Источниковедение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 01:47, доклад

Краткое описание

Исторические источники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты, и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события. Любой источник является продуктом социальной деятельности людей.

Вложенные файлы: 1 файл

источниковедение.docx

— 41.48 Кб (Скачать файл)

Совершенно очевидна полная несостоятельность попыток разделения источников по социально-экономическим  формациям. Эта классификация абсолютно  не соотносится с понятием исторического  источника. Заслуженный скепсис  вызывает и деление источников на «остатки» и «традицию», поскольку  всякая традиция есть в то же время  и остаток своего времени, своей  эпохи. Классификация источников по носителю, т.е. по способу кодирования  и хранения информации, в целом  неплохо отражает онтологическую сторону  определения, но все-таки гносеологическая его сторона остается во многом в  тени.

Среди разнообразия этнографических  источников особую ценность имеют древнейшие письменные документы - папирусы, клинописи, летописи, хроники: в этих источниках содержится комплексный и разнохарактерный этнографический материал. Также  ценную группу этнографических памятников составляют изобразительные памятники - рисунки, орнаменты, скульптура и проч. Например, народные орнаменты отражают сюжеты и эпизоды древней мифологии, а также специфику религиозных  верований и символов языческих  культов. Изучением материальной и  духовной культуры занимается отдельная  наука - этнография, специфическая область  исторического знания. При изучении той или иной стороны жизни  народа этнография широко привлекает данные других наук, чьи предметы изучения соприкасаются с ее предметом: фольклор, традиционная история, археология, география, психология, религиоведение. Особенно тесное предметное взаимодействие существует между этнографией и археологией. Это и понятно, ведь у этих наук сходные источники, находящиеся  в коллективном пользовании. В известном советском учебнике «Этнография» под редакцией Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова сказано: «Органична связь этнографии с археологией. При изучении многих тем (история хозяйства, жилища и др.) очень сложно провести границу между источниками этих наук, т.к. этнографические материалы позволяют лучше понять археологические и, наоборот, без археологических данных невозможно изучать этническую историю»

Четвертый тип источников представлен фольклором - устным народным творчеством различных цивилизаций  и эпох. К фольклорным источникам относятся: легенда - народное предание о жизни какого-либо лица или о  каком-либо событии; эпос - героические  сказания, былина; предание - переходящий  из поколения в поколение рассказ  о былом; сказка - народно-поэтическое повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил, и прочие источники. Фольклорные источники, как и данные археологии, приобретают ценность при реконструкции древнейших исторических эпох.

В советское время немало действительно заслуженных мэтров историографии придавали должное внимание фольклорным источникам. Известно, что такой признанный авторитет по истории Древней Руси, как академик Б.А. Рыбаков, упорно придерживался мысли о том, что древнерусские былины - суть разновидность устных источников, в которых нашли свое отражение события далекой древнерусской старины. В 70-80-е годы ХХ века в связи с пробуждением интереса к фольклору в отечественной исторической науке стала употребляться новая терминология - «устная история» как специфическая разновидность исторического фольклорного источника. Е.М. Жуков дает следующее определение термину «устная история»: «Под этим понимается использование устных свидетельств участников тех или иных событий, которые не зафиксированы в документальных материалах. Однако данные устной истории, как правило, трансформируются в разновидность документальных источников, поскольку для фиксации устных свидетельств или интервью непосредственных участников изучаемых событий широко применяется стенографирование или звукозаписывающая техникаТо, что древние предания и легенды отражают в себе реальные исторические события, уходящие корнями в доисторические эоны, является очевидным фактом для некоторых духовных вождей ХХ века. Примером может служит творчество и историография Николая Рериха, провозвестника Новой космической эры, Нового Золотого века. В работе «Семь великих тайн космоса» создатель «Агни-йоги» пишет: «Да, легенды не отвлеченность, но сама реальность… Неверно думать, что легенда принадлежит призрачной древности. Непредубежденный ум отличит легенду, творимую во все дни Вселенной. Каждое народное достижение, каждый вождь, каждое открытие, каждое бедствие, каждый подвиг облекаются в крылатую легенду. Поэтому не будем презирать легенды истины, но посмотрим зорко и позаботимся о словах действительности» О необходимости более внимательного, вдумчивого и доверительного создания отношения к легендам и другим разновидностям фольклорных источников ратуют современные представители теоретической истории. Недоброжелатель официальной историографии А.А. Вотяков (с гордостью признающий себя дилетантом) в своей «Теоретической истории» утверждает: «Свой фундамент Теоретическая История должна строить в основном на легендах…» Многим ортодоксально ориентированным историкам по-прежнему трудно рассмотреть в историческом фольклоре оттиск невымышленной исторической реальности. Причиной такого положения дел является, во-первых приверженность догмам научного материализма, во-вторых - упорная верность официальной (скалигеровской) модели исторической хронологии современные историки, отдающие свое предпочтение «удлиненной» модели хронологии и признающие факт существования доисторических цивилизаций, а также роль «космического» фактора во всемирной истории, напротив, осознают огромную источниковую ценность фольклора и учатся за тенетой аллегории и мифологической завуалированности увидеть то, что действительно когда-то происходило.

Еще один, пятый тип исторических источников представлен данными  лингвистики - наукой о языкознании. Особую роль для историка в воссоздании  картины древней истории имеет  также топонимика, раздел языкознания, изучающий собственные географические названия в их совокупности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Агинский дацан "Дэчен Лхундблинг". В переводе с тиб.яз. — "Обитель спонтанной реализации великого блаженства".

Ламаистский монастырь в  Бурятии, действующий в наст. вр. Строился с 1811 по 1816. В 1816 освящен ламй Ринченом. Божество-охранитель (сахюсан) — Джамсаран. Кроме гл. храма (цокчина) имелось 7 малых сумэ в честь сл. богов пантеона — Аюши, Дэмчок, Оточи, Гунрик, Абиды, Майдари, Арьябала. А. д. известен тем, что с самого основания здесь совершался Маанийн (или Арьябалын бутээд) хурал, исполнявшийся ежедневно 4 раза в день. В службе принимали участие все ламы, начиная от ширетуя (настоятеля) до нештатного гелунга. В обычные дни обряд отправляли 1–2 гелунга, в празд. — 8 гелунгов. В 19 в. в А. д. насчитывалось 60 лам-лекарей, велось изучение медицины. С 1861 при А. д. существовала философская школа цаннит чооре. Далеко за пределами Бурятии славилась и печатня А. д., в к-рой хранились 47 525 ксилографических досок с тиб. и монг. текстами, а также деревянные клише с рисунками и культовыми изображениями. В А. д. печатались книги по будд. философии, логике, медицине, астрономии, астрологии, тантричсские трактаты на тиб. языке, издавалась популярная дидактическая лит-ра, словари, справочники на бур. и монг. языках. В кон. 30-х гг. 20 в. А. д. был закрыт, его здания частично разрушены, оставшиеся целыми использованы в светских целях (в гл. храме в теч. неск. десятков лет размещался туберк. санаторий). Предметы культа и религ. искусства, изъятые из А. д., были отправлены в музеи Москвы и Ленинграда. С 1946 А. д. открыт заново, в нем действует 1 храм, живет ок. 20 лам. 

Ссылки: 

  1. http://aginskydatsan.ru
  2. http://dazan.spb.ru/buddhism/dictionary/?word=121
  3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/buddhism/15/

 

Агинская Буддийская Академия — духовное профессиональное образовательное учреждение, располагающееся в Агинском Бурятском округе Забайкальского края, в селе Амитхаша, на территории храмового комплекса Агинского дацана «Дэчен Лхундублинг».

Академия осуществляет образовательную  деятельность на основании лицензии № 000589, выданной Федеральной службой в сфере образования и науки. Сегодня здесь действуют три факультета:

  • факультет тибетской медицины,
  • факультет буддийской философии,
  • факультет буддийской живописи.

По окончании образовательного учреждения студентам выдаются дипломы  по следующим специальностям:

  • инструктор-исследователь тибетской медицины,
  • философ-богослов,
  • мастер буддийской живописи «танка».

Ссылки :

  1. ru.wikipedia.org/wiki/Агинская_Буддийская_Академия
  2. http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_03/2555.html
  3. http://ez.chita.ru/encycl/concepts/?id=7536
  4. http://aginskydatsan.ru/menu/28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. "Буддизм: Персоналии" Составитель Лобсан Долгор, под общ. ред.
  2. В.Л.Чимитдоржиева. - Чита: Экспресс-издательство, 2011 г. - 296 с.;ил.
  3. "Orient". - Первый выпуск "Буддизм и Россия". 1992 г.- 176 л., ил.
  4. "Буддизм: история, каноны, культура" Серафим Сидоров, при участии С.Рябова. - М:Дизайн. Информация. Картография:Астрель:АСТ, 2005,- 487, [1] с., ил.
  5. "Памятник истории и архитектуры XIX века, Агинский дацан, п.Агинское, Читинской области" Проект реставрации, том II, книга IV, Историко-архивные и библиографические изыскания, Мин.Культуры Бурятской АССР, НРПКБ "Бурятпроектреставрация", 3 экз., г.Улан-Удэ, 1991 г., 254 машинописные л.
  6. "Мир буддийской культуры: духовное наследие и современность: Материалы международной конференции, посвященной 195-летию Агинского дацана 7-8 сентября 2006 г." - Чита-Агинское-Улан-Удэ, 2006. - 234 л., ил.
  7. "История бурятского буддизма: письменные источники". - Ванчикова Ц.П., Улан-Удэ, 2006. 
  8. Бадмаев А.А. Ремёсла агинских бурят (к проблеме культурных контактов). Новосибирск, 1997. - с.6
  9. Нимаев Д.Д., Нанзатов Б.З. Родоплеменные и этнотерриториальные группы бурят в XVII-XIX вв. // Буряты. М., Наука, 2004. - с.55
  10. Традиционные верования и быт народов Сибири, XIX - нач.XX в. - Н., 1987.
  11. Линховоин Л.Л. Заметки о дореволюционном быте Агинских бурят. - Улан-Удэ, 1972.
  12. Павлинская Л.Р., Жамбалова С.Г. Становление и развитие хозяйственной традиции на территории Прибайкалья и Забайкалья // Культурные традиции народов Сибири. - Л., 1995.
  13. История религий. Религии классового общества. Мировые религии http://religion. historic.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st024. shtml
  14. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. Дополнение А.И. Кузьмина. Составитель Г.Г. Горбунова. М.: Издательство "Амрита-Русь", 2004. - 184 с.
  15. Пучков П.И., Казьмина О.Е. Религии современного мира. - М., 1997. - 286 с.
  16. Нимаев Д.Д. Проблемы этногенеза бурят. - Новосибирск, 2004.
  17. Сказания бурят, записанные разными собирателями. Записки Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества по этнографии, т.1, вып.2, Иркутск, 1890.
  18. Семейная обрядность народов Сибири. - М., 2000.
  19. Тумунов Ж.Т. Очерки из истории Агинских бурят. - Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 2003.
  20. Уланов А.И. Бурятский героический эпос. - Улан-Удэ, 2001.
  21. Уланов А.И. Древний фольклор бурят. - Улан-Удэ, 1998.
  22. Хангалов М.Н. Материалы для изучения шаманства в Сибири (Шаманство у бурят Иркутской губернии) // Собрание сочинений, т.1, Улан-Удэ, 1958.
  23. Кулаков В.С. География Забайкальского края. — Учебное пособие. — Чита: Экспресс издательство, 2009. —  «Читинской области — 70 лет» Чита, 2007.
  24. А.В. Константинов, Н.Н. Константинова История Забайкалья (с древнейших времен до 1917 года). — Учебное пособие по региональному компоненту образования. — Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2002. — 248 с. 

Информация о работе Источниковедение