Современные системы отопления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы. Системы отопления неразрывно связана с человечеством, без него невозможно представить жизнь людей.
Предметом курсовой работы является система отопления
Предметом курсовой работы является влияние нововведений на систему отопления.
Целью курсовой работы является проследить развитие системы отопления, начиная с древних времен и определить ее роль в жизни человека.

Содержание

Введение
1 Система отопления в древние времена
2 Система обогрева помещений в древнем Риме
3 Печное отопление
3.1 Русская печь
3.1.1 Топка по черному
3.1.2 Топка по белому
3.1.3 Влияние русской печи на быт людей
3.1.4 Влияние русской печи на медицину
3.1.5 Влияние русской печи на производство кирпича
3.2 Камин
3.2.1 Средневековье
3.2.2 Эпоха возрождения
3.2.3 Новое время
3.2.4 Влияние камина на быт людей
4
4.1 Паровое отопление
4.2 Водяное отопление
4.3 Лучистая система отопления
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

История и философия нововведений в системе отопления.docx

— 104.44 Кб (Скачать файл)

Около трубы видна деревянная кадушка, которая стоит на лежанке - самое почетное место,  для старших. На фотографии от печи в две стороны идут балки, используемые сейчас в декоративных целях как полки для выставленных горшков. Но вообще-то на них настилались доски во всю длину до стены и получался помост под потолком - полати, преимущественно для детей.

Основное пространство избы занимала печь. В иных избах с русской печью создается впечатление, что сама изба строилась вокруг печи. В большинстве изб печь располагали сразу справа у входа устьем к передней стене, к свету (окнам). Избы с печью слева от входа русские крестьянки пренебрежительно звали “непряхами”. Прясть обычно садились на “долгую” или “бабью лавку”, тянущуюся по противоположной длинной стене дома. И если бабья лавка находилась справа (при левом расположении печи), то прясть приходилось спиной к передней стене дома, то есть спиной к свету.

По наличию печи в постройке судили о ее предназначении. Если печи не было, то постройка считалась нежилой. Недаром в русской загадке спрашивается: “Чего из избы не вытащишь?” Отношение хозяев к гостю резко менялось, если ему доводилось посидеть на их печи. Он становился “своим”.

 Практически все обряды  перехода того или иного члена  семьи в новый статус включали  ритуальное обращение к печи. Так при родах, помогая роженице, открывали все заслонки в печи. В заключение свадебного пира  бросали в печь пустой горшок, приговаривая: “Сколько черепья, столько  молодых ребят!” В печи, поддавая  пар квасом и пивом, проводили  обряд очищения невесты перед  свадьбой (“невестина баня”).

 Часто для сохранения  формы глинобитной печи в ее  углы помещали вертикальные “печные  столбы”. Один из них, который  выходил к центру избы, устраивали  почти всегда. От него к боковой  и передней стене избы перекидывали широкие четырехгранные бусы, вытесанные из дуба или сосны. За постоянно черный от сажи цвет их прозвали воронцами. Располагались они на высоте человеческого роста. “Стоит Яга, во лбу рога”, — загадывали загадку на Севере про воронцы.

 Тот из воронцов, который  шел к длинной боковой стене, называли еще “брусом полатным”, так как на него опирались  доски полатей, которые располагались  над входной дверью, от печи  до стены. На полатях спали, залезая  туда с печи. Здесь сушили лен, пеньку, лучину, на день закидывали  туда постельные принадлежности. Особенно любили сидеть на  полатях дети — и тепло и  все видно.

 Второй воронец, шедший  от печного столба до передней  стены, часто называли “чуланным  брусом”. Он использовался хозяйкой  в качестве полки для ежедневной  посуды. Иногда же по этому  воронцу отгораживали от остальной  избы небольшой чулан.

 Оба воронца делили  избу на три функционально  разные части. Под полатями у  двери располагался задний угол. От устья печи до передней  стены — печной угол, или середа, или бабий угол. Самым большим  и почетным был юго-восточный  угол избы — большой, передний  или красный угол.

 Задний угол исстари  был мужским. Здесь помещали коник  — короткую широкую лавку, врубленную  вдоль задней стены. Коник имел  форму ящика с откидной плоской  крышкой. От двери (чтобы не дуло  ночью) коник отделялся вертикальной  доской-спинкой, которой часто придавали  форму конской головы. Это было  рабочее место мужчины. Здесь  плели лапти, корзины, ремонтировали  упряжь, вязали сети и т.д. Под  коником или в самом ящике  хранили инструменты. Представление  о конике как чисто мужском  месте избы сохранялось вплоть  до 30-х годов XX века. Женщине на  коник садиться было неприлично.

 Зато печной угол  — царство женщины. Здесь у  самого окна (у света) против устья  печи всегда ставили ручные  жернова (два больших плоских  камня), поэтому угол называли еще “жерновым”. Вдоль стены от печи к передним окнам шла широкая судная лавка — своеобразный кухонный стол. На стене висели наблюдники — полки для посуды.

 В печном углу женщины  готовили пищу, отдыхали. Здесь во  время больших праздников, когда  приезжало много гостей, они ставили  для себя отдельный “женский”  стол. Мужчины даже своей семьи  зайти в печной угол без  особой надобности не могли. Появление  же там постороннего мужчины  расценивалось как грубое нарушение  этикета. Более того, в некоторых  северных деревнях появление  постороннего мужика на бабьей  половине избы воспринималось  как оскорбление для всей деревни.

 Будущая невеста во  время всего сватовства должна  была слушать разговор из печного  угла. Оттуда она выходила и  во время смотрин. Там ожидала  приезда жениха в день свадьбы. И выход оттуда в красный  угол воспринимался как уход  из дома, прощание с ним[7].

 

3.1.4 Влияние Русской печи на медицину

 

Несомненно, печь оказала большое влияние на медицину. До сегодняшнего дня используются лечебные методы, ставшие традиционными сотни лет назад, благодаря появлению и использованию русской печи. Это одна из многих причин, почему на Руси ей отвадилась важная роль.

Метод пропарки. Иногда, чтобы прогреть больного, применялся более экономный и щадящий метод пропарки. В печи нагревались емкости с водой и несколько больших камней. После чего горячая вода заливалась в большую бочку и в нее помещали заболевшего. Если (по мнению лекарей) температура воды была недостаточно высокой, в воду погружали раскаленные камни. После окончания процедуры заболевшего вытаскивали из бочки, вытирали, одевали в чистую, сухую одежду и поили различными травяными настоями и взварами (из плодов и листочков сушеной малины, соцветий липы, травы мать-и-мачехи и тысячелистника). Затем пациента укладывали на печную лежанку, причем так, чтобы его пятки касались разогретых кирпичей. Кстати, все лекарственные средства для лечения заболевших, готовились исключительно в русской печи. И не только потому что это было удобно - ведь в печи можно использовать как открытый огонь, так сохраняющийся в течении многих часов жар. Народные целители считали, что русская печь обладает особой магической силой, и эта чудодейственная сила переходит в приготовленные в печи снадобья.

Печная зола. Народные методы лечения использовали также продукты сгорания древесины. Особенно часто для лечения многих заболеваний применялась печная зола. Например, зола дуба убивала вшей, помогала при кровотечениях и болях в желудке. Зола виноградной лозы излечивала головную боль и язвы кишечника. Сваренный из печной золы щелок использовался не только для мытья, но и служил основой всевозможных мазей, настоек, примочек и, даже, клизм. Иногда знахари, чтобы увеличить лечебный эффект золы, собирали ее в трех или семи печах. Некоторые лекари добавляли в золу пепел (еловый, можжевеловый, терновый и других лекарственных трав) и разные вещества (яичный белок и желток, сливочное и оливковое масло).

Древесный уголь. Даже древесный уголь не оставался без внимания. Неграмотные крестьяне интуитивно чувствовали, что это эффективное средство при отравлениях и расстройствах пищеварения. А у хорошей хозяйки рядом с печью всегда стояла бадейка с толченым углем. При ожогах достаточно было смочить обожженное место водой и посыпать толченым углем - через час у больного спадала краснота и стихала боль.

Практически все, что так или иначе было связано с русской печью, использовалось для приготовления различных лекарственных снадобий и проведения разнообразных лечебных процедур. Это лечение опечиной (пережженной глиной из кладки), лечение дымом от сжигаемых лекарственных растений (дым вдыхали или окуривали им избу). Даже обычный, нагретый в русской печи кирпич, превращался в грелку или ингалятор.

Однако, все эти способы относились к разделу «интенсивной терапии», основным же народным методом лечения было лечение теплом. Многие хронические заболевания, такие как ревматизм и радикулит, требовали длительного прогревания. Тут то и помогали народные методы лечения теплом. Например, при радикулите достаточно было несколько часов полежать на разогретых камнях протопленной печи, и боль отступала.

Польза дыма. Даже выходящий из русской печи дым не пропадал понапрасну. В домах, где печь топилась по-черному, дым дополнительно прогревал избу и забирал из воздуха лишнюю влагу. В прокопченных этим дымом стенах не заводилась плесень и грибок. Не уживались в таких избах и всякие вредные насекомые (клопы, тараканы). Если же печь топилась по-белому, то периодически в таких избах устраивали «санитарный день» - закрывали заслонку не до конца протопленной печи и уходили на сутки к соседям. После такой обработки тараканов и клопов практически не оставалось, особенно, если перед уходом на угли накидывали конопляной соломы...

Многие из этих технологий сохранились по сей день, и используются в современной медицине [8].

 

3.1.5 Влияние русской печки на производство кирпича

 

Одна из причин, почему долгое время печи топили по-черному - это дороговизна кирпича. Обожженный кирпич был действительно очень дорог, поэтому крестьяне печи нередко делали из необожженного кирпича - сырца, а из обожженного устраивали только под и свод печи. Для более качественного и надежного отопления человеку били необходимы новые материалы. Однако, вскоре предки научились обжигать кирпич, но он стоил очень дорого. Вследствие чего массово строились кирпичные заводы, чуть ли не в каждой деревне.

Переворот в технике производства произошел лишь во второй половине XIX века. В 1855 г. был изобретен ленточный кирпичеделательный пресс, в 1858 г. изобретена кольцевая обжиговая печь постоянного действия, которая позволила снизить расход дров в 4 раза!

 

3.1.6 Влияние русской печи на приготовление пищи

 

В печи готовили пищу, и она получалась удивительно вкусной и питательной. Секрет заключается в том, что жар печи распределяется равномерно, и температура долго не меняется. Посуда с пищей не имеет прямого контакта с огнём, позволяя содержимому прогреваться со всех сторон равномерно, не пригорая.  Кроме того, в печи сушили грибы, ягоды, рыбу. В русской печи пекли прекрасные оладьи и блины. Жар на тесто воздействует не только от дна и боков сковородки, но и сверху, так как в печи воздух сильно раскален. Таких как в русской печи оладьев и блинов не испечь ни в духовке, ни тем более на плите. Сковородой управляли при помощи сковородника - металлической прихватки, насаженной на длинную палку. Такой сковородник, как и ухваты разного обхвата, имелись в каждом доме. Русская печь - это отличная хлебопекарня. Раз в 4-5 дней хозяйка пекла хлеб. Тесто готовили с вечера в большой квашне, где оно выхаживало на шестке. В квашне всю ночь в смеси муки с водой бурно размножались дрожжи. Чтобы дрожжи хорошо размножались, квашню ставили в теплое, но не горячее место. Утром тесто замешивали, добавляя в него муку до нужной консистенции, и раскладывали в железные формы или на противень. Печь после топки вычищали от углей и золы, немного остужали и сажали в печь формы и противни с тестом с помощью деревянной лопаты.

Хлебопечение - непростое дело, не у каждой хозяйки и не всегда хлебы получались отменными. На качество хлеба влияло многое: и мука, и дрожжи, и температура в печи, и замес. Чтобы хлеб получался вкуснее, делали различные добавки в тесто: вместо воды брали сыворотку, добавляли корицу и многие другие ингредиенты. В русской печи пекли очень вкусные пироги: открытые, как этот, или закрытые, когда начинка помещалась внутрь пирога. С чем только не пекли пироги: с творогом, с яйцом, с клюквой, с малиной, с картошкой, с капустой, с рыбой... Тесто для пирогов готовилось иначе, чем для хлебов. Мука для пирогов использовалась обдирная пшеничная, дрожжи обязательно свежие, а не закваска, сто раз использовавшаяся. Хлеб - это еда повседневная, а пироги - праздничная. В моей деревне шутили: "А пироги-то хлебу большая замена" [9]. 

Русская печь послужила аналогом для современных духовок, и приборов для приготовления пищи, а так же послужила началом для многих рецептов, которые не могли быть доступны до ее появления.

 

3.2 Камин

 

Камин — элемент архитектурного дизайна, представляет собой печь с дымоходом, предназначен для обогревания помещения или нагревания пищи непосредственно пламенем горящего в ней топлива. В качестве топлива используют газ, уголь или древесину. В городских квартирах популярны электрические камины.

 

3.2.1 Средневековье

 

В Средневековье камины становятся более декоративными, в феодальных замках для них создаются целые помещения — каминные залы, наиболее любимые хозяевами и их гостями. Именно здесь хранятся военные и охотничьи доспехи, оружие, гобелены, стяги и другие средневековые знаки важности.

В Средние века камины отличались большими размерами, так что рыцари-паломники могли целиком изжарить в них быка. Во французском городе Пуатье в замке герцога Беррийского можно полюбоваться тройным камином во всю торцевую стену. В каждое из трех его отделений мог бы уместиться небольшой двухэтажный дом. Очаг украшен галереей с ажурной балюстрадой, тремя причудливыми арками, каменным готическим кружевом.

Однако в большинстве средневековых домов камины были скромнее по размерам. Их обычно встраивали в стену, а дымовая труба опускалась над очагом шатровым навесом, который опирался на консоли или резные столбики. Навес по возможности украшали: штукатурили, белили, расписывали.

Каменные и кафельные печи стали появляться в богатых домах, начиная с XIV века. С отопительной задачей такие печи справлялись лучше каминов, потому что печи обогревают помещение не прямым излучением от огня, а накапливают тепло всей своей массой и постепенно отдают его вследствие конвекции.

 

3.2.2 Эпоха Возрождения

 

Во время Ренессанса камины стали предметом серьезного интереса художников-оформителей. Порталы камина делались из гранита и мрамора, украшались флорентийской мозаикой. Их композиция включала в себя колонны, пилястры, элементы антаблемента. Увеличились размеры дымосборника и площадь камина вдоль стены, появились резные украшения над каминными досками. В искусстве барокко и рококо надкаминные украшения делались меньшего размера, но отличались исключительным разнообразием и изысканной декоративностью.

Каминные аксессуары также становятся объектами художественного интереса. С начала XV-го столетия для защиты стены от интенсивного нагревания и в качестве украшения в задней части топки появляется отлитая из чугуна декоративная доска.

Информация о работе Современные системы отопления