Школа человеческих отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:08, реферат

Краткое описание

В современном обществе человек признан главным фактором производства, следовательно, изучение школы человеческих отношений является актуальным и в наши дни, так как именно эта школа впервые начала рассматривать человека как основной фактор производства, а также факторы, влияющие на работоспособность человека, поведение человека в группе. Именно школа человеческих отношений не пыталась уничтожить и подавить неформальные группы на рабочих местах, а, наоборот, пыталась укрепить власть руководителя, сделав его еще и неформальным лидером. Данная школа до сих пор продолжает свое существование.

Содержание

Введение
1. Школа человеческих отношений
1.1 Основные положения и принципы направления
1.2 Отличительные черты школы человеческих отношений от других школ
1.3 Теория Дугласа Мак-Грегора
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Школа человеческих отношений 2.docx

— 35.88 Кб (Скачать файл)

ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. Это научное направление в теории управления возникло после того, как было обнаружено, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Мотивами поступков людей, как было установлено, являются не только экономические факторы, но и различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих результатах, был сделан вывод о том, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать. Это в свою очередь приведет к повышению производительности. Эта школа рекомендует использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и представление им более широких возможностей общения на работе.

ШКОЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК сосредоточила свое внимание, прежде всего, на методах налаживания межличностных отношений. Этот подход стремится в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей. Основной целью школы поведенческих наук было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов, полного использования потенциала каждого работника.

ШКОЛА НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ или количественный подход. Основой этой школы является междисциплинарный подход, когда конкретная проблема решается группой специалистов по математике, статистике, инженерным и общественным наукам. После постановки проблемы и формулировки задачи разрабатывается модель, чаще всего математическая, сложившейся ситуации. Такой подход получил название "исследование операций". После создания модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет более объективно сравнивать и описать каждую переменную и отношения между ними. Главной характеристикой науки управления считается замена словесных рассуждений и описательного анализа количественными значениями. Исследование операций зародилось в начале второй мировой войны для решения задач эффективного использования военных ресурсов. В послевоенный период методы исследования операций стали применяться для решения аналогичных задач в промышленности и бизнесе. Появление компьютеров позволило конструировать математические модели возрастающей сложности, приближая их к реальной ситуации и получать более точные решения.

Развитие методов исследования операций тесно связано с развитием системного подхода, экономико-математических методов количественных решений в управлении. При системном подходе организация рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, закреплённых в структуре, ориентированная на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Логическим продолжением системных исследований является разработка ситуационного подхода, который предполагает различные методы управления в зависимости от конкретной ситуации.

Таким образом, рассмотрев вопрос об отличительных чертах школы человеческих отношений от остальных направлений  в менеджменте, приходим к выводу, что каждое научное направление  в теории управления соответствовало  времени, в каком оно получало наибольшее распространение и отвечало его требованиям. С развитием  наук, таких как психология, социология, учёные начинали использовать их подходы  к человеческим ресурсам, изучая, анализируя их воздействие на трудовую обстановку, на производительность и на взаимодействие людей в процессе производства. Различные  школы и направления не следует  противопоставлять, наоборот, они дополняют  друг друга, т.к. некоторые из их постулатов продолжают существовать и оказывать  влияние на производственные отношения. Переход от классической школы к  наиболее поздней ситуационной школе – это не путь от ошибочных взглядов к истине, а познание новых свойств и методов управления.

1.3 Теория Дугласа Мак-Грегора

Менеджер- это человек, который  управляет другими людьми, используя  такие методы как организация, принятие решений, контроль и мотивация. При  этом он постоянно сталкивается с  дилеммой:

1 Почему одни работники  подчиняются требованиям организации,  а другие сознательно ограничивают  свои усилия (например, одни никогда  не пропустят и дня работы, а другие постоянно «болеют»);

2 Почему одни работают  добросовестно, с полной отдачей,  а другие только отсиживают  рабочее время;

3 Почему люди прекращают  эффективно работать и начинают  вести себя совсем по-другому?

Таким образом, одна из основных целей менеджера состоит в  том, чтобы мотивировать людей работать эффективно. Основную часть времени  большинство людей работает охотно. Это по своей сути примечательный факт, и способность менеджера  поддерживать это положение вещей  могла бы быть заметно улучшена, если бы он знал побудительные мотивы. Почему люди ведут себя именно так  как ведут?

Один из вариантов ответа – это просто спрятаться за предположение  относительно чудаковатости, свойственной человеческому поведению – «нет ничего более странного, чем люди», однако, этого объяснения явно недостаточно. И существование этого пробела  заставило обратиться к исследованию человеческой природы. Господствовавшая в то время теория представляла человека как  ленивое и глупое существо, которому необходим надсмотрщик. В 60-е годы Мак-Грегор выступил с противоположных позиций, создав теорию, которая произвела бум в менеджменте. В соответствии с этой теорией, люди являлись творцами любящими работу, которые сами могли управлять своей деятельностью и могли сами себя контролировать в соответствии с поставленными целями. Они принимали на себя ответственность и обладали творческим потенциалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Главная цель школ человеческих отношений в управлении заключалась в вытеснении жестких, обезличенных отношений на производстве, вполне обнаруживших к этому времени свою неэффективность. В данном смысле трактовка промышленных организаций как целостных систем показала силу собственно социальных факторов в производственном процессе. Впервые признание получил и личностный фактор организации, а также было уделено внимание и вопросам косвенного влияния неформальных отношений на экономические показатели фирм и предприятий. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников:

  1. А. Большаков "Менеджмент". Учебное пособие. СПб, изд. ЗАО "Питер", 2000 г. Серия Краткий курс. – 189 с.
  2. Менеджмент организации/ Под ред. Румянцевой З.П. и Саломатина Н.А. М.: ИНФРА-М, 2000. – 237 с.
  3. Ричард Л. Дафт «Менеджмент», «Питер» 2000 г. – 290 с.
  4. Петров В.В. Школы менеджмента: Учеб. пособие. Модуль 1, Саратов: СГТУ, 2003, 152 с.
  5. www.vikipedia.ru

 

 

 

 

 


Информация о работе Школа человеческих отношений