Технические измерения цилиндрического сопряжения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного курсового проектирования является освоение терминологии курса и определение основных параметров цилиндрического сопряжения. Изучение способов нанесения на чертежах обозначений посадок и допусков.
Практическое ознакомление с методикой расчета калибров. Изучение конструкции калибров. Ознакомление с методикой выбора посадок деталей шпоночного соединения. Освоение расчетов допусков на размеры всех элементов шпоночного соединения. Ознакомление со способами нанесения на чертежах посадок и допусков шпоночных соединений. Практическое ознакомление со стандартами, регламентирующими шлицевое соединение. Изучение обозначения шлицевых соединений на чертежах.

Содержание

Введение 4
1 Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений 5
2 Расчет исполнительных размеров гладких калибров 10
3 Допуски и посадки шпоночных и шлицевых соединений 14
4 Нормирование точности метрической резьбы 20
5 Нормирование точности цилиндрических зубчатых колес и передач 25
6 Расчет размерных цепей 28
Заключение 34
Литература 35

Вложенные файлы: 1 файл

НТТИ-Курсовая.doc

— 2.42 Мб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Целью данного курсового  проектирования является освоение терминологии курса и определение основных параметров цилиндрического сопряжения. Изучение способов нанесения на чертежах обозначений посадок и допусков.

Практическое ознакомление с методикой расчета калибров. Изучение конструкции калибров.

Ознакомление с методикой выбора посадок деталей шпоночного соединения. Освоение расчетов допусков на размеры всех элементов шпоночного соединения. Ознакомление со способами нанесения на чертежах посадок и допусков шпоночных соединений. Практическое ознакомление со стандартами, регламентирующими  шлицевое соединение. Изучение обозначения шлицевых соединений на чертежах.

Освоение расчетов параметров резьбовых сопряжений. Практическое ознакомление со стандартами резьбовых  сопряжений.

Ознакомление  с системой построения допусков на параметры зубчатых передач.

Изучение методов размерного анализа сборочного узла.

1 Допуски и посадки гладких  цилиндрических соединений

1.1 Содержание задания

1. Рассчитать предельные  размеры и допуски отверстия  и вала.

2.  Определить квалитеты  отверстия и вала.

3.  Подобрать буквенные  обозначения основных отклонений  и записать обозначение посадки.

4.  Рассчитать предельные  зазоры и (или) натяги в посадке  и допуск посадки, определить вид соединения в посадке (с зазором, с натягом, переходная).

5.  Изобразить схему расположения полей допусков, указать на ней размеры, допуски.

6.  Назначить значение  параметра шероховатости поверхностей  и подобрать конечную операцию механической обработки отверстия и вала.

7. Вычертить эскиз  сопрягаемых деталей в сборе и подетально, указать на эскизе обозначение посадки, полей допусков, предельных отклонений, шероховатостей.

1.2 Исходные данные

Номинальный размер цилиндрического сопряжения DН=dН=80 мм.

Предельные отклонения отверстия ES= –59мкм; EI= –105мкм.

Предельные отклонения вала es= 0мкм; ei= –74мкм.

1.3 Ход выполнения задания

1.3.1 Рассчитываем предельные размеры отверстия и вала:

 мм;

 мм;

 мм;

 мм.

Допуски на размеры отверстия и вала равны:

 мм;

 мм.

 

1.3.2 Определяем граничные значения интервала, к которому принадлежит номинальный размер.

Для DН=dН=80

; .

Находим среднее геометрическое значение для данного интервала:

мм.

Единицу допуска  i для размеров в диапазоне от 0 до 500 мм  найдем по формуле

мкм.

Квалитет изготовления деталей можно найти, определив  число единиц допуска а в формуле допуска . В нашем случае известны допуски отверстия TD и

вала Td,а также величина единицы допуска i. Тогда числа единиц допуска для отверстия и вала соответственно равны

; .

 

По таблице допусков находим, что отверстие выполнено по 8 квалитету (IT8), для которого число единиц допуска равно 25, а вал выполнен по 9 квалитету (IT9), для которого число единиц допуска равно 40.

1.3.3 Подбираем буквенные обозначения основных отклонений и записываем обозначение посадки.

–   для отверстия основным отклонением является нижнее отклонение                    ES = –59 мкм;

–  для вала основным отклонением является верхнее отклонение

 еs = 0 мкм.

По таблицам основных отклонений отверстий находим их буквенные обозначения: для отверстия — S, для вала — h. Объединяя ранее найденные квалитеты с буквенными обозначениями основных отклонений, записываем обозначения полей допусков:

— поле допуска отверстия — S8;

— поле допуска вала — h9.

Полное обозначение искомой  посадки имеет вид:

Отмечаем, что отверстие  в данной посадке является не основным, поскольку его нижнее отклонение не равно нулю. Вал является основным, поскольку его верхнее отклонение равно нулю.

Данная посадка является посадкой в системе вала.

 

1.3.4 Определяем предельные зазоры в посадке:

Smax = Dmax - dmin =79,941–79,926=0,015 мм;

Smin = Dmin - dmax=79,895 –80= –0,105 мм.

Поскольку Smin<0, а Smax>0 имеем переходную посадку, где

Smax=0,015 мм,

Nmax= – Smin=0,105 мм.

Средний натяг равен:

 мм.

Допуск посадки равен

мм.

Для проверки полученного значения рассчитаем также допуск посадки  как сумму допусков отверстия  и вала:

 мм.

1.3.5 Вычерчиваем схему расположения полей допусков (рис. 1.1)

Посадка является переходной посадкой, поэтому поля допусков отверстия и вала перекрываются.

Рисунок 1.1 – Схема расположения полей допусков

 

1.3.6 Назначаем шероховатость поверхности деталей. В диапазоне номинальных размеров от 18 до 50 мм для допуска формы, равного 60% от допуска размера, находим:

для отверстия (IT8) среднее арифметическое отклонение профиля Ra 3,2 мкм;

для вала (IT9) среднее арифметическое отклонение профиля Ra 6,3мкм.

Подбираем конечную операцию механической обработки отверстия  и вала, ориентируясь на квалитеты и показатели шероховатости поверхности:

– для отверстия (квалитет IТ8, шероховатость Ra 3,2) назначаем чистовое развёртывание, обеспечивающее получение квалитетов IT7..8 и шероховатости    Ra 1,7..3,2;

– для вала (квалитет IT9, шероховатость Ra 6,3) назначаем, получистовое шлифование обеспечивающее получение квалитетов IT8..11 и шероховатости Ra3,2..6,3.

1.3.7 Изображаем эскиз соединения деталей в сборе и подетально (рис.1.2)

 

 

Рисунок 1.2 – Эскиз соединения подетально и в сборе

2 Расчет исполнительных размеров гладких калибров

2.1 Содержание задания

1.  Для заданной  посадки определить предельные  размеры вала и отверстия.

2.  Определить значения допусков и отклонений рабочих калибров в соответствии со стандартом.

3.  Рассчитать исполнительные  размеры нерегулируемых рабочих  калибров (пробки и скобы) для  контроля отверстия и вала.

4.  Вычертить схему расположения полей допусков отверстия, вала и рабочих калибров, указать на схеме предельные размеры вала и отверстия и исполнительные размеры рабочих калибров.

5.  Определить квалитеты  точности и шероховатость поверхностей  рабочих частей калибров.

6. Выполнить эскизы калибров, нанести  на эскизы элементы маркировки.

2.2 Исходные данные

Задана посадка: .

2.3 Ход выполнения задания

2.3.1 Находим предельные отклонения отверстия и вала:

– для поля допуска отверстия 35D9: ES =+142 мкм, EI =80 мкм;

– для поля допуска вала 35h9: es = 0 мкм, ei = -62 мкм.

Предельные размеры  отверстия и вала:

 мм;

 мм;

 мм;

 мм.

 

 

2.3.2 Определим значения допусков и отклонений рабочих калибров в соответствии со стандартом. Для пробки для квалитета контролируемого отверстия IT9 находим:

– допуск на изготовление пробки H = 4 мкм;

– отклонение середины поля допуска пробки Z = 11 мкм;

– допустимый выход размера изношенной пробки Y= 0мкм.

Для скобы для квалитета контролируемого вала IT9 находим:

– допуск на изготовление скобы H1 = 7 мкм;

– отклонение середины поля допуска скобы Z1 = 11 мкм;

– допустимый выход размера изношенной скобы Y1= 0 мкм.

2.3.3 Находим предельные размеры проходной и непроходной части пробки (квалитет контролируемого отверстия IT9):

 мм;

 мм;

 мм;

 мм;

Р -ПРизн =Dmin-Y=35,08-0=35,08 мм.

Исполнительные размеры рабочих калибров пробки:

мм;

 мм.

Находим предельные размеры  проходной и непроходной части скобы (квалитет контролируемого вала IT9):

 мм;

 мм;

 мм;

 мм;

Р -ПРизн =dmax+Y=35+0=35 мм.

Исполнительные размеры рабочих калибров скоб:

 мм;

 мм.

2.3.4 Схема расположения полей допусков отверстия, вала и рабочих калибров приведена на рис. 2.1.

 

 

Рисунок 2.1 – Схема расположения полей допусков отверстия, вала и рабочих калибров

 

2.3.5 По таблице допусков определяем квалитеты точности рабочих частей.

Для пробки: номинальный  размер 35 мм, допуск Н=4 мкм, это соответствует квалитету (IT3).

Для скобы: номинальный  размер 35 мм, допуск Н1=7 мкм, это соответствует квалитету (IT4).

В соответствии с подобранными квалитетами назначаем шероховатость рабочих поверхностей калибров: для пробки показатель Ra равен 0,2 мкм; для скобы показатель Ra равен 0,4 мкм.

2.3.6 Выполняем эскизы калибров с элементами маркировки (рис. 2.2,2.3).

Рисунок 2.2  Эскиз пробки с элементами маркировки

 

Рисунок 2.3  Эскиз скобы с элементами маркировки

3 Допуски и посадки шпоночных и шлицевых соединений

Часть I

3.1 Шпоночные соединения

3.1.1 Содержание задания

1. Определить номинальные  размеры шпоночного соединения.

2. Нормировать точность размеров  шпонки и пазов на валу и  во втулке.

3.  Определить допуски и предельные  отклонения размеров шпоночного соединения.

4. Определить предельные значения  зазоров и натягов в посадках  по ширине шпонки.

5. Выполнить схему расположения полей допусков.

6. Выполнить эскиз шпоночного соединения с обозначением посадок.

7. Записать условное обозначение шпонки.

3.1.2 Исходные данные

Номинальный диаметр вала 160 мм, длина втулки 280 мм,

характер шпоночного соединения – нормальное, исполнение №1.

3.1.3 Ход выполнения задания

3.1.3.1 Для соединения вала и втулки с номинальным диаметром 160 мм и длиной втулки 280 мм из ГОСТ 23360-78 выписываем стандартные номинальные значения всех размеров шпоночного соединения.

Для шпонки находим:

– ширина шпонки b=40 мм;

– высота шпонки h =22 мм;

– длину шпонки выбираем равной l =280 мм;

– фаска s =0,64 мм.

Для паза на валу и во втулке:

– ширина паза на валу b1= b =40 мм;

– глубина паза на валу t1 = 13 мм;

– длина паза на валу l1=l=280 мм;

– ширина паза во втулке b2 = b= 40 мм;

– глубина паза во втулке t2= 9,4 мм;

– длина паза во втулке - не нормируется;

– радиус закругления или фаска sl = 1 мм.

3.1.3.2 Назначаем точность изготовления размеров шпонки и пазов. Для ширины шпонки (размер b) назначаем поле допуска h9.

Для нормального соединения для ширины паза на валу (размер b1) назначаем поле допуска N9, для ширины паза во втулке (размер b2) - поле допуска JS9.

Для высоты шпонки (размер h) назначаем поле допуска h11.

Для глубины паза на валу и во втулке стандартом нормируются  не поля допусков, а предельные отклонения: t1= ; t2=

Для посадки «шпонка-вал» по длине назначаем следующие  поля допусков: для длины шпонки (размер l) –h14, для длины паза на валу (размер l1) -Н15.

Найденные данные сводим в таблицу 3.1.

Таблица 3.1 Номинальные размеры  и поля допусков шпоночного соединения

 

 

Шпонка

Паз на валу

Паз во втулке

Ширина

b =40h9

b1=40N9

b2 =40JS9

Высота (глубина)

h = 22h11

t1=

t2=

Длина

l=280h14

l1 =280Н15

l2 – не нормируется


 

3.1.3.3 Для найденных полей допусков определяем предельные отклонения по ГОСТ 25347-82[2] и рассчитываем допуски и предельные размеры (табл.3.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.2 - Допуски и предельные размеры параметров соединения

Параметр

Обозначение

Номинальный размер, мм

Поле допуска

Предельные отклонения, мм

Предельные размеры, мм

Допуск, мм

Верхнее

Нижнее

max

min

Ширина шпонки

b

40

h9

0

–0,062

40

39,938

0,062

Ширина паза на валу

b1

40

N9

0

–0,062

40

39,938

0,062

Ширина паза во втулке

b2

40

JS9

+0,031

–0,031

40,031

39,969

0,062

Высота шпонки

h

22

h11

0

–0,13

22

21,87

0,13

Глубина паза на валу

t1

13

+0,3

0

13,3

13

0,3

Глубина паза во втулке

t2

9,4

+0,3

0

9,7

9,4

0,3

Длина шпонки

l1

280

h14

0

–1,3

280

278,7

1,3

Длина паза на валу

l2

280

H15

2,1

0

282,1

280

2,1

Информация о работе Технические измерения цилиндрического сопряжения