Шпаргалка по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:54, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория организации".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры менеджмент.docx

— 216.53 Кб (Скачать файл)

Но она не учитывает  такой фактор, как человеческое поведение, который влияет на порядок взаимодействия и его координацию. Именно поведение  персонала определяет эффективность  функционирования организационной  структуры. На эффективность деятельности организации влияют:

1) реальные взаимосвязи  между людьми и их работой,  отражаемые в схемах организационных  структур и в должностных обязанностях;

2) политика руководства  и методы, воздействующие на поведение персонала;

3) полномочия и функции  работников организации на различных уровнях управления.

Рациональная структура  организации предполагает комбинацию указанных трех факторов, обеспечивающую высокий уровень эффективности  производства.

7. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА ТЕОРИИ  ОРГАНИЗАЦИИ ТЕЙЛОРА

В развитие классической теории организации внесли вклад много  ученых и практиков. Одну из первых попыток проанализировать управление организацией предпринял Ф.В. Тейлор. Тейлор сконцентрировал свое внимание на низшем звене организации, основываясь  на взаимодействии человека и труда.

В рамках этого взаимодействия процесс труда раздроблялся на простейшие элементы с целью задать работнику  оптимальный режим исполнения, принципиально  отделяющийся от функции управления этим же трудом как самостоятельной задачей другого лица.

Сам Тейлор так формулировал суть своей системы: «Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо ограничения  производительности; развитие каждого  отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния».

Главные особенности этой модели – полностью определяемое извне поведение работника по рационализированной схеме, а также  трактовка самого работника как своего рода «запасной части».

Тейлор предлагал разделение планирования работ и их выполнения и необходимость заранее планировать  методы работы и всю деятельность организации в целом. По мнению Тейлора, организацией должен управлять плановый отдел. Планирование деятельности должно осуществляться в департаментах  планирования служащими, специализирующимися  на этих вопросах. При этом он выделил  четыре различные подфункции департамента планирования, которые должны выполнять четыре различных человека:

– служащий, контролирующий порядок и направление работы;

– служащий по подготовке инструкций;

– служащий по вопросам времени производства и себестоимости;

– служащий по контролю за производственной дисциплиной.

Управленческая деятельность должна проводиться на уровне цехов  также четырьмя различными служащими: бригадиром; инспектором-приемщиком; служащим, устанавливающим темп работы; мастером по ремонту.

Одним из важнейших аспектов научного управления является системный  анализ работы. Чтобы сделать работу более эффективной, Тейлор предложил  определить оптимальный путь выполнения задания и время, необходимое  для его выполнения, проанализировать внешнюю среду и условия, при  которых совершается работа, а  также исследовать план завода, материальные потоки, проектно-конструкторские работы и план по расширению работ.

Исследование движения –  это процесс, при котором рассматривается  движение основных элементов машины и оборудования, необходимых для выполнения работы.

Временное исследование –  это фиксация необходимого для выполнения определенной задачи времени. Выделяют два метода временного исследования:

1) хронометрирование, при котором исследователь должен изучить задачу и определить временные элементы. При этом каждый временной элемент не должен зависеть ни от предыдущего, ни от последующего элемента;

2) нормирование – метод,  при котором для всех основных  видов работ существует установленное  время. Данное определение организации  основывалось на одностороннем  подходе. Организация рассматривалась  лишь как «техническая система», соединяющая компоненты производственного  процесса. Отсюда и взгляд на  человека как необходимый, главный  «элемент производственного процесса»,  без которого функционирование  организации немыслимо.

8. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ШКОЛА ФАЙОЛЯ

Разновидностью классической школы является административная школа, которая занималась изучением роли и функций управления. Одним из представителей этой школы стал А. Файоль. В отличие от Тейлора он обратил внимание не на совершенствование работы на уровне цеха, а на исследование более общих принципов организации. Он первый предположил, что управленческие функции существуют на любом уровне организации и необязательно являются исключительной привилегией высшего руководства компании.

Файоль выделил 14 принципов и разделил их на три группы.

Структурные принципы лежат  в основе создания системы взаимосвязанных задач, прав и ответственности.

Принцип разделения труда. Разделение и специализация труда – естественный способ произвести больше продукции  с лучшими качественными характеристиками, прилагая те же усилия. Посредством  специализации сокращается количество объектов, на которые должны быть направлены внимание и усилия работника.

Принцип единства цели и руководства. Виды работ, которые появляются в  результате разделения труда, должны быть скоординированы и направлены к  единой цели. Файоль выработал основное направление, в соответствии с которым деятельность, имеющая общую цель, должна производиться по единому плану и управляться одним руководителем.

Принцип соотношения централизации  и децентрализации. Этот принцип  связан с увеличением или снижением  объема власти руководителя, что позволяет  говорить о той или иной степени  централизации и децентрализации.

Принцип власти и ответственности. Этот принцип утверждает, существование  связи между ответственностью руководителя и той властью, которой он наделен. Суть принципа в том, что поскольку  ответственность передана руководителю, то ему должны быть даны и права  отдавать приказы, и власть требовать послушания.

Принцип цепи. Цепь – это  путь для вертикальных связей в организации. Все связи от низшего уровня должны пройти через каждого руководителя в цепи команд. А связи, идущие сверху, должны пройти через каждую подчиненную  единицу, прежде чем они достигнут должного уровня. Также необходимо учитывать возможность существования горизонтальных связей. Для руководителя необходимо контактировать с другими сослуживцами на том же уровне организации.

Принципы процесса сосредоточены  на действиях руководителей, направляющих деятельность организации.

Принцип справедливости отражен  в справедливом вознаграждении. Этот принцип гласит, что оплата труда  и оклад должны соответствовать  объему и качеству выполненной работы.

Принцип дисциплины выражается в заключении стабильных соглашений между производственной организацией и ее наемными работниками, при этом предусматривается применение санкций в случае невыполнения соглашений.

Принцип единства команд. Руководитель никогда не должен демонстрировать  превосходство при общении с  подчиненными или нарушать цепь команд.

Принципы конечного результата определяют желаемые характеристики организации.

Принципы порядка, стабильности и инициативы характеризуют хорошо спланированную и направленную деятельность организации, а рабочих – инициативное выполнение задач.

9. БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ВЕБЕРА

В исследовании Макса Вебера бюрократия относится к социологическим  представлениям о рационализации коллективной деятельности. Он описывает форму, или  схему, организации, которая гарантирует  предсказуемость поведения наемных работников.

Бюрократическая структура  делает возможным, как считал Вебер, высокий уровень учета результатов  для руководства организации и для тех, кто связан с ней.

Чтобы извлечь максимальную выгоду из бюрократической формы, Вебер  полагал, что организация должна принять определенную стратегию  развития. Суть дела сводится к следующим моментам.

1. Все задания, необходимые  для достижения целей, должны  разделяться на высокоспециализированные виды работ.

Исполнители должны стать  экспертами в своей работе и нести  ответственность за эффективное  выполнение своих обязанностей.

2. Каждое задание должно  выполняться в соответствии с  «постоянной системой абстрактных  правил» с целью гарантирования  однородности и скоордини-рованности различных заданий. Разумность такой практики состоит в том, что руководитель может устранить неопределенность при выполнении задания, связанную с индивидуальными различиями.

3. Каждый сотрудник или  офис организации должен отвечать  перед руководителем за свои  действия или действия подчиненных.

Власть руководителей  основывается на экспертных знаниях  и узаконивается тем, что делегируется с верхних уровней иерархии управления. Таким образом, создается цепь команд.

4. Каждое официальное лицо  в организации должно вести  дела своего офиса безлично  и формально. Оно должно поддерживать  социальную дистанцию между собой  и подчиненными, а также клиентами.  Цель такой практики – гарантировать  невмешательство отдельных личностей  в продуктивное выполнение целей офиса, отсутствие фаворитизма, служебных отношений, основанных на личной дружбе или знакомстве.

5. Наем на работу в  бюрократическую организацию должен  основываться на технической  квалификации и предусматривать  защиту от произвольного увольнения. Соответственно, продвижение по  службе должно быть основано  на трудовом стаже и личных  достижениях. Наем в организацию  рассматривается как карьера  работника на протяжении всей  жизни, что предполагает высокий  уровень его преданности фирме.  Организация, достигающая такого  уровня, приближается к бюрократии идеального типа.

Между тем только некоторым  организациям свойственны все характеристики идеального типа. Отдельные достаточно высокие характеристики свойственны  многим организациям. Например, все  организации до определенного уровня применяют разделение труда, имеют  отношения «руководитель – подчиненный», используют определенные виды процедур.

Формальные организации  имеют структуру ролей, набор  установок и правил для достижения целей организации. Это называется «дизайн, или проект, организации». Он включает распределение заданий, которые выполняют члены организации, механизмы координации и контроля.

В анализе организации  три аспекта структуры организации  рассматриваются как фундаментальные:

а) централизация: количество уровней в иерархии и степень  централизации процесса принятия решений;

б) специализация: степень, до которой все действия организации  разбиваются на специализированные обязанности для каждого;

в) стандартизация: координация, контроль и правила проведения определенных мероприятий, необходимых для достижения целей организации.

10. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ШКОЛА ГЬЮЛИКА – УРВИКА

Л. Гьюлик и Л. Урвик были наиболее видными последователями классической теории организации. Гьюлик развил концепцию Файоля о пяти элементах администрации и выделил следующие элементы организационной деятельности:

1) планирование – определение  целей и задач, подлежащих выполнению, и указание способов их достижения;

2) организация – создание  формальной структуры подчиненности,  на основании которой осуществляется  разделение работы между производственными  подразделениями, определяется и  координируется деятельность этих  подразделений, направленная на достижение поставленной цели;

3) укомплектование штата  – это все разнообразие работы с личным персоналом;

4) руководство – включает  принятие решений и оформление  их в виде приказов, инструкций и распоряжений;

5) координация – это  обеспечение согласованности деятельности  всех подразделений организации;

6) отчетность – информирование  вышестоящих инстанций о ходе проведения работы;

7) составление бюджета  – предположительное определение  предстоящих расходов и доходов  на определенный период и указание  форм финансового контроля. Л.  Урвик считал, что при проектировании организационной структуры нужно создавать определенную формальную структуру, а затем искать для работы в этой структуре соответствующих ей людей.

И Гьюлик, и Урвик в своих исследованиях отстаивали необходимость наличия принципа единоначалия в организациях. Но они не могли не учитывать стремительный рост объемов и масштабов организационной деятельности, которая приводила к тому, что высшие менеджеры все больше утопали в потоках информации и дел. Высшее руководство организации все больше нуждалось в помощи различных специалистов. Это делало необходимым определение их структурной роли в организации по отношению к линиям власти.

Американские ученые считали, что нужно создавать две формы  поддержки высшего руководства  – специальный и генеральный  штабы. Специальные штабы будут  консультировать администрацию, обладая  только экспертной властью в организации. Сотрудники генерального штаба будут  готовить и передавать приказы, контролировать текущую работу и оказывать помощь в координации деятельности специального штаба. При этом генеральный штаб действует в рамках решения и как исполнительный орган высшего руководства компании.

Гьюлик разработал четыре критерия, которые, по его мнению, должны быть положены в основу идеи департаментализации.

1. Цель. Если у организации  есть конкретная цель, то несложно  разделить ее на несколько  подцелей и исходя из этого сгруппировать виды деятельности, которые способствовали бы достижению общей цели.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории организации"