Твердые смазочные материалы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 16:26, реферат

Краткое описание

Обеспечение эффективного граничного и смешанного режима смазки механизмов (особенно при таких условиях эксплуатации как ударные нагрузки, прерывистые движения, прессовая посадка) невозможно без применения твердых смазочных материалов. Последние способны работать в значительно более широком диапазоне температур, чем "жидкие" смазки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..2
1. Твердые слоистые смазки…………………………………………….……3
1.1. Свойства ТСС……………………………………………………………....4
2. Общие сведения о пластичных смазках…………………………………13
2.1. Свойства пластичных смазок…………………………………………….18
2.2. Ассортимент пластичных смазок………………………………………..26
3. Список литературы………...…………………………………………......34

Вложенные файлы: 1 файл

Твердые смазочные.doc

— 801.50 Кб (Скачать файл)
 

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………….……..2

  1. Твердые слоистые смазки…………………………………………….……3
    1. Свойства ТСС……………………………………………………………....4
  2. Общие сведения о пластичных смазках…………………………………13
    1. Свойства пластичных смазок…………………………………………….18
    2. Ассортимент пластичных смазок………………………………………..26
  3. Список литературы………...…………………………………………......34
 

 

     

     Введение 

     Обеспечение эффективного граничного и смешанного режима смазки механизмов (особенно при  таких условиях эксплуатации как  ударные нагрузки, прерывистые движения, прессовая посадка) невозможно без применения твердых смазочных материалов. Последние способны работать в значительно более широком диапазоне температур, чем "жидкие" смазки.

     К их достоинствам также относится  работоспособность при комнатных  температурах (в отличие от химически реакционных технологий) и инертность по отношению к пластикам (ПТФЭ, полиэтилен и полиамид), используемым в конструкциях современных машин и деталей. Дисульфид молибдена и сульфиды других металлов, фосфаты, оксиды, фториды металлов, а также сами металлы, графит, нитрид бора и их смеси широко применяются в качестве компонентов твердых смазок. Твердые смазочные материалы применимы в виде порошка, пасты, присадки/добавки к пластичным смазкам, масляной дисперсии, и в виде пигмента в составе антифрикционного покрытия. 

 

     

     1. Твердые слоистые смазки 

     Характерная особенность твердых и пластичных смазочных материалов состоит в  том, что эти материалы находятся  в агрегатном состоянии, исключающем, при соблюдении заданных условий  эксплуатации, их вытекание из узла трения. Благодаря этому возможно смазывание негерметизированных узлов трения, отсутствует необходимость в непрерывном подводе смазочного материала, а следовательно, и в наличии предназначенных для этого систем и агрегатов. Это обеспечивает получение следующих в сравнении с маслами преимуществ:

     —уменьшение расхода смазочных материалов;

     —упрощение  конструкции, а следовательно, повышение  надежности и снижение металлоемкости механизма;

     —уменьшение эксплуатационных расходов.

     К основным (в сравнении с маслами) недостаткам, характерным в различной степени для большинства смазок, относят: отсутствие отвода теплоты от поверхностей трения, худшую физическую и химическую стабильность, а также большую разницу в величинах коэффициентов трения покоя и движения.

     Твердые слоистые смазки (ТСС) — кристаллические  вещества, обладающие смазочными свойствами: графит, дисульфиды молибдена и вольфрама, нитрид бора, бромиды олова и кадмия, сульфат серебра, иодиды висмута, никеля и кадмия, фталоцианин, селениды и  теллуриды вольфрама, титана и пр.

     Все ТСС обладают слоистой структурой, характеризующейся тем, что атомы, лежащие в одной плоскости (одном  слое), находятся друг к другу  ближе, чем в различных слоях. Например, в решетке графита расстояние между атомами углерода в слое равно 1,42 х 10 м-10, между слоями — 3,44 • 10-10 м. Это обусловливает различную прочность связей между атомами в различных направ­лениях, в результате чего под воздействием внешних сил происходит скольжение (сдвиг) одних слоев кристаллов относительно других (уменьшению сопротивления сдвига способствует накопление на поверхностях кристаллов адсорбированных продуктов). Это свойство является необходимым, но недостаточным. Нужна также хорошая адгезия ТСС к материалу поверхности трения, поэтому дисульфид титана и многие алюмосиликаты (слюда, тальк и др.), обладая ярко выраженной слоистой структурой, не отличаются смазочными свойствами, так как имеют плохие адгезионныг свойства с металлами. На качество и свойства ТСС влияют неоднородности связей между атомами кристаллической решетки, величина работы, затрачиваемой на расщепление кристалла по поверхностям скольжения, степень адгезии к металлическим поверхностям и т.п. 

     1.1 Свойства ТСС 

     Рассмотрим  свойства некоторых наиболее распространенных ТСС.

     Графит  обладает антифрикционными свойствами в паре трения со сталью, чугуном и хромом (несколько хуже эти свойства с медью и алюминием). В присутствии воздуха и воды графитная смазка улучшает свои показатели

     Графиту присуща способность адсорбироваться  на поверхностях трения с образованием прочной пленки, ориентированной в направлении скольжения. Наличие на поверхности металла пленки оксидов облегчает адсорбцию графита, поэтому использование графита особенно эффективно для металлов, образующих прочную оксидную пленку (хром, титан, в меньшей степени сталь).

     Температурный предел работоспособности графитной  смазки равен 600 С. Свойственная этому  материалу вследствие наличия свободных  электронов высокая электротеплопроводность  способствует отводу электростатических зарядов и сохранению прочности смазочного слоя. Коэффициент трения графита по стали составляет 0,04 — — 0,08. С увеличением нагрузки и повышением температуры коэффициент трения возрастает.

     Дисульфид молибдена MоS2 — синевато-серый порошок  с металлическим блеском, обладает хорошими адсорбционными способностями по отношению к большинству черных и цветных металлов. Смазочная способность MоS2 обусловлена выраженным слоистым строением кристаллов (расстояние между атомами серы, находящимися в различных слоях кристалла, почти в 4 раза больше, чем внутри слоев) и сильной поляризацией атомов серы в процессе трения. В отличие от графита при увеличении нагрузки и температуры коэффициент трения MоS2 уменьшается (средняя величина 0,05 — 0,095).

     Несущая способность граничной смазочной пленки дисульфида молибдена выше, чем у любых смазочных масел. При температурах выше 500 °С MоS2 окисляется с выделением SO2. Дисульфид молибдена обладает высокой радиационной стойкостью — при дозе до 5 107 Гр не отмечено каких-либо изменений в его свойствах. К недостаткам M0S2 относится то, что он обладает высокой химической активностью и относительно легко вступает в реакцию с водой и кислородом. Вследствие этого при контакте M0S2 с воздухом максимально допустимую температуру ограничивают 450 °С. Водород восстанавливает M0S2 до металла.

     Дисульфид вольфрама WS2 по сравнению с MоS2 обладает большей термостойкостью (580 °С), стойкостью к окислению и в 3 раза большей  несущей способностью. Химически  инертен (кроме фтора и его соединений), коррозионно неагрессивен, нетоксичен, его применение ограничено высокой стоимостью. Использование WS2 в качестве добавки к маслам осложнено его высокой плотностью (р - 7,4 • 103 кг/м3 ), что затрудняет получение однородной смеси с маслом; рекомендуется использовать при температурах свыше 450 °С.

     Нитрид  кремния имеет низкий коэффициент  трения в парах со стальными деталями и некоторыми металлокерамическими материалами. Обладает хорошими механическими  характеристиками и высокой термической  и термоокислительной устойчивостью (до 1200 °С). Благодаря сочетанию этих качеств нитрид кремния рассматривают как перспективный материал при изготовлении деталей цилиндро-поршневой группы теплонапряженных двигателей.

     Нитрид  бора обладает высокой термической и термоокислительной устойчивостью (разлагается при температуре свыше 1000 °С).

     Имеются сведения о перспективности использования  в качестве твердых слоистых смазок других веществ — селенидов и  теллуридов вольфрама и ниобия и  т.п.

     К твердым слоистым смазкам относятся  также фталоцианины.

     Фталоцианины (меди C32H16N6C11, железа C32H16N8Fe и пр.) — металлосодержащие полициклические органические соединения, обладающие крупными плоскими молекулами со слабыми межмолекулярными связями. Характерной особенностью этих веществ является то, что наряду с физической адсорбцией они образуют хемосорбированные пленки на поверхностях металлов. Фталоцианины обладают хорошей термической (650 °С) и радиационной стойкостью, стабильны при контакте с воздухом и водой. При тем­пературах до 300 °С коэффициент трения у них выше, чем у графита и дисульфита молибдена, но понижается до 0,03 — 0,05 с увеличением температуры до 500 °С.

     Из  фталоцианинов делают защитный слой на юбках поршней перспективных  двигателей. Такие поршни повышают механический КПД и обладают повышенной стойкостью к заклиниванию.

     Ниже  приведены средние величины коэффициентов  трения для некоторых ТСС. 

Дисульфид молибдена  0,05
Йодистый  кадмий 0,06
Хлористый кадмий 0,07
Сернокислый вольфрам 0,08
Сернокислое серебро 0,14
Йодистый  свинец 0,28
Графит (приработка во влажном воздухе) 0,10
Хлористый кобальт 0,10
Йодистая  ртуть 0,18
Бромистая ртуть 0,06
Йодистое  серебро 0,25

 

     

 

     На  рис. 8.1 приведен график, ха­рактеризующий зависимость коэф­фициента трения / от удельной нагрузки р для дисульфида молибдена, дисульфида вольфрама и графита.

     Износостойкость твердых смазок оценивается по их истираемости. Истираемость определяется временем работы узла трения в заданных условиях до истирания покрытия из твердой смазки.

     Твердые смазки могут быть использованы не только для обеспечения работы узлов сухого трения, но и как добавки, существенно повышающие эффективность масел. Большинство твердых смазок нерастворимы в углеводородах, поэтому их вводят в моторное масло в виде коллоидных дисперсий. При этом увеличивается ресурс узлов трения и снижается вероятность задира в условиях масляного голодания.

     Совершенствование существующих и создание новых видов  твердых смазок — важный этап разработки адиабатного (керамического) двигателя.

     Повышение теплонапряженности (уровня форсирования) современных ДВС увеличивает качественный и количественный объемы требований, предъявляемых к граничной пленке. Удовлетворение этих требований только путем изменения свойств моторного масла не всегда целесообразно (или возможно) как по техническим, так и по экономическим условиям, поэтому в ряде случаев в дополнение смазки моторными маслами (или без них) при изготовлении двигателя применяют покрытие поверхностей трения твердыми смазочными материалами

     Хорошие смазочные свойства имеют покрытия на основе двусернистого молибдена. Такие покрытия обладают высокой термической и химической стабильностью, сочетаются со всеми видами смазок и топлив, не токсичны и выдерживают нагрузки до 30 МПа. В современном двигателестроении практикуют нанесение покрытий из M0S2 на нагруженные узлы трения механизма газораспределения, вкладыши коленчатого вала, втулки клапанов, юбки поршней и пр. При этом достигается увеличение ресурса свыше 30 %. Для поддержания сохранности покрытия рекомендуется в процеп С эксплуатации вводить в масло присадки на основе M0S2.

     Примером  покрытия такого рода может быть паста, состоящая из дисперсии MоS2 в органической смоле с растворителем. При нанесении  пасты на металлические поверхности  она образует прочно скрепленную  с основой сухую пленку, обладающую длительным сроком службы в диапазоне температур 20 — 380 °С при высоких механических нагрузках.

     Толщина пленки должна быть равна 5 — 15 мкм, более  толстый слой подвержен растрескиванию и скалыванию.

     Мягкие  металлы (свинец, индий, олово, кадмий, медь, серебро, золото и др.) обладают низкой прочностью на срез и благодаря этому могут применяться в качестве смазок, наносимых в виде тонких слоев (пленок) на более прочные основы. Поведение пленок этих металлов во многом сходно с маслами. Кроме того, они обладают свойством облегчать и ускорять процесс приработки

Информация о работе Твердые смазочные материалы