Шпаргалка по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:54, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория организации".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры менеджмент.docx

— 216.53 Кб (Скачать файл)

 

Темперамент определяет динамику психической деятельности человека. К свойствам темперамента относятся: сензитивность – чувствительность к воздействию внешней среды; реактивность – характерная особенность непроизвольных реакций; активность – определяющая произвольные действия и их балансы.

 

Пластичность поведения (адаптивность) – это негибкость поведения, пониженная приспособляемость, трудности изменения  поведения при изменении во внешней  среде.

 

Нейротизм – это эмоциональная нестабильность. Высокий уровень нейротизма обуславливает низкую устойчивость к неопределенности (работники предпочитают ясные точные инструкции, четкие правила, структурированные задачи), потребность в поддержке со стороны других, нестабильность самооценки, связанной с работой, чувствительность к удачам и неудачам, чувствительность к угрозам. Физиологической основой темперамента являются основные свойства нервной системы: 1)сила – слабость;

 

2) уравновешенность –  неуравновешенность;

 

3) подвижность – инертность.

48. ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ 

 

Классификация личности происходит по многим признакам.

 

По признаку концентрации внимания и получения энергии  личности делят на экстравертов и  интровертов.

 

Экстравертам свойственно  концентрировать внимание на внешнем  мире, на других людях и происходящих событиях. Они направляют свою энергию  во вне и сами получают энергию от внешних источников, которыми могут быть впечатления, события и контакты с людьми. Они склонны сначала говорить, а потом обдумывать сказанное. Экстраверты общительны и экспрессивны, они всегда стараются брать инициативу во всем в свои руки.

 

Основная черта интровертов  – получение энергии от своего внутреннего мира, собственных впечатлений  и переживаний. В качестве способа  общения они предпочитают письмо. В процессе обучения интроверты склонны  много обдумывать и размышлять. Они  сначала обдумывают ситуацию, а потом  что-либо говорят. Люди такого типа замкнутые  и сдержанные.

 

По способу сбора информации людей делят на склонных к сенсорному и интуитивному получению информации.

 

Люди, склонные к сенсорному получению информации, полагаются на свои ощущения, воспринимают поступающую  информацию посредством зрения, слуха  и других органов чувств. При принятии решений они опираются на реальные факты. Люди, склонные к интуитивному получению информации, полагаются на интуицию, воспринимают информацию в  виде целостной картины и концентрируются  на взаимоотношениях и связях между  реальными фактами. Они часто  полагаются на творческое озарение, у  них наблюдается склонность к  абстрагированию.

 

По способу принятия решений  различают людей мыслительного  и людей чувствующего типа.

 

Люди мыслительного типа в процессе принятия решений принимают  в расчет последствия совершения тех или иных действий. Они всегда стараются посмотреть на ситуацию со стороны и оценить ее объективно, стремятся выявить трудности  и решить проблемы. Им свойственен  аналитический склад ума и  логический подход к разрешению возникающих  вопросов и проблем. В процессе принятия решений они прибегают к аргументации, основанной на причинно-следственных связях. Люди этого типа практичны, рассудительны и справедливы.

 

Люди чувствующего типа в  процессе принятия решения концентрируют  внимание на том, что представляется важным для них самих и для  других людей. Такие люди стремятся  к гармонии и признанию личности каждого человека. Они стремятся  к пониманию, признанию и поддержке  окружающих их людей, которым они  всегда сопереживают.

 

По признаку ориентации во внешнем мире выделяют людей решающего  и воспринимающего типа.

 

Люди решающего типа склонны  вести запланированный и упорядоченный  образ жизни и стремятся внести в свою жизнь порядок и контроль. Это пунктуальные, высокоорганизованные, систематичные и методичные люди. Они всеми силами пытаются избежать возможных стрессов, связанных с  откладыванием дел на последнюю  минуту.

 

Люди воспринимающего  типа ведут гибкий и спонтанный образ  жизни и стремятся испытать жизнь, вместо того чтобы ее контролировать. Для таких людей характерно полагаться на собственную находчивость и умение приспосабливаться к различным  ситуациям. Они открыты и легкомысленны, могут черпать энергию из так  называемых «стрессов последней  минуты».

49. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИИ 

 

Организационная коммуникация – это процесс, с помощью которого руководители предоставляют информацию большому количеству людей внутри организации  и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами. Она служит необходимым  инструментом в координации деятельности подразделений организации, позволяет  получать необходимую информацию на всех уровнях управления.

 

Коммуникации важны для  руководителей по ряду причин: коммуникации необходимы для эффективности управления; коммуникации необходимы для утверждения  авторитета и выражения воли руководителя; коммуникации содействуют обеспечению  организационной эффективности.

 

Принято различать четыре основные функции коммуникативности в группе или организации: контроль, мотивация, эмоциональное выражение и передача информации.

 

Коммуникация – это  использование слов, букв, символов или аналогичных средств для получения информации об объекте или событии. Следует различать коммуникации: 1) несловесные персональные; 2) словесные устные; 3) письменные персональные; 4) письменные групповые внутри организации и за ее пределами.

 

Коммуникативный поток может  перемешаться в горизонтальном или  вертикальном направлении. Вертикальное направление, в свою очередь, подразделяется на нисходящее и восходящее.

 

Нисходящее направление. Коммуникативный поток, перемещающийся от одного уровня к другому, более  низкому, является нисходящим. Он используется руководителями групп для постановки задач, описания работ, информирования о процедурах, с тем чтобы выделить проблемы, требующие внимания.

 

Восходящее направление. Восходящая информация в организациях перемещается от более низкого к более высокому уровню. Она используется для обратной связи подчиненных с руководством с целью информирования о результатах работы и текущих проблемах.

 

Горизонтальное направление. Общение происходит между членами  одной группы или рабочих групп  одного уровня, между руководителями или персоналом одного уровня. Данный процесс позволяет сэкономить время  и обеспечить координированность действий.

 

Существуют следующие  элементы коммуникации.

 

Источник. В организациях источником коммуникации являются сотрудники со своими идеями, намерениями, информацией  и целью коммуникации.

 

Кодирование. Это перевод  идей источника в систематический  набор символов на язык, выражающий цели источника.

 

Передача сигнала. Цель источника  коммуникации выражена в виде сигнала, форма которого зависит от используемого  канала.

 

Канал. Каналы относятся к  передаточным механизмам от источника  к приемнику. В организациях это  может быть устное обращение друг к другу, телефонные разговоры, неформальные связи, групповые собрания и др.

 

Расшифровка-прием. Чтобы  процесс коммуникации был завершен, необходимо, чтобы сигнал был расшифрован. Каждый получатель информации расшифровывает сигнал, используя опыт и предлагаемые рекомендации.

 

Обратная связь. Источник коммуникации надеется, что его сигнал будет иметь высокую степень  точности. Поскольку точность сигнала  несовершенна, желательно обеспечение  обратной связи.

 

Помехи и барьеры, нарушающие качество сигнала. В деятельности организации  к ним относятся: неправильная расшифровка  информации со стороны получателя; различные значения, придаваемые  одним и тем же словам различными людьми; статусное различие между  руководителями и подчиненными в  восприятии организационной дистанции.

50. ТИПЫ КОММУНИКАЦИЙ 

 

Внутриличностная коммуникация. Это коммуникация, возникающая внутри самого индивидуума. Он является и посылающей, и принимающей информацию стороной, его мысли и чувства облекаются в послание, а мозг действует как канал для обработки этих мыслей и чувств. Обратная связь – это то, что дополняет информацию или отвергает ее.

 

Межличностная коммуникация. Это коммуникация с другим человеком. В межличностной коммуникации люди действуют и как принимающая, и как посылающая информацию сторона. Посланием является предоставляемая  информация, каналом передачи –  взгляд или звук, а обратной связью – ответ каждого участника  коммуникации.

 

Коммуникация в малой  группе. Малые группы состоят из нескольких индивидуумов, посылающих и получающих информацию. В связи  с этим возникает большая вероятность  недопонимания в группе. Каналы связи  более структурированы, чем при  межличностном общении, но каналы обратной связи и возможности для нее  те же.

 

Общественная коммуникация. В общественной коммуникации выступающий передает послание аудитории. Она возникает, когда группа слишком большая, чтобы все ее члены могли эффективно участвовать в ее работе. Каналы те же, что и при межличностном общении или общении в малой группе, но возможно использование технических средств(диаграммы, диапроекторы и т. д.). Возможности обратной связи ограничены.

 

Внутренняя оперативная  коммуникация. Это структурированная  коммуникация в пределах организации, направленная на достижение целей организации. Структура подразумевает, что коммуникация является частью деятельности организации. Примерами такой коммуникации являются связь между отделами предприятия, отчеты отдела реализации продукции  или ведомости складского учета, которые передают информацию о потребностях отделу оперативного планирования производства.

 

Внешняя оперативная коммуникация. Эта коммуникация связана с достижением  организацией своих целей или  межорганизационной деятельностью. Она осуществляется между организацией и образованиями, существующими вне ее.

 

Относится к взаимоотношениям с правительственными, государственными, региональными органами и общественностью. Успех каждой организации зависит  от ее внешней среды, поэтому этот тип коммуникации важен для продолжения  деятельности организации.

 

Личностная коммуникация. Личностная коммуникация определяется как случайный обмен информацией  между людьми при встрече. Личностная коммуникация не является частью целей  организации, но она важна. В организации  обратная связь может осуществляться различными путями.

 

При непосредственном общении  руководитель может использовать прямую обратную связь, в других случаях  ему приходится полагаться больше на косвенные методы обратной связи.

 

Сеть коммуникаций. Существуют различные виды сетей коммуникаций. Различия между видами сетей следующие. Сеть коммуникаций в виде круга является активной, без лидера, неорганизованной, неустойчивой.

 

Сеть в виде колеса менее  активна, имеет определенного лидера, хорошо и устойчиво организована, более упорядочена. Многоканальная сеть представляет собой то же колесо, но со связью между подчиненными.

 

Структура сети коммуникаций влияет на точность посланий, на функционирование группы, на чувство удовлетворенности  ее членов.

51. ГРУППА КАК ОБЪЕКТ  УПРАВЛЕНИЯ 

 

Группа – это сложный  социальный механизм, имеющий две  сферы существования: материальную и духовную. Чтобы управлять каждым членом группы, необходимо составить  картину его взглядов на окружающую действительность.

 

Малая группа – это группа, в которой общественные отношения  выступают в форме непосредственных личных контактов.

 

Важными характеристиками малой  группы являются:

 

– направленность – социальная ценность группы, ценность принимаемых  ею решений;

 

– организованность группы – способность группы к самоуправлению;

 

– интегрированность группы – определяет меру сплоченности единства группы;

 

– микроклимат – определяет самочувствие каждой личности и удовлетворенность;

 

– референтность – степень принятия членами группы групповых эталонов, правил и норм;

 

– лидерство – определяет степень ведущего влияния каких-либо членов группы на группу в целом;

 

– интеллектуальная активность и коммуникабельность – определяют характер межличностного восприятия, установление взаимопонимания;

 

– эмоциональная коммуникабельность – это межличностные связи  эмоционального характера, удовлетворение социальных потребностей в эмоционально насыщенных контактах;

 

– волевая коммуникабельность – это способность группы противостоять  влиянию извне, некоторым обстоятельствам  и экстремальным ситуациям. Основными  характеристиками группы являются ее размер, состав, сплоченность, групповое  единомыслие, конфликтность, статус членов группы и распределение ролей  в группе. Сплоченность – это  мера тяготения всех членов группы друг к другу. Единомыслие – это  формирование одинакового взгляда  на ту или иную проблему. Конфликтность  подразумевает различие во мнениях  при решении различных задач. Статус членов группы определяется старшинством в должностях, образованием, социальными  талантами и накопленным опытом.

 

Классификация групп осуществляется по нескольким направлениям.

 

1. По принципу ведущей  совместной деятельности: производственные, управленческие, учебные, спортивные, семейные группы и т. п.

 

2. По признаку времени  существования.

 

3. По признаку формальности: формальные и неформальные. Формальные  группы создаются на формальном  основании. Неформальные группы  создаются на основе личных  предпочтений и симпатий.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории организации"