Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

За годы становления потребительского движения в России общество привыкло относиться к потребителю как к непрофессионалу в выборе и приобретении товаров и услуг и стало требовать от законодателя установления для торговли и сферы услуг жестких рамок деятельности. То, что в других странах регулируется на уровне менталитета, то есть определенного образа мыслей, при оформлении рыночных отношений требует закрепления в законодательстве. Единственный барьер против проникновения на рынок некачественных и небезопасных товаров в этот период - законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач ctrl + c.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Председатель  общественной организации Глазунов Ю.Б. выступает на страницах газет  «Уссурийские новости», «Новая», «Жемчужина Приморья» с отчетами о работе организации, консультациями, отвечает на письма, вопросы, поступившие в  адрес организации.

Члены общественной организации принимали участие

в семинаре-совещании  с заведующими отделами и специалистами  по защите прав потребителей муниципальных  образований края, руководителями общественных объединений потребителей;

в конференции  Гражданского форума в г. Владивостоке.

Как уже говорилось выше, главное отличие и преимущество общественных потребительских организаций - их независимость от государства, политики и, в том числе, от местной  власти.

В качестве примера  можно привести тот факт, что в 2001 году общественная организация по защите прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района обратилась в суд о признании недействительным Постановления главы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район от 30.01.2002 г. № 81 о повышении тарифов по оплате жилья и коммунальных услуг. Отдельные положения постановления противоречили требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, а именно:

- в тексте  отсутствовала информация о проведении в обязательном порядке независимой экспертизы экономической обоснованности (экспертной оценки) вновь вводимых тарифов и ставок на коммунальные услуги, предоставляемые населению.

Уссурийская организация  по защите прав потребителей обратилась в Приморское территориальное управление МАП России с жалобой на незаконное принятие постановления, в прокуратуру г. Уссурийска и Уссурийского района. Обращение было рассмотрено в вышеуказанных инстанциях. Было признано, что представленное постановление подпадает под действие Гражданского Кодекса РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей» и иных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере жилищно-коммунальных услуг [Приложение 9]. Постановление главы МО было признано недействительным, действие его приостановлено, тарифы пересмотрены в соответствии с экспертной оценкой.

В 2002 году в общественную организацию по защите прав потребителей обратился профсоюзный комитет  угольщиков п. Новошахтинский Михайловского  района с вопросом о помощи (консультации) при решении возникшего аналогичного прецедента, когда главой муниципального образования Михайловский район было принято постановление о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, тепловое снабжение, водоснабжение и водоотведение. В результате совместной деятельности общественной организации, профсоюза угольщиков, прокуратуры Михайловского района выяснилось, что комиссия по проведению экономической экспертизы, созданная по распоряжению главы администрации не являлась независимой. В неё вошли заместитель главы района, заведующий финансовым отделом, специалисты управления экономики и планирования администрации района. Такой состав нельзя признать независимым, отвечающим требованиям постановления Госстроя РФ от 21.05.1999 . Решением Михайловского районного суда постановление главы администрации было признано незаконным и отменено.

Более того, администрация  Михайловского района была вынуждена  вернуть жителям района деньги, уплаченные за время выхода незаконного постановления  до его отмены [Приложение 10 ].

Как видим, гражданский контроль общественных объединений за нарушениями прав потребителей эффективен и результативен. Количество правонарушений на потребительском рынке весьма значительно, а службы по защите прав муниципальных образований малочисленны, поэтому необходимо использовать потенциальные возможности общественных объединений потребителей. В статье 44 Закона права органов местного самоуправления перечислены в 5-ти абзацах одного пункта, а права общественных объединений потребителей в статье 45 перечисляются в двух пунктах и 8-ми абзацах. Законодатель в ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей предоставил общественным объединениям именно права контролера.

4.3. Меры по усовершенствованию деятельности  общественной организации

При обществе защиты прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района работают юристы, оказывающие помощь населению в решении потребительских проблем, они защищают их интересы в суде, помогают в составлении исковых заявлений. В качестве усовершенствования деятельности общественной организации по защите прав потребителей предлагается рассмотреть следующее:

1. Наибольшее  количество жалоб населения приходится  на сферу жилищно-коммунального  хозяйства. В настоящее время  оплата жилищно-коммунальных услуг  явно не соответствует качеству  их предоставления. Уровень осведомлённости потребителей этих услуг о своих правах и обязанностях можно назвать недостаточно высоким. По инициативе Ассоциации общественных объединений потребителей, при содействии Приморского краевого фонда защиты прав потребителей и Администрации Приморского края было проведено анкетирование потребителей по вопросам удовлетворённости уровнем и качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг [Приложение 11]. У половины опрошенных потребителей квартплата и оплата коммунальных услуг занимает более 20% семейного бюджета. Тот факт, что 94% из всех опрошенных знают, какая жилищно-эксплуатационная организация обслуживает их дом, не радует, поскольку говорит о том, что потребителю приходится обращаться в ЖЭО с проблемами. Наиболее часто потребителям приходится обращаться по вопросам водоснабжения, отопления, не проведения ремонта мест общего пользования.

За последние  три года 65% опрошенных обратились в  ЖЭУ в связи с недостатками предоставляемых услуг. 42% опрошенных обращались в ЖЭУ с требованиями о составлении актов по причине отсутствия либо некачественного предоставления услуг. 30% обратившихся получили отказ в составлении актов. 60% не знают, какие работы должны проводиться за счет средств, полученных от населения за «содержание и ремонт мест общего пользования».

На вопрос о  том, что препятствует нормальному  функционированию системы обслуживания жилых домов, потребители отмечали следующие факторы: отсутствие контроля со стороны населения за расходованием  средств (42%), несоответствие уровня цен на услуги их качеству (28%), плохая работа ЖЭУ (8%), общая обстановка в стране, бюрократизм, незаключение с населением договоров социального найма (13%).

В связи с  этим общественная организация по защите прав потребителей может предоставлять населению комплексные услуги по оказанию юридической помощи при нарушений прав потребителей в сфере ЖКО.

Например, квалифицированный  юрист общества заключает договор  с жителями пяти домов микрорайона  об оказании юридических услуг по решению проблем, связанных с некачественным обслуживанием жилищно-эксплуатационными управлениями (плохая работа дворников, отказ в оплате ущерба, нанесённого жилью при затоплении по вине ЖЭУ и прочее). Жители, оплачивая по договору 50 рублей в месяц (или 150 рублей в квартал) могут быть уверены, что в случае нарушения их прав как потребителей жилищно-коммунальных услуг, им не придётся обращаться в различные административные органы, судебные инстанции, нанимать адвокатов, услуги которых достаточно высоки. Все эти вопросы, на решение которых потребители не всегда находят время, силы для борьбы с административно-бюрократической системой, будет решать общественная организация по защите прав потребителей. В свою очередь, организация на средства, полученные от потребителей за свои услуги, может привлекать к работе специалистов на условиях достойной оплаты их труда. С расчетом того, что жильцы пяти семидесятиквартирных домов оплатят услуги согласно договору, сумма доходов составит 17,5 тыс. рублей. Этой суммы вполне хватит на выплату вознаграждения юристу, оплаты различных судебных издержек, экспертизы, расходов на транспортные услуги, аренду помещения организации.

Вопрос оплаты нужд общественной организации по защите прав потребителей сегодня стоит  особенно остро.

Пунктом 1.4 постановления Администрации Приморского края № 450 от 30.08.95 г.[17] Главам администраций городов и районов края рекомендовалось: «Выделять общественным организациям потребителей 50% средств, поступающих в местные бюджеты от штрафов, взыскиваемых административными комиссиями, судами с хозяйствующих субъектов за нарушение законодательства о защите прав потребителей по протоколам, предоставлениям обществ потребителей».

Судами и администрацией краевого центра эта рекомендация неукоснительно соблюдается в соответствии с положениями п.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», однако на территории муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район Постановлением № 603 от 22.05.98 г. размер выделяемых средств уменьшен до 42,5%, а в 2001 году уменьшен до 30%. Что не соответствует судебной практике и рекомендациям администрации Приморского края.

В результате снизилась  активность общественного объединения  в работе административной комиссии. Если в 2000 году организация выполнила  проверок и передала на административную комиссию 503 акта, по которым вынесено решений на 320 нарушителей и получено в бюджет взысканий по 111 актам в сумме 125 тыс. рублей (по данным Отделения Федерального казначейства в г. Уссурийске), из них общественная организация по защите прав потребителей профинансирована по ставке 42,5% на сумму 17 тыс. руб. за год, то уже в 2001 году в комиссию сдан всего один акт, по которому взыскано в бюджет 600 рублей и по ставке 30% организация вообще не финансировалась.

Одновременно  за 2001 год организация передала в суды более 20-ти исков, на общую сумму 120 тыс. рублей. Судебным решением организация должна финансироваться по ставке 50% от взысканной суммы. Поэтому при существующем размере 30% отчислений от штрафов административных комиссий работа общественной организации по искам в суд является менее затратной, чем работа по составлению актов для административной комиссии. Однако, у судебного способа взыскания есть свои недостатки, это прежде всего длительность процедуры судебного разбирательства и последующего исполнительного производства по взысканию присуждённых судом сумм.

В то время как  расходы по арендной плате общественной организации по защите прав потребителей составили: в 2000 году - 21 тыс. руб.; в 2001 году - 29 тыс. руб.; в 2002 году - 36 тыс. руб. Причем поступления от штрафов административных комиссий и по решению судов являются, в соответствии с ФЗ «Об общественных объединениях» [13], единственным источником доходов общественной организации.

Штрафы по решению  административной комиссии, как правило, погашаются нарушителями прав потребителей добровольно в среднем на сумму 500-600 рублей, что при 100% взыскании по 500 актам, которые планирует ежегодно составлять общественная организация по защите прав потребителей, принесет в бюджет города доход 500 актов*600 руб.=300 тыс. рублей дохода.

22.10.02 г. Губернатором  Приморского края принято Постановление  № 560 «О поддержке и развитии  общественных объединений потребителей  в Приморском крае» [17], в п.2.2. которого главам муниципальных  образований края рекомендуется оказывать содействие общественным объединениям потребителей, прошедшим государственную регистрацию в законном порядке, в выделении необходимых помещений, средств телефонной связи. Учитывая вышеизложенное, предлагается оказать поддержку общественной организации по защите прав потребителей на территории муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район и внести изменения в постановление главы администрации, установив размер денежных средств, перечисляемых организации - 50% от средств, поступающих в бюджет от штрафов, взыскиваемых административной комиссией за нарушение законодательства о защите прав потребителей по актам, протоколам и представлениям общественного объединения потребителей.

В качестве письменной гарантии для дополнительных поступлений в бюджет Уссурийска предлагается заключить общественный договор (генеральное соглашение) с соответствующим общественным объединением потребителей, в котором оно принимает на себя обязательство составлять и передавать на рассмотрение административной комиссии фиксированное (не менее 200 штук) количество актов о выявленных нарушениях прав потребителей.

Заключение

Курсовая работа «Безопасность и защита прав потребителей Российской Федерации» представлена с целью раскрытия направления деятельности организаций, обеспечивающих качество товаров и услуг, защиту прав потребителей на территории муниципального образования.

Необходимость знания своих прав потребителями  очевидна, так же как и то, что  обладать прочными знаниями в области  предоставления качественных товаров, услуг должны, прежде всего, менеджеры, руководители предприятий, организаций, эти услуги предоставляющие. Знание законодательства о защите прав потребителей позволяет поднять уровень системы менеджмента, соблюсти баланс между интересами потребителей и предпринимателей, не опустившись до безнаказанности и вседозволенности бизнеса.

Сегодня потребительское  законодательство вновь перерабатывается. Над ним работают эксперты потребительских  организаций совместно с объединениями  предпринимателей и находят компромиссы. Рынок живет и развивается. На первый план вышли услуги – образовательные, медицинские, коммунальные, ремонтно-строительные, туристические и многие другие.

Организации по защите прав потребителей призваны участвовать  в разработке программ и проектов, направленных на защиту прав потребителей от некачественных товаров и услуг, осуществлять контроль за соблюдением Закона РФ «О защите прав потребителей», просвещать потребителей в вопросах защиты их прав, проводить работу с предпринимателями с целью разъяснения недопущения проникновения на потребительский рынок некачественных товаров, предоставления некачественных услуг.

В процессе подготовки курсовой работы изучена законодательная база, правовое регулирование в области защиты потребительских прав, механизм государственной защиты прав потребителей.

Выводы:

1. Отдел по  защите прав потребителей администрации  муниципального образования является  структурным подразделением Управления  потребительского рынка товаров  и услуг муниципального образования и осуществляет целенаправленную, планомерную деятельность по защите прав потребителей: организует комплексные, тематические проверки предприятий торговли, общественного питания; предприятий, оказывающих разного рода услуги и производящих работы - с целью выявления опасных для здоровья, жизни потребителей товаров (работ, услуг). Взаимодействует со всеми федеральными и контролирующими органами муниципального образования для достижения наиболее полного удовлетворения потребностей граждан в конкурентоспособных и безопасных товарах. Доводит информацию о результатах проверок и рейдов до жителей города и района. Рассматривает жалобы и заявления граждан о нарушении их прав, как потребителей.

Информация о работе Защита прав потребителей