Защита нефтепромысловых трубопроводов от коррозии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 10:48, реферат

Краткое описание

Успешная защита трубопроводных систем от коррозии может быть осуществлена при своевременном обнаружении коррозионных разрушений, определении их величины и выборе защитных мероприятий. В начальный период эксплуатации состояние трубопровода определяется качеством проектирования и строительства. Влияние этих факторов уменьшается во времени и доминирующее значение приобретают условия работы трубопровода. В процессе работы изменение технического состояния транспортной магистрали происходит под воздействием эксплуатационных факторов, одним из которых является коррозия внутренней и внешней поверхности труб. При электрохимической защите подземных трубопроводов требуется выполнять ряд измерений: разности потенциалов труба-земля; поляризационного потенциала на трубопроводе; величину коррозионной активности грунтов; состояние изоляционного покрытия

Содержание

Введение
1. Виды коррозии
2. Причины и механизм коррозии трубопроводов
3. Способы защиты трубопроводов от коррозии
3.1 Защитные покрытия для трубопроводов
3.2 Способы электрохимической защиты
3.2.1 Катодная защита
3.2.2 Протекторная защита
3.3 Электродренажная защита
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Защита нефтепромысловых трубопроводов от коррозии.docx

— 1.30 Мб (Скачать файл)

Примеры образования гальванических элементов из одного металла приведены  на рис. 2.

 

Рисунок 2 — Примеры образования  гальванических элементов

 

В первом случае анодом является электрод, помещенный в подогретый электролит. Это связано с тем, что в подогретом электролите  растворение металла происходит более интенсивно. Аналогичная картина  наблюдается и в слабоконцентрированном растворе собственной соли по сравнению с концентрированным раствором этой соли. Наконец, при подаче к одному из электродов воздуха на нем облегчается протекание реакции кислородной деполяризации, характерной для катода.

 

Рисунок 4 — Примеры возникновения  коррозионных элементов на трубопроводе в результате различия условий на поверхности металла: А — анодная зона; К — катодная зона (стрелки указывают направление движения ион-атомов метала

К образованию коррозионных элементов на поверхности трубопроводов  приводит различный доступ кислорода  к разным участкам его поверхности, разная влажность грунта, неоднородность микроструктуры металла. Примеры возникновения  коррозионных элементов приведены  на рисунке 4.

Влияние состава среды

Нефти представляют собой  смесь различных углеводородов  с неуглеводородными компонентами (спирты, фенолы, соединения серы, кислорода и др.). Если предельные и непредельные углеводороды совершенно инертны к металлам, то неуглеводородные компоненты вступают с ними в химическую реакцию. Особенно опасны сернистые соединения (элементарная сера, сероводород, меркаптаны), которые являются причиной от 3 до 20 % случаев коррозионного повреждения внутренней поверхности трубопроводов. Сернистые соединения нефти попадают при ее переработке и в нефтепродукты.

Большую опасность в коррозионном отношении представляют также органические кислоты, образующиеся в результате окисления углеводородной и неуглеводородной составляющих товарных топлив при их хранении и применении.

Таким образом, нефтепродукты  в той или иной мере являются коррозионно-активными.

Механизм наведения блуждающих токов на подземные металлические  сооружения и их разрушения

Появление блуждающих токов  в подземных металлических сооружениях  связано с работой электрифицированного транспорта и электрических устройств, использующих землю в качестве токопровода. Источниками блуждающих токов являются линии электрифицированных железных дорог, трамваев, линии электропередачи, установки катодной защиты и др.

При работе электрифицированного транспорта ток совершает движение от положительной шины тяговой подстанции по контактному проводу к двигателю  транспортного средства, а затем  через колеса попадает на рельсы, по которым возвращается к отрицательной  шине тяговой подстанции. Однако из-за нарушения перемычек между рельсами (увеличение сопротивления цепи), а  также низкого переходного сопротивления  «рельсы — грунт» часть тока стекает  в землю. Здесь она натекает на подземные металлические сооружения, имеющие низкое продольное сопротивление, и распространяется до места с  нарушенной изоляцией, расположенного недалеко от сооружения с еще меньшим  продольным сопротивлением. В месте  стекания блуждающих токов металл сооружения теряет свои ион-атомы, т. е. разрушается.

Блуждающие токи опасны тем, что они стекают, как правило, с небольшой площади поверхности, что приводит к образованию глубоких язв в металле в течение  короткого времени.

Закономерности коррозионного  растрескивания под напряжением (КРН)

Коррозионное растрескивание под напряжением (стресс-коррозия, карбонатное  растрескивание) — это разрушение металла вследствие возникновения  и развития трещин при одновременном  воздействии растягивающих напряжений и коррозионной среды.

Впервые упоминания о КРН  появились в начале 60-х годов XX века после того, как данное явление  было зафиксировано на газопроводах высокого давления в Австралии, Канаде и США. В начале 80-х годов оно  было идентифицировано на газопроводах, проложенных в пустынных и  полупустынных районах Средней  Азии и Казахстана. В настоящее  время, по данным Ростех-надзора, КРН является главной причиной разрушения линейной части магистральных газопроводов.

Внешне КРН выглядит как  группы трещин, ориентированных преимущественно  вдоль оси трубы. Трещины могут  проникать в тело трубы на различную  глубину. Нарушение целостности  газопровода происходит в результате протяженного разрушения, когда трещины  или группы трещин достигают критического размера и происходит быстрый, так называемый «долом».

Трещины зарождаются на внешней  поверхности трубопровода в нижней части трубы в районе 5.. .7 часов  условного циферблата. Коррозионному  растрескиванию подвергаются как основной металл труб, так и сварные соединения. Наиболее часто КРН развивается  в 20-километровой зоне после компрессорной  станции, а также при наличии  водных потоков, которые направлены вдоль трубопроводов или пересекают их.

Зонами риска с точки  зрения КРН являются участки с  пересеченной местностью, где трубопровод  не прилегает ко дну траншеи, поэтому  между ними существует воздушный  зазор. 40 % всех аварий по причине КРН  связано с нарушением целостности  изоляционного покрытия.

Все стресс-коррозионные разрушения последних лет происходят в нейтральных и слабокислых грунтах (рН=4,5...7). Многочисленные наблюдения аварийных разрушений за рубежом свидетельствуют, что КРН во многих случаях провоцируется локальной коррозией, и поэтому развитие КРН напрямую связано с коррозионной активностью грунтов.

Единого мнения о механизме  КРН пока нет. Один из возможных «сценариев»  ее развития выглядит следующим образом:

1) под некачественно нанесенное  или поврежденное изоляционное  покрытие трубопровода попадает  грунтовая вода;

2) в результате действия  катодной защиты, обеспечивающей  наложение отрицательного потенциала  на трубопровод, большая часть  катионов водорода, содержащихся  в грунтовой воде, превращается  в атомы и молекулы водорода  на поверхности металла 2Н+ẽ →Н2), что приводит к дополнительному отслоению изоляционного покрытия;

3) часть атомов или катионов  водорода проникает в металл, нарушая его структуру и приводя  к его охрупчиванию;

4) от действия переменной  нагрузки на поверхности металла  образуются трещины, в которые  проникает почвенный электролит, и описанный выше процесс повторяется;

5) при достижении одной  из трещин критических размеров  наступает «внезапное» разрушение  трубопровода.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать неутешительный вывод, что коррозия трубопроводов —  процесс неизбежный. Однако человек, вооруженный знанием механизма  коррозии, может затормозить его  таким образом, чтобы обеспечить сохранение работоспособности трубопроводов  в течение достаточно длительного  времени.

 

3. Способы защиты трубопроводов  от коррозии

 

Способы защиты трубопроводов  от наружной коррозии подразделяются на пассивные и активные.

Продлить срок службы трубопроводов  можно, применяя следующие способы  защиты:

• изоляцию поверхности Me изделий от агрессивной среды (пассивная защита), т.е. нанесение на поверхность Me слоя химически инертного, относительно Me и агрессивной среды, вещества с высокими диэлектрическими свойствами;

• воздействие на Me с целью повышения его коррозионной устойчивости, т.е. обработка его окислителями, вследствие чего на его поверхности образуется плёнка из продуктов коррозии, например, травление стали персульфатом аммония (NH4SO8) при этом на поверхности стали образуется продукт коррозии - магнетит, что увеличивает сопротивление высокопрочных сталей коррозионному растрескиванию (в щелочных средах);

• нанесение на металл конструкции  из малостойкого металлического тонкого  слоя другого металла, которые обладают меньшей скоростью коррозии в  данной среде, например, горячее алюминирование, оцинкование, хромирование;

• воздействие на ОС с  целью снижения её агрессивности, т.е. введение в среду ингибитора (замедлителей) коррозии. К этому способу мояно отнести очистку воздуха от примесей и осушку его, обрабоцсу почвы ядохимикатами, снижают интенсивность жизнедеятельносги микроорганизмов, что уменьшает опасность биокоррозии и т.д.

Пассивные способы защиты предусматривают изоляцию наружной поверхности трубы от контакта с  грунтовыми водами и от блуждающих электрических токов, которая осуществляется с помощью противокоррозионных диэлектрических покрытий, обладающих водонепроницаемостью, прочным сцеплением с металлом, механической прочностью. Для изоляции трубопроводов применяют покрытие на битумной основе, на основе полимеров и лаков.

Для защиты от электрохимической  коррозии применяются активные способы  электрохимической защиты.

Активные способы защиты трубопроводов от наружной коррозии предусматривают создание такого электрического тока, в котором весь металл трубопровода, несмотря на неоднородность его включений, становится катодом, а анодом является дополнительно размещенный в  грунте металл. Существуют два вида активной защиты трубопроводов от наружной коррозии — протекторная и катодная.

 

3.1 Защитные покрытия для  трубопроводов

 

Изоляционные покрытия, применяемые  на трубопроводах, должны удовлетворять  следующим основным требованиям:

• обладать высокими диэлектрическими свойствами;

• быть сплошными;

• обладать хорошей адгезией (прилипаемостью) к металлу трубопровода;

• быть водонепроницаемыми;

• обладать высокой механической прочностью и эластичностью; высокой  биостойкостью;

• быть термостойкими (не размягчаться под воздействием высоких температур и не становиться хрупкими при низких);

• конструкция покрытий должна быть сравнительно простой, а технология их нанесения — допускать возможность  механизации.

Материалы, входящие в состав покрытия, должны быть недефицитными, а само покрытие — недорогим, долговечным.

Противокоррозионную защиту подземных трубопроводов осуществляют:

• покрытиями на основе полимерных материалов (полиэтилена, термоуса-живающихся и термореактивных полимеров, эпоксидных красок и др.), наносимыми в заводских или базовых условиях;

• покрытиями на основе термоусаживающихся материалов, полимерных липких лент, битумных и асфальтосмолистых мастик, наносимыми в базовых и трассовых условиях.

Государственный стандарт по защите от коррозии рекомендует 22 конструкции  защитных покрытий трубопроводов нормального  и усиленного типов. Покрытия усиленного типа значительно более разнообразны по конструкции (их 19). К ним предъявляются  повышенные требования по таким показателям, как прочность и относительное  удлинение при разрыве, адгезия  к стали, переходное сопротивление  и др.

Усиленный тип защитных покрытий применяется на трубопроводах диаметром 820 мм и более независимо от условий  прокладки, а также независимо от диаметра трубопроводов при прокладке  их в зонах повышенной коррозионной опасности:

• в засоленных почвах любого района страны;

• в болотистых, заболоченных, черноземных и поливных почвах, а  также на участках перспективного обводнения или орошения; на подводных переходах  и в поймах рек, а также на переходах  через железные и автомобильные  дороги;

• на участках промышленных и бытовых стоков, свалок мусора и шлака;

• на участках блуждающих токов  источников постоянного тока;

• на участках трубопроводов  с температурой транспортируемого  продукта выше 30 °С;

• на территориях насосных станций;

• на пересечениях с различными трубопроводами;

• на участках трубопроводов, прокладываемых вблизи рек, каналов, озер, водохранилищ, а также населенных пунктов и предприятий.

Во всех остальных случаях  применяются защитные покрытия нормального  типа.

В зависимости от используемых материалов различают мастичные, полимерные и комбинированные покрытия.

Мастичные покрытия

К мастичным относятся покрытия на основе битумных и асфальтосмолистых мастик.

Конструкция битумных покрытий сложилась в результате их длительного  применения. Сначала идет слой грунтовки, получаемый при нанесении на трубу  раствора битума в бензине или  дизтопливе. Он заполняет все микронеровности на поверхности металла. Грунтовка служит для обеспечения более полного контакта, а следовательно, лучшей адгезии, между поверхностью металла и основным изоляционным слоем — битумной мастикой.

Битумные мастики представляют собой смесь тугоплавкого битума (изоляционного — БНИ-1У-3, БНИ-IV, БНИ-V; строительного — БН-70/30, БН-90/10), наполнителей (минеральных— асбеста, доломита, известняка, талька; органических — резиновой крошки; полимерных — атактического полипропилена, низкомолекулярного полиэтилена, полидиена) и пластификаторов (полиизобутилена, полидиена, масел соевых, масла зеленого, автола). Битумную мастику наносят на трубу при температуре 150... 180 °С. Расплавляя холодную грунтовку, мастика проникает во все микронеровности поверхности металла, обеспечивая хорошую адгезию изоляционного покрытия.

Покрытие «Асмол» создано на основе асфальтосмолистых материалов. Оно обладает более высокими физико-механическими свойствами (пластичность, вязкость, адгезия и др.), а также имеет более низкую стоимость по сравнению с битумной мастикой. Высокое значение коэффициента теплопроводности материалов на основе нефтеполимера «Асмол» (на порядок выше, чем у битумов) позволило разработать новую технологию нанесения земельных мастик на трубопроводы в трассовых условиях — путем их экструдирования. Асмольные мастики применимы и для нанесения в условиях трубоизоляционных баз без существенного изменения технологического процесса.

Для защиты слоя битумной мастики  она покрывается сверху защитной оберткой (стеклохолстом, бризолом, бикарулом, оберткой ПДБ и ПРДБ).

Изоляционные покрытия на основе битумных мастик применяются  при температуре транспортируемого  продукта не более 40 °С и на трубопроводах диаметром не более 820 мм.

Полимерные покрытия

Для защиты трубопроводов  применяют полимерные покрытия из следующих  материалов:

Информация о работе Защита нефтепромысловых трубопроводов от коррозии