Исследование “Технического регламента на молоко и молочную продукцию”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 08:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении общетеоретических вопросов, связанных с формированием, самим понятием технического регулирования, его видов и содержания, а так же исследований реализации и перспективных направлений в области технического регламента на молоко и молочную продукцию.
Данная работа состоит из двух глав, которые включают в себя подглавы. В первой главе раскрываются теоретические аспекты технического регулирования в РФ, в частности предпосылки и необходимость формирования, правовое регулирование, а также виды и содержание технических регламентов.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3-4

Глава 1.Теоретические аспекты технического регулирования в РФ

Предпосылки и необходимость формирования технического регулирования в РФ………………………………………………….5-9

1.2.Правовое регулирование технического регулирования в РФ…………………………………………………………………………10-11

1.3.Виды и содержание технических регламентов……………………12-15

Глава 2. Исследование “Технического регламента на молоко и молочную продукцию”

2.1. Анализ обязательных требований “Технического регламента на молоко и молочную продукцию” и добровольные требования национальных стандартов………………………………………………………………..16-20

2.2. Исследование реализации Федерального Закона о “Техническом регламенте на молоко и молочную продукцию”………………………………………………………………21-24

2.3. Исследование перспективных направлений в области технического регламента и стандартизации на молочную продукцию………………………………………………………………..25-30

Заключение…………………………………………………………............31

Список использованных литературных источников……………………………………............................................ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Тех.регулирование.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………….3-4

 

Глава 1.Теоретические аспекты технического регулирования в РФ

 

    1. Предпосылки и необходимость формирования технического регулирования в РФ………………………………………………….5-9

 

1.2.Правовое регулирование технического регулирования в РФ…………………………………………………………………………10-11

 

1.3.Виды и содержание технических регламентов……………………12-15

 

Глава 2. Исследование “Технического регламента на молоко и молочную продукцию”

 

2.1. Анализ обязательных требований “Технического регламента на молоко и молочную продукцию” и добровольные требования национальных стандартов………………………………………………………………..16-20

 

2.2. Исследование реализации Федерального  Закона о “Техническом регламенте на молоко и молочную продукцию”………………………………………………………………21-24

 

2.3. Исследование перспективных направлений в области технического регламента и стандартизации на молочную продукцию………………………………………………………………..25-30

 

Заключение…………………………………………………………............31

 

Список использованных литературных источников……………………………………............................................ 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Работа посвящена техническому регулированию в Российской Федерации.

      Проблема технического регулирования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема “Техническое регулирование” изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики “Техническое регулирование”. Вопросам исследования посвящено множество работ. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы технического регулирования в РФ  определяют несомненную новизну данного исследования.

    Цель данной работы состоит в рассмотрении общетеоретических вопросов, связанных с формированием, самим понятием технического регулирования, его видов и содержания, а так же исследований реализации и перспективных направлений в области технического регламента на молоко и молочную продукцию.

     Данная работа состоит из двух глав, которые включают в себя подглавы. В первой главе раскрываются теоретические аспекты технического регулирования в РФ, в частности предпосылки и необходимость формирования, правовое регулирование, а также виды и содержание технических регламентов.

   Во второй главе я исследовал “Технический регламент на молоко и молочную продукцию”. Проанализировал требования “Технического регламента на молоко и молочную продукцию”, исследовал проблему реализации Федерального Закона “Технический регламент на молоко и молочную и его перспективные направления.

   Итак, техническое  регулирование - правовое регулирование  отношений в области установления, применения и исполнения обязательных  требований к продукции, процессам  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ

1.1.Предпосылки и необходимость  формирования технического регулирования в РФ.

 

      Рассмотрим ход реформы технического регулирования, чтобы понять, следует ли ожидать от технического регулирования в России позитивного или негативного эффекта в целом и в отношении конкуренции в частности. Реформа технического регулирования в России изначально рассматривалась как один из элементов дебюрократизации экономики. Борьба с административными барьерами и общее повышение качества государственного регулирования неоднократно назывались в качестве приоритетов экономической политики в России. Разумные нормы законодательства обрастали и обрастают сложными бюрократическими процедурами, вводимыми на уровне подзаконных актов (вплоть до инструкций и внутренних документов отдельных ведомств). Радикальное решение проблемы избыточного бюрократического бремени могло быть связано не просто с изменением содержания отдельных экономических регуляций, но с изменением самого подхода к их разработке, введению и контролю за их соблюдением. И первым шагом в этом направлении должна была стать реформа технического регулирования, началом которой следует считать вступление в силу с 1 июля 2003 г. федерального закона «О техническом регулировании».

    Существовавшая в России до принятия закона «О техническом регулировании» система установления обязательных требований и контроля за их соблюдением отличалась низкой эффективностью и реально служила тормозом экономического развития. Старая система отличалась избыточностью и непрозрачностью.  Основным способом подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям до начала реформы технического регулирования являлась обязательная сертификация.       Отметим, что при таких объемах сертификации (по самым скромным оценкам, более 60% товарной номенклатуры), контролирующие органы реально осуществляли контроль за фактом наличия сертификата, но отнюдь не за реальным качеством товара. Наличие сертификата практически исключало претензии по поводу реальной безопасности товаров, а его отсутствие рассматривалось как грубое нарушение вне зависимости от реального качества. В результате, с одной стороны, существовала мощная (и дорогая) система контроля, предприниматели несли существенные издержки как на этапе входа на рынок (собственно сертификация), так и на этапе функционирования(взаимодействие с контролирующими органами, санкции за нарушения), но при этом в рыночном обороте находилась значительная масса небезопасной продукции. Отдельной проблемой являлось качество самих обязательных требований, на соответствие которым проверялись товары и услуги. В значительной степени они устарели, не соответствовали современным требованиям науки и технологии и международным стандартам. Таким образом, сама система обязательных требований в определенной степени закладывала технологическое отставание российской экономики от экономик других стран и затрудняла интеграцию России в мировую экономику.

    Закон «О техническом регулировании» заложил базу для решения многих из этих проблем. Он должен был стать примером не просто «косметического ремонта», а начала радикальной перестройки неэффективной системы. Основные новации нового закона, позволявшие надеяться на радикальное изменение ситуации, состояли в следующем:

– разделение обязательных и добровольных требований. Введение понятий «технический регламент» (документ, содержащий обязательные требования) и «стандарт» (документ для добровольного применения);

– установление прозрачной процедуры разработки и принятия технических регламентов и национальных стандартов;

– закрепление процедур оценки соответствия в технических  регламентах, что должно было сократить использование наиболее жестких форм (прежде всего обязательной сертификации) и создать препятствия выстраиванию новых административных барьеров;

– изменение системы  государственного контроля (надзора). В соответствии с законом «О техническом регулировании» государственный контроль (надзор) в отношении продукции, процессов производства и т.д. должен осуществляться только в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов (ст. 33 п. 1). В отношении продукции государственный контроль осуществляется исключительно на стадии обращения продукции (ст. 33 п. 2)1.

   Уже с декабря 2003 г. по декабрь 2004 г. были опубликованы уведомления о разработке 50 проектов технических регламентов (все разработаны в инициативном порядке за счет собственных средств разработчиков), по 37 проектам опубликованы уведомления об окончании публичного обсуждения. К 2008 г. в инициативном порядке было разработано более 200 проектов технических регламентов, по 175 из них были завершены публичные обсуждения. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. № 1421-р была утверждена «Программа разработки технических регламентов на 2004–2006 годы», в которую изначально вошло 74 регламента2. Общий объем финансирования Программы составлял 264,8 миллионов рублей. Первые проекты регламентов, разработанных в рамках Программы, появились в начале 2005 г. В 2005–2006 гг. перечень регламентов был расширен до 181. За период 2004–2006гг. были проведены конкурсы на разработку 151 технического регламента(заключены государственные контракты). Была создана методическая база для разработки технических регламентов, Минпромэнерго активно осуществляло консультационную и методическую поддержку разработчиков. За период 2003–2007 гг. был принят только один технический регламент – «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». Проекты регламентов, разработанных в рамках государственной Программы (за которые были заплачены серьезные бюджетные деньги), зависли на стадии бесконечных межведомственных согласований. Из инициативных регламентов единицы были внесены в Государственную Думу и зависли в ней. В 2008–2009 гг. было принято еще девять технических регламентов (из них пять разработаны в инициативном порядке). С учетом того, что предусмотренный федеральным законом «О техническом регулировании» переходный период заканчивается в 2010 г., а количество необходимых к принятию регламентов составляет, по самым скромным оценкам, несколько сотен, можно с уверенностью говорить о провале реформы. В новой редакции был исправлен ряд явных недочетов первой версии закона (например, конкретизированы нормы, касающиеся аккредитации, расширен список процессов, являющихся предметом технического регулирования и др.). Однако, по нашему мнению, многие внесенные поправки фактически оказались направлены на постепенное сворачивание реформы. Это, в частности, относится к следующим положениям:

– вывод из сферы действия закона мер в области охраны труда, мер по охране почвы, атмосферного воздуха, водных объектов курортов, водных объектов, отнесенных к местам туризма и массового

отдыха;

– переход от принятия технических регламентов преимуществен-

но федеральными законами к принятию преимущественно постановлениями правительства;

– разрешение ведомствам вносить изменения в ведомственные  нормативные акты, что снижает  их и так не очень сильные стимулы  к разработке технических регламентов.

   Другим признаком тенденции к свертыванию реформы технического регулирования, на мой взгляд, стала разработка проекта закона «О стандартизации», в котором делалась попытка вновь вернуться к обязательному характеру части национальных стандартов.

Техническое регулирование  оказывается одним из таких полузабытых  инструментов, которые вновь могут оказаться востребованными. В этом проявляется схожесть технического регулирования с конкурентной политикой, которая также в период экономического подъема отошла на второй план. В период кризиса новую остроту приобретают старые проблемы.

   На мой взгляд, востребованность технического регулирования напрямую связана с реализацией модернизационного сценария развития российской экономики. В случае если победит стремление «пересидеть» кризис, не предпринимая шагов по реализации структурных и институциональных реформ, техническое регулирование так и останется на периферии экономической политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Правовое регулирование  технического регулирования в  РФ

 

Главная цель Федерального закона РФ «О техническом регулировании» создание основы единой политики в области стандартизации и сертификации. В результате принятия закона на отечественном правовом поле появилось множество новых норм, которые существенно меняют экономическую жизнь страны. Этот закон можно назвать «Конституцией для промышленности»: он отменяет действие законов «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг» и ряда других нормативных актов. Закон требует внесения изменений и дополнений в значительное количество документов действующего законодательства

Не менее важной целью принятия Федерального закона РФ «О техническом регулировании» является приведение российских процедур стандартизации и сертификации в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО). Данный закон противодействует превращению национальных стандартов и различных технических требований к продукции услугам в инструмент протекционизма по отношению к каким-либо группам товаропроизводителей. Концепция закона «О техническом регулировании» предусматривает, что все обязательные требования к продукции и услугам устанавливаются только техническими регламентами, которые определяются Федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации. Технические регламенты должны содержать минимальные требования для обеспечения безопасности продукции (услуг) и сфера применения обязательных требований сводится к минимуму. Причем после вступления в силу технических регламентов обязательные требования стандартов перестают быть обязательными и государственный контроль (надзор) начинает осуществляться за соблюдением требований технических регламентов.

И все-таки Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» является идеологическим и рамочным. В нем  есть ряд неоднозначных посылок, которые при определенных условиях могут ухудшить нынешнее положение в этой области. Так, некоторые разделы действующих ГОСТов по стандартизации противоречат положениям закона; нет четкого определения об участии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в системах отечественной и международной сертификации. В полную же силу Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» начнет работать после введения технических регламентов и тогда Российская Федерация выйдет на формирование Единого кодекса законов о техническом регулировании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Виды и  содержание технических регламентов

 

Технический регламент  – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)3

 Закон устанавливает два вида технических регламентов:

- общие;

- специальные.

Обязательные требования к конкретной продукции состоят из требований общих технических регламентов и специального технического регламента на эту продукцию.

Общие технические  регламенты по вопросам безопасности эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилагающих к ним территорий обязательны для соблюдения применительно ко всем видам зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий. Общие технические регламенты по вопросам безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования, пожарной безопасности, биологической безопасности, экологической безопасности, ядерной и радиационной безопасности; электромагнитной совместимости обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции.

Информация о работе Исследование “Технического регламента на молоко и молочную продукцию”