Школа принятия решений в теории организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:03, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - выявить основные особенности современных школ теории организации.
Задачи работы:
1. выявить специфические особенности различных современных школ и подходов теории организации;
2. определить и охарактеризовать основные тенденции развития теории организации;
Объект работы – организация.

Содержание

Введение
1. Школа принятия решений в теории организации
1.1. Теория кооперативной системы
1.2. Теория организационного равновесия
1.3. Теория группировки
2.Системная школа
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

теория организации.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

2. Границы системы — это разного рода материальные и не материальные ограничители, дистанцирующие систему от внешней среды. С точки зрения общей теории систем, каждая систем выступает частью большей системы (которая называется сверх системой, суперсистемой, надсистемой). В свою очередь, каждая система состоит из двух или более подсистем.

3. Синергия (от греч. — вместе действующий). Это понятие используется для описания явлений, при котором целое всегда больше или меньше, чем сумма частей, составляющих это целое. Система функционирует до тех пор, пока отношения между компонентами системы не приобретают антагонистического характера.

4. Вход –  преобразование — выход. Организационная система в динамике представляется в качестве трёх процессов. Взаимодействие их даёт цикл событий. Любая открытая система имеет цикл событий. При системном подходе важное значение приобретает изучение характеристик организации как системы, то есть характеристик «входа», «процесса» («преобразования») и характеристик «выхода». При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», то есть товары или услуги, а именно что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременными. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги. Затем определяют параметры «входа», то есть исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.). И не менее важное значение приобретает исследование параметров «процесса», преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также факторы и пути ее совершенствования.

5. Цикл жизни. Любая открытая система обладает циклом жизни: возникновение — становление — функционирование — кризис — крах.

6. Системообразующий элемент — элемент системы, от которого в решающей степени зависит функционирование всех остальных элементов и жизнеспособность системы в целом.[3]

Существует два типа организационных систем:

1. Закрытая  организационная система — это та система, которая имеет жесткие фиксированные границы и не имеет связи с внешней средой.

(т. е. ее действия  независимы от среды). Примером  может служить натуральное хозяйство,  которое не обменивается с  внешней средой продуктами, услугами, товарами.

2. Открытая  организационная система имеет связи с внешней средой, то есть другими организациями, институтами и характеризуется:

• наличием цикла событий;

• негативной энтропией

— для коммерческой организации  главным критерием негативной энтропии является её устойчивая прибыльность на значительном временном интервале;

• обратной связью. Под обратной связью понимается информация, которая генерируется, собирается, используется открытой системой для мониторинга, оценки, контроля и коррекции собственной деятельности. Обратная связь позволяет организации получать информацию о возможных или реальных отклонениях от намеченной цели и вовремя вносить изменения в процесс её развития. Отсутствие обратной связи ведёт к патологии, кризису и краху организации. Люди в организации, занимающиеся сбором и анализом информации, интерпретирующие её, систематизирующие потоки информации, обладают колоссальной властью;

• динамическим гомеостазом — процессом поддержания самой организацией сбалансированного состояния;

• дифференциацией — тенденцией к росту, специализации и разделению функций между различными компонентами, которые формируют данную систему в ответ на изменение внешней среды;

• эквифинальностью. Открытые организационные системы способны, в отличие от закрытых систем, достигать поставленных целей различными путями, двигаясь к этим целям с различных стартовых условий. Нет и быть не может единого и наилучшего метода достижения цели. Цель всегда может быть достигнута разными способами, и двигаться к ней можно с разными скоростями.[8]

Таким образом, организация  как система представляет собой  совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность (т.е. внутреннее единство, неразрывность, взаимную связь). Любая организация является открытой системой, так как взаимодействует с внешней средой. Она получает из окружающей среды ресурсы в виде капитала, сырья, энергии, информации, людей, оборудования и т.п., которые становятся элементами её внутренней среды и называются эти компоненты входами. В процессе своей деятельности с помощью определенных технологий часть ресурсов перерабатывается, преобразуется в продукты и услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит во внешнюю среду, то есть любая организационная система в динамике представляется в качестве трех процессов: вход — преобразование — выход. При системном подходе сначала исследуются параметры «выхода», то есть товары и услуги, а именно, что производить, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Уже затем определяются параметры «входа», то есть исследуется потребность в ресурсах. Любое предприятие — система, которая функционирует внутри более крупной системы - внешнеполитической, экономической, социальной и технической среды, в которой она постоянно вступает в сложные взаимодействия. Она включает серию подсистем, которые также взаимосвязаны и взаимодействуют. Нарушение функционирования в одной части системы вызывает трудности в других ее частях.

Например, крупный банк является системой, которая действует  внутри более широкого окружения, взаимодействует  и связана с ним, а также  испытывает на себе его воздействие. Отделы и филиалы банка являются подсистемами, которые должны взаимодействовать бесконфликтно, чтобы банк как целое работал эффективно. Если что-то нарушается в подсистеме, она, в конечном счете (если ее не сдерживать), повлияет на эффективность деятельности банка в целом.

Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

Современный руководитель должен обладать системным мышлением, так как:

• менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный объём информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих решений;

• руководителю необходима системная методология, с помощью  которой он мог бы соотносить одни направления деятельности своей организации с другими, не допускать квазиоптимизации управленческих решений;

• менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным —  общее, подняться над повседневностью  и осознавать, какое место его  организация занимает во внешней  среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой является;

• системный подход в  управлении позволяет руководителю более продуктивно реализовывать  свои основные функции: прогнозирование, планирование, организацию, руководство, контроль.

Системное мышление не только способствовало развитию новых представлений об организации (в частности, особое внимание уделялось интегрированному характеру предприятия, а также первостепенному значению и важности систем информации), но и обеспечило разработку полезных математических средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений, использование более совершенных систем планирования и контроля.

Таким образом, системный  подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

Несмотря на все положительные  результаты, системное мышление все  еще не выполнило свое самое важное предназначение. Утверждение, что оно  позволит применять современный научный метод к управлению, все еще не реализовано. Это происходит отчасти оттого, что крупномасштабные системы очень сложны. Нелегко уяснить те многие способы, при помощи которых внешняя среда влияет на внутреннюю организацию. Взаимодействие множества подсистем внутри предприятия не совсем осознается. Границы систем устанавливать очень трудно, слишком широкое определение приведет к накоплению дорогостоящих и непригодных данных, а слишком узкое — к частичному решению проблем. Нелегко будет сформулировать вопросы, которые встанут перед предприятием, определить с точностью информацию, необходимую в будущем. Даже если самое лучшее и самое логичное решение будет найдено, оно, возможно, будет невыполнимо. Тем не менее, системный подход дает возможность глубже понять, как работает предприятие.

Теория систем сама по себе не показывает руководителям, какие  именно элементы организации как  системы важны. Она только говорит, что организация состоит из многочисленных взаимозависимых подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой. Эта теория конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления. Не определяет она и того, что в окружающей среде влияет на управление и как среда влияет на результат деятельности организации. Очевидно, что руководители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того чтобы применять теорию систем к процессу управления.[9]

 

 

Заключение

 

Традиционная теория организации обращала внимание главным  образом на отдельные элементы организации и рассматривала методы, позволяющие разделить ее деятельность на отдельные задачи или рабочие операции. Она не уделяла достаточного внимания взаимным связям и интеграции деятельности элементов организации. Не продвинулась в этом направлении и неоклассическая теория, которая стремилась в традиционную механистическую модель организации включить человека с его мотивами, устремлениями, желаниями и ограничениями. Ни один из этих подходов не дает возможности создать интегрированную, системную модель организации.

Приведенный обзор основных направлений и школ показывает, что  не существует общепризнанной теории управления. Более того, наблюдается  усиление дифференциации исследований в области проблем управления. Вместе с тем все более отчетливо  проявляется тенденция объединения различных школ и направлений на базе определенных единых концепций.

Рассмотренные современные школы и подходы позволяют глубже изучить человеческие отношения, участие в управлении, лидерство, неформальные организации, мотивации, стимулирование и многое другое в формате современной развитой организации, что позволяет более эффективное применение данных подходов в практической деятельности организаций. Поэтому в настоящее время эти подходы представляют наибольшую ценность, нежели классическая, неоклассическая и иные школы, несущие в лишь сугубо основный и исторический характер.

 

Список используемых источников:

 

1. Бодди Д., Пэйтон Р.  Основы менеджмента: Пер с англ. - СПб.: Питер, 1999

2. Мескон М.Х., Альберт  М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. - М.: Дело, 2000.

3. Латфуллин Г.Р., Райченко  А.В. Теория организации: Учебник  для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2005.

4. Мильнер Б. 3 Теория организации: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. –М:.ИНФРА-М, 2000.

5. Теория организации  : учебник / ДБ. Олянич [и др.]. — Ростов н/Д : Феникс, 2008.

6. Акулов В.Б., Рудаков  М.Н. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2002.

7. Лафта Дж.К. Теория организации: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2005

8. Туровец О.Г., Родионова  В.Н., Теория организации: учеб. пособие. - М.:Инфра-М, 2004


Информация о работе Школа принятия решений в теории организации