Гигиеническая косметика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

В нашей стране косметические средства для ухода за телом вошли в круг потребностей самых широких слоев населения.
Стремление иметь здоровые и красивые кожу, зубы и волосы вполне естественно, и косметологи, и косметическая промышленность, призванные к удовлетворению этой эстетической потребности, изыскивают и разрабатывают методы, которые помогли бы людям в их стремлении удалить все то, что может уродовать, изыскивают все, что может украсить их внешность; изготовление доброкачественных и эффективных средств, способных помочь людям в достижении этой цели, возложена на косметическую промышленность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Глава I. Организация розничной продажи и анализ ассортимента гигиенической косметики……………………………………………………..3
Сырье для производства гигиенической косметики ………………...3
Классификация и ассортимент гигиенической косметики ………..…7
Сроки хранения и температурный режим……………………………16
Маркировка и транспортировка гигиенической косметики……..….19
Глава II. Технология продажи гигиенической косметики…………………..28
2.1. Приемка товаров по сопроводительным документам………………...28
2.2. Правила выкладки косметической продукции………………………....29
2.3. Оформление ценника……………………………………………………..32
2.4. Порядок продажи…………………………………………………………35
Глава III. Охрана труда………………………………………………………..37
3.1. Организация рабочего места…………………………………………….37
3.2. Техника безопасности при работе с торговым оборудованием………37
Выводы………………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………….44

Вложенные файлы: 1 файл

Гигиеническая косметика Альбина готов.docx

— 73.06 Кб (Скачать файл)

Для ухода за кожей, ее регенерации проводят эксфолиацию — удаление омертвевших  клеток с поверхности кожи. Для  этого используют пилинг-кремы и скраб-кремы. Пилинг-кремы осуществляют «химическое» растворение и удаление клеток, скраб-кремы действуют механически — удаляют ороговевшие клетки за счет отшелушивания твердыми частицами — тонкоизмельченной скорлупой грецкого ореха, порошком полимеров (полиэтилен, нейлон) или диатомитом (диоксид кремния из диатомитовых водорослей).

Кремы косметические подразделяются по месту  применения — лицо, тело, руки, ноги; по времени применения - дневные, ночные, по интенсивности применения. Современные косметические средства представляют собой системы комплексного ухода за кожей - серии одного наименования. Например, серия «Черный жемчуг» (ОАО «Уральские самоцветы», сегодня концерн «Калина», Екатеринбург) включает:

1 этап — очищение — пенка для умывания вечером, скраб-крем вечером 1-2 раза в неделю, лосьон утром/вечером;

2 этап — питание — крем для лица с липосомами и маслом жожоба: а) для сухой и чувствительной кожи; б) для нормальной и жирной кожи;

3 этап — дополнительный уход — маска питательная для жирной и нормальной кожи; для сухой кожи с липосомами; гель для век с церамидами; маска-пленка (из водорастворимого полимера с фруктовыми кислотами). Все маски используют 2—3 раза в неделю.

4 этап — тонирование и защита — увлажняющий питательный крем с UV-фильтром.

Кремы с UV-фильтрами были изобретены в  связи с потребностью защиты кожи от неблагоприятных воздействий внешней среды, от ультрафиолетовой (UV, УФ) части спектра солнечного света. Такую функцию выполняют природные флавониды (выделенные из растений), витамин Е (в сочетании с витамином С) и другие. UV-фильтры поглощают и рассеивают энергию УФ-излучения и защищают тем самым кожу человека от повреждения, от образования свободных радикалов.

Кремы для подростков содержат компоненты, которые препятствуют образованию  акне, такие как камфора, ментол, борная кислоту, коллоидная сера, экстракт хлорофилла и другие.

Кремы для детей гипоаллергенны, не содержат парфюмерных отдушек, в их состав входят противовоспалительные компоненты: экстракты трав календулы, зверобоя, череды, ромашки (азулен), витамины A, D.

Кремы косметические фасуют в пластмассовые  баночки различной формы, алюминиевые  и полимерные тубы, стеклянные флаконы. Упаковка и транспортировка аналогичны описанным, в разделе о парфюмерных жидкостях. Косметические кремы хранят в сухих складских помещениях сотносительной влажностью не более 70%, при температуре не ниже плюс 5 °С и не выше плюс 25 °С. Гарантийный срок хранения косметических кремов 12 месяцев, жидких кремов и биокремов — 6 месяцев с момента изготовления; импортных кремов не менее 2 лет.

Лосьоны. Лосьоны - жидкости, которые служат для очищения кожи от избытков жира, пота, грязи, делают кожу гладкой, закрывают  поры, освежают и лечат. Лосьоны —  это водные или спиртоводные растворы кислот лимонной, молочной, борной и других, содержащих настои биологически активных трав, соков плодов и овощей; содержат парфюмерные отдушки для создания легкого аромата. Лосьоны обладают успокаивающим и ранозаживляющим эффектом.

Лосьоны подразделяются по половозрастному признаку, по типу кожи и месту применения. Ассортимент лосьонов включает лосьоны для мужчин - для бритья, после бритья (например, серия «Деним»); лосьоны для женщин — для снятия макияжа; лосьоны для подростков, содержат азелаиновую кислоту, которая успешно борется с угрями. Выпускаются лосьоны для лица, для тела и т.д. Лосьоны представляют собой прозрачные жидкости или непрозрачные эмульсии в зависимости от их состава.

В настоящее время выпускают несколько  разновидностей лосьонов — лосьоны-тоники, основная функция которых тонизировать кожу перед нанесением макияжа, лосьоны  для чувствительной кожи без спирта; парфюмерные лосьоны с высоким содержанием парфюмерной отдушки, которые помимо дезинфицирующего и противовоспалительного действия ароматизируют кожу («Русская лаванда», «Пират»); фитолосьоны - лосьоны с высоким содержанием биологически активных трав. Например, фитолосьон «Жасмин» содержит экстракты аира, крапивы, багульника и облепихи.

Лосьоны фасуют в стеклянные или пластмассовые  флаконы, упаковывают и маркируют  аналогично парфюмерным жидкостям.

Туалетное мыло. Туалетное мыло используется для ухода за телом человека. Моющее действие туалетного твердого мыла обеспечивают натриевые сояи жирных кислот - каприловой С7Н15СООН, лауриновой С11Н31ССОН, миристиновой  С15Н35ССОН, пальмитиновой С15Н31СООН, стеариновой С17Н35СООН. Они являются основными компонентами туалетного мыла. Вспомогательными компонентами являются пережиривающие добавки (для смягчения) — глицерин, масла растительные; пигменты и красители; экстракты трав, прополис, апилак,, ланолин; антисептические вещества, разрешенные МЗ РФ; клеящие вещества (крахмал, декстрин); парфюмерные отдушки (кроме детского).

Для получения мыла используется высококачественное сырье: жиры животные пищевые, твердые растительные жиры — кокосовое и пальмоядровое масло, саломас технический (после рафинирования растительных масел). Твердые мыла получают горячей варкой жировых компонентов со щелочью NaOH в три стадии. Первая стадия заключается в получении гомогенного раствора мыла — мыльного клея. Вторая стадия предусматривает последующую обработку горячего мыльного раствора электролитом (поваренной солью); этот процесс называется высаливанием. Он вызывает коагуляцию мыльного раствора и расслоение его на два слоя — нижний — подмыльный щелок (раствор соли, глицерин, примеси); верхний слой - мыльное ядро — концентрированное мыло с содержанием более 70% солей жирных кислот. Этот метод получения мыла традиционно называется косвенным, а получаемое мыло ядровым.

Третья  стадия - сушка мыльного ядра и придание мылу товарного вида. При непрерывном  процессе производства горячее мыльное  ядро под давлением разбрызгивают  через форсунки в вакуумную камеру, где жидкость быстро испаряется, а  тонкий мыльный порошок накапливается  в камере. Полученный порошок мыла смешивают по рецептуре с вышеуказанными ингредиентами и загружают в  экструдер для смешения и гомогенизации. При этом происходит перекристаллизация мыла с образованием (3-формы кристаллов лаурата или миристата натрия. Мыло выходит через формующую головку экструдера в виде бесконечного бруска, из которого прессуют мыло в куски различной формы и веса (от 30 до 300 г).

Качественным  числом мыла является массовая доля жирных кислот в пересчете на номинальную  массу куска 100 г. По требованиям  ГОСТ 28546-90 «Мыло туалетное. Общие  технические условия» мыло в зависимости  от рецептуры делится на 4 группы: «экстра», детское, группа I и группа II. Мыло группы «экстра» должно иметь  качественное число не менее 78, остальные  — не менее 74. Нормируется массовая доля содопродуктов: мыло «экстра» и детское не более 0,20 %, группа I - 0,22%, группа II - 0,25 %; массовая доля хлористого натрия не более 0,40; 0,40; 0,50; 0,70 %; первоначальный объем пены не менее 350, 320, 320, 300 см3 — по группам, соответственно.

Компоненты  мыла подбирают таким образом, чтобы  температура плавления (застывания) жирных кислот, выделенных из готового мыла находилась в интервале температур 36 — 41 °С; этот показатель называется титр мыла.

По  внешнему виду мыло должно быть плотным, однородным. Не допускаются на поверхности  полосы, прослойки, трещины, пятна, выпоты, неровный срез куска. Штамп завода должен быть четким. Допускается наличие  точечных крапин для групп «экстра», детское и I не более 10.

Ассортимент мыла в настоящее время очень  широк, осуществляется его выпуск различными косметическим фирмами, в частности  «Весна», «Невская косметика». Мыло «экстра» («Тропик», «Балет» и др.) содержит парфюмерные отдушки, глицерин, масла. Детское мыло («Алиса», «Тик-так» и др.) содержит экстракты трав и плодов — череды, ромашки, боярышника и т.п.

Туалетное мыло выпускают в жидком виде в  пластмассовых флаконах с дозатором.

Упаковка, маркировка, транспортирование, хранение. Туалетное мыло выпускают без обертки и в обертке. Обертка состоит из двух или трех слоев: внешнего — в виде художественно оформленной этикетки из пигментированной бумаги или бумаги с микровосковым покрытием, содержащей информацию для потребителя; внутреннего слоя из подпергамента, этикеточной или писчей бумаги; промежуточного (третьего) слоя из тонкого картона коробочного или двухслойной бумаги пачечной. Туалетное мыло упаковывают также в однослойную обертку из прозрачных и полупрозрачных полимерных материалов, из ламинированной бумаги, фольги и бумаги с микровосковым покрытием. Туалетное мыло может быть по 1 - 4 куска упаковано в декоративные пластмассовые мыльницы, художественно оформленные футляры, коробки из картона.

Туалетное мыло упаковывают в групповую  тару — картонные коробки, пачки, пакеты или ящики (коробки) из гофрированного картона. Групповая тара должна быть заклеена для обеспечения сохранности  при транспортировании.

На  поверхности куска должна быть указана  номинальная масса в г, товарный знак предприятия-изготовителя, группа мыла. На этикетке мыла помимо этой информации указывается также наименование мыла, информация об изготовителе, дата выработки, обозначение стандарта. Аналогичная информация должна быть указана на групповой и транспортной таре, включая информацию о количестве кусков в упаковочной единице. На транспортной таре наносится манипуляционный знак — «Боится сырости».

Туалетное мыло должно храниться в  сухих, закрытых, хорошо проветриваемых помещениях (на складах должно применяться  активное вентилирование) при температуре  не ниже минус 5 °С и относительной влажности воздуха не выше 75%. При хранении ящики с мылом должны укладываться в штабели высотой не более 2 м. Между рядами должны оставаться проходы для циркуляции воздуха. Гарантийный срок хранения мыла 6 мес. со дня выработки.

1.3. Сроки  хранения и температурный режим

Надежность косметических товаров  связана прежде всего с их сохраняемостью и определяется сроком годности, который может быть от нескольких месяцев до 3 лет. Более продолжительный срок годности косметики должен вызвать внимательное отношение к ее составу, и прежде всего к виду и количеству консерванта. Срок годности отечественной косметики определен нормативными документами. Однако при использовании новых, более качественных консервантов срок годности увеличивается, поэтому в производстве косметических средств сложилась практика установления срока годности самим изготовителем, который исходит из рецептуры средства.

Таблица 1. Срок хранения косметических товаров 

Наименование продукции

Срок годности, мес.

Кремы: для рук, ног, лица

12

Жидкие кремы и биокремы

6

Кремы для бритья

12

Губная помада

18

Блеск для губ

12

Бальзам для губ

12

Тушь для ресниц

12

Карандаш для бровей и век

18

Румяна, тени, пудра порошкообразные

18

Краски для волос кремообразные

12

Шампуни, красящие и оттеночные шампуни

12

Мыло туалетное

6

Мыло жидкое туалетное

18

Зубные пасты, зубной порошок, зубной элексир

12

Дезодоранты тела

12

Средства дезодорирующие и ароматизирующие для ванн

12

Лак для волос

12


 

Не  рекомендуется использовать косметические  средства с истекшим сроком годности.

Хранение  имеет большое значение для обеспечения  качественных характеристик товаров. Но помимо качества процесс хранения должен обеспечивать количественную сохранность  поступающей на хранение продукции. Вследствие этого перед организациями, оказывающими услуги по транспортировке  и хранению товаров, ставятся следующие  задачи:

1) выявлять  и снижать возможные потери (качественные  и количественные);

2) устанавливать оптимальные условия хранения и транспортирования, при которых потери сводятся к минимуму;

3) соблюдать  правила размещения товаров, правила  товарного соседства;

4) защищать  продукцию от неблагоприятных  воздействий внешней среды;

5) способствовать  информационной обеспеченности;

6) производить  систематический контроль за хранением товаров;

7) снижать  риски возможных краж и несанкционированных  вскрытий;

8) постоянно  повышать качество обслуживания  клиентов путем применения современных  видов оборудования, улучшения погрузочно-разгрузочных  работ.

Во время  хранения в товарах происходят различные  процессы, которые могут привести к снижению качества и, следовательно, к снижению стоимости. На пути продвижения  продукции от производителя до потребителя  возможно воздействие многих факторов, снижающих качество выпускаемой  и реализуемой продукции. Действие этих факторов носит либо характер взаимодействия друг с другом, либо они действуют обособленно.

К факторам, влияющим на сохранение качества и количества товаров, относятся:

1) исходное  качество товаров;

2) упаковка;

3) маркировка;

4) условия  транспортирования;

5) условия  хранения;

6) условия  реализации и эксплуатации.

 

    1. Маркировка и транспортировка гигиенической косметики
 

К наиболее важным факторам, влияющим на сохранение качества парфюмерно-косметических  товаров, относятся упаковка и хранение. Основное назначение упаковки – защита продукции от неблагоприятных внешних  воздействий и уменьшение количественных и качественных потерь товара.

Количественные потери и, как следствие  этого, изменение состава часто  приводят к потере качества парфюмерно-косметических  товаров. Так, в результате испарений  летучих веществ повышается вязкость, изменяется консистенция. Уменьшение как качественных, так и количественных потерь зависит прежде всего от качества упаковки. Для парфюмерно-косметических товаров используют практически все виды упаковок из самых различных материалов: металлические – тубы, аэрозольные баллоны; стеклянные – флаконы, баночки; полимерные – пакеты, флаконы, тубы, баночки; картонные и бумажные и т.д.

Количественные потери – это  естественная убыль. Качественные – испарение воды, улетучивание спирта, других растворителей, улетучивание ароматических веществ, разлив, бой, повышение вязкости, затвердевание, ослабление запаха (синтетических душистых веществ), изменение запаха (натуральных душистых веществ), изменение цвета, прогоркание, порча ингредиентов, появление аэрации и др.

Основные требования к упаковке парфюмерно-косметических товаров  заключаются в следующем:

1) отсутствие взаимодействия материала  упаковки с содержимым;

2) создание герметичности при  хранении, транспортировании и использовании;

3) экологичность;

4) экономичность.

Требования к упаковке, транспортированию  и хранению отечественных парфюмерно-косметических  товаров устанавливаются в зависимости  от их вида, консистенции и других особенностей в нормативных документах.

Парфюмерные товары фасуют от 5 мл (духи пробные) до 350 мл. Например, французские  духи разливают во флаконы по 15 мл, отечественные духи – во флаконы  вместимостью до 50 мл.

На упаковку парфюмерных товаров  наносится маркировка, которая должна содержать следующую информацию для потребителя: наименование изделия, наименование страны-изготовителя и  фирмы-изготовителя с указанием  юридического адреса, наименование группы изделия, информация об обязательной сертификации, месяц и год выработки, состав, объем продукции, обозначение стандарта, срок хранения, штрих-код товара (при  наличии).

Наименование изделия указывается  на лицевой стороне этикетки, остальные  обозначения – на футляре изделия.

Фасоны флаконов с плечиками  заполняют до плечиков, а при фасовке  во флаконы без плечиков оставляют  свободное пространство (не более 4% объема флакона) для предотвращения разрыва в случае расширения жидкости при повышении температуры.

Укупорку производят притертой  стеклянной пробкой, винтовым колпачком  с применением пластмассового грибка (пыжа), закатывают алюминиевым колпачком  с пульверизатором и др. Внешнему виду флакона и упаковке уделяют большое внимание, так как это влияет на качество изделия. Флаконы укладываются в футляры из картона или пластмассы. Футляры духов группы «экстра» обтягивают целлофаном или полиэтиленовой пленкой для предохранения от порчи упаковки при транспортировке и хранении.

В заключение всего изложенного, хотелось бы отметить, что существует как  «умирающий» парфюм, так и «бессмертный». Все зависит именно от условий хранения. Состав парфюмерных товаров влияет на качество, но еще существеннее на сохранение качества влияют правильно подобранные условия хранения именно данного состава. Важно не только правильно эксплуатировать товар, но еще и суметь создать все необходимые условия для того, чтобы он не потерял своих качеств. По мнению еще одного эксперта парфюмерно-косметических товаров, при хранении духов необходимо соблюдать два правила: первое – «свет парфюму не товарищ», второе – «ароматы не любят жару».

Из этого можно легко сделать  вывод о том, где лучше всего  располагать склянки с любимой  туалетной водой в квартире. Полностью  исключаются подоконники, открытые полки и поверхности, расположенные  непосредственно напротив источника  солнечного света. Лучше всего хранить  духи в шкафу, где темно и сухо. А вот ванные комнаты (многие любят  именно там держать весь свой парфюмерный  арсенал) совершенно не годятся: температура  непостоянна, характерна высокая относительная  влажность.

Стандартный срок хранения духов, туалетной  воды и прочих видов парфюмерии – 3 года, причем он совершенно не зависит  от концентрации в продукте ароматических  веществ. При этом неважно, используются ли духи или стоят запечатанными. Все современные пузырьки оснащены разбрызгивателем, а он – герметичен. На упаковке или донышке флакона  указывается только дата изготовления. Есть такие современные бренды, чья продолжительность жизни составляет 4–5 лет.

Духи надо хранить с плотно закрытым колпачком или притертой пробкой  в прохладном, недоступном для  детей и солнечных лучей месте. Надо также иметь в виду, что  если у духов изменился цвет, то это значит, что они испортились. Если же на дне флакона образовался осадок – это говорит о том, что в данном парфюме имеется большое содержание натуральных масел. При выпадении осадка качество духов остается прежним. Но в настоящее время это встречается крайне редко.

От нагревания аромат может измениться, поскольку начинается процесс альдольной конденсации. Альдольная конденсация – взаимодействие двух молекул альдегида, приводящее к образованию альдегидоспирта. Так, из уксусного альдегида образуется b-оксимасляный альдегид (альдоль).

Например, одна известная фирма (производитель  парфюмерно-косметических товаров) одеколон держит в бочках разных размеров, изготовленных из кедрового дерева. Кедр не только хорошо сохраняет аромат одеколона, но и сообщает ему собственный  запах.

Оптимальная температура для хранения духов составляет 17–20 °С. Чем выше концентрация ароматических веществ, тем быстрее они подвержены старению, поэтому именно духи обычно разливают в маленьких количествах (примерно 7,5 мл), а вот чем больше спирта, тем срок хранения больше. Признаком старения является помутнение содержимого и изменение первоначального запаха и цвета, цвет обычно становится темнее.

Внешний вид парфюмерных товаров  определяют просмотром флаконов с парфюмерной  жидкостью в проходящем свете  электрической лампы мощностью 40 Вт на расстоянии 20 см от лампы и 40 см от наблюдателя при перевертывании флакона пробкой вниз.

Цвет парфюмерных товаров определяют сравнением испытываемого и контрольного образцов, пользуясь при этом полосками  бумаги, смоченными испытуемым и контрольным  товаром.

Стойкость запаха определяют органолептически, для чего берут полоску (5 x 10 см) предварительно простиранной марли, которую опускают в парфюмерную жидкость и просушивают в помещении с температурой от +15 до +20 °С.

Как правило, парфюмерно-косметические  жидкости и жидкие эмульсии фасуют в стеклянные, полимерные, фарфоровые или керамические флаконы. Флаконы  укупоривают притертыми пробками из стекла с полиэтиленовыми уплотнителями, пробками-демпферами, колпачками-пульверизаторами, винтонарезными колпачками из пластмассы с запирающим конусом или дозирующим устройством. Полиэтиленовые флаконы  чаще всего укупоривают полиэтиленовыми  колпачками с винтовой резьбой. Иногда на пробки надевают декоративные колпачки.

Все виды укупоривающих пробок и  колпачков должны обеспечивать сохранность  продукции при транспортировке  и хранении и не вступать во взаимодействие с парфюмерно-косметическими жидкостями и эмульсиями.

Густые кремы, зубные пасты обычно фасуют в полимерные, ламинированные или алюминиевые тубы. От материала  тубы зависит полнота использования  содержимого упаковки. Предпочтение лучше отдать тубе из ламинированного  материала, поскольку алюминий с  двух сторон покрыт полимерными материалами, туба хорошо гнется и металл не контактирует с косметическим средством. Недостаток полимерной упаковки в том, что она  не фиксируется на сгибах, при этом трудно определить остаток средства в упаковке. В местах сгибов в тубах из пищевого алюминия может нарушиться целостность лакового внутреннего покрытия, и металл мигрирует в косметическое средство, что крайне нежелательно с точки зрения безопасности.

Изделия декоративной косметики на жировой основе и кремы могут  быть расфасованы в полимерные, металлические  или фарфоровые баночки. Они должны быть заполнены без пустот до краев  или плечиков в соответствии с  установленной массой и должны закрываться  крышками. Все виды полимерной тары должны быть изготовлены из материалов, не взаимодействующих с косметическими изделиями и разрешенных для  применения в контакте с пищевыми продуктами. Упаковка должна обеспечивать сохранность свойств парфюмерно-косметической  продукции в течение установленных  сроков годности и быть удобной при  пользовании.

Изделия декоративной косметики на жировой основе фасуют также в  металлические или пластмассовые  пеналы. Пеналы должны быть плотно закрыты  крышками. Карандаш не должен выпадать из пенала, движок пенала должен свободно передвигаться, при обратном его  движении карандаш не должен срезаться  краями корпуса пенала.

Флаконы, тубы и баночки с косметическими средствами могут быть упакованы  в картонные коробки, футляры, художественно  оформленные.

Туалетное мыло фасуется в виде кусков номинальной массой до 300 г. Туалетное  мыло выпускают как без обертки, так и в обертке (обычно в обертке  выпускают мыло группы «экстра»). Бумажная обертка мыла может состоять из одного, двух или трех слоев. Внешний слой обертки художественно оформлен. Часто туалетное мыло упаковывают  в однослойную обертку из прозрачных, полупрозрачных и непрозрачных материалов, ламинированной бумаги, фольги. Мыло (1–4 куска) может быть упаковано в коробки-мыльницы из синтетических или других материалов.

Компактную массу декоративной косметики фасуют в металлические  или пластмассовые поддонники, которые  вставляют в пудреницы или  коробочки. Не допускается самопроизвольное выпадение поддонника из пудреницы  при переворачивании. Верх коробочки  с порошкообразной пудрой должен быть затянут целлофановой пленкой. Для пластмассовой коробочки  можно использовать пластмассовый  вкладыш. Компактная пудра должна быть уложена в пудреницы с вкладышем  для нанесения пудры. Между вкладышем  и пудрой помещают бумажную или полимерную прокладку. Иногда пудреницы упаковывают  в художественно оформленные  футляры с запасными блоками  или без них.

Следует отметить, что экспертная оценка качества косметических товаров  почти всегда включает оценку упаковки по следующим показателям:

1) целесообразность применяемой  упаковки;

2) экологичность;

3) остаточное количество средства.

Многое зависит и от применяемого материала. Еще не все производители  отказались от поливинилхлорида, не рекомендуемого для упаковки парфюмерно-косметических  товаров, так как имеются проблемы при его переработке. Однако все  чаще используются экологически чистые материалы, например полиэтилен.

Для парфюмерно-косметических товаров  наиболее важными условиями являются климатические и санитарно-гигиенические, а также размещение.

Общие условия хранения большинства  парфюмерно-косметических товаров  предполагают температуру от 0 до 25 °С, размещение в упаковке изготовителя в крытых складских помещениях, хорошо проветриваемых. При хранении они не должны подвергаться непосредственному воздействию солнечного света и находиться вблизи отопительных приборов.

Для некоторых парфюмерно-косметических  товаров требуются особые условия  хранения (духи, одеколоны) или создание определенной влажности воздуха (мыло туалетное, зубная паста, тушь для ресниц). Из всех парфюмерно-косметических средств  температуру до –20 °С выдерживают только шампуни на основе синтетических поверхностно-активных веществ и косметические средства в аэрозольной упаковке, так как в их состав входит спирт.

При хранении ящики с косметическими товарами укладывают в штабеля высотой  не более 2 м, пачки и коробки. Между  рядами должны оставаться проходы для  циркуляции воздуха. Колебания относительной  влажности воздуха допускаются  от 75 до 90% в отдельное время суток  при хранении товаров, требующих  определенной влажности, например туалетного мыла, не являются основанием для «забраковки». Санитарно-гигиенические требования к хранению парфюмерно-косметических товаров аналогичны требованиям к другим товарам. Они включают санитарно-гигиеническую обработку складских помещений, цель которой – чистота и отсутствие микробиологической и биологической загрязненности.

Фасовка и упаковка косметических  товаров – конечная технологическая  операция производства косметики, влияющая на её качество и прежде всего на её сохраняемость. При порче косметических средств могут выделяться газ, изменятся окраска, вкус и консистенция, снижаться активность, введённых в препарат животных и растительных экстрактов. Косметическая продукция относится к таким товарам, которые промышленность вырабатывает полностью в фасованном виде. Особенность тары, используемой для этой продукции, заключается в том, что она является одним из самых важных элементов в зависимости от консистенции, вида и уровня качества продукции. Так, стеклянные флаконы используют для фасовки жидкой косметики: лосьонов, эмульсионных кремов. Товары кремообразной консистенции расфасовывают чаще всего в пластмассовую тару: баночки, флаконы, тубы. Средства пастообразной консистенции – кремы для бритья, краски и другие – выпускают в тубах, обеспечивающих герметичность укупорки. Герметичность – основное требование фасовки, так как при потере влаги в процессе хранения продукты могут затвердеть, потерять текучесть и стать непригодными к применению. На стабильность качества косметических товаров влияют свет, кислород воздуха, упаковочный материал, побочные продукты распада растительных и животных экстрактов, которые образуются под воздействием микробов. В присутствии воздуха, при нарушении герметичности тары, количество микроорганизмов возрастает, что ведёт к порче косметического средства.

Перевозят парфюмерно-косметические  товары всеми видами транспорта в  крытых транспортных средствах и  универсальных контейнерах в  соответствии с правилами перевозки.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДАЖИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ КОСМЕТИКИ.

2.1. Приемка товаров по  сопроводительным документам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Правила выкладки  косметической продукции

По мнению специалистов, применимы  два принципа выкладки парфюмерно-косметических  средств: по производителям и по товароведческим  характеристикам. Группировка на полке  всего ассортимента зависит от размера  отдела и общей площади магазина.

Обе категории — шампуни и кондиционеры — должны стоять рядом, поскольку, покупая шампунь, потребитель может взять и кондиционер, если последний попадется ему на глаза. Отдел парфюмерно-косметических средств подразделяют на подотделы: средства для волос (шампуни, средства для укладки, окрашивания и др.), для тела (бальзамы для тела, гели для душа, пена для ванны и др.), для лица (кремы, тоники, лосьоны, маски и др.). Подотделы иногда выделяют специальными табличками. 
На средние полки выставляют новинки, поскольку именно в супермаркетах наибольший процент импульсных покупок новых товаров, если их нет — то позиции, которые в данный момент активно рекламируются.  
Парфюмерно-косметическую секцию размещают рядом с бытовой химией, детскими товарами, декоративной косметикой и другими средствами гигиены. В одних магазинах отделы находятся практически рядом со входом в торговый зал, в других — недалеко от касс.

В большом отделе необходимо присутствие продавца-консультанта.

До сих пор многие покупатели не знают, для чего нужны кондиционеры и бальзамы — Задача консультанта — посоветовать вместе с шампунем купить и кондиционер, рассказать о цели и способе применения. Некоторые покупатели теряются в ассортименте шампуней и с трудом делают выбор. Продавец должен пояснить, как правильно выбрать средства от перхоти, для окрашенных волос, слабых, тонких или поврежденных. Также консультирование обязательно в подотделе красок для волос.  
Продавец просто должен предвидеть результаты окрашивания, ведь его ошибка может стоить клиенту головы, краска — самая сложная позиция в отделе, и повышенное внимание ей нужно уделять уже при выкладке ассортимента. На уровне глаз помещают стойкую краску, под ней краску для интенсивного окрашивания, а ниже — оттеночную пену.  
Многие компании проводят специальные программы для представителей розницы, где рассказывают о методах окрашивания, свойствах красок. Часто на тренингах проходят мастер-классы, где парикмахеры окрашивают волосы моделей.

Информация о парфюмерно-косметических  товарах должна содержать с учетом особенностей конкретного товара сведения о его назначении, входящих в состав изделия ингредиентах, действии и  оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения, способах и условиях применения, массе  нетто или объеме и (или) количестве единиц изделия в потребительской  упаковке, условиях хранения (для товаров, в отношении которых установлены  обязательные требования к условиям хранения), а также сведения о государственной регистрации (для товаров, подлежащих государственной регистрации).

По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой  партии парфюмерно-косметических товаров, изготовленных на территории Российской Федерации, или его заверенной копией. До подачи в торговый зал парфюмерно-косметические товары распаковываются и осматриваются, проверяется качество (по внешним признакам) каждой единицы товара и наличие о нем необходимой информации.

 Покупателю должна быть предоставлена  возможность ознакомиться с запахом  духов, одеколонов, туалетной воды  с использованием для этого  лакмусовых бумажек, пропитанных  душистой жидкостью, образцов-понюшек,  представляемых изготовителями  товаров, а также с другими свойствами и характеристиками предлагаемых к продаже товаров. 
При передаче товаров в упаковке с целлофановой оберткой или фирменной лентой покупателю должно быть предложено, проверить содержимое упаковки путем снятия целлофана или фирменной ленты. Аэрозольная упаковка товара проверяется лицом, осуществляющим продажу, на функционирование упаковки в присутствии покупателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Оформление  ценника

Как правильно оформить ценник ?

Казалось бы, чего проще: оформить маленький кусочек бумаги? Тем  не

менее, даже продавцы со стажем зачастую затрудняются с ответом: что же должно быть на ценнике?

Ценник является обязательным атрибутом  торговой деятельности. Его главная  функция –донесение до потребителя правдивой информации о свойствах товара, его производителе, а так же цены на товар.

Порядок оформления ценника регламентируется "Правилами продажи отдельных  видов товаров", утвержденными  Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 N 55 (в редакции от 27.03.2007 No 185). Пункт 19 этого законодательного акта гласит:"Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника".

Продавец вправе указать на ценнике  также необходимую дополнительную информацию, предусмотренную законом  Российской Федерации «О защите прав потребителей" (ст. 8, 9, 10).

Например, информацию об изготовителе, сроке годности товара и сведения об основных потребительских свойствах  товаров (работ, услуг), в отношении  продуктов питания сведения о  составе, пищевой ценности, назначении. Такая дополнительная информация, в  интересах продавца: она помогает покупателю сориентироваться в выборе товара и избавляет продавца от лишних разъяснений. Правилами продажи отдельных видов товаров установлены особенности оформления ценников для некоторых товаров - ювелирных изделий, меховых товаров, тканей, образцов радио - и электробытовых товаров.

Закон ничего не говорит о порядке  расположения ценников. Однако, если ценник будет смещен (закрыт другим ценником или поставлен ближе к другому товару), вам могут предъявить претензию в предоставлении покупателю неполной или недостоверной информации. Небрежность в оформлении ценника чаще всего проявляется в неразборчивости шрифта. На ценниках и вкладышах все реквизиты должны быть нанесены четко, разборчиво, без исправлений обозначенных реквизитов, штемпельной краской (штампом), чернилами или пастой.

Бывает, что продавец стремится  предоставить покупателю максимум дополнительной информации (и тем облегчить себе жизнь), что само по себе вполне нормально. Однако ценник приэтом становится похож на шифровку. Чтобы избежать жалоб и казусов со стороны слабовидящих клиентов, сделайте шрифт на ценниках достаточно крупным и жирным, чтобы близорукий человек смог прочесть информацию с расстояния 1,5-2 м, не будучи вынужден толкаться у прилавка. Главное, что должен видеть покупатель издали: название продукта и цена. Остальная информация (например, количество штук в упаковке) может быть набрана шрифтом помельче - заинтересовавшись продуктом, клиент подойдет поближе.

Шрифт должен привлечь внимание покупателя и помочь ему сосредоточиться на чтении текста, выделить наиболее важные аргументы. По результатам исследований установлено, что различные типы шрифта не оказывают явного влияния на читаемость, но наиболее часто используемые шрифты (курсив и прописной) также вызывают у покупателя ассоциации.

Каждый рисунок шрифта придаёт  тексту своеобразную эмоциональную окраску. При выборе шрифта следует помнить, что он должен соответствовать рекламируемым товарам. Жирные тяжёлые шрифты уместно применять для ценников стиральных машин, холодильников, электропылесосов, а лёгкие –для рекламы парфюмерных, ювелирных изделий, шёлковых тканей, кружев и т.п.

Большую роль в восприятии текста играет сочетание основного цвета  фона ценника и шрифта. Цвет шрифта и фона всегда должны быть контрастными

–чем резче выделяется шрифт на фоне, тем он легче читается и воспринимается. Кроме шрифта, элементами оформления ценника является цвет. Применение цвета –это возможное цветовое исполнение ценника из различного материала (бумага, картон, пластматериалы и др.).

Рассмотренные обязательные и дополнительные элементы оформления ценника являются носителями индивидуальности товара и содержат информацию для покупателя о предлагаемом товаре.

В своем выборе формата ценников необходимо соблюсти обязательные условия:

1) информация о товаре на ценнике должна быть четкой и хорошо видна покупателю;

2) группы однородных товаров  должны иметь единый формат  ценников;

3) цветовой фон ценника должен  сочетаться с выбранным шрифтом  и его размером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Порядок продажи

Правила продажи парфюмерно-косметических  товаров установлены Постановлением Правительства РФ № 55 «Правила продажи  отдельных видов товаров».

Информацию о парфюмерно-косметических  товарах продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме  довести до сведения покупателя. Информация в обязательном порядке должна содержать: Наименование товара, фирменной наименование, обозначение стандартов, сведения об основных потребительских свойствах, правила эффективного и безопасного  использования товара, срок годности, цену товара. Помимо этих сведений информация должна содержать с учетом особенностей конкретного товара сведения о его назначении, входящих в состав изделия ингредиентах, действий и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения, способах и условиях применения, массе нетто или объеме и (или) количестве единиц изделия в потребительской упаковке, условиях хранения (для товаров, в отношении которых установлены обязательные требования к условиям хранения), а также сведения о государственной регистрации (для товаров, подлежащих государственной регистрации). Это требование выполняется в отделе «Парфюмерия и косметика».

По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой  партии парфюмерно-косметических товаров, изготовленных на территории Российской Федерации, или его заверенной копией.

До подачи в торговый зал парфюмерно-косметические  товары распаковываются и осматриваются, проверяется качество (по внешним  признакам) каждой единицы товара и  наличие о нем необходимой  информации.

Покупателю должна быть предоставлена  возможность ознакомиться с запахом  духов, одеколонов, туалетной воды с  использованием для этого лакмусовых бумажек, пропитанных душистой жидкостью, образцов-понюшек, предоставляемых  изготовителем товаров, а также  с другими свойствами и характеристиками предлагаемых к продаже товаров.

При передаче товаров в упаковке с целлофановой оберткой или фирменной  ленты. Аэрозольная упаковка товара проверяется лицом, осуществляющим продажу, на функционирование упаковки в присутствии покупателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. ОХРАНА ТРУДА.

3.1. Организация рабочего  места   

В согласовании с Конституцией РФ каждый работник имеет право на труд в критериях, отвечающих требованиям  сохранности и гигиены, на возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья в связи с работой, на достойное  вознаграждение за собственный труд, на отдых, обеспечиваемый установлением  предельной длительности рабочего времени, предоставлением выходных дней, а  также оплачиваемых отпусков. Все  это достигается за счет организации охраны труда в магазине. 
   С работниками магазина заключается трудовой контракт на неопределенный срок с испытательным сроком 3 месяца. Ежегодные отпуска также предоставляются в первый раз после 6 месяцев работы, потом по графику длительностью 28 календарных дня, по желанию работника отпуск, может также предоставляться частями. Согласно правилам охраны труда в магазине лица моложе 18 лет на работу в магазины не принимаются. Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с иной работой - 10 кг., неизменный подъем и перемещение тяжестей в течении рабочей смены - 7 кг., для парней - 50 кг.

Если работник вследствие заболевания не может выйти на работу, до начала смены он должен предупредить администрацию. Если работник заболел, либо получил травму во время работы, он должен поставить в известность конкретно управляющего и нужная перевозка в лечебное учреждение делается транспортными средствами, либо за счет магазина. 
   Все вновь поступающие на работу знакомятся с инструкциями по охране труда в магазине : вводный инструктаж, противопожарный инструктаж и на рабочем месте проходят у директора магазина, который должен ознакомить под роспись с аннотацией по ОТ применительно к данной профессии. Согласно статье 15 Федерального Закона, работники должны соблюдать аннотации по охране труда, устанавливающие также правила выполнения работ и поведения работника в, как мы с вами постоянно говорим, производственных помещениях.

С целью лучшего усвоения, углубления и закрепления знаний по безопасным приемам труда все работники, независимо от квалификации, образования  и стажа работы должны, проходить  повторный инструктаж на рабочем  месте не реже 1 раз в течение 6 месяцев.    

Под рабочим местом продавца понимается часть площади торгового  зала, предназначенная для работы одного или нескольких продавцов, оснащенная специальным оборудованием для  размещения, а также выкладки и  продажи товаров. На рабочем месте  осуществляется показ, выбор, консультация, расчет и упаковка, а также оказание различных услуг покупателям.

Организация рабочего места продавца должна обеспечивать наиболее полное использование площади торгового  зала, правильный выбор типа оборудования и возможность его рациональной расстановки.

Важнейшими элементами организации  рабочего места продавца является размещение и выкладка товаров, от которых зависят  уровень обслуживания покупателей, эффективность труда продавца. Товары размещают по товарно-отраслевому  принципу. Когда на одном этаже  в одной секции, отделе находятся  товары различных групп, взаимосвязанных  в спросе или удовлетворяющих  потребности определенных контингентов покупателей. За каждым товаром следует  закреплять постоянное место. Покупатели привыкают к этому и легко  ориентируются в торговом зале, работникам магазина это помогает контролировать сохранность товаров, следить за полнотой ассортимента товаров и  своевременно пополнять его запасы.

При размещении и выкладке товаров  значение имеют зоны, в которых  расположены полки, оборудование. Для  осмотра товаров наиболее удачной  является зона полок, расположенных  на уровне глаз покупателей.

Карандаш или ручка для простукивания  керамических изделий, ножницы, скотч, бумага или картон для упаковки изделий, также имеется салфетка для уборки пыли с изделий и коньячных  бутылок. Инвентарь, инструменты и  упаковочный материал лежат ближе  к продавцу. Чтобы пополнить рабочее  место товаром нужно выбирать удобное время, товары на рабочее  место попадают вручную, используя  корзины, латки, ящики. А также применяются  различные виды механизации (тележки, поддоны). По окончанию рабочего дня, рабочее место приводим в порядок, все убирают и моют.

Перечень инструкций по охране труда для магазинов:

1. Инструкция по охране труда для продавца магазина. 
2. Инструкция по пожарной безопасности для магазинов. 
3. Общеобъектовая инструкция по пожарной безопасности для работников предприятия. 
4. Инструкция по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях. 
5. Инструкция по охране труда для лица, ответственного за погрузочно-разгрузочные работы.

6. Инструкция по охране труда  при проведении погрузочно-разгрузочных работ. 
7. Инструкция по охране труда для лиц с I группой допуска по электробезопасности. 
8. Инструкция по охране труда для оператора персонального компьютера (ПЭВМ). 
9. Инструкция по охране труда при работе с электрооборудованием и электроприборами. 
10. Инструкция по охране труда при работе с электронным кассовым аппаратом. 
11. Инструкция по охране труда для уборщика производственных и служебных помещений.

12. Инструкция по охране труда  для товароведа. 
13. Инструкция по охране труда для продавцов, пользующихся холодильным оборудованием. 
14. Инструкция по охране труда для продавца, выполняющего работу по нарезке продуктов.

15. Инструкция по охране труда  при работе с жарочным шкафом  «Гриль». 
16. Инструкция по содержанию и применению первичных средств пожаротушения. 
17. Инструкция по охране труда при использовании весоизмерительного оборудования. 
18. Инструкция по охране труда для руководителей, специалистов и служащих . 
19. Инструкция о порядке действия администрации в случае возникновения пожара . 
20. Инструкция о мерах пожарной безопасности для предприятий торговли.

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

К косметическим товарам относят  средства, предназначенные для очищения, защиты кожи человека и придания привлекательного внешнего вида.

Для производства косметических изделий  применяется широкий ассортимент  разнообразного сырья, который непрерывно расширяется. Это растительные и  животные жиры и продукты их переработки, белки, минеральные соли, аминокислоты, витамины, экстракты лечебных трав, фруктовые и овощные соки, пчелиный мед и многие другие полезные и активно действующие вещества.

Ассортимент косметических товаров  очень разнообразен по функциональному  назначению: средства гигиенические, косметические, декоративные, защитные, лечебно-профилактические и специальные. К группе гигиенических  средств относят моющие и очищающие  средства. В группу косметических  средств входят средства по уходу за кожей, улучшающие ее состояние и внешний вид. Декоративную функцию выполняют средства, позволяющие придать привлекательность внешнему облику человека – губная помада, тушь для ресниц, лак для ногтей и др. Защитными свойствами обладают средства, призванные предохранять кожу от вредного воздействия окружающей среды. Лечебно-профилактические средства обладают профилактической функцией, рекомендуются при повышенном потоотделении, угревой сыпи, перхоти и т.д. К специальным средствам относят депилятории, отбеливающие кремы, кремы для массажа. Часто косметические средства выполняют одновременно несколько функций – сочетают косметическую и декоративную, гигиеническую и защитную и т.д.

Косметические товары разделены на следующие группы: средства по уходу  за кожей лица и тела; средства по уходу за волосами и кожей головы; средства декоративной косметики. Все  они в широком ассортименте представлены на российском рынке производителями как зарубежных, так и отечественных кампаний. Крупнейшими производителями импортной косметики являются фирмы: “L’Oreal” (Франция ), “Procter&Gamble” (США), Revlon (США), Florena, Londa, Wella, Schwarzkopf (Германия), “Oriflame”(Швеция), Lumene (Финляндия). Насыщенность российского рынка импортными товарами, высокие цены товаров известных западных фирм, низкое качество дешевых подделок вынудили отечественных производителей повысить конкурентноспособность своей продукции. В настоящее время в России более 120 кампаний занимаются производством парфюмерно-косметических товаров. Среди них давно известные фирмы, и много новых, но уже хорошо зарекомендовавших себя фирм: АО «Свобода», «Рассвет», «Новая заря», «Линда», «Гармония плюс» (Москва ), концерн «Калина» (бывшие «Уральские самоцветы» Екатеринбург), «Северное сияние», «Невская косметика», «Грим», Невская фабрика косметики «Элона», АО «Фитотехнолог» (Санкт-Петербург), ЗАО «Мирра Люкс», «Грин-мама», АО «Садко-Ц», «Саша» и др.

Доля отечественных косметических  товаров на потребительском рынке  России сегодня достаточно высока и  постоянно увеличивается. По оценке специалистов, каждый третий российский покупатель предпочитает приобретать отечественную косметику, т.к. цены на нее значительно ниже, чем на импортную и доверие к качеству остается высоким благодаря строгим требованиям ГОСТов. Многие российские предприятия выпускают продукцию, которая по своим свойствам и внешнему оформлению вполне может составить конкуренцию широко рекламируемой импортной косметике. Немаловажным фактором предпочтения российской косметики является особенности резко-континентального климата нашей страны, в связи с чем рецептура отечественной косметики отличается от традиционной импортной.

Новые научно-исследовательские мероприятия, освоение новых технологий, художественное оформление, рекламные мероприятия, современный подход к товарной информации и др. исследования способствовали увеличению конкурентоспособности отечественной парфюмерно-косметической промышленности, повышению спроса на отечественный товар.

 

Информация о работе Гигиеническая косметика