Анализ хозяйственной механизма библиотек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:34, контрольная работа

Краткое описание

Отношения библиотек, объективно требующие правового регулирования, относятся к трем группам:
• отношения между учредителем и библиотекой;
• отношения между библиотекой и другими субъектами хозяйствования;
• отношения между библиотекой и пользователями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......2
1.Хозяйственный механизм учреждений культуры……………………….…..…..5
1.1 Основные элементы анализа хозяйственной
деятельности…………………………………………………………………...5
1.2 Хозяйственный механизм библиотеки………….…………………………….7
2.Анализ хозяйственной механизма библиотек………………………………...….8
2.1 Планирование…………………………………………………………….…….8
2.2 Финансовое обеспеченье…………………………………………………...….8
Заключение………………………………………………………………………….14
Список используемой литературы………………………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….......2

1.Хозяйственный механизм учреждений культуры……………………….…..…..5

   1.1 Основные элементы анализа хозяйственной

          деятельности…………………………………………………………………...5

           1.2 Хозяйственный механизм библиотеки………….…………………………….7

        2.Анализ хозяйственной механизма библиотек………………………………...….8

           2.1 Планирование…………………………………………………………….…….8

           2.2 Финансовое обеспеченье…………………………………………………...….8

        Заключение………………………………………………………………………….14

       Список используемой литературы………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Нормативно-правовое обеспечение хозяйственной деятельности публичных библиотек — правовые средства включения библиотек в круг экономических отношений и процессов общественного взаимодействия, которые позволяют им реализовать свое назначение.

Содержание нормативно-правовой базы публичных библиотек определяется тем, что результаты уставной деятельности библиотек имеют общественную значимость и не связаны с получением прибыли. Хозяйственная деятельность библиотек по привлечению и использованию экономических ресурсов зависит не столько от экономических факторов, сколько от политических и социокультурных. Одновременно в деловой, коммерческой практике при комплектовании, приобретении техники, технологии и различных материалов, предоставлении платного обслуживания и использовании своего имущества библиотеки ориентируются на рыночное законодательство и используют общие для всех принципы и формы договорных отношений. Особенности общедоступной библиотеки как хозяйственной системы и многообразие форм хозяйственной деятельности библиотек является главным фактором, обуславливающим необходимость создания специальных, адекватных ее экономической природе правовых норм и правил хозяйствования.

Отношения библиотек, объективно требующие правового регулирования, относятся к трем группам:

• отношения между учредителем и библиотекой;

• отношения между библиотекой и другими субъектами хозяйствования;

• отношения между библиотекой и пользователями.

Правовое воздействие  на отношения первой группы обеспечивает основополагающие результаты деятельности библиотек. Во взаимодействиях государства и библиотеки проблема правового регулирования хозяйственной деятельности связана с необходимостью правовой регламентации определенных обществом гарантий функционирования библиотек и решением вопроса о том, в какой степени государственные органы власти всех уровней могут и должны оказывать влияние на ее содержание. Задача государства в данном случае сводится к тому, чтобы не только обеспечить нормальные условия существования библиотек, но и обеспечить стимулы, побуждающие к их развитию с помощью финансовых, налоговых и иных мер, включая и нормативную базу формирования ресурсов библиотек.

Система нормативно-правовых актов, регулирующих хозяйственную деятельность публичных библиотек, формируется «по вертикали» и «по горизонтали». По вертикали правовое регулирование хозяйственной деятельности библиотек происходит на трех уровнях — федеральном, субъектов Федерации и местном.

На федеральном уровне устанавливаются основные принципы и га-рантии общерегулирующего характера, на региональном гарантии имеют дополнительный характер либо уточняют положения, которые предусмотрены федеральным законодательством. На местном уровне создаются конкретные нормы и правила хозяйствования самой библиотеки. Вертикальная структура определяется принципом верховенства законов, в соответствии с которым нормы вышестоящего по иерархии акта обладают более высокой юридической силой и являются определяющими во всей системе нормотворчества. Это конституционные нормы справе каждого на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (п. 2 ст. 44 Конституции РФ), на информацию (ст. 29; п. 2 ст. 24 Конституции РФ). Они развиваются в федеральных законах «Основы законодательства о культуре», «О библиотечном деле», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об обязательном экземпляре» и др. В федеральном законе «О библиотечном деле» закреплены системы экономических мер, методов, устанавливающих саму возможность, основные принципы и формы хозяйственной деятельности библиотек. Затем следуют указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и постановления федеральных министерств, ведомств и комитетов. Подзаконные акты, принимаемые на уровне министерств, ведомств, органов местного самоуправления, имеют дополнительный характер. Они уточняют положения, которые закреплены в федеральном законодательстве. В сфере культуры сформировался блок нормативных актов, определяющих основу развития законодательной базы библиотек. К ним относятся указ Президента от 12 ноября 1993 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации», «Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства», утвержденное Правительством РФ и др.

На уровне субъектов  Федерации принимаются региональные библиотечные законы и специальные акты органов государственной власти субъектов РФ.

Нормы регионального законодательства определяют статус библиотек, их права на особые условия ресурсного обеспечения деятельности, гарантии финансирования и льгот в экономической сфере и границы свободы выбора направлений, методов работы и партнеров по взаимодействию. Региональные нормы экономической политики в отношении библиотек сближают уровень общественных потребностей в библиотечном обслуживании данного региона с его возможностями. Региональные нормы могут только улучшать экономические условия деятельности библиотек по сравнению с федеральными нормативно-правовыми актами.

Эту иерархию завершают  локальные акты, принимаемые на уровне библиотеки — Устав библиотеки, Договор с учредителем, Положение  о системе оплаты труда, Положение  о платных услугах, Коллективный договор и др.

«Горизонталь» структуры  правового обеспечения хозяйственной деятельности библиотек выстраивается с учетом того, что на библиотечную сферу распространяются не только нормы специальных нормативных актов и отраслевого законодательства по проблемам библиотечного дела, но и акты других отраслей права или отдельные их статьи, в частности:

• гражданское законодательство;

• Кодекс законов о труде;

• законодательство о финансах и кредите;

• налоговый кодекс;

• законодательство об образовании;

• законодательство о культуре;

• законодательство о научной деятельности;

• таможенное законодательство;

• законодательство об административных правонарушениях;

• законодательство об авторском праве и смежных правах;

• уголовный кодекс.

Нормы гражданского законодательства определяют статус библиотеки как хозяйствующего субъекта. Выделяют четыре признака публичной библиотеки как юридического лица:

• организационное единство, обособленность имущества, самостоятельная имущественная ответственность, выступление в хозяйственном обороте от своего имени;

• право оперативного управления имуществом, которое библиотека в отношении закрепленного за ней имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения им (ст. 296 ГК РФ);

• право самостоятельного распоряжения доходами, которое предоставляется библиотеке, осуществляющей приносящую доходы деятельность (п. 2, ст. 298 ГК);

• исключительное право (интеллектуальная собственность) на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации продукции, выполняемых в библиотеке работ или услуг (ст. 138 ГКРФ).

За библиотеками сохраняются  все способы охраны своих прав, свойственные субъектам вещных прав и действующие в отношении всех третьих лиц, включая и самого собственника.

Нормативно-правовые акты о финансах, налогах и кредите определяют принцип и формы финансирования библиотек, систему налогов, порядок и срок внесения платежей, порядок бухгалтерской отчетности.

Нормативно-правовое регулирование  хозяйственных отношений в библиотечной сфере находится в состоянии становления и является переходным. Адекватная правовая база функционирования библиотек еще окончательно не создана, и работа в этой области продолжается. Совершенствование правового порядка хозяйственной деятельности библиотек проходит в тех пределах, в рамках которых только право может быть адекватно регулируемым экономическим отношениям.

 

 

 

 

  1. Хозяйственный механизм учреждений культуры

 

1.1 Основные элементы  анализа хозяйственной деятельности

 

В настоящее время  анализа хозяйственной деятельности занимает важное место среди экономических наук. Его рассматривают как одну из функций управления производством. Известно, что основные функции системы управления планирование, организация, контроль и регулирование деятельности в соответствии с целями учреждения.

Учет и анализ выполняют  сервисные функции в менеджменте, обеспечивая информационную базу принятия управленческих решений. Принятие решений происходит при осуществлении всех управленческих функций. Не приняв решения, нельзя реализовать ни одну из функций. Различают интуитивные решения; решения, основанные на прошлом опыте; рациональные решения, которые обосновываются с помощью всестороннего экономического анализа.

Принятие решения —  это выбор управленческих воздействий  на сложившуюся ситуацию из имеющихся вариантов, сокращающих разрыв между текущим и желательным состоянием предприятия.

Необходимость в разработке управленческого решения возникает при выявлении проблемы, т.е. несоответствии между желаемым и реальным результатами. Процесс принятия решения включает следующие этапы: поиск информации о путях решения проблемы, определение вариантов решений и выбор наилучшего варианта.

Для того чтобы установить проблему и оценить сложившуюся  ситуацию, необходимо иметь полную и правдивую информацию о состоянии  дел на предприятии, основным поставщиком  которой является оперативный, бухгалтерский  и статистический учет. Учет обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления деятельностью субъектов хозяйствования.

Анализа хозяйственной  деятельности является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений. В процессе анализа учетная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов производства с данными текущего и перспективного плана, прошлых периодов, других предприятий, среднеотраслевыми; определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей, выявляются недостатки, просчеты, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т.д. С помощью анализа осуществляется идентификация проблемы, определяются причины ее возникновения, прогнози¬руется ее развитие и выявляются возможности разрешимости проблемы. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является базой научного управления производством, обеспечивая его эффективность. Он позволяет снизить неопределенность при принятии управленческого решения, основанного на догадках и интуиции. Экономический анализ можно рассматривать как деятельность по подготовке информационно-аналитической базы для научного обоснования и оптимизации управленческих решений.

Как функция управления анализа хозяйственной деятельности тесно связан с планированием и прогнозированием результатов деятельности. Без глубокого анализа невозможно осуществление этих функций. Разработка планов для предприятия по существу также представляет собой принятие решений, которые обеспечивают развитие производства в планируемом отрезке времени. При этом учитываются результаты деятельности за предыдущие периоды, изучаются тенденции развития экономики предприятия, выявляются и учитываются дополнительные резервы производства.

Анализа хозяйственной  деятельности является основным инструментом прогнозирования результатов деятельности предприятия в будущем на основе изучения сложившихся тенденций в прошлом. Умение предугадать развитие событий, увидеть в настоящем черты будущего — одна из функций анализа. Правильно составленные прогнозы должны способствовать повышению уровня планирования и облегчать процесс принятия решений.

анализа хозяйственной  деятельности — это средство не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением. Планирование начинается и завершается анализом результатов деятельности предприятия. Функция контроля за выполнением планов не ослабевает, а усиливается в рыночной экономике, поскольку в условиях неопределенности и изменчивости внешней среды требуется систематическая оперативная их корректировка. Постоянно изменяющиеся внешние условия требуют, чтобы процесс планирования был непрерывным. Менеджер по планированию должен уметь оценивать и анализировать изменение каждой ситуации и оперативно вносить коррективы в текущие и перспективные (стратегические) планы предприятия.

Большая роль отводится  анализу в деле определения и использования резервов повышения эффективности. Он содействует активизации инновационной деятельности, направленной на практическое использование научно-технических достижений и интеллектуального потенциала. Анализа хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений.

Роль анализа как  средства управления производством  с каждым годом возрастает. Это  обусловлено следующими обстоятельствами:  необходимость неуклонного повышения эффективности  производства в связи с ростом дефицита и стоимости, повышением науко- и капиталоемкости, к      обострением конкуренции; отход от командно-административной системы управления и постепенный переход к рыночным отношениям, в связи с чем усиливается не только экономическая и юридическая  самостоятельность учреждения, но и степень их ответственности за последствия принимаемых решений; создание новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизацией предприятий и прочими мероприятиями экономической реформы. В этих условиях руководитель учреждения не может рассчитывать только на интуицию. Управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе. Они должны быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность, пока не определена чувствительность цели предприятия к принимаемым управленческим воздействиям. Недооценка роли  анализа хозяйственной деятельности, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях приносят ощутимые потери.

Информация о работе Анализ хозяйственной механизма библиотек