Техника батик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:26, реферат

Краткое описание

Меня привлекло в технике батика сочетание сугубо практической стороны данного искусства (например, украшение одежды) и её отвлечённая художественная значимость. Я лично давно и много занимаюсь изобразительным творчеством и собираюсь связать с ним мою будущую профессию. Таким образом, работа в технике батика дало мне возможность воплотить в практической вещи мои творческие художественные способность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….с.3
Из истории батика………………………………………………….с.4
Идея проекта………………………………………………................с.6
Техника выполнения батика………………………………..…..….с.8
Материалы, инструменты, оборудование…………………………..с.15
Правила техники безопасности……………………………………..с.18
Расчет себестоимости изделия………………………………...........с.19
Экологическая экспертиза…………………………………………..с.20
11.Самооценка……………………………………………………………с.21
Заключение……………………………………………………………. …....с.22
Список используемой литературы………………………………………с.23


Приложения……………………………………………………………….с. 24

Вложенные файлы: 1 файл

Катя Батик.docx

— 2.36 Мб (Скачать файл)

Чтобы усилить проникновение краски в ткань, нужно протереть поверхность воска спиртом, а затем покрыла красителем, разведенным в воде. На ткани сразу появляется рисунок из трещин, который получился после проникновения краски. После проглаживания утюгом ткани через слой газет для удаления воск, трещины становятся ярче. Перед тем как удалить воск, протрите поверхность влажной тряпкой, чтобы снять лишнюю краску.

Иногда  бывает, что на ткани образуется слишком толстый слой воска и, прежде чем прогладить его, нужно  потереть ткань над газетой, как  при стирке. Лишний воск осыплется, а затем как обычно нужно прогладить ткань через газеты.

В использовании  кракелюра нужно соблюдать меры. Кракелюр может скрыть мелкие погрешности  росписи, а может и испортить  хорошую работу.

Холодный  батик.

Преимущественно холодный батик используется при нанесении краски на шелк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используются резервы в тюбиках, которые оснащены


Свободная роспись.

В свободной росписи способность  краски растекаться в той или  иной степени используется как художественный приём. При этом способе максимально  проявляется индивидуальность художника. Владеют этим способом люди подготовленные.

Сухой батик.

Производится по обработанной солевым  раствором поверхности. В роли резерва  выступает концентрированная тушь, а свободная кистевая роспись  производится густыми красками. В  результате получаем сочетание графических  линий контура и свободную  роспись в пределах этих линий

Дополнительные  способы:

    • узелковый батик - один из древнейших способов росписи тканей. В узелковом батике участки тканей, которые должны быть не прокрашены, завязываются узлом;
    • роспись аэрографом - при этом способе краски разбрызгиваются по ткани аэрографом.

      Я попробовала расписывать ткани  всеми способами, перечисленными  выше, и остановилась на холодном батике. Горячий батик кропотливый и трудоёмкий процесс, а я привыкла видеть результат как можно скорее. Мне нравится свободная роспись с предварительной грунтовкой ткани раствором поваренной соли, иногда прибегаю к узелковой росписи. Не обязательно быть профессиональным художником, чтобы овладеть техникой батика. Произведения искусства, фотографии, собственные творения могут лечь в основу вашей работы. Для этого их нужно скопировать на ткань и раскрасить.

Традиционно для батика используют: шелк, вуаль, шифон, крепдешин, хлопок, лён. Свои первые эксперименты я проводила  на шифоне. Любую ткань перед росписью необходимо постирать, чтобы удалить из нового материала пропитку (аппрет), делающую ткань более жёсткой и непроницаемой для краски. Затем погладить с изнанки, когда ткань ещё слегка влажная.

 Расписывается ткань в натянутом  виде на раму или пяльцы. Ткань  должна быть натянута достаточно  сильно, чтобы, намокнув от краски, она не провисала. Но не переусердствуйте: если натянуть шёлк слишком  сильно, он порвётся вокруг кнопок. Очень важно не перекосить  ткань, натягивая её строго  по долевой нитке, чтобы рисунок  не исказился. Прежде чем накалывать  на раму шёлк, заклейте её скотчем,  чтобы не испачкать раму краской. Для натяжения ткани в специальных магазинах продаются рамы различных размеров и кнопки - трезубцы, канцелярские кнопки оставляют на ткани дырочки.

      Карандашом переведите рисунок  на ткань. Лучше всего приобрести  карандаш-фантом, при стирке он  исчезает. Обыкновенный карандаш  тоже можно использовать, но отстирывается  он плохо и это нужно учесть  при нанесении контура.

     Чтобы краски не расплывались  по ткани, контур рисунка в  карандаше обводится специальными  контурами (резервами). Контурный  состав наносится специальными  стеклянными трубочками или выдавливается  из тюбиков с наконечниками.

О работе со стеклянной трубочкой.

     Опустите конец трубочки в  баночку с контуром и через  противоположный конец втяните  ртом состав. Заполните трубочку  наполовину, затем оботрите её  бумажной салфеткой, держа загнутым концом вверх.

      Линию контура проводите быстро  и уверенно, так как, при отрыве  в местах более замедленного движения могут образовываться капли. Контур обязательно должен быть замкнутым, иначе при росписи краска перетечёт на соседний участок. По окончании нанесения контура, трубочку промойте в бензине.

      Контур (резерв), нанесённый на ткань,  должен сохнуть в течение 1-2 часов, чаще всего я его высушиваю  феном.

      Теперь можно перейти к самой  интересной работе - росписи ткани  красками внутри контурных линий.  В холодном батике краски наносятся  кистью или губкой.

      Фрагмент зарезервированного участка  внутри замкнутой контурной линии  необходимо протереть мокрым  ватным тампоном и, пока ткань не высохла, нанести краски. Краски наносятся от центра зарезервированного участка к линии контура. Раскрашивание нужно начинать со светлых тонов. Количество цветов не ограничено, всё зависит от вашей фантазии. Работу проводить аккуратно, не торопясь, переходя от фрагмента к фрагменту. Краски следует хорошо растягивать, чтобы не образовывалось загустков. Краски не должны быть слишком жидкими, иначе они поплывут на следующий участок через контур.

      Закончив роспись ткани, необходимо  её высушить. Хочу предостеречь  от сушки феном готового батика, результат может быть непредсказуем!  Уже имея определённый опыт, вы  будете знать, какой будет результат  при сушке феном той или  иной расписанной вами ткани. Затем необходимо зафиксировать рисунок с изнанки утюгом при температуре глажения данной ткани в течение 3-5 минут.

      Советую покупать краски, фиксируемые  утюгом. По собственному опыту  знаю, что фиксировать краски  паром в домашних условиях, процедура  не из лёгких. При покупке красок  для батика обратите внимание  на то, чтобы на баночке была инструкции по применению, в частности, в ней должно быть отражено каким образом фиксируется краска на ткани. При пользовании красками чётко следуйте инструкции.

      Стирать расписанную ткань в технике батик, можно, как правило, через 48 часов после росписи и фиксации при температуре 40-60 градусов мягкими моющими средствами без отбеливания.

(См.Приложение 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы, инструменты, оборудование.

Для выполнения работы вам потребуется:                           

1. Прежде всего, для росписи ткани необходим деревянный подрамник. Главное требование - он должен обеспечивать тугое натяжение ткани. Существуют специальные батичные рамы различных размеров раздвижных ступенчатых конструкций, которые позволяют скреплять рейки, раздвигая их на определенные интервалы. Недостатком такой рамы является то, что платки с обработанными краями не всегда подходят к ним по размеру. Рамы без ступенчатой раздвижки не имеют этого недостатка, с помощью гаек их можно подогнать под любой размер. Прежде чем натягивать ткань на раму, будет нелишним обмотать ее скотчем, это предохранит от окрашивания не только само дерево, но и ваши последующие работы.

2. Кнопки и булавки с головкой потребуются для натягивания шелка на раму. Кнопки рекомендуются для натягивания шелка с необработанными краями. Для готовых платков и шарфов лучше использовать булавки, поскольку после их удаления остаются лишь маленькие проколы.

3. Кисти колонковые или беличьи важнейший рабочий инструмент для росписи шелка, качества и свойства которых зачастую сильно влияют результат работы. Номера 4-10 для окрашивания больших площадей и номер 2 для прорисовки деталей.

4. Тонкая стеклянная трубочка, c помощью которой можно легко и аккуратно выполнить линии и контуры.

5. Мягкий карандаш используется для перенесения мотива на ткань.

6. Камешки, бусины, пуговицы, стеклянные шарики различных размеров пригодятся для узелкового батика.

7. Понадобятся также прочные хлопчатобумажные нитки различной толщины.

8. Краски могут быть и анилиновые, акриловые и даже жидко разведенные масляные.

9. Палитра - белая тарелочка.

10. Пипетки облегчают забор краски из флаконов, а также и их смешивание. Вам пригодится несколько обыкновенных пипеток.

11. Ветошь.

12. Пустые емкости небольшого объема (подойдут баночки от витаминов или от детских соков с плотно закрывающимися крышками) для разбавления и смешивания красителей.

13. Фен ускоряет процесс высыхания краски, с его помощью можно добиваться довольно интересных эффектов.

14. Соль мелкого и крупного помола посыпают на влажную ткань. Благодаря свойству соли притягивать краску можно получать весьма необычные результаты. Для этих же целей используют гранулы мочевины и аммиачную селитру.

15. Утюг нужен для закрепления краски на ткани.

16. Газеты пригодятся при проглаживании готовой работы.

17. Трубочки для коктейля.

18. Большая кастрюля. Для закрепления краски на ткани способом запаривания, а также при выполнении работы в узелковой технике.

19. А также ножницы и несколько стаканов.

20. Ткань для батика и росписи по ткани можно брать любую: бязь, шелк, вискозу, шифон, атлас, хлопок, лен, шерсть… Важно помнить, что от сорта ткани во многом зависит способ закрепления рисунка.

(См.Приложение 3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правила техники безопасности.

  1. При натягивании ткани на подрамник следует соблюдать технику безопасности при работе с молотком и колюще-режущими инструментами.
  2. При использовании для натяжения подрамника электрического пистолета не беритесь за инструмент влажными руками, не оставляйте инструмент включённым, не держите ткань руками рядом с выходом скрепок из пистолета, не работайте неисправным инструментом.
  3. Резерв для батика, бензин для промывания трубочек – горючие материалы. Открытый огонь исключить.
  4. Не готовьте резерв самостоятельно. При нагревании смесь становится взрывоопасно при попадании воды.
  5. Некоторые виды резерва испаряют вредные пары. Заниматься батиком следует в хорошо проветриваемом помещении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчет себестоимости изделия.

Затраты на этот вид рукоделия во многом зависят от качества материалов. Начинающие могут использовать самые дешёвые ткани и красители. Позже можно покупать более дорогие материалы.

Затраты на электроэнергию не учитываем, т.к. работы проводились в дневное время.

 

Использ.  материал

Цена (руб.)

Расход

Затраты (руб.)

1

Ткань шифон

160 руб/м при ширине 150 см

50см

80 руб.

2

Красители, резерв

300руб. (набор)

1\10 часть

30 руб.

3

Рамка

200руб.

1 шт.

200руб.

4

Кисти

130 руб., 60 руб.

2шт.

190 руб.

5

Кнопки (100 шт.)

50 руб.

25 шт.

12руб.50коп. 

 

Сп = Мз + Роп,   где

Сп - полная себестоимость;

Мз - материальные затраты; 
Роп - стоимость самой работы.

Мз = 30+200+190+ 12, 5 = 432 руб. 50 коп.

 

Сп = 432,5+400 = 832 руб.50коп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологическая экспертиза.

Технология  батика  не оказывает отрицательного воздействия   на  окружающую  среду. При  изготовлении    изделия     были    использованы   экологически  чистые  материалы.

Технология    выполнения   батика     не оказывает отрицательного   влияния на  здоровье человека.

Техника батика не представляет особой сложности в   выполнении,    но      требует       внимательности  и      аккуратности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка.

Весь  процесс создания картины-батика доставил мне огромное удовольствие. Картина выполнена аккуратно, обладает художественными достоинствами, соответствует эстетическому вкусу, может вписаться в любой интерьер.

Информация о работе Техника батик