Тепловой расчет двигателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Задание:
В курсовом проекте рассматривается двухтактный карбюраторный двухцилиндровый мотоциклетный двигатель ИЖ-Планета-5
Рабочий объем двигателя W = 346 см3.
Количество цилиндров i = 2;
Диаметр цилиндра D = 72 мм = 0,072 м;
Ход поршня S = 85 мм = 0,085 м;
Наклон цилиндров 15 к вертикали;

Содержание

I. Тепловой расчет двигателя
II. Построение индикаторной диаграммы
III. Кинематический расчет КШМ
IV. Динамический расчет КШМ
V. Уравновешивание двигателя
VI. Расчет на прочность основных деталей КШМ
VII.Система принудительного воздушного охлаждения двигателя
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

kyrsovoi.doc

— 617.00 Кб (Скачать файл)

     ;

     , принимаем  .

    Длина от оси верхней головки шатуна до центра тяжести:

     .

    Заменим массу шатуна на две эквивалентные  массы, сосредоточенные на концах шатуна. Тогда масса шатуна:

     .

    Найдем  эквивалентные массы из системы  соотношений:

    

    В этом случае возникает дополнительный момент от пары сил. Ввиду незначительности дополнительного момента – его учитывать не будем.

Приведение  масс кривошипа:

    Масса кривошипа:

     ,

    где – масса шатунной шейки:

       м – диаметр шатунной шейки;

       м – длина шатунной шейки;

       – плотность материала  коленвала;

       кг. 

           – масса щеки:

       м – толщина щеки;

       м – высота и ширина  щеки;

      кг.

       м – расстояние от оси  кривошипа до центра масс щеки.

      кг.

Эквивалентная схема КШМ:

 

    Вычисляем поступательно и вращательно  движущиеся массы:

      кг – поступательно движущиеся  массы;

      кг – вращательно движущиеся  массы.

Силы  и моменты, действующие  в КШМ:

Силы  инерции:

  1. Сила инерции  поступательно движущихся масс:

      шаг 10°.

     , данные в таблицу [2].

    где – сила инерции первого порядка;

         – сила инерции второго  порядка.

    Эти силы действуют по оси цилиндра и  как и силы давления газов считаются  положительными, если направлены к  оси коленчатого вала, и отрицательными, если направлены от коленвала. 
 

  1. Сила инерции  вращающихся масс:

    .

    Сила  приложена в центре шатунной шейки, постоянна по величине и направлению  и направлена по радиусу кривошипа.

Силы  давления газов:

    Силы  давления газов в цилиндре двигателя  в зависимости от хода поршня определяются по индикаторной диаграмме, построенной  по данным теплового расчета.

    Сила  давления газов на поршень действует  по оси цилиндра:

     , где

      – давление газов в цилиндре  двигателя, определяемое для соответствующего  положения поршня по индикаторной  диаграмме;

      – давление в картере;

      – площадь поршня.

    Результаты  заносим в таблицу.

Суммарная сила:

    Суммарная сила – это алгебраическая сумма  сил, действующих в направлении  оси цилиндра:

     .

Сила, действующая вдоль  шатуна:

     , где

      – угол наклона шатуна  относительно оси цилиндра.

Сила  перпендикулярная оси цилиндра:

    Эта сила создает боковое давление на стенку цилиндра.

     .

Сила, действующая вдоль  кривошипа:

     .

Сила, создающая крутящий момент:

     .

Крутящий  момент одного цилиндра:

     . 

    Вычисляем силы и моменты, действующие в  КШМ через каждые10° поворота кривошипа. Результаты вычислений заносим в таблицу [3], строим графики сил и моментов.

Крутящий  момент двигателя:

      Имеющийся график отнесём к каждому из цилиндров в соответствии с порядком работы. Просуммировав два полученных графика, получаем график суммарного крутящего момента .

Опрокидывающий  момент:

    Момент  стремящийся опрокинуть двигатель  называется реактивным моментом. Он всегда равен крутящему моменту двигателя но противоположен ему по направлению. 

 

    

  1. Уравновешивание двигателя
 

    В уравновешенном двигателе при установившемся режиме работы силы и моменты сил, передаваемые на его опоры, постоянны  по величине и направлению или равны нулю.

    Уравновешивание можно осуществить двумя способами:

  1. расположение определенным образом цилиндров и выбором такой кривошипной системы коленчатого вала, чтобы переменные силы инерции и их моменты взаимно уравновешивались;
  2. созданием с помощью дополнительных масс (противовесов) новых сил, в любой момент времени равных по величине, но противоположных по направлению основным уравновешиваемым силам.

          Динамический расчёт показывает, что на КШМ действуют:

          - силы  инерции  поступательно движущихся масс и ,

          - центробежные силы  инерции  ,

          - возникают моменты  , , , .

          Все эти силы и  моменты вызывают неуравновешенность двигателя.

          Следует учитывать, что опрокидывающий (крутящий) момент уравновесить невозможно, так как  двигатель имеет один коленчатый вал. Следовательно, считаем двигатель уравновешенным, если выполняются следующие условия:

          S =0, S =0,

          S =0, S =0,

          S =0,S =0.

     Для двухтактного двухцилиндрового рядного  двигателя с кривошипами под  углом 180° имеем:

    S ;

    

    S . 

    Уравновешивание оставшихся сил и моментов:

    1) Силы инерции второго порядка  обоих цилиндров всегда имеют  взаимно одинаковое направление  и поэтому не уравновешиваются, а дают свободную силу:

    

    или

     .

    Эта сила действует по оси параллельной осям цилиндров и проходящей через  середину коленчатого вала, и может  быть уравновешена только противовесами, установленными на дополнительных валах, вращающихся навстречу друг другу с угловой скоростью 2w:

    радиус  вала принимаем  ;

    Масса противовеса рассчитывается из условия:

     ;

    где л – сила, возникающая при вращении уравновешивающего вала;

      – диаметр уравновешивающего  вала;

      кг – масса противовеса  на уравновешивающем валу. 

    2) Неуравновешенный момент от сил  инерции первого порядка вызывает  продольные колебания двигателя.  Уравновесим этот момент установкой двух валов с противовесами, вращающимися в разные стороны с угловой скоростью w.

    

    Момент  на одном уравновешивающем валу будет  равен:

     ,где

      м – радиус уравновешивающего  вала;

      м  - длина уравновешивающего  вала.

    Общую массу вала находим из:

    

      кг,

    так как масса на валу распределена по его концам на две равные части, то каждая из них равна:

      кг. 

    3) Величина момента от центробежных  сил инерции, действующего во  вращающей плоскости коленчатого  вала:

     .

    Этот  момент может быть полностью уравновешен  установкой противовесов с массой на продолжении щек коленвала.

    Масса , расположенная на расстоянии от оси коленчатого вала, определяется аналогично предыдущему:

    

    откуда

      кг. 

 

    

  1. Расчет  на прочность основных деталей КШМ
 

    Максимальная  сила давления газов на поршень:

     , где

     – максимальное давление  сгорания;

      –площадь поршня;

ПОРШЕНЬ

    При проектировании геометрические параметры  поршня принимают на основе эмпирических зависимостей и статических данных, приведенных в таблице [3].

    Затем производим проверочный расчет на прочность  и износостойкость элементов  поршня.

  1. Напряжение изгиба.

    , где 

     – внутренний диаметр поршня;

     – толщина днища.

    .

    Предельное  напряжение изгиба:

     

  1. Проверочный расчет на сжатие.

    , где

     – площадь опасного сечения;

     – толщина стенки поршня.

    .

    Предельное  напряжение сжатия:

     

  1. Наибольшее  условное давление.

    По  нему проверяют поверхность отвердения под поршневой палец.

    , где

     – диаметр поршневого пальца;

     – длина пальца в одном  приливе.

    .

    Допустимое  удельное давление .

ПОРШЕНЕВОЙ  ПАЛЕЦ

 

    Во  время работы поршневой палец  подвергается воздействию переменных по величине нагрузок, носящих большей частью ударный характер. В поршневом пальце появляются напряжения изгиба, среза и овализации, вызывающие его поломку.

  1. Износостойкость пальца оценивают по удельным давлениям между втулкой шатуна и бобышками поршня и опорными поверхностями пальца.

    , где

     – сила инерции от массы  поршневой группы.

     – длина втулки шатуна.

    .

    , где

     – сила инерции от массы  поршневой группы без массы  пальца, действующая на бобышки;

    ;

     – длина пальца в одном  приливе.

    .

    Для современных двигателей:

    , . 

  1. Напряжение  изгиба в среднем сечение пальца:

Информация о работе Тепловой расчет двигателя