Законодательство в области защиты прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 22:05, реферат

Краткое описание

Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.
До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии. Судебная защита практически отсутствовала. Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права, закрепленные в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (N 39/248 от 9 апреля 1985 г).

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 59.16 Кб (Скачать файл)

 

  1. Претензии и иски потребителей

 

Если вам кажется, что ваши права  нарушены, то действовать вам надо следующим образом.

Прежде всего, попросите вызвать  руководителя или пойдите к нему сами и спокойно (главное – спокойствие!) поинтересуйтесь, где находится  книга жалоб. Вопреки распространенному  мнению, книгу эту обязано иметь  каждое предприятие торговли вне  зависимости от формы собственности. Находиться она должна в доступном  для потребителя месте и выдаваться по первому требованию. Вы можете оставить запись в книге, кратко изложив свою претензию, а уж любая контролирующая организация непременно проверит эти  записи и примет соответствующие  меры.

Если руководитель демонстративно не намерен удовлетворять ваши претензии, запишите адреса и телефоны вышестоящих  и контролирующих организаций –  они также должны быть вывешены в  торговом зале.

Самое же главное – не пользуйтесь  больше услугами этого магазина. Уж сейчас-то есть из чего выбирать!

Если магазин на устное требование о замене товара ответил отказом, то напишите в адрес магазина претензию  в двух экземплярах, один из которых  отдайте в магазин, а другой оставьте у себя с отметкой магазина, что  претензия принята. Если принять  претензию у вас отказываются, то пошлите ее по почте письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

Если на вашу претензию ответа нет, то обращайтесь в суд. Но, как правило, магазины в добровольном порядке  идут на удовлетворение законных требований потребителей.

Почему потребитель не всегда может защитить себя сам?

Всем понятно, что на рынке сталкивается продавец-профессионал и потребитель-дилетант. А в чью пользу обычно заканчивается  «матч» дилетантов с профессионалами  – понятно. Конечно, многое зависит  от нас, потребителей. Насколько грамотно мы будем себя вести в различных  потребительских ситуациях, насколько  хорошо мы знаем свои права –  все это влияет на наше положение  на рынке.

Да, потребитель может сделать  многое, но не все. Для того чтобы  общаться с продавцом на равных, за потребителя тоже должны «играть» профессионалы.

Федеральные органы по защите прав потребителей

В России главным федеральным органом  по защите прав потребителей является Государственный антимонопольный  комитет Российской Федерации (ГАК  РФ). В структуре комитета действует  Управление по защите прав потребителей. ГАК РФ имеет 89 территориальных управлений, расположенных в областных и  краевых центрах. Эти управления напрямую подчиняются ГАК РФ, что  позволяет им быть независимыми от местной власти и, в случае необходимости, защищать потребителей от произвола  местных чиновников.

Антимонопольный комитет и его  территориальные органы имеют право  по определенной процедуре рассматривать  дела о нарушениях прав потребителей, выдавать предписания об устранении этих нарушений и налагать на нарушителей  штрафы. В частности, ГАК РФ рассматривает  дела о недобросовестной рекламе  и выдает предписания о прекращении  такой рекламы.

Как вы знаете, права потребителей, и ответственность за их нарушение прописаны в соответствующих законах. Однако через какое-то время возникают ситуации, которые в законе детально не прописаны. ГАК РФ вправе давать официальные разъяснения по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей. Эти разъяснения используются потом судьями при вынесении решений по делам о защите прав потребителей и другими специалистами, профессионально защищающими права потребителей.

ГАК РФ также имеет право предъявлять  в суд иски в интересах потребителей и принимать решения об отзыве от потребителей товаров, которые могут  быть опасны для их жизни и здоровья.

Продавцы, изготовители и исполнители  обязаны по требованию Государственного антимонопольного комитета предоставить ему достоверные документы, письменные или устные объяснения и иную информацию, необходимую для охраны интересов  потребителей. Как вы уже знаете, одна из главных проблем неравенства  потребителей и продавцов на рынке  – это неравный доступ к информации. Именно поэтому государство наделило ГАК широкими полномочиями по доступу  к информации, которая касается интересов  потребителей. Антимонопольный комитет  ведет большую законодательную  работу. Его специалисты участвуют  в разработке любых нормативных  актов, затрагивающих интересы потребителей.

Государственный контроль за обеспечением безопасности и качества товаров (работ, услуг) возложен на Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт), который следит за соответствием продукции стандартам; а также на федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора, федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов и другие федеральные органы исполнительной власти.

Эти органы имеют право направлять предписания об устранении нарушений  требований к безопасности товаров  и налагать штрафы за нарушение законодательства; принимают решение о приостановлении  производства товаров, о необходимости  отзыва товаров от потребителей и  выполняют другие функции, возложенные  на них специальным законодательством.

 

Заключение

В настоящее время в российской экономике восстанавливается и  начинает активно функционировать  потребительский рынок, почти полностью  разрушенный к концу 1991 г. Значительно  расширилось товарное предложение; начался процесс создания рынков жилья, медицинских, образовательных, культур, финансовых, страховых услуг. Взаимоотношение предприятий все  более формируется на принципах  рыночной экономики с соответствующей  нормативной базой; возрастает роль негосударственного сектора экономики  и т.д.

Защита основных прав потребителей в нашей стране обеспечивается Законом  «О защите прав потребителей» (принят 7 февраля 1992 г., изменен ФЗ от 9 января № 2-ФЗ), деятельностью Росстандарта РФ, Госкомитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, организациями потребителей, Международной конфедерацией обществ потребителей.

В заключении необходимо подчеркнуть, что  основные положения законодательства  о защите прав потребителей необходимо знать каждому гражданину, т.к. оно  дает возможность гражданину-потребителю  не только приобрести статус равноправного  субъекта  на рынке товаров, работ, услуг, но и грамотно подойти к  выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем, а в случае необходимости  защитить свой нарушенные права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.  «Общество и экономика», №  9-10, 1996

2. «Хозяйство и право», №1,5, 1997; №12, 1996

3. ФГ. Региональный выпуск, № 7, февраль  1996 г.

4. В. Педченко. Юридический вестник.  Выпуск 15, август 1997 г.

5. Гражданский кодекс (вторая часть)  от 1 марта 1996 г.

6.  Гражданский процессуальный  кодекс РСФСР. – М.: Теис, 1996

7.  Гражданское право. Учебник. / Под ред. Ю. К. Толстого, А.П.  Сергеева. – М.: Издательство ТЕИС, 1996

8. Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О  защите прав потребителей»

9. Интернет источники: http://www.coolreferat.com/

                                                  http://quality.eup.ru

                                                  http://zakon-region.ru/

 


Информация о работе Законодательство в области защиты прав потребителей