Анализ факторов, влияющих на качество и конкурентноспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть факторы, влияющие на формирование качества и конкурентоспособности товаров.
Задачи работы - определить качество товара и его показатели; рассмотреть слагаемые качества; дать понятие и рассмотреть сущность конкурентоспособности; в практической части представленной работы – рассмотреть пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….2
1. Понятие качества…………………………………………………………………...3
1.1 Показатели качества товара……………………………………………………...3
1.2 Система показателей качества…………………………………………………...5
1.3 Факторы, влияющие на качество продукции…………………………………..9
2.Конкурентоспособность, сущность и методы ее определения………………...18
2.1 Факторы влияющие на конкурентоспособность……………….......................18
2.2 Обеспечение конкурентности продукции и пути ее повышения…………...21
3. Оценка конкурентоспособности…………………………………………………24
3.1 Методика оценки………………………………………………………………..25
3.2 Оценка конкурентоспособности………………………………………………..26
3.3 Пример расчета конкурентоспособности товара……………………………...35
Заключение……………………………………………………………......................40
Список использованной литературы……………………………….........................41

Вложенные файлы: 1 файл

оригинал курсовой.docx

— 104.97 Кб (Скачать файл)

  При транспортировании и хранении качество товаров не остается без изменений.

  Транспортирование - фактор, влияющий на сохраняемость. Хранение товаров   только в пути. К хранению этот фактор близок по условиям внешней среды: показателями климатического и санитарно-гигиенического режимов. Различия между ними обусловлены характером возникающих нагрузок: статических - при хранении и преобладающих динамических нагрузок с кратковременными статическими нагрузками (во время стоянок) - при транспортировании.

  Такой характер нагрузки обусловливает различия в высоте и способах размещения товаров в пути и в хранилище. Так, при транспортировании высота укладки товаров должна быть меньше, чем при хранении, что снижает разрушительное воздействие динамических нагрузок, особенно на нижние слои товарной массы. При транспортировании укладка товаров в таре должна быть плотной, компактной, чтобы предупредить вертикальное перемещение товаров в пути, завал штабелей и падение ящиков при резком торможении транспортного средства. Для предупреждения этого применяют дополнительные меры: устанавливают распорки между штабелем и стенкой транспортного средства, связывают ящики и т.п.

  Сроки перевозки товаров должны быть значительно меньше сроков годности и хранения, чтобы дать возможность получателю груза реализовать, а потребителю использовать товары до окончания этих сроков.

   Основные назначения: перемещение товара по всем звеньям технологического цикла товародвижения, от изготовителя до потребителя; обеспечение сохраняемости груза.

  В зависимости от применяемых транспортных средств различают следующие виды транспорта: автомобильный, воздушный, железнодорожный, водный, гужевой. Они отличаются скоростью перевозки, стоимостью, грузоподъемностью и др.

  Хранение - этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации. Цель: обеспечение стабильности исходных свойств или их изменение с минимальными потерями.

  Условия хранения - совокупность внешних воздействий окружающей среды, обусловленных режимом хранения и размещением товаров в хранилище.

  Режим хранения - совокупность климатических и санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих сохраняемость товаров.

  Требования к климатическому режиму хранения включают требования к температуре, относительной влажности воздуха, воздухообмену, газовому составу и освещенности.

  Температура хранения - температура воздуха в хранилище. Один из наиболее значимых показателей режима хранения. С повышением температуры усиливаются химические, физико-химические, биохимические и микробиологические процессы.

  Относительная влажность воздуха (ОВВ) - показатель, характеризующий степень насыщенности воздуха водяными парами.

  ОВВ определяется как отношение действительного содержания водяных паров в определенном объеме воздуха к тому их количеству, которое необходимо для насыщения того же объема воздуха при одинаковой температуре.

  Чем выше влажность товаров и ниже ОВВ, тем больше потери. Поэтому товары с повышенной влажностью рекомендуется хранить при высокой ОВВ. Однако такой влажностный режим непригоден для сухих товаров, так как они могут поглощать водяные пары, увлажняться и подвергаться микробиологической порче.

  Воздухообмен - показатель режима, характеризующий интенсивность и кратность обмена воздуха в окружающей товары среде.

  В процессе воздухообмена создается равномерный температурно-влажностный режим, а также удаляются газообразные вещества, выделяемые хранящимися товарами, тарой, оборудованием и др.

  Газовый состав воздуха - показатель режима, характеризующий состав газов в окружающей среде. Обусловлен тремя группами компонентов:

- основные газы (кислород, азот и углекислый газ);

- инертные газы (водород, гелий, аргон и др.);

- вредные газообразные примеси (окислы азота, серы, озон, аммиак).

  Освещенность - показатель режима хранения, характеризующийся интенсивностью света на складе.

  На сохраняемость большинства товаров свет, особенно солнечный, оказывает отрицательное влияние, так как активизирует окислительные процессы, вследствие чего отмечаются прогоркание жиров, разрушение красящих веществ, витаминов и др.

  Например, при долгом хранении на свету, особенно при интенсивном солнечном освещении, очень сильно выцветают ткани, кожа, меха и т.д.

  Требования к санитарно-гигиеническому режиму хранения характеризуются комплексным показателем чистоты.

  Чистота - состояние объектов хранения и окружающей среды, которое характеризуется загрязнениями, не превышающими установленных норм.

  Размещение - наиболее значимый фактор, определяющий условия хранения, и характеризуется показателями нагрузки складов: площадью, коэффициентом загрузки, высотой размещения.

  Транспортирование является разновидностью кратковременного хранения продовольственных товаров, и поэтому при перевозке надо создавать условия, аналогичные стандартному хранению. Наилучший вид транспорта для перевозки продовольственных товаров - рефрижераторы.

  Изучая процессы, происходящие в продовольственных товарах при транспортировании и хранении, необходимо выявлять оптимальные условия, при которых качество продовольственных товаров не снижалось, и потери были минимальными.

  Внедрение прогрессивных видов тары и упаковки, организация хранения товаров в местах производства, создание прямых связей между производителями и получателями, использование новых способов транспортирования и хранения, холодильной техники на всех стадиях движения продукции (транспортирование, хранение, реализация) будут способствовать наиболее полному сохранению качества продовольственных товаров.

  Фактором качества, формирующим и сохраняющим, является также качество труда работника на всех стадиях жизненного цикла продукта.

 

2. Конкурентоспособность,  сущность и методы ее определения

  Различают два понятия: «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара».

  Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал.

  Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичный товаров-конкурентов.

  Абсолютно конкурентоспособными, исходя из этой посылки, являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.

  Практика определения конкурентоспособности товара основывается на сравнительном анализе его совокупных характеристик с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления.

  Конкурентоспособность продукции может быть выражена количественно через показатель конкурентоспособности.

  Для покупателя все расходы делятся на две основные категории. Во-первых, это постоянные затраты, которые осуществляются единовременно и в дальнейшем не изменяют своей величины, т.е. покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр. Во-вторых, это переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользования изделием; они включают эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т.п.), текущий ремонт и обслуживание и др.

2.1.Факторы,  влияющие на  конкурентоспособность

 

  Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение не только его сильных и слабых сторон, но также и тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию.   Фактор – это основной ресурс как на уровне производственной деятельности предприятия, так ив экономике в целом; фактор – это движущая сила экономических, производственных процессов, оказывающих влияние на результат производственной, экономической деятельности.

  Факторы конкурентоспособности – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут изменять конкурентоспособность предприятия в сторону повышения и в сторону уменьшения. Факторы – это то, что способствует превращению возможностей в действительность. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Следует оговориться, что наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются.

  К факторам конкурентоспособности  относят: финансовое положение предприятия; состояние базы для собственных  научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и уровень расходов на них; наличие передовой технологии; обеспеченность высококвалифицированными кадрами; способность к продуктовому и ценовому маневрированию; наличие сбытовой сети; состояние технического обслуживания; возможность кредитования; действенность рекламы и средств стимулирования сбыта; обеспеченность информацией, платежеспособность основных покупателей.

  Конкурентоспособность предприятия складывается из следующих факторов:

1) ресурсного – затраты ресурсов на единицу готовой продукции. Предприятие само способно контролировать повышение производительности труда, капиталоотдачи, общей эффективности производства, а следовательно, и ресурсного фактора роста конкурентоспособности;

2) ценового – уровень  и динамика цен на все используемые  ресурсы и готовую продукцию. Данный фактор является менее  контролируемым со стороны предприятия, поскольку уровень цен в стране  во многом зависит от экономической  политики государства;

3) «фактора среды» –  в данный фактор, по мнению  автора, входят такие составляющие, как: экономическая и политическая  обстановка в стране и степень  воздействия государства на рыночного  контрагента.

  Исходя из данной классификации факторов конкурентоспособности предприятия предприятие не может контролировать все факторы конкурентоспособности, и поэтому активное вмешательство государства в экономические процессы в качестве действующего гаранта прав и обязанностей приобретает все большее значение.

  Деятельность  любого предприятия находится под  воздействием как факторов, которые возникают при замкнутом контакте субъекта экономики и управленческой задачи, так и факторов, возникающих при открытом взаимодействии предприятия с внешней средой при решении той же задачи. Вся совокупность факторов конкурентоспособности предприятия по отношению к нему подразделяется на внешние и внутренние.

  Внутренние факторы – объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности. К внутренним факторам можно отнести:

1) потенциал маркетинговых  служб;

2) научно-технический потенциал;

3) производственно-технологический  потенциал;

4) финансово-экономический  потенциал;

5) кадровый потенциал (структуру, профессионально-квалифицированный  состав);

6) эффективность рекламы  и средств стимулирования сбыта;

7) уровень материально-технического  обеспечения;

8) условия хранения, транспортировки, упаковки продукции;

9) уровень осуществляемых  погрузочно-разгрузочных работ и  транспортных услуг в соответствии  с требованиями;

10) подготовку и разработку  производственных процессов, выбор  оптимальной технологии производства;

11) эффективность производственного  контроля, испытаний, обследований;

12) уровень технического  обслуживания в постпроизводственный  период;

13) уровень сервисного  и гарантийного обслуживания.

  Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.

  Под внешними факторами  следует понимать:

1) меры государственного  воздействия: экономического характера (амортизационную, налоговую, финансово-кредитную  политику, инвестиционную политику, участие в международном разделении  труда); административного характера (разработку, совершенствование и  реализацию законодательных актов, демонополизацию экономики, государственную  систему стандартизации и сертификации, правовую защиту интересов потребителей);

2) основные характеристики  самого рынка деятельности данного  предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов);

3) деятельность общественных  и негосударственных институтов;

4) деятельность политических  партий, движений, блоков, формирующих  социально-экономическую обстановку  в стране.

  Таким образом, конкурентоспособность предприятия  представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия (внутренних факторов), а с другой стороны – внешних по отношению к нему факторов.

  В России управление деятельностью предприятий и обеспечение им должного уровня конкурентоспособности в условиях расширения их прав и обязанностей и необходимости адаптации к изменениям проходят весьма сложно.

Информация о работе Анализ факторов, влияющих на качество и конкурентноспособность