Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 23:15, реферат
Тепловоз 2ТЭ116 состоит из двух одинаковых однокабинных секций (рис. 1), управляемых с одного поста кабины любой секции. При необходимости каждая секция может быть использована как самостоятельная тяговая единица.
 
Секции  соединены автосцепкой СА-3. Для  перехода из секции в секцию в задней стенке холодильной камеры имеется  переходная площадка. Все силовое  и вспомогательное оборудование расположено в кузове тепловоза, выполненном с несущей главной  рамой.
1.1. Расположение оборудования на тепловозе
Тепловоз 2ТЭ116 состоит из двух одинаковых однокабинных секций (рис. 1), управляемых с одного поста кабины любой секции. При необходимости каждая секция может быть использована как самостоятельная тяговая единица.
Секции соединены автосцепкой СА-3. Для перехода из секции в секцию в задней стенке холодильной камеры имеется переходная площадка. Все силовое и вспомогательное оборудование расположено в кузове тепловоза, выполненном с несущей главной рамой.
На 
тепловозе применена дизель-
Тепловозы 
2ТЭ116, начиная с 1991 г., выпускаются 
с электродинамическим 
Возбуждение тягового генератора производится однофазным возбудителем 33 переменного тока, который имеет привод от заднего редуктора дизеля.
Ток возбуждения тягового генератора регулируется в блоке тиристорных выпрямителей 4. При изменении угла открытия тиристоров изменяется ток возбуждения тягового генератора. В схеме предусмотрен режим аварийного возбуждения (при отказе элементов основной схемы).
Для пуска дизель-генератора применяется стартер-генератор 53, который в момент пуска, получая питание от аккумуляторной батареи, работает в режиме электродвигателя постоянного тока' с последовательным возбуждением и приводит во вращение вал дизель-генератора через его задний редуктор. После пуска дизеля стартер-генератор работает в генераторном режиме и питает цепи управления тепловоза, освещения, электродвигателя привода тормозного компрессора, зарядки аккумуляторной батареи, электродвигателя вентилятора кузова, отопительно-вентиляционного и топливоподкачивающего агрегатов.
Возбудитель 
и стартер-генератор 
Аккумуляторная батарея размещена в нишах с обеих сторон главной рамы тепловоза, что обеспечивает хороший доступ для ее осмотра, обслуживания и демонтажа. От аккумуляторной батареи, кроме цепей пуска, питаются радиостанция, устройства локомотивной сигнализации, а также цепи управления и освещения тепловоза при неработающем дизель-генераторе.
Вырабатываемый 
тяговым генератором переменный 
ток выпрямляется установкой 3, выполненной 
в виде двух параллельно работающих 
выпрямительных мостов. Каждый мост питается 
от одной из "звезд" статорных 
обмоток тягового генератора. К выпрямительной 
установке параллельно 
Воздух 
для дизеля поступает через установленные 
на боковых стенках кузова два 
двухступенчатых 
Тепловоз имеет кузов с несущей главной рамой. Для монтажа и демонтажа оборудования крыша кузова выполнена в виде пяти съемных секций, из которых три — со встроенными коробами-воздухозаборниками для очистки воздуха, предназначенного для охлаждения тягового генератора, выпрямительной установки и тяговых электродвигателей.
Воздух 
всасывается вентиляторами 
Применение разъемов в электрических проводах, проложенных вдоль кузова и соединяющихся с проводами крыши, а также приз-менное крепление секций крыши к стенкам кузова позволяют быстро снимать необходимую секцию крыши для демонтажа оборудования. Глушитель шума выпускных газов дизеля также закреплен на съемной секции крыши.
Рис. 1. Тепловоз 2ТЭ116, продольный разрез и план: / — кондиционер; 2 — вентилятор охлаждения тормозных резисторов; 3 — выпрямительная установка; 4 — блок выпрямителей управления возбуждением; 5 — вентилятор кузова; 6 — вентилятор охлаждения тягового генератора; 7 — кассета очистки воздуха, охлаждающего тяговый генератор; 3 — глушитель; 9 — бак для воды; 10 — кассета очистки воздуха, охлаждающего ТЭД задней тележки; // — всасывающий канал вентилятора охлаждения ТЭД задней тележки; 12 — жалюзи верхние; 13 — вентиляторы холодильной камеры; 14 — тяговый электродвигатель; 15, 21 — тележки; 16 — аккумуляторная батарея; 17 — топливный бак; 18 — маслопрокачнвающий агрегат; 19 — рама тепловоза; 20 — тяговый генератор; 22 — гаситель колебаний; 23 — роликовая опора кузова; 24 — главный резервуар; 23 — тифон; 26, 55 — передние бункеры для песка; 27 — электрическое устройство автоматики; 28 — высоковольтная камера; 29 — вентилятор охлаждения выпрямительной установки; 30 — инвертор кондиционера; 31, 38 — вентиляторы охлаждения тяговых электродвигателей; 32 — установка порошкового пожаротушения; 33 — возбудитель; 34 — канал бокового забора воздуха; 35 — охладитель масла для дизеля; 36, 48 — воздухоочистители дизеля; 37 — фильтр тонкой очистки масла; 39 — тормозной компрессор; 40 — редуктор; 41 — электродвигатель привода компрессора; 42, 45 — радиаторные секции; 43, 44 — задние бункеры для песка; 46 — боковые жалюзи; 47 — санузел; 49 — топливоподкачивающнй агрегат; 50 — подогреватель топлива; 31 — дизель; 52 — жалюзи вентиляции кузова; 53 — стартер-генератор;
*4 — привод ручного тормоза
Несущая 
главная рама, передающая тяговые 
и тормозные усилия и воспринимающая 
динамические нагрузки, опирается на 
две бесчелюстные тележки с односторонним 
расположением тяговых 
Тележка 
имеет возможность упругого поперечного 
перемещения на ±40 мм относительно 
рамы тепловоза. Рессорное подвешивание 
индивидуальное; на двух боковых приливах 
каждой буксы установлено по тройному 
комплекту пружин. Кузов опирается 
на тележки через восемь комплектов 
резинометаллических опор. Резонансные 
вертикальные колебания подрессоренной 
массы тепловоза гасятся 
Конструкция и оборудование кабины машиниста создают хорошие условия для работы локомотивных бригад, удовлетворяющие требованиям промышленной санитарии и эргономики. Отопитель-но-вентиляционный агрегат обогревает кабину машиниста в зимнее время и вентилирует в летнее. Теплый воздух от отопительно-вен-тиляционного агрегата подается также на лобовые стекла, предохраняя их от замерзания. Кабина оборудована установкой для обмыва лобовых стекол и стеклоочистителями с пневматическим приводом.
Для 
создания удовлетворительного 
Проставка между кабиной и дизельным помещением имеет заднюю стенку и образует тамбур, снижающий уровень шума в кабине. В тамбуре установлена единая герметизированная от пыли высоковольтная камера 28, в которой сосредоточены основная силовая электроаппаратура и аппаратура управления.
Водяная 
система тепловоза 
Песочная система позволяет с целью экономии песка подавать его только под переднюю колесную пару.
Тормозной компрессор 39 с электродвигателем 41 и понижающим редуктором 40 установлен в районе холодильной камеры.
Противопожарные средства включают порошковую установку 32 с автоматической сигнализацией, а также ручные огнетушители в кабине машиниста и дизельном помещении.
Тепловоз оборудован автоматической локомотивной сигнализацией и радиостанцией, подробные сведения о которых содержатся в специальной литературе. Предусмотрена аварийная остановка тепловоза. После нажатия кнопки "Аварийный стоп" локомотивная бригада может покинуть кабину, поскольку аварийная остановка дизеля, экстренное торможение, подача песка под колесные пары и подача звукового сигнала тифона произойдут автоматически.
В электрической схеме тепловоза широко использованы полупроводниковые устройства в блочном и индивидуальном исполнении, что позволило сократить количество реле и повысить надежность схемы.
1.2. Основные характеристики
Тяговая 
характеристика тепловоза 2ТЭ116 (рис. 2) 
построена по электромеханическим 
характеристикам тягового электродвигателя 
ЭД-118Б для стандартных 
Рис. 2. Тяговая характеристика тепловоза:
1 
— переход с полного 
2 
— переход с первой ступени 
ослабления возбуждения на 
Рис. 3. Коэффициент полезного действия тепловоза 2ТЭП6 на 15-й позиции контроллера машиниста:
ПП — полное возбуждение (поле) тяговых электродвигателей; ОП], ОП2 — первая и вторая ступени ослабления возбуждения тяговых электродвигателей
Значения коэффициента полезного действия тепловоза в зависимости от скорости движения показаны на рис. 3. В моменты прямых переходов с одного ослабления возбуждения тяговых электродвигателей на другое к. п. д. тепловоза уменьшается на 1—2 % в обратной зависимости от изменения тока, а в моменты обратных переходов увеличивается на такую же величину.
Основные технические данные тепловоза (одной секции)
Род 
службы ..............................
Осевая 
характеристик.................
Мощность дизеля, кВт (л. с.) ................ 2250 (3060)
Конструкционная скорость, м/с (км/ч) ........ 27,8 (100)
Масса, 
т ..............................
Нагрузка от колесной пары на рельсы, кН (тс) ...... 226 + 6,98 (23±0,69)
Сила тяги длительного режима на ободе колес при скорости 6,67 м/с (24 км/ч) и новых бандажах, кН (тс) ....... 255 (26)
Минимальный радиус проходимых кривых, м ..... 125
Тип экипажной части ......................... тележечный
Число 
тележек ..............................
Диаметр колеса, мм .......................... 1050
Тип 
тяговых приборов..............
Запасы, кг:
топлива.......................
воды 
..............................
масла 
..............................
песка 
..............................
Габарит по ГОСТ 9238—83 ..................... 1-Т
Длина секции по осям автосцепок, мм ......... 18 150
Ширина по раме тепловоза, мм ................ 3080
Высота по вентилятору, мм.................... 5104
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра ПИ и ЭГ
Лабораторная работа №1:
Устройство теловозов
.
Выполнил ст. гр. ЭГ-10
Новоселова О. А.
Проверил Седова Е. В
Донецк 2013