Привод ковшового элеватора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 08:21, курсовая работа

Краткое описание

Правила проектирования и оформления конструкторской документации устанавливают четыре стадии ее разработки: техническое задание, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Курсовой проект представляется в виде пояснительной записки, сборочного чертежа редуктора, его деталировки и чертежа общего вида привода.
Заданием на курсовой проект предусмотрена разработка конструкции одноступенчатого конического редуктора привода ковшового элеватора.
Приводное устройство включает в себя двигатель, цепную муфту, конический редуктор, цепную передачу, барабан, ковш, ленту элеватора, натяжное устройство.

Вложенные файлы: 1 файл

Копия РПЗ.docx

— 3.55 Мб (Скачать файл)

[σ]H2 = 1,8HB+67 = 1,8·193+67 = 414 МПа.

[σ]H =  0,45([σ]H1 +[σ]H2) = 0,45(513+414) = 417 МПа.

Допускаемые напряжения изгиба:

[σ]F = KFL[σ]F0,

где  KFL – коэффициент долговечности

Так как  N > NF0 = 4·106, то КFL = 1.

[σ]F01 = 1,03HB1 = 1,03·248 = 255 МПа.

[σ]F02 = 1,03HB2 = 1,03·193 = 199 МПа.

[σ]F1 = 1·255 = 255 МПа.

[σ]F2 = 1·199 = 199 МПа.

4. Расчет закрытой конической  передачи

Внешний делительный диаметр колеса (рис.4.1)

,

где KHB = 1,1 – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца для колес с круговыми зубьями;

= 1,85 – коэффициент вида конических  колес

de2 = 165×[(75,5×103×1,1×3,15)/(1,85·4172 )]1/3= 154 мм

Принимаем по ГОСТ 12289–766 de2 = 160 мм

Углы  делительных конусов

сtgd1 = u1 = 3,15  ®  d1 = 17,61°,

d2 = 90o – d1 = 90o – 17o36’ = 72,39o.

Внешнее конусное расстояние Re и длина зуба b

Re = de2/(2sinδ2) = 160/(2sin72,39°) = 84 мм,

b = yybRRe

где  yybR = 0,285 – коэффициент ширины колеса

b =  0,285××84 = 24 мм

Внешний окружной модуль

mte = 14T2K/( Fde2b[σ]F

где   F = 1 – для колес с круговыми зубьями,

К = 1,08 – для колес с круговыми зубьями

mte = 14·75,5·103·1,08/(1,0·160·24·199) = 1,49 мм.

принимаем mte = 1,5 мм

Число зубьев колеса и шестерни

z2 = de2/mte  =  160/1,5 = 107

z1 = z2/u1 =107/3,15 = 34

Фактическое передаточное число конической передачи

u1 = z2/z1 =107/34 = 3,15

По таблице 4.6 [1c.68] находим коэффициент смещения для шестерни и колеса хn1 = 0,19;  хn2 = -0,19

Диаметры  шестерни и колеса

de1 = mtez1 = 1,50·34 = 51 мм

Диаметры  вершин зубьев

dae1 = de1+ 1,64(1+xn1)mtecos δ1 = 51+1,64(1+0,19)1,50·cos17,61°=53,79 мм

dae2 = de2 + 1,64(1 – xn2)mtecos δ2 =160 + 1,64(1 + 0,19)1,50·cos72,39° =160,88 мм

Диаметры впадин зубьев

dfe1=de1–1,64(1,2–xn1)mtecos δ1 =51–1,64(1,2–0,19)1,5·cos17,61° = 48,63 мм

dfe2 = de2 – 1,64(1,2 + xn2)mtecos δ2 = 160 – 1,64(1,2 – 0,19)1,5·cos72,39°=159,25 мм

Средние делительные диаметры

d1 ≈ 0,857de1 = 0,857·51 = 43,70 мм

d2 ≈ 0,857de2 = 0,857·160 = 137,12 мм

Рис. 4.1  Геометрические параметры  конической зубчатой передачи

 

Силы действующие в зацеплении:

окружная   

Ft= 2T2/d2 = 2××75,5××103/137,12 = 1101 Н

радиальная для шестерни, осевая для колеса

Fr1 = Fa2 = Ftγr = 1101·0,208 = 229 H

где γr – коэффициент радиальной силы

γr = (0,44cosδ1 – 0,7sinδ1) = 0,44cos17,61° – 0,7sin17,61° = 0,208 

осевая для шестерни, радиальная для колеса

Fa1= Fr2 = Ftγa = 1101·0,80 = 881 H

где γа – коэффициент осевой  силы

γа = (0,44sinδ1 + 0,7cosδ1) = 0,44sin17,61° + 0,7cos17,61° = 0,80 

Средняя окружная скорость.

V = ω2d2/2×103 = 47,5·137,12/2×103 = 3,3 м/с.

Принимаем седьмую степень точности.

Расчетное контактное напряжение

где КН – коэффициент нагрузки

KH = KKKHv =1,0××1,05·1,1 =1,155

K= 1,0 – коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями [1c.69]

K = 1,1–коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки по  ширине венца [1c.65]

KHv = 1,05 – динамический коэффициент [1c62]

σН = 470{1101×1,155[(3,152+1)]1/2/(1,85·24×160)}1/2 = 362 МПа

Недогрузка (417 – 362)100/417=13,2 % > 10% - допускаемая недогрузка  10%, поэтому принимаем ширину венца  b = 22 мм, тогда

σН = 470{1101×1,155[(3,152+1)]1/2/(1,85·22×160)}1/2 = 378 МПа

Недогрузка (417 – 378)100/417= 9,3 % <  10%,

Проверяем напряжения изгиба зубьев шестерни и  колеса

σF2 = YF2YβFtKKKFv/( Fbmte)

σF1 F2YF1/YF2

где YF – коэффициент формы зуба, зависящий от эквивалентного числа зубьев

zv= z/(cosdd·cos3β)

β = 35° - угол наклона зубьев

zv1 = 34/(cos17,61°·cos335°) = 64,9 → YF1 = 3,56

zv2 =107/(cos72,39°·cos335°) = 643 → YF2 = 3,63

Yβ = 1 – коэффициент учитывающий наклон зуба

K= 1,0 – коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями [1c.69]

K = 1,0 – для прирабатывающихся зубьев

КFv = 1,09 – коэффициент динамичности [1c. 62]

σF2 = 3,56·1,0·1101·1,0·1,0·1,09/(1,0·22·1,5) = 129 МПа < [σ]F2

σF1 = 129·3,56/3,63 = 127 МПа < [σ]F1

Так как  расчетные напряжения σH < [σH] и σF < [σ]F, то можно утверждать, что данная передача выдержит  передаваемую нагрузку и будет стабильно работать в нормальных условиях весь срок службы.

 

5. Расчет открытой цепной передачи (рис.5.1)

Шаг цепи

где   [p] = 25 МПа – допускаемое давление в шарнирах;

Кэ – коэффициент эксплуатации

Кэ = КдКсКqКрегКр,

где Кд = 1 – коэффициент динамической нагрузки,

Кс = 1,5 – смазка периодическая,

Кq = 1,0 – положение передачи горизонтальное,

Крег = 1,25 – нерегулируемая передача,

Кр = 1,25 – работа в одну смену.

Кэ = 1,5×1,25∙1,25 = 2,34.

Рис.5.1 Геометрические и силовые параметры цепной передачи

 

       z1 – число зубьев малой звездочки

z1 = 29 – 2u = 29 – 2×4,37= 20,3,

принимаем ближайшее нечетное значение z1 = 21

р = 2,8(75,5×103×2,34/21×25)1/3 = 19,5 мм

Принимаем ближайшее  большее значение р= 25,40 мм:

- разрушающая  нагрузка Q = 60,0 кН;

- масса одного  метра цепи q = 2,6 кг/м;

- диаметр  валика d1 = 7,92 мм;

- ширина  внутреннего звена b3 = 15,88 мм

Уточняем  разрушающую нагрузку [p] = 25,5 МПа [1c.91].

Число зубьев ведомой звездочки:

  z2 = z1u = 21×4,37 = 91,7

Принимаем z2 = 91

Фактическое передаточное число

u2 = z2/z1 = 91/21 = 4,33

Отклонение  фактического передаточного числа  от номинального

4,37 – 4,33|100/4,37 = 0,9%

Межосевое расстояние

ар = 0,25{Lp-0,5zc+[(Lp-0,5zc)2 – 8D2]0,5}

где Lp – число звеньев цепи;

zc – суммарное число зубьев,

zc =z1+z2 = 21+91 =112,

D = (z2 – z1)/2p = (91 – 21)/2p =11,14

Lp = 2ap+0,5zc+D2/ap = 2×40+0,5×112+11,142/40 = 139,1

где ар = 40 – межосевое расстояние в шагах (предварительно),

принимаем Lp = 140

ар = 0,25{140 – 0,5×112+[(140 – 0,5×112)2 – 8×11,142]0,5} = 40,5

a = app = 40,5×25,40  = 1028 мм.

Длина цепи

l = Lpp = 140·25,40 =3556 мм

Определяем  диаметры звездочек

Делительные диаметры 

dд = t/[sin(180/z)]

ведущая звездочка: 

dд1 = 25,40/[sin(180/21)] = 170 мм,

ведомая звездочка:

dд2 = 25,40/[sin(180/91)] = 736 мм.

Диаметры  выступов

          De = p(K+Kz – 0,31/l)

где К = 0,7 – коэффициент высоты зуба

λ– геометрическая характеристика зацепления,

Кz – коэффициент числа зубьев

l = р/d1 = 25,40/7,92 = 3,21,

Кz1 = ctg180/z1 = ctg180/21 = 6,63,

Кz2 = ctg180/z2 = ctg180/91 = 28,95,

De1 = 25,40(0,7+6,63 – 0,31/3,21) = 184 мм,

De2 = 25,40(0,7+28,95 – 0,31/3,21) = 750 мм.

Диаметры впадин:

Df = dд – (d1 – 0,175dд0,5)

Df1= 170 – (7,92 – 0,175×1700,5) = 160 мм

Df2= 736 – (7,92 – 0,175×7360,5) = 732 мм

Ширина  зуба:

b = 0,93b3 – 0,15 = 0,93×15,88 – 0,15 = 14,62 мм

Толщина диска:

С = b+2r4 = 14,62+2×1,6 = 17,8 мм

где r4 = 1,6 мм при шаге < 35 мм

Допускаемая частота вращения меньшей звездочки

 [n] = 15×103/p = 15×103/25,4 = 590 об/мин

Условие n = 462 < [n] = 590 об/мин выполняется.

Число ударов цепи

U = 4z1n2/60Lp = 4×21×454/60×140 = 4,54

Допускаемое число ударов цепи:

    [U] = 508/p = 508/25,40 = 20

Условие U < [u] выполняется.

Фактическая скорость цепи

v = z1pn2/60×103 = 21×25,40×454/60×103 = 4,04 м/с

Окружная  сила:

Ft = Р2/v = 3,586·103/4,04 = 888 H

Давление  в шарнирах цепи

p = FtKэ/А,

где А – площадь проекции опорной поверхности в шарнирах цепи.

А = d1b3 = 7,92×15,88 = 126 мм3.

р = 888×2,34/126 = 16,5 МПа.

Условие р < [p] = 25,5 МПа выполняется.

Коэффициент запаса прочности

s = Q/(kдFt+Fv+F0)

где Fv – центробежная сила;

 F0 – натяжение от провисания цепи.

Fv = qv2 = 2,6×4,042 = 42 H

F0 = 9,8kfqa = 9,8×3,5×2,6×1,028 = 90 H

где kf = 3,5 – для передачи с углом к горизонту 30º

s = 60000/(1×888+42+90) = 58,8 > [s] = 9,9 [1c.94].

Сила  давления на вал

Fв = kвFt+2F0 = 1,15×888 +2×90 = 1201 H.

где kв = 1,15 – коэффициент нагрузки вала.

Так как условия р < [p]  и s > [s] выполняются, то можно утверждать, что данная передача выдержит  передаваемую нагрузку и будет стабильно работать в нормальных условиях весь срок службы.

 

 

6. Нагрузки валов редуктора (рис.6.1)

Силы, действующие в зацеплении конической передачи

окружная   

Ft1 = Ft2 =1101 Н

радиальная для шестерни, осевая для колеса

Fr1 = Fa2 = 229 H

осевая для шестерни, радиальная для колеса

Fa1= Fr2 = 881 H

Консольная сила от муфты действующая на быстроходный вал

Fм = 100·Т11/2 = 100·24,81/2 = 498 Н

Консольная силы действующие на тихоходный вал

Fв = 1201 H.

Горизонтальная  и вертикальная составляющие консольной силы от цепной передачи, действующие  на вал

Fвв= Fв sinθ = 1201sin30° = 600 H

Fвг = Fвcosθ = 1201cos30° =1040 H

Рис. 6.1 – Схема нагружения валов редуктора

7. Разработка сборочного чертежа редуктора

7.1 Выбор материала валов

Материал  быстроходного вала – сталь 45,

термообработка  – улучшение: σв = 780 МПа; 

 

7.2 Выбор допускаемых напряжений  на кручение

Допускаемое напряжение на кручение [τ]к = 10÷20 МПа

 

7.3 Определение  геометрических  параметров ступеней валов (рис.7.1)

Диаметр быстроходного вала

        где Т1 – передаваемый момент;

d1 = (16·24,8·103/π10)1/3 = 23 мм

Ведущий вал редуктора соединяется  с  помощью стандартной муфты с  валом электродвигателя диаметром  dдв= 28 мм,

d1 = (0,8¸1,2)dдв = (0,8¸1,2)32 = 25¸38 мм

         принимаем диаметр выходного  конца d1 = 28 мм;

         длина выходного конца:

l1 = (1,0¸1,5)d1 = (1,0¸1,5)28 = 28¸42 мм,

        принимаем l1 = 40 мм.

        Диаметр вала под уплотнением:

d2 = d1+2t = 28+2×2,2 = 32,4 мм,

где t = 2,2 мм – высота буртика;

        принимаем d2 = 30 мм:

        длина вала под уплотнением:

l2 » 0,6d2 =0,6×30 = 18  мм.

Диаметр  резьбы d5 > d2 принимаем d5 = М33

Диаметр вала под подшипник:

d4 > d5 принимаем d4 = 35 мм.

Вал выполнен заодно с шестерней

Диаметр выходного конца тихоходного  вала:

d1 = (16·75,5·103/π15)1/3 = 29 мм

принимаем диаметр  выходного конца  d1 = 28 мм;

Информация о работе Привод ковшового элеватора