенным транспортом; 
- складируемость, т.е. перед тем, как выбрать средство упаковки, надо изучить, как товар будет храниться, чтобы сделать упаковочные единицы оптимально удобными для складирования; 
- гигиеничность упаковки. При данной оценке пригодности упаковки для контакта с пищевыми продуктами учитываются следующие факторы: 
1) отсутствие изменений органолептических свойств продукта (консистенции, цвета, запаха, вкуса); 
2) отсутствие проникновения в пищевые продукты чужеродных химических веществ, входящих в состав упаковочных материалов в количествах, превышающих гигиенические нормы; 
3) отсутствие стимулирующего действия упаковочного материала на развитие микрофлоры; 
4) отсутствие химических реакций между упаковочным материалом и пищевым продуктом. 
Маркетинговые требования: 
- информативность, т.е. на упаковке должны быть ясно представлены преимущества упаковки; 
- наличие эстетических свойств, т.е. упаковка должна быть современной, привлекательной; 
- узнаваемость, т.е. способность упаковки быть замеченной среди большого ассортимента товаров-конкурентов; 
- повышение ценности, т.е. обеспечение потребителю большего удовлетворения от использования товара; 
- соответствие каналам сбыта и т.д.

К маркировке предъявляются для товарной информации требования.

-общие,

-дополнительные и

-специфические

Общие требования к маркировке товаров устанавливаются стандартами и другими нормативными актами на маркировку в законодательном порядке – это требования достоверности, доступности, достаточности информации о товаре, а также общие требования к содержанию информации на носителях СТИ любых продовольственных, либо непродовольственных товаров.

Дополнительные требования к маркировке устанавливаются в зависимости от конкретного вида товаров законодательными актами на отдельные группы товаров в зависимости от их специфики, либо передаются добровольно производителем (торговым предприятием), с учетом необходимости или полезности информации для производителей, потребителей и других сторон, вовлеченных в процесс обращения данного товара.

К специфическим (специальным) требованиям маркировки относят такие требования, как:

-четкость текста и  иллюстраций;

-наглядность, однозначность  текста, его

соответствие потребительским свойствам товара;

-использование несмываемых,  стойких к воздействию внешней  среды красителей, разрешенных для  применения органами Госкомсанэпиднадзора;

-маркировка должна  сохраняться в течение всего  допустимого срока использования  товара.

 

Вопрос № 12

Многослойные  полимерные и комбинированные  материалы. Способы получения. Значение в упаковочном  секторе. Металлизированные пленки, характеристика.

Многослойные  и комбинированные материалы являются одним из видов композиционных материалов. Поэтому деление упаковочных материалов на многослойные и комбинированные достаточно условно. Термин "многослойные материалы" относится к группе материалов, состоящих только из слоев синтетических полимеров, в то время как в состав комбинированных материалов входят слои материалов различного типа (бумага, фольга, ткань). Комбинированные и многослойные материалы находят широкое применение в качестве упаковки. Это объясняется практически неограниченными возможностями варьирования их свойств за счет:  
- выбора состава композиционного материала;  
- установления порядка чередования слоев;  
- обеспечения необходимого уровня адгезионного взаимодействия между слоями;  
- выбора оптимальной технологии и оборудования для получения конкретного материала. 

способы изготовления многослойного и комбинированного  материала:

Ламинирование

При этом способе плоскощелевая  головка располагается над протягиваемым  под ней материалом, в результате чего на него наносится слой расплава полимера или клей. Для изготовления многослойных и комбинированных материалов применяются специальные промышленные ламинаторы. В зависимости от использования разных типов клеев ламинаторы разделяют на бессольвентные (solventless/solvent free) и универсальные. Бессольвентными называются ламинаторы, в которых используются клеи, не имеющие в своем составе растворителей. Универсальные ламинаторы — это машины, в которых можно использовать различные клеи и покрытия: без растворителей, с растворителями, на водной основе, УФ-отверждения, микровоски и составы Hot Melt. Современные ламинаторы способны работать с материалами толщиной менее 6 мкм и весом менее 15 г/м2, с одной стороны, а также создавать многослойные материалы общей толщиной более 800 мкм, создавая супертонкие и супертолстые (конечно же, для отрасли ламинированных материалов) комбинированные материалы с различными барьерными свойствами.

Соэкструзия

Это процесс получения  многослойных материалов, представляющих комбинацию из нескольких полимерных слоев, за один цикл. Он наиболее распространен  для производства барьерных пленок. С помощью этого метода можно производить огромный ассортимент пленок со свойствами, которые невозможно получить путем однослойной экструзии. Например, можно изготовить пленку, у которой липкой будет только одна из сторон, она применяется для защиты полированных алюминиевых поверхностей, стекла, мебели и др. изделий от механических повреждений. Метод соэкструзии помогает попутно решить и экономическую проблему – снизить издержки производства за счет изготовления пленки за один цикл (вместо многоступенчатого процесса), а также использования менее дорогих полимеров или даже отходов пластмассового производства во внутренних слоях пленки.

Сухое кэширование и экструзионное ламинирование

Несмотря на достижения соэкструзии, существуют структуры, которые  в принципе невозможно изготовить на одной экструзионной линии, например, сочетание «металлизированный полипропилен + полиэтилен» или «алюминиевая фольга + полипропилен». Для того чтобы соединить «несочетаемое», разработаны методы, получившие название «сухое кэширование», «экструзионное ламинирование». Последний сочетает ламинацию и сухое кэширование. Для соединения двух материалов между собой по методу сухого кэширования сегодня в основном используется бессольвентный ламинатор, в котором для соединения материалов между собой применяется двухкомпонентный клей без растворителя. Используется для производства упаковки сливочного масла, мороженого, комбинации «фольга + полиэтилен», образующую колпачок, закрывающий горлышко бутылки с шампанским и др. В целом ситуация на рынке многослойных материалов оптимистична. Прослеживается рост спроса и потребления на различные материалы; растет конкуренция, что заставляет производителей создавать новый дизайн для товаров и продуктов. Главное при выборе типа упаковочного материала – иметь четкое представление, какими барьерными, прочностными, эстетическими свойствами он должен обладать.

Металлизированные плёнки  
Металлизированные плёнки начиная с середины 80-х годов широко используются в упаковочном секторе западных стран. В 90-е годы ряд отечественных и совместных предприятий также успешно освоили в промышленных масштабах процесс металлизации. Для металлизации используются такие цветные металлы как алюминий, медь, никель, хром. Металлизация проводится в вакууме. При высокой температуре, например, для алюминия температура 1500°С – алюминиевая проволока испаряется и металл осаждается в зоне вакуума на поверхности плёнки или бумаги. Из плёнок металлизируют ПП, ПЭТ, ПА, целлофан, ПЭ. 
 
Металлизация позволяет повысить барьерные свойства материала в 3-5 раз: уменьшается паро-, газо- и ароматопроницаемость. Повышаются светозащитные свойства материала. Плёнка приобретает яркий, праздничный вид. Экономится металл. Качество отечественных материалов не уступает зарубежным. Чаще всего металлизируется плёнка БОПП для картофельных чипсов и других несладких снэков, сладостей и печенья. Наиболее эффективны для упаковки плёнки, состоящие из 3-х слоёв: полимер, металл, полимер с различным сочетанием термопластов.  
 
Вопрос № 23

Бумажные мешки. Мешочная бумага. Типы мешков и характеристика материалов мешков, используемых для упаковывания пищевых продуктов. Правила штабелирования и обращения с продукцией в бумажных мешках.

Бумажные мешки  – мешки, произведенные из бумаги, предназначенные для сыпучей или штучной продукции. Согласно ГОСТу мешки изготавливаются склеенными или сшитыми. Мешки изготовляют с открытой или закрытой (с клапаном) горловиной. 

Бумага мешочная непропитанная  используется для изготовления мешков разных типов и марок

Мешки изготовляют двух типов: склеенные и сшитые.

Марка мешков

Характеристика

Применяемость

НМ

Мешки непропитанные  со всеми слоями из непропитанной  мешочной бумаги

Для негигроскопичной продукции

БМ

Мешки битумированные с  двумя или тремя слоями из битумированной мешочной бумаги и остальными слоями из непропитанной мешочной бумаги

Для малогигроскопичной продукции

ВМ

Мешки влагопрочные с  одним-тремя слоями из влагопрочной бумаги и остальными слоями из непропитанной  мешочной бумаги

Для продукции, транспортируемой в условиях повышенной влажности

ПМ

Мешки ламинированные с одним или двумя слоями из ламинированной полиэтиленом мешочной бумаги и остальными слоями из непропитанной мешочной бумаги

Для гигроскопичной продукции, пищевых продуктов, агрессивных  химикатов, а также продуктов, не допускающих попадания в них  волокон бумаги

БМП

Мешки комбинированные  с одним слоем из битумированной мешочной бумаги, с одним слоем  из ламинированной мешочной бумаги и  остальными слоями из непропитанной  мешочной бумаги

Для гигроскопичной продукции, агрессивных химикатов, а также  продуктов, не допускающих попадания в них волокон бумаги

ВМБ

Мешки, комбинированные  с одним или двумя слоями из влагопрочной мешочной бумаги, одним  или двумя слоями из битумированной мешочной бумаги и остальными из непропитанной  мешочной бумаги

Для малогигроскопичной продукции, транспортируемой в условиях повышенной влажности

ВМП

Мешки комбинированные  с одним или двумя слоями из влагопрочной мешочной бумаги, с одним  слоем из ламинированной мешочной бумаги и остальными слоями из непропитанной  мешочной бумаги

Для гигроскопичной продукции, агрессивных химикатов, а также продуктов, не допускающих попадания в них волокон бумаги, транспортируемых в условиях повышенной влажности

Информация о работе Товароведение упаковочных материалов и тары