Теория и методика обучения технологии и предпринимательству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 08:51, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с Концепцией профильного образования, «профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования».

Содержание

Введение
1.Актуальность проблемы
2.Проблема исследования
3.Объект исследования
4.Предмет труда
5.Цель исследования
и учащемуся, с реализацией продукции в микрорайоне школы.
6.Задачи исследования
7.Гипотеза исследования
8.Методы исследования

Глава 1. Теоретические основы технологического профильного обучения
1.1. Информационный проект лекции по технологии профильного обучения
Введение в курс «Технология профильного обучения». Сущность, предмет, цели и содержание курса «ТПО».
1.2. Проработка лекции Введение в курс «Технология профильного обучения». Сущность, предмет, цели и содержание курса «ТПО» через тестовые задания.
1.3. Слайд-программа по технологии профильного обучения на основе лекции Введение в курс «Технология профильного обучения». Сущность, предмет, цели и содержание курса «ТПО».
1.4. Информационный проект по модульной технологии опора на лекцию модульно-рейтинговая организация учебного процесса.
1.5. Проработка лекции модульно-рейтинговая организация учебного процесса через тестовые задания
1.6. Слайд-программа по модульной технологии на основе лекции модульно-рейтинговая организация учебного процесса.


Глава 2. Методические основы профильного обучения, основанных на модульно-компетентностном подходе с применением АДВ и КСО.
2.1. Психолого-педагогические и методические условия организации и выбора моделей, технологий профильного обучения, форм, методов и средств обучения в проведении элективных курсов, основанных на модульно-компетентностном подходе.
2.2. Образовательная программа профильного обучения «Проектирование в профессиональной деятельности», основанная на модульной технологии.
2.3. Контрольные срезы по элективному курсу «Проектирование в профессиональной деятельности» в виде тестовых заданий пяти типов.

Глава 3. Экспериментальная часть – выполнение заданий в период педагогической практики при ознакомлении с профильной школой.
Итоговый контроль по ТиМОТиП. (итоговые тесты).
3.1. Базисный учебный план школы.
3.2. Учебный план профильного класса.
3.3. Образовательные программы профильных предметов, элективные курсы (тематический план).
3.4. Индивидуальные планы для учащихся по индивидуальным программам.
3.5. Портфолио учащихся старших классов.
Заключение (выводы)
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Теория и методика обучения технологии и предпринимательству.docx

— 189.34 Кб (Скачать файл)

3. Качество, характеризующее  степень раздельности образовательной  системы. Дифференцированность обучения предполагает наличие профилей, обязательного для изучения  компонента и курсов по выбору, дневной, заочной или других форм обучения.

4. Качество, характеризующее  объединённость различных элементов образовательной системы для решения общих целей. Например, для формирования естественнонаучного мировоззрения необходимо использовать интеграцию таких предметов как физика, химия и биология.

 

Ответы:

1. верно

2. верно

3. неверно

4. неверно

5. верно

6. верно

7. б;

8. а, б, в, г;

9. а, в, д;

10. б, в, г, д;

11. б, г, д;

12. а, в, г;

13. б, д, ж, а, е, в, и, з, г;

14. б, г, а, в;

15. в, д, а, г, б;

16. а-3; б-1; в-4; г-2;

17. а-3; б-2; в-1; г-4;

 

1.4.Информационный  проект по модульной технологии  опора на лекцию «Модульно-рейтинговая  организация учебного процесса».

Модульно-рейтинговая система  организации учебного процесса –  совокупность организационных мероприятий, управляющих процессом освоения основной образовательной программы  по специальности (направлению) высшего  профессионального образования, при  которой осуществляется структурирование содержания каждой учебной дисциплины на дисциплинарные модули и проводится регулярная оценка знаний и умений студентов в течение семестра.

Любая трудовая деятельность, в том числе и процесс обучения, предполагает оценку (или самооценку) ее результатов. Количественная оценка знаний студентов, несмотря на некоторую  условность принимаемых за основу показателей, необходима, поскольку позволяет  точно и объективно оценить результаты учебы.

Рейтинговая система оценки знаний студентов не нарушает существующий принцип оценки, основанный на четырехбалльной системе, но существенно расширяет его возможности, способствует более точной, объективной и оперативной оценке. При этом оценка каждого конкретного студента может производиться в своей группе, на своем курсе, на своей специальности, т.е. достигается сопоставимость оценок. Оценка результатов производится гласно, открыто, на базе объективных критериев, устанавливаемых на основе обязательного минимума знаний, определяемого государственными образовательными стандартами. Целевой функцией модульно-рейтинговой системы оценки знаний студентов является повышение качества знаний студентов, а конкретными задачами - обеспечение объективности и достоверности оценки.

Важнейшим элементом модульно-рейтинговой  системы оценки знаний студентов  является признание того факта, что  все дисциплины являются равнозначными  с точки зрения их влияния на формирование знаний, умений и навыков. Поэтому  при разработке в МарГТУ положения о модульно-рейтинговой системе все дисциплины, независимо от их объема в часах по учебному плану, наличия экзамена или зачета оценивались одинаково - по 100-балльной шкале.

За три года проведения эксперимента в университете преподавание всех учебных дисциплин переведено на модульно-рейтинговую технологию. При переходе на новую технологию были поставлены две цели:

1. Повышение качества  подготовки студентов на основе  методов объективного оценивания  учебных достижений с использованием  принципов модульного обучения;

2. Создание нового элемента  системы управления учебно-воспитательным  процессом в вузе.

Процесс изучения учебных  дисциплин на основе модульно-рейтинговой  технологии осуществляется по модульному принципу. При этом содержание учебных  дисциплин разделяется на логически  завершенные части (модули), заканчивающиеся  контрольной акцией. В качестве контрольной  акции могут быть контрольная  работа, расчетно-графическое задание, коллоквиум, тест и т.п.

Каждый модуль включает обязательные виды работ - лабораторные, практические, семинарские занятия, домашние индивидуальные работы и т.п. Кроме обязательных видов работ, студенты могут выполнить  дополнительные работы по выбору (участие  в олимпиаде, написание реферата, выступление на конференции, участие  в НИРС, решение задач повышенной сложности сверх обязательного уровня, выполнение комплексных усложненных лабораторных работ).

Все виды работ оцениваются в баллах. Описание совокупности модулей с распределением баллов по отдельным видам работ оформляется в виде технологической карты. Технологические карты разрабатываются преподавателями по каждой дисциплине с учетом ее специфики и утверждаются на заседании кафедры. На первой учебной неделе семестра студенты знакомятся с технологическими картами по каждой дисциплине, особенностями организации учебного процесса и с порядком формирования рейтинговой оценки.

Критерии оценок за любой  вид деятельности студентов должны быть определенными и четкими. Результаты рейтингового контроля доводятся до сведения студентов не менее трех раз в течение семестра.

Основой модульно-рейтинговой  системы является рейтинг по дисциплине. Оценка по каждой дисциплине определяется по 100-балльной шкале как сумма баллов, набранных студентами в результате работы в семестре (текущая успеваемость) и на зачете или экзамене (промежуточная аттестация). Максимальное количество баллов, которое может набрать студент по текущей успеваемости - 60, а на промежуточной аттестации - 40. Большее число баллов на текущей работе предусматривается для стимуляции более регулярной, самостоятельной работы студентов, а следовательно, для формирования более глубоких и прочных знаний. Количество дополнительных баллов не должно превышать 10.

Основные условия модульно-рейтинговой  системы являются едиными для  всех кафедр университета. Разработка технологических карт для каждой отдельной дисциплины, выбор используемых методических приемов, контрольных  процедур, порядка проведения текущей  и промежуточной аттестации, условий  допуска к ним, шкалы оценок по отдельным модулям, разделам, заданиям является творческой прерогативой преподавателей кафедры.

Общая формула расчета  суммарного балла по каждому виду работ может содержать 4 сомножителя: С= ВОхК1хК2хК3, где ВО - начальная «стоимость» вида работ, К1- коэффициент качества выполнения (оценка), К2- коэффициент сложности, К3- коэффициент срока выполнения.

При работе по модульно-рейтинговой  системе допускается возможность  оценки знаний студентов без экзаменов  или специально проведенного зачета. Особенностью реализации модульно - рейтинговой  технологии в нашем университете является то, что это условие реализуется  в случае успешного прохождения  студентами итогового контрольного испытания. К итоговому контрольному испытанию, проводящемуся в последнюю  учебную неделю семестра, допускаются  студенты, полностью выполнившие  программу семестра. Контрольное  испытание носит обобщающий характер и должно показать, насколько хорошо студент овладел материалом по программе  всего семестра. Задания контрольного испытания должны охватывать весь материал, изученный в семестре. По сложности  задания должны быть ориентированы  на уровень требований, сформированных в Государственных образовательных  стандартах по данной дисциплине.

Возможность быть аттестованным  без экзамена является дополнительным стимулом для студентов к ритмичной, напряженной и планомерной работе в течение семестра.

Модульно-рейтинговая система  позволяет получать информацию о  рейтинге любого студента по всем дисциплинам  за семестр, за учебный год, за все  время обучения. При этом расчет рейтинга студента за все время обучения осуществляется суммированием рейтингов  по дисциплинам, изученным во всех с  начала обучения семестрах. Общий рейтинг  успеваемости студентов можно рассматривать  как количественный критерий, который  может влиять на назначение стипендии, возможность продолжения обучения в магистратуре и аспирантуре. Этот показатель вызывает большой интерес  со стороны работодателей.

 

1.5. Проработка лекции модульно-рейтинговая организация учебного процесса через тестовые задания.

 

Верно, или неверно  следующее утверждение:

1. Модульно-рейтинговая система подготовки студентов –  это система организации процесса освоения основной образовательной программы по специальности (направлению) высшего профессионального образования, основанная на блочно-модульном построении учебного процесса.

2. Промежуточная аттестация - это проверка уровня знаний студента по данной дисциплине, умений выполнять комплексные задания или ситуационные задачи. Проводится в конце календарного модуля в форме экзамена, дифференцированного зачета или зачета. 

3. Блочно-модульное построение учебного процесса предполагает организацию реализации ООП на основе уточнения требований потребителей (работодателей, студентов, органов управления образованием, профессорско-преподавательского состава и других заинтересованных сторон) к подготовке специалистов.

4. Рейтинговая оценка по дисциплинарному модулю складывается из численных показателей - суммой кредитов отдельных учебных дисциплин, практик, курсовых и дипломных работ, входящих в основную образовательную программу по специальности (направлению).

5. Рейтинг – индивидуальный кумулятивный (накопительный) индекс студента. Суммарная рейтинговая оценка по дисциплине формируется из рейтинговой оценки текущей работы по дисциплинарным модулям (текущий и промежуточный контроль) и рейтинговой оценки итогового контроля. 

6.  Рейтинговая система оценки успеваемости студентов позволяет повысить мотивацию в учебной деятельности путем более четкой дифференциации оценки учебной работы каждого студента, уменьшить влияние субъективных факторов со стороны преподавателя при итоговом контроле знаний, расширить формы и методы работы в ходе изучения дисциплины, что способствует повышению эффективности ее усвоения.  

7.  Суммарная рейтинговая оценка за весь срок обучения (в % от максимально возможной) и место студента по рейтинговому листу сообщается Государственной аттестационной комиссии при итоговой государственной аттестации студентов. 

 

Выберите один правильный ответ:

8. Общая трудоемкость каждого блока дисциплин определяется продолжительностью календарного модуля:

а) из расчета: 1 неделя = 1,5 кредита (зачетной единицы)1. Объем каждой дисциплины, включенной в блок, должен быть кратным 0,5 кредита (зачетной единицы).

б) из расчета: 1 неделя = 3 кредита (зачетной единицы)2. Объем каждой дисциплины, включенной в блок, должен быть кратным 1,5 кредита (зачетной единицы).

в) из расчета: 2 недели = 1,5 кредита (зачетной единицы)3. Объем каждой дисциплины, включенной в блок, должен быть кратным 0,5 кредита (зачетной единицы).

г) из расчета: 1 неделя = 0,5 кредита (зачетной единицы))4. Объем каждой дисциплины, включенной в блок, должен быть кратным 0,5 кредита (зачетной единицы).

9.  Индивидуальный кумулятивный (накопительный) индекс студента:

а) рейтинг;

б) динамичность;

в) модуль;

г) гибкость;

10. Основная структурная единица модульного обучения, представляющая логически завершенный и методически обеспеченный блок учебной дисциплины – это:

а) модульность;

б) структуризация;

в) модуль;

г) динамичность;

11. Построение модульных программ и модулей таким образом, чтобы их содержание и технология освоения легко адаптировались к базовому уровню подготовленности студентов, это:

а) принцип динамичности;

б) принцип модульности;

в) принцип гибкости;

г) принцип структуризации содержания обучения;

12. Содержания каждой учебной дисциплины на обособленные части – дисциплинарные модули, это:

а) компактность;

б) структурирование;

в) интенсификация;

г)  модульность;

 

Выберите несколько  правильных ответов:

13.  Для эффективного функционирования МРС необходимо наличие:

а) современного комплексного учебно-методического  обеспечения по каждой из реализуемых  ООП;

б) нормативных  и инструктивно-методических документов по применению МРС;

в) участие в разработке методического обеспечения учебного процесса в условиях модульно-рейтинговой системы;

г) координацию разработки и корректировки рабочих программ по закрепленным за каждой кафедрой дисциплинам;

д) материально-технической базы, обеспечивающей реализацию в учебном процессе современных обучающих технологий и информатизацию всех процессов в функционировании МРС.

е) организацию самостоятельной работы студентов в условиях блочно-модульного построения учебного процесса;

14. Выпускающая кафедра совместно с другими кафедрами, участвующими в реализации ООП по специальности (направлению), осуществляет:

а) нормативных  и инструктивно-методических документов по применению МРС;

б) участие  в разработке методического обеспечения  учебного процесса в условиях модульно-рейтинговой  системы;

в) координацию  разработки и корректировки рабочих  программ по закрепленным за каждой кафедрой дисциплинам;

г) разработку форм и критериев контроля работы студентов;

д) материально-технической базы, обеспечивающей реализацию в учебном процессе современных обучающих технологий и информатизацию всех процессов в функционировании МРС.

е) обработку  информации о результатах промежуточного контроля знаний студентов и передачу ее в деканат в установленные  сроки.

15. В качестве условий успешной реализации модульно-рейтинговой системы назовем:

Информация о работе Теория и методика обучения технологии и предпринимательству