Техника акварельной живописи: материалы, оборудование, инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 12:34, реферат

Краткое описание

Основными качествами живописца, без которых никак не обойтись в процессе воплощения образа неподатливой, прихотливой, но желанной акварельной живописи являются высокая концентрация энергии, четкое понимание (видение) поставленной задачи, тонкое ощущение воды, бумаги, красок и, наконец, трезвость в самообладании.
Таким образом, если художники - живописцы недооценивают качество рабочих материалов, то это непременно отражается на конечном результате. Первым важнейшим условием для творения на пути к шансу стать «немеркнущим» в различных вариациях этого эпитета следует считать профессиональные материалы. Сама же техника акварельной живописи наряду с оценкой уровня мастерства живописца ценится, исходя из легкости, быстроты исполнения, умения передавать материальность фактур и предметов, безошибочного чувства композиции и рисунка, тонкого вкуса и чувства меры при исполнении отдельных деталей, в частности на этапе завершения работы.

Содержание

Введение ....................................................................................................... 3
История акварельной живописи ............................................................. 4
Европейская акварель ........................................................................... 4
Русская акварель..................................................................................... 6
Материалы, оборудование и инструменты акварельной живописи.7
Краски ..................................................................................................... 7
Бумага ..................................................................................................... 9
Кисти .................................................................................................... 11
Палитра ................................................................................................. 12
Акварельные техники ............................................................................. 13
Работа по – мокрому ........................................................................... 13
Техника A La Prima ............................................................................. 14
Работа «по – сухому» .......................................................................... 16
Однослойная акварель «по – сухому» ............................................... 16
Многослойная акварель (лессировка) ............................................... 17
Приёмы письма акварельной живописи ............................................. 22
Заключение ................................................................................................ 26
Ссылки на материалы ............................................................................. 27

Вложенные файлы: 1 файл

реферат 2. Тимофеева А. И..docx

— 931.97 Кб (Скачать файл)

МИНОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИСиС

 

 

 

Факультет Дневного отделения

Кафедра: ТХОМ - 13

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Техника акварельной живописи: материалы, оборудование, инструменты»  

 

 

 

 

 

Выполнил:

студентка гр. ТХОМ – 13

 Тимофеева А.И.

 

 

Руководитель:

доц. Кафедры ТХОМ

 Ключикова В.Б.

Содержание

  1. Введение ....................................................................................................... 3
  2. История акварельной живописи ............................................................. 4
    1. Европейская акварель ........................................................................... 4
    2. Русская акварель..................................................................................... 6
  3. Материалы, оборудование и инструменты акварельной живописи.7
    1. Краски ..................................................................................................... 7
    2. Бумага ..................................................................................................... 9
    3. Кисти .................................................................................................... 11
    4. Палитра ................................................................................................. 12
  4. Акварельные техники ............................................................................. 13
    1. Работа по – мокрому ........................................................................... 13
    2. Техника A La Prima ............................................................................. 14
    3. Работа «по – сухому» .......................................................................... 16
    4. Однослойная акварель «по – сухому» ............................................... 16
    5. Многослойная акварель (лессировка) ............................................... 17
  5. Приёмы письма акварельной живописи ............................................. 22
  6. Заключение ................................................................................................ 26
  7. Ссылки на материалы ............................................................................. 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   С давних времен человек стремился запечатлеть увиденные очертания или придуманные образы на бумаге, холсте, камне. Как известно, живопись картины – вид изобразительного искусства, который передаёт различные зрительные образы. Чарующая живопись акварелью, неуловимая скульптурная живопись, различная по образности и содержанию настенная живопись, от примитивных фигур и обозначений на стенах в пещерах до многообразных творений арт - графики - в наши дни виды живописи так различны, что изучить все школы и направления представляется весьма сложной задачей.

   Живопись, акварель - тончайшее искусство совершенства. Картины живописи, выполненные акварелью, поражают тонкостью и реализмом. Живопись и акварель отличается богатством тона, эффектом легкости и пронзительности.

   Акварель - предвестница многообразных живописных техник. Немудрено, что описать всё в рамках небольшой статьи нереально, даже сильно этого желая. Но стоит отметить, что богатая и многоликая акварельная живопись позволяет дать оценку уровню мастерства её создателя, причем как раз исходя из сравнения всего величия представительницы. Умелое использование и сочетание всевозможных приемов живописи, виртуозное маневрирование в рамках диапазона «сухости-влажности» - данные факторы и будут оценочными критериями.  
   Следует также понимать, что рисунки акварелью не имеют какой - нибудь самостоятельной, автономной техники, поскольку последняя находится в чётком подчинении цели или задумки творца. Посему не сложно сделать вывод - акварель ни больше, ни меньше многообразна и индивидуальна, как и людские почерки. Ни для кого не секрет, что сказанное можно отнести к любому виду искусства, однако именно акварель по - особенному восприимчива к «темпераментному движению кисти», которое исходит из пребывающего в движении духа мастера. В эту струю входит отношение к материалу на творческой, психической и философской ступенях. Именно здесь скрыта основная тайна и фундаментальная проблема владения технической стороной (техникой).

   Основными качествами живописца, без которых никак не обойтись в процессе воплощения образа неподатливой, прихотливой, но желанной акварельной живописи являются высокая концентрация энергии, четкое понимание (видение) поставленной задачи, тонкое ощущение воды, бумаги, красок и, наконец, трезвость в самообладании.  
   Таким образом, если художники - живописцы недооценивают качество рабочих материалов, то это непременно отражается на конечном результате. Первым важнейшим условием для творения на пути к шансу стать «немеркнущим» в различных вариациях этого эпитета следует считать профессиональные материалы. Сама же техника акварельной живописи наряду с оценкой уровня мастерства живописца ценится, исходя из легкости, быстроты исполнения, умения передавать материальность фактур и предметов, безошибочного чувства композиции и рисунка, тонкого вкуса и чувства меры при исполнении отдельных деталей, в частности на этапе завершения работы.  
 

История акварельной живописи

 

   Акварельная техника стала развиваться в Китае после изобретения бумаги во II веке нашей эры. В XII—XIII веках бумага получила распространение в Европе, прежде всего в Испании и Италии. Предшественницей акварельной техники в Европе была роспись по сырой штукатурке (фреска), позволявшая получать сходные эффекты.

   Акварельная живопись появилась позже других живописных техник. Как несложно догадаться, пока не было бумаги, не было и акварели, а бумага – это изобретение китайцев. Китайские акварели традиционно пишутся не только на бумаге, но и на шелке или иной ткани. Поэтому такие рисунки -свитки можно не только вешать на стену, но и сворачивать в рулон и хранить в специальных футлярах, что сохраняет краски в первозданном виде. Традиционные жанры китайской акварели: пейзаж, цветы и птицы, портрет, анималистический жанр. 

 

Европейская акварель

 
   Когда бумага появилась в Европе, то появилась и акварельная живопись. Хотя этой техникой пользовались такие мастера периода Возрождения, как Альбрехт Дюрер и Антонис ван Дейк, акварель не получила должного развития. В середине XVIII века она вообще считалась уделом непрофессионалов.

   Расцвет акварельной живописи в Европе пришелся на рубеж XVIII—XIX веков. Особенно популярна акварельная живопись была в Великобритании, где в 1804 году было создано Общество акварелистов. Кстати, по - английски «акварель» – water colours, водяные краски. Именно в Англии были разработаны основные приемы европейской акварельной живописи.

Среди самых известных европейских акварелистов Томас Гертин, Джозеф Тернер, Поль Деларош, Эжен Делакруа, австрийцы Рудольф фон Альт, Карл Шиндлер, Томас Эндер. В США акварель прославили Уильям Трост Ричардс, Томас Моран, Уинслоу Хомер.

   В Европе акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи. Из первостепенных художников Ренессанса значительный след в акварели оставили Дюрер, чей «Заяц» стал хрестоматийной работой, затем акварели отдали дань Антонис ван Дейк, Клод Лоррен и Джованни Кастильоне. Однако эти примеры оставались единичными вплоть до рубежа XVIII—XIX веков, так что даже в 1829 году Пайо де Монтабер в «Полном трактате о живописи» упоминает об

акварели вскользь как об искусстве, не заслуживающем серьезного внимания.

   В то же время техника с использованием ослабленных контуров и растушёвки кистью широко применялась, особенно в XVIII веке, участниками научных и военных экспедиций для зарисовки археологических и геологических объектов, растений, животных, при раскраске архитектурных и топографических планов: первоначально употреблялась китайская тушь, затем тушь с лак - кармином, сепия, а затем и другие водяные краски. В середине XVIII века рисование водяными красками сделалось популярным видом досуга для непрофессионалов: распространению этого развлечения особенно способствовали публиковавшиеся в 1780-е гг. и воспевающие красоту английской глубинки путевые дневники Уильяма Гилпина, которые он снабдил собственными иллюстрациями. В результате на рубеже XVIII - XIX века усилиями, сперва, Пола Сэндби, затем Томаса Гёртина и наконец, прежде всего, Джозефа Тёрнера акварель превратилась в едва ли не важнейший вид английской живописи.

   Кроме того, популярность акварели возросла и в связи с распространившейся во второй половине XVIII в. моде на портретную миниатюру, - жанр, который с успехом начали осваивать многочисленные художники - любители.

   Новации Гёртина, начавшего пользоваться акварелью для картин большого формата, и Тёрнера, существенно обогатившего арсенал технических приёмов акварелиста, вызвали к жизни дальнейший подъём английской акварели в творчестве таких художников, как пейзажисты Джон Селл Котмен, Энтони Копли Филдинг, Ричард Паркс Бонингтон, Дэвид Кокс, много писавший архитектурные сооружения Сэмюэл Праут, мастер натюрмортов Уильям Генри Хант, а также Сэмюэл Палмер, Джон Варли, Джон Фредерик Льюис, Майлз Бёркет Фостер, Фридерик Уокер и другие мастера. Роль акварели в английском изобразительном искусстве была закреплена сочинениями Джона Рёскина, объявившего Тёрнера крупнейшим художником своего времени.

   В середине XIX века акварель завоевала широкую популярность также в США благодаря работам таких художников, как Уильям Трост Ричардс, Томас Моран, Томас Икинс и Уинслоу Хомер.

   Во Франции распространение акварельной живописи было связано с именами Поля Делароша, Эжена Делакруа, Анри Жозефа Арпинье, а также мастера сатирических рисунков Оноре Домье.

   К концу XIX века произошёл некоторый пересмотр отношения к акварели, отчасти связанный с тем, что многие новые краски, введённые в широкое употребление акварелистами середины века, оказались весьма недолговечными, быстро выцветающими. Тем не менее, на рубеже веков, акварели отдали дань Поль Синьяк и Поль Сезанн во Франции, Морис Прендергаст и Джон Сингер Сарджент в США, а затем Василий Кандинский, Эмиль Нольде, Эгон Шиле, Пауль Клее и Рауль Дюфи.

 

Русская акварель 

   История акварели в России начинается с ХVIII века – ею пользовались при «иллюминировании» гравюр и архитектурных проектов.

   В работе акварелью предельно раскрывается темперамент художника, обнажается самый нерв его творческой индивидуальности - чувство цвета, степень и характер колористической одаренности. Именно поэтому история акварели демонстрирует обилие направлений, богатство самостоятельных манер, стилей и почерков, будто соревнующихся в своей неповторимости. Наряду с яркими достижениями больших мастеров, обозначающими вершины ее возможностей, чрезвычайно важна и общая культура акварели, создаваемая трудами широкого круга профессионалов, а иногда и просто любителями и отражающая мироощущение поколения.

   Большую роль в развитии акварели в России играл пейзажный жанр. Важной линией в формировании акварельного пейзажного жанра стали архитектурные виды и фантазии – ведуты, – исполненные архитекторами. Акварельный пейзаж получил широкое распространение как в кругу профессиональных художников, так и среди любителей.

   Интенсивность и плодотворность развития акварели зависела от степени ее востребованности, от того, насколько ее язык соответствовал эстетическим категориям эпохи. В эпоху романтизма акварель впервые по - настоящему обретает самостоятельность. В ранг ведущего жанра того времени был выведен портрет. Художественные образы, созданные мастерами первой половины ХIХ века не только воплотили, но и сформировали представления об идеале эпохи.

   Английская традиция акварели оказала сильное влияние на русских художников, прежде всего тех, кто был связан с императорской Академией художеств, находившейся в столице империи — Санкт-Петербурге.

   Родиной разновидности акварели, получившей распространение чуть позже, была Италия. Итальянскую акварель отличали звучное многоцветие, пластичность, яркость и напряженность колорита. Проводниками «итальянской манеры» стали члены обширной русской художественной колонии в Риме, пенсионеры Академии художеств, и прежде всего – К.П.Брюллов.

   Первое имя в летописи русской акварели, которое по праву зачинателя и уровню мастерства необходимо назвать  - Петр Фёдорович Соколов (1791 - 1848). Он исполнял портреты, сцены охоты, жанры, запечатлев лик своей эпохи и своих современников.

   Акварелью, в портрете и жанре, работали живописец Карл Брюллов (1799 - 1852) и его брат  - архитектор Александр Брюллов (1798 - 1877). Акварелисты Василий Садовников (1800 - 1879) и Людвиг Премацци (1818 - 1891), рисовали императорские дворцы и пейзажи загородных резиденций.

 

 

Материалы, оборудование и инструменты акварельной живописи

 

   Слово «акварель» (от латинского адиа - вода) говорит о том, что это живопись красками, разведенными на воде. При покрытии бумаги жидкой акварелью вода скоро высыхает и на листе остается тонкий слой краски. Бумага, покрытая даже несколько раз краской по одному месту, должна просвечивать через слои краски. Когда же наслоение красок слишком большое и бумага перестает просвечивать, пропадает одно из главных достоинств акварельной живописи - прозрачность.

 

Краски

 
   Все краски состоят из цветного порошка (пигмента) и связующего вещества - масла или воды с добавлением какого - нибудь клея. В зависимости от того, с чем красочный порошок связан или смешан, краска получает и соответствующее название: масляной, акварельной, гуашевой и т.д. Точно так же и живопись называется масляной, акварельной и т. д. В акварельные краски, которые разводятся водой, кроме гуммиарабика добавляют мед или глицерин, для того чтобы краски не слишком пересыхали. 
   Красящее вещество либо добывается из земли, либо приготовляется химическим путем. К земляным краскам относятся: охры, сиены, умбры. Охры бывают различного оттенка и качества. К химическим краскам принадлежат: ультрамарин, киноварь, кадмий и многие другие. Ультрамарин - краска сложного состава, в который входят силикат натрия, кремнистый алюминий и сера; киноварь вырабатывается из соединения серы и ртути; желтый хром или крон - соединение металлов хрома и свинца. Более прочные краски из желтых - кадмии, которые бывают различных оттенков, от светло - лимонных до оранжевых, а в последнее время изобретен красный кадмий, заменяющий киноварь. Из синих наиболее прочная краска - кобальт, стойкий на свету и в смесях с другими красками. Земляные краски получают из различных видов глины. Глину, добытую из земли, дробят на специальных мельницах, после чего заливают водой и размачивают. Дав ей отстояться, воду сливают, глину сушат, получается мелкий как мука порошок. Эту глину - порошок тонко трут на особых мельницах - краскотерках или каменных плитах курантами, размешивают ее с водой или с маслом, в зависимости от того, какую краску приготовляют - масляную, акварельную или другую. Если этими порошками пользуются для приготовления красок в их природном виде, краски называются натуральными: натуральная охра, умбра или сиена (сиенская земля). Если этот порошок пережигают, получается «жженая охра», «жженая умбра» или «жженая сиена». Порошок подвергают различной прокалке для того, чтобы получить краски различных оттенков. Земляные краски известны с древних времен. Они очень прочны - не изменяют своих оттенков цвета на свету и от времени. 
   Существуют еще краски, которые приготовляются из красящих пигментов животных и насекомых; это сепия, получаемая из красящего вещества моллюска - особого вида каракатицы, и кармин, заменяющий краплак и получаемый из насекомых (кошениль, паразит кактуса). Это очень красивая краска, к сожалению, быстро выцветающая, как и сам краплак (яркая красная краска), приготовляемый из корней марены. К тому же краплак в смеси с охрами обесцвечивается. Индийская желтая натуральная - это продукт патологического обмена веществ у коров, питающихся манговыми листьями. Из гуммигута, вытекающего из поврежденной коры деревьев, растущих в Индии, приготовляют желтые краски, не совсем стойкие к свету. В смеси с индиго или берлинской лазурью гуммигут дает зеленый цвет очень красивого оттенка. Для успешной работы акварелью необходимо изучить все краски, узнать их достоинства и недостатки. Это позволит работать не вслепую, а разумно пользоваться материалами. 
   Одни краски легко растворяются в воде, другие плохо. К первым относятся слоновая кость, сепия, индийская желтая, гуммигут, берлинская лазурь. Труднее растворяются, дают осадок и неровно закрывают поверхность бумаги - ультрамарин, кобальт, киноварь, некоторые из земляных, например, жженая сиена. 
   Хорошо растворимые краски  - более прозрачны. Такими красками, как краплак и берлинская лазурь, можно покрыть бумагу очень тонким слоем. К непрозрачным краскам относятся: киноварь, некоторые охры, желтые хромы и кроны, ультрамарин, кобальт. К прозрачным: черная (слоновая кость), берлинская лазурь, краплак, кармин, изумрудная зеленая; к полупрозрачным - желтые кадмии и сепия. 
   Смесь тонких прозрачных красок с кроющими (укрывистыми) красками не дает прозрачного тона, если бумагу приходится крыть несколько раз подобной смесью. Поэтому класть эти смеси на поверхность бумаги надо сразу в полную цветовую силу, иначе получится грязь. Вообще лучше покрывать нужную поверхность не более трех раз, чтобы избежать грязи. Причина в следующем: прозрачная краска при наложении на бумагу, впитываясь, входит в ее поры, а кроющая, непрозрачная краска остается и, размокнув при повторном наложении, снимается кистью. Прозрачные краски, ложась на бумагу, не совсем закрывают ее; просвечивая через такую краску, бумага дает впечатление наложенных цветных стекол, что составляет главную прелесть акварельной живописи. Через малопрозрачные краски бумага почти не просвечивает.

Информация о работе Техника акварельной живописи: материалы, оборудование, инструменты