Эволюция научных концепций и научных школ управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Настоящий взрыв интереса к научному управлению произошел в 1911 году, когда американский инженер и исследователь Фредерик У. Тейлор (1856-1915) опубликовал свою книгу "Принципы научного управления". Тейлора считают отцом классической теории научного управления. Он обосновал необходимость научного подхода к управлению.

Вложенные файлы: 1 файл

теория управления.docx

— 28.00 Кб (Скачать файл)

     Э. Мейо и  его последователи были убеждены, что конфликт между человеком  и организацией можно полностью  решить, если удовлетворить социальные  и психологические потребности,  причем предприниматели только  выиграют, так как резко возрастает  производительность труда. Они  считают, что предлагаемые рекомендации  вызовут у рабочих "эффект  сопричастности" к управлению, помогут  внушить, что они – партнеры  собственника. В этих целях рабочим  представлялось право оценивать своих мастеров, участвовать в квалификационных комиссиях, обсуждать способы борьбы с браком, решать вопросы распределения премий и т. д.

В тоже время относительно научного вклада в теорию и практику управления существуют и достаточно критические суждения.

     Другой представитель  теории "человеческих отношений"  английский ученый Оливер Щелдон (1886-1961) в книге "Философия управления" настаивал на том, что помимо  эффективного производства товаров  и услуг бизнес имеет этическую ответственность перед обществом. На его взгляд, управляющие должны относится к рабочим честно и доброжелательно. Более того, они должны предпринимать усилия по использованию новых технических достижений не только для увеличения производительности и дохода, но и для улучшения общего благополучия. Он считал, что в отношениях к рабочему как индивиду, следует придерживаться следующих правил:

-рабочие принимают участие  в решении вопросов, касающихся  условий труда;

-рабочему обеспечивается  уровень жизни, приемлемый для  цивилизованного общества;

-ему дается больше свободного  времени для саморазвития;

-он должен быть огражден  от безработицы и обладать  уровнем благосостояния, сопоставимым  с его трудовым вкладом;

-в отношениях между  трудом и капиталом должен утвержден строгий дух справедливости.

      Еще один  представитель теории "человеческих  отношений" Мери П. Фоллетт  (1868-1933) изучала социальные отношения  в малых группах. Она считала,  что конфликт в трудовых коллективах не всегда деструктивен; в некоторых случаях он может быть и конструктивен. С ее точки зрения, власть, принятая как подчинение одного человека другому, оскорбляет человеческие чувства и не может быть основой эффективной индустриальной организации. На ее взгляд, подлинный лидер должен не только предвосхищать будущую ситуацию, но и творить ее.

     Развитие таких  поведенческих наук, как психология  и социология, сделали изучение  поведения на рабочем месте  строго научным. Среди наиболее  видных представителей поведенческого (бихевиористского) направления (с  1950г. по настоящее время) следует  назвать таких ученых как А.  Арджирс, Р. Лайкерт, Дж. МакГрегор,  Ф. Герцберг. Эти и другие исследователи  изучали различные аспекты социального  взаимодействия, мотивации, характера  власти и авторитета, лидерства,  организационной структуры, коммуникации  в организациях, изменения содержания  работы и качества трудовой  жизни.

     Дуглас МакГрегор  пологал, что классическая концепция  ( в том, что касается поведения рабочих) основывается на положениях теории Х. Он также был убежден в том что в несколько модифицированном виде теория Х соответствует ранним идеям школы человеческих отношений. Иными словами идеи школы человеческих отношений, по мнению МакГрегора, были далеки от совершенства. Именно поэтому он сформировал теорию Y, как более реалистический взгляд на работников, который мог стать направляющим для менеджмента.

    Основные предположения  теории Х:

• Среднему человеку свойственно с неприязнью относиться к работе и избегать ее насколько это возможно…

• Поскольку для среднего человека характерна неприязнь к работе, большинство сотрудников нужно принуждать, контролировать или угрожать наказанием, чтобы заставить их приложить необходимые усилия для достижения организационных целей.

• Средний человек предпочитает, чтобы его работа регламентировалась четким директивами он стремиться избежать ответ-ти имеет сравнительно невысокое честолюбие и ставит стабильность превыше всего.

    Основные предположения  теории Y:

• Затрата физической и психической энергии в процессе работы столь же естественное явление как игра или отдых. Средний человек в действительности не испытывает неприязни к работе…

• Внешний контроль и угрозу наказаний нельзя рассматривать как единственно возможный способ приложения работником достаточных усилий для достижения организационный целей. Человек стремиться самостоятельно, определять направление совей деятельности, и осуществлять самоконтроль, чтобы достичь организационных целей, с которыми он согласен…

• Средний человек обучается при соответствующих условиях не только для того чтобы взять на себя ответ-ть но и чтобы расширить ее…

• Способность проявлять относительно высокий уровень воображения, изобретательности и творчества в решении организационных проблем характерна для очень многих людей.

• В условиях современной производственной жизни интеллектуальный потенциал среднего человека реализуется лишь частично.

Суть теории Y заключается  в том что организации могут получать большую выгоду за счет использования воображения и интеллекта всех своих сотрудников. Работники хотят осуществлять самоконтроль и содействовать достижению организационных целей, ели для этого созданы условия. Очень многие компании пытаются применить на практике положения теории Y.

Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся преимущественно  на методах налаживания человеческих отношений. Новый подход стремился  в большей степени оказать  помощь работнику в осознании  собственных возможностей на основе концепций поведенческих наук к  построению и управлению организациями. Основной целью школы было повышение  эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Главный постулат состоял  в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет  способствовать повышению эффективности  и работника и организации.

     К 70-м годам  двадцатого века управление человеческими  отношениями конституировалось  в специальную управленческую  функцию, получившую название "управление  персоналом", основная цель которой состоит в том, чтобы, повышая благосостояние работника дать ему возможность вносить максимальный личный вклад в эффективную работу всего предприятия.

      Школа науки  управления: развитие количественных  методов в помощь руководителям,  принимающим решения в сложных  ситуациях; углубление понимания  сложных управленческих проблем  благодаря разработке и применению  моделей.

      Формирование  школы науки управления (с 1950 г.  и по н. вр.) связано с возникновением  кибернетики и исследований операций. Она получила развитие вследствие  широкого применения количественного  анализа при решении военных  и логических проблем. Так англичане  должны были отыскать способ  наиболее эффективного использования  ограниченного числа своих боевых  истребителей и средств противовоздушной обороны с тем, чтобы избежать их уничтожения во время массированных немецких воздушных ударов. Позднее пришлось искать способ максимизации военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе. К этим исследованиям привлекались группы экспертов из таких областей как статистика, инженерное дело, экономика, математика и политическая наука.

      Количественные  методы, сгруппированные под общий названием "исследование операций" используются при решении сложных управленческих проблем. По своей сути, исследование операций – это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель – это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет ее абстрактно. Модели облегчают понятие сложностей реальности. Например, дорожная карта облегчает возможность увидеть пространственные соотношения на местности. Без такой модели гораздо сложнее добраться до места назначения, полагаясь на метод проб и ошибок.

     Ключевой характеристикой  школы количественных методов  или науки управления является  замена словесных рассуждений  и описательного анализа моделями, символами и количественными  значениями. Самый крупный толчок  к применению количественных  методов в управлении дало  развитие компьютеров. Для школы  количественных методов характерно  сосредоточение основного внимания  на принятии решения и планировании, активное использование математического  моделирования и компьютеров.  На основе моделей осуществляться  решение таких управленческих  проблем как распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития и  т.д. 

     В то же  время следует заметить, что влияние  школы количественных методов  на практику управления пока  является значительно меньшим,  чем поведенческого подхода. Это  связано прежде всего с тем, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкиваются с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60-х годов двадцатого столетия лишь у немногих руководителей было образование, достаточное для понимания и применения сложных количественных методов. Однако в настоящее время положение быстро меняется, так как все больше вузов включают в свои учебные программы курсы количественных методов и применения компьютеров в управлении.

       Использование  ИТ можно рассматривать как новейшее направление науки управления, которое часто отражается в системах управления информацией. Эти системы создаются для обеспечения менеджмента необходимой для управления, своевременной и рациональной информацией.


Информация о работе Эволюция научных концепций и научных школ управления