Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:55, курсовая работа
Целью исследования данной работы является анализ оборот розничной торговли по реализации продовольственных товаров и пути его увеличения.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
рассмотрение понятия, состава, значения розничного товарооборота;
определение факторов, оказывающих воздействие на объем розничного товарооборота;
выявление тенденций развития розничного товарооборота;
изучение организационно – экономической характеристики предприятия;
проведение анализа розничного товарооборота торгового предприятия;
расчет факторного анализа розничного товарооборота;
разработка путей увеличения розничного товарооборота.
Современное продовольственное положение России характеризуется ростом потребления основных видов продовольствия, при том, что все-таки некоторая часть населения из-за низкой покупательной способности не может обеспечить себя продуктами питания, необходимыми для поддержания активной и здоровой жизни.
Таким образом, розничная торговля продовольственными товарами в России генерирует большой объем продаж и сосредотачивает значительные финансовые ресурсы, что делает розничную торговлю продовольствием весьма привлекательным сегментом рынка. В свою очередь цивилизованный рынок, насыщенный товарами может коренным образом изменить экономику, нацелив ее на лучшую жизнь, на свободу выбора покупателями материальных благ на заработанные ими деньги.
Глава 2. Анализ оборота розничной торговли на предприятии
ООО «Атлант-А»
2.1. Организационно - правовая характеристика деятельности
ООО «Атлант-А»
«Атлант-А»- общество с ограниченной ответственностью, является юридическим лицом, созданное для реализации продукции в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом и законодательством РФ. (Приложение )
Основным видом деятельности предприятия является розничная торговля.
Проанализировав отчетность ООО «Атлант-А» можно охарактеризовать хозяйственно-финансовую деятельность предприятия следующими данными:
Розничный товарооборот в 2003 году был достигнут в размере 3105 тыс. руб. В розничном товарообороте преобладающую долю занимают продовольственные товары. Среди продовольственных товаров больше всего реализуется мясопродуктов, колбасных изделий, молочной продукции и др. Большое влияние на развитие розничного товарооборота предприятия оказывает состояние, развитие и использование материально-технической базы предприятия. В 2011 году была проведена реконструкция магазина. Торговый зал и складские помещения предприятия оснащены современными видами оборудования, кассовыми аппаратами, электронными весами и др. Эффективность использования материально-технической базы предприятия характеризуется объемом товарооборота на 1 кв.м. торговой площади. Этот показатель составил за 2011 год 7,4 тыс.руб., а в 2010 году он был равен 6,6 тыс.руб. Использование материально-технической базы торговли непосредственно связано с режимом работы предприятия и, в частности, со сменностью их работы, временем начала и окончания рабочего дня, временем обеденного перерыва, выходными и санитарными днями. Предприятие работает с 8 до 20 часов. Средняя продолжительность рабочего дня составляет почти 12 часов. Удельный вес продавцов в общей численности работников предприятия составляет 75%. Растет эффективность труда продавцов. Если на одного продавца в 2010 году приходилось 131,04 тыс.руб. товарооборота, то в 2011 году - 163,42 тыс. руб. За счет роста эффективности труда получено 615,22 тыс.руб. прироста общей суммы товарооборота, а за счет изменения численности продавцов товарооборот уменьшился на 131,04 тыс.руб. Также наблюдается увеличение рентабельности розничного товарооборота с 23,3% до 23,5%, что свидетельствует об увеличении суммы прибыли, приходящейся на 100 рублей реализованной продукции. Говоря об издержках обращения необходимо отметить их увеличение с 500 тыс. руб. до 580. Чистая прибыль также увеличилась с 610,7 тыс.руб. до 730 тыс.руб. Характеризуя издержки обращения необходимо отметить, что предприятие уделяет внимание осуществлению режиму экономии, т.е. уровень издержек обращения в процентах к товарообороту в 2011 году , который составил 18,68% по сравнению с 2010 годом (19,08%) снизился на 0, 4%.
Помимо этого оценивая издержкоотдачу, отмечаем увеличение объема товарооборота полученного на 100 руб. произведенных затрат. В 2010 году этот показатель составлял 524 руб., а в 2011 увеличился до 535 руб.. Так же наблюдается увеличение суммы прибыли, полученной на 100 руб. произведенных затрат, т.е. рентабельность издержек обращения в 2010 году равная 122% в 2011 году достигла 126%. Анализируя чистую прибыль выявляем ее увеличение на 119,3 тыс. руб. Данный прирост был достигнут благодаря увеличению розничного товарооборота на 112,8 тыс. руб. и уменьшения уровня издержек обращения на 12, 42 тыс. руб.
Таким образом, анализируя темпы роста прибыли, товарооборота и издержек обращения приходим к выводу, что индекс роста прибыли больше индекса роста розничного товарооборота, который в свою очередь больше индекса роста издержек обращения. Только такое соотношение важнейших экономических показателей обеспечит снижение уровня издержек обращения и повышения эффективности их использования за счет увеличения отдачи товарооборота и прибыли на каждые 100 руб. затрат.
2.2. Анализ
оборота розничной торговли
Анализ оборота розничной торговли - важное звено процесса управления потребительским рынком и деятельностью торгового предприятия. Торговым предприятиям анализ помогает определить насколько достигнутый объем и сложившаяся структура объема продаж позволили им получить необходимую величину прибыли. Для анализа розничного товарооборота «Атлант-А» воспользуемся следующими аналитическими показателями в таблице 1.
Таблица 1- Динамика розничного товарооборота «Атлант-А» за 2010-2011 гг.
Годы |
Товарооборот в действующих ценах, тыс. руб. |
Индекс цен |
Товарооборот в сопоставимых ценах тыс. руб. |
Темп роста товарооборота, в % | |
Действ. |
Сопост. | ||||
2010 |
2620,7 |
||||
2011 |
3105 |
1,158 |
2681,3 |
118,5 |
102,3 |
Анализируя по данной таблице розничный товарооборот, полученный предприятием за два года, выявляем его увеличение в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 484, 3 тыс. руб., что составляет темп прироста в размере 18, 5%. Но для объективной и полной характеристики развития розничной торговли недостаточен анализ данного показателя только в действующих ценах, который в условиях инфляции и резкого повышения цен (в 2011 году индекс цен равен 1,158) не отражает изменения физической массы реализованных товаров. В связи с этим для анализа динамики следует рассчитать сумму товарооборота за отчетный период в сопоставимых ценах, таким образом, получим сумму товарооборота, исключив влияние изменения цен.
В данном случае он равен 2681,3 тыс. руб., т.е. такой была бы сумма, если бы цены не изменились. Сравнивая этот показатель с товарооборотом в действующих ценах за 2010 год (2620,7 тыс. руб.), отмечаем его увеличение на 60,6 тыс. руб., что составляет темп прироста в 2,3%. Это означает, что объем реализованных товаров возрос лишь на 2,3%, в то время как прирост в 16,2% (18,5% - 2,3%) был получен за счет возрастания цен.
В данном случае логично было бы рассчитать сумму потерь денежных средств населения в результате повышения розничных цен: 3105 – 2681,3 = 423,7 тыс. руб., т.е. покупатели, фактически уплатив за товары 3105 тыс. руб., израсходовали бы без повышения цен на эти же товары (в натуральном объеме) 2681,3 тыс. руб.
Но при сложившихся обстоятельствах необходимо отметить положительное изменение показателей оборота розничной торговли в сопоставимых ценах. Это свидетельствует о том, что предприятие предприняло меры по увеличению объема продаж, в число которых входят:
Все это способствовало лучшему удовлетворению спроса населения, обеспечив тем самым рост товарооборота магазина.
Помимо вышеперечисленных мероприятий на рост товарооборота оказали влияние многие другие факторы, расчет которых подробно изложен в соответствующем параграфе.
Для дальнейшего анализа розничного товарооборота предприятия «Атлант-А» необходимо воспользоваться показателями, представленными в таблице 2. (Приложение № 1)
В первую очередь рассмотрим непосредственно сам показатель розничного товарооборота за анализируемый период, который в 2011 году по сравнению с предшествующим годом увеличился на 18,5% в действующих ценах и на 2,3 % в сопоставимых ценах. Данный показатель подробнее рассмотрен при анализе таблицы. Здесь же ограничимся только тем, что отметим положительный результат деятельности предприятия, характеризующийся увеличением объема реализуемой продукции. Говоря о проценте выполнения плана, отметим его перевыполнение на 3%. Т.е. предприятие, взяв во внимание данные анализа своей деятельности за прошлый период (ассортиментный профиль, местоположение, сумму товарооборота на 1м2 торговой площади и одного работника) запланировало наиболее вероятную и реальную величину розничного товарооборота. В свою очередь выполнение плана позволяет вести успешную борьбу с конкурентами и повысить рентабельность торговой деятельности.
В денежных доходах населения, направленных на покупку товаров, отмечаем их увеличение на 38,1%. Анализируя данные изменения можно сказать лишь о том, что рост реальных доходов населения, несомненно, оказывает положительное влияние на величину розничного товарооборота. Однако применительно к нашему магазину нельзя утверждать данное предположение, поскольку указанный размер денежных доходов населения, взятый из статистического сборника, отражает благосостояние всего населения района, что в свою очередь не является доказательством увеличения денежных доходов населения, направленных на покупку товаров в магазине «Атлант-А».
Размер такого показателя как охват оборотом денежных доходов населения носит также не совсем объективный характер, т.е. для его расчета были взяты розничный товарооборот магазина «Атлант-А» и денежные доходы всего района. Таким образом, уменьшение данного показателя с 0,14% до 0,12% не свидетельствует об ухудшении работы предприятия, а подтверждает лишь то, что если бы указанные в таблице денежные доходы тратились бы в магазине «Атлант-А», то естественно розничный товарооборот был бы получен в гораздо большем объеме, увеличиваясь пропорционально денежному доходу населения и, следовательно, прирост охвата оборотом денежных доходов населения также возрос бы в отчетном году по сравнению с предыдущим.
Анализ численности обслуживаемого населения, которая в 2011 году снизилась по сравнению с 2010 годом на 6,4%, а также анализ продажи товаров на одного жителя, возросший на 26,5% в действующих ценах, можно провести аналогично анализу денежных доходов населения и процента охвата оборотом денежных доходов населения.
Дополнительно же можно отметить наличие в продаже товаров на одного жителя положительной динамики в сопоставимых ценах, что свидетельствует об увеличении физической массы продажи товаров, т.е. о более лучшем удовлетворении спроса населения.
Оценивая долю магазина в обороте района, выявляем хоть незначительное, но все же увеличение на 0,03%. Это свидетельствует о том, что магазин укрепил свои позиции на рынке, чему способствует увеличение реализации отдельных товаров, хорошее качество реализуемых товаров, соответствующая организация обслуживания покупателей, обоснованный режим работы магазина.
Для анализа розничного товарооборота определяются сезонные колебания в продаже товаров по месяцам, для чего необходимо воспользоваться данными представленными в таблице 3. (Приложение № 2)
Из таблицы видно, что больше всего было реализовано товаров в марте и январе как в 2010 году, так и в 2011 году, т.к. это связано с праздничными днями.
2.3. Факторный анализ розничного товарооборота ООО «Атлант-А»
Факторный анализ розничного товарооборота предполагает выделение факторов, находящихся во взаимосвязи с объемом реализации.
Такими факторами являются те, расчет которых представлен в данном подпункте.
1) Расчет влияния изменения цен и количества проданных товаров на динамику розничного товарооборота
3105 – 2681,3 = + 423,7 тыс. руб.
2681,3 – 2620,7 = + 60,6
Совокупное влияние 423,7 + 60,6 = 484,3 тыс. руб.
Изменение цен увеличило РТО на 423,7 тыс. руб., а за счет изменения количества проданных товаров РТО возрос на 60,6 тыс. руб. Таким образом на прирост РТО большее влияние оказало изменение цен. Данная ситуация не с очень хорошей стороны характеризует деятельность данного предприятия, в котором объем продаж увеличился в большей степени за счет инфляции, а не за счет увеличения физической массы реализованных товаров. Это говорит о том, что в работе по реализации товаров имеются некоторые недостатки, одним из которых является отсутствие изучения неудовлетворенного спроса, признаками возникновения которого является отсутствие в продаже необходимых потребителям товаров и слишком высокие, не соответствующие доходам населения цены на них. Но нереализованные потребности в данном случае имеют место и из-за отсутствия стабильных источников поступления товара, в связи, с чем возникает недостаток в товарных запасах, что приводит к сбоям в торговле отдельными товарами, а это в свою очередь нарушает устойчивость сформировавшегося ассортимента и создает неблагоприятные условия, следствием чего являются недополученные прибыли.
Но все же положительным моментом, несомненно, является наращивание объемов реализации физической массы товаров в 2011 году по сравнению с 2010 на 60,6 тыс. руб. Это было достигнуто за счет увеличения качества продаваемых товаров, использования средств рекламных сообщений, в частности световых вывесок и витрин, и за счет повышения культуры обслуживания, что привлекло большее количество посетителей, которые в свою очередь обеспечили дополнительный объем реализации продукции.
2) Расчет влияния изменения численности населения и объема продаж на одного человека
(157,6 – 168,3) * 15,57 = - 166,60
(19,70 – 15,57) * 157,6 = + 650,89
Совокупное влияние 650,89-166,60 = 484,3