Фундаментальные потребности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить основные теории и методы измерения потребностей.
Задачи:
дать общее понятие человеческих потребностей и их классификация;
структурный анализ системы потребностей;
изучить иерархию потребностей по Маслоу;
рассмотреть предпосылки удовлетворения потребностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………..……………………………….………………...…3
1.ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ..5
1.1Общие понятие человеческих потребностей………….……….………………5
1.2 Теория классификации потребностей……………………….…………………6
2. АНАЛИЗ БАЗИСНЫХ И ВЫСШИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА………11
2.1Структурный анализ системы потребностей………………………………….11
2.2. Базисные потребности человека……………………………………...………12
2.3Высшие потребности…………………………………………………..…….….12
3. ИЕРАРХИЯ ФУНДОМЕНТАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО МАСЛОУ…..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………………16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...…….18

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА шын.docx

— 74.08 Кб (Скачать файл)

 

2.АНАЛИЗ БАЗИСНЫХ И ВЫСШИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

ЧЕЛОВЕКА

2.1. Структурный анализ системы потребностей

Структурный анализ тесно  связан с рассмотрением состава  системы потребностей, основными элементами которого являются виды, группы, блоки потребностей. Чаще всего встречаются схемы потребностей, построенные по принципу происхождения.

На основе необходимостей процесса жизнедеятельности личности можно выделить подуровней потребностей с учетом времени и сферы их реализации ,а также доминирования.

Таких необходимостей несколько:

    • необходимость самосохранения и социализации (поддержания жизнедеятельности организма, воспитание, обучение);
    • необходимость трудовой деятельности и самоутверждения (приобретение профессии, социального статуса, участие в жизни коллектива);
    • необходимость продолжения рода и упорядочения семейной жизни (любовь, супружество, семья, дети);
    • необходимость самосовершенствования, развития и самовыражения (самообразование, творчество, физкультура, спорт);
    • необходимость коммуникации и передвижения.

Две первые необходимости  выступают основой потребностей низшего уровня, а необходимость  самосовершенствования, развитии, самовыражении-основой потребностей высшего уровня.

Необходимость продолжения  рода и упорядочения интимной жизни  является промежуточной связью между уровнями.

Необходимость коммуникации и переживания подчинена остальным  необходимостям и проявляется в  виде соответсвующих потребностей на всех уровня.

С иерархией необходимостей связаны пять подуровней потребностей:

 

 

2.2. Базисные потребности человека

    • Первый - бытовые потребности, потребности в социальных гарантиях и обеспечении, потребности освоении и усвоении социальных ценностей.

В первом подуровне можно  выделить комплексы потребностей:

а) в товарах народного  потребления и услугах ( потребность в жилище, в домашнем хозяйстве, питании, гардеробе, отдыхе, передвижении);

б) в функционировании социальных институтов, обеспечивающих реализации прав и обязанностей граждан - потребность  в социальных гарантиях и социальном обеспечении( социальное страхование, образование, охрана здоровья и др.);

в) в участии в общественных организациях (потребность в принадлежности).

    • Второй -трудовые потребности самоутверждения ( потребность в труде, профессии, квалификации, продвижение п службе, общении в профессиональной среде, в нормальном- нравственно-психологическом климате в коллективе, в статусе, в активной жизненной позиции, потребность в уверенности в будущем).
    • Третий -потребности, связаны с интимной жизнью и образованием семьи (семейные потребности).Этот уровень потребностей обеспечивает связь между первым, вторым, четверым и пятым уровнями.

2.3Высшие потребности

Эти потребности обеспечивают всестороннее развитие человека. Среди  них выделяют:

    • Четвертый -культурно досуговые потребности пассивного характера:

а) познавательные потребности;

б) потребности в художественном чтении;

в) потребности в чтении с искусством;

г) потребности в игре и т.д.

    • Пятый- культурно-досуговые потребности активного характера:

а) потребности творчества;

б) потребность в самодеятельности;

в) потребность в самовыражении;

г) потребность социально-политические и нравственные.

Ядро потребностей высшего  уровня составляют потребности во всестороннем развитии и самоактуализации. Вершина иерархии- группа потребностей, связанных с необходимостью личности осознать себя, свою жизнь через подлинный смысл существования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ИЕРАРХИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ,

ПО МАСЛОУ:

  1. физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)
  2. потребность в безопасности (стабильность, порядок)
  3. потребность в любви и принадлежности (семья, дружба)
  4. потребность в уважении (самоуважение, признание)
  5. потребности самоактуализации (развитие способностей)

В основе этой схемы лежит  допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью, прежде чем другая, расположенная выше потребность, проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации.

Таким образом, физиологические  потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены, прежде чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени, прежде чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви.

По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей, и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует. Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы.

Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что  они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них. Наконец, Маслоу предполагал, что некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии. Например, люди могут отдавать больший приоритет потребностям уважения, а не потребностям любви и принадлежности. Таких людей больше интересует престиж и продвижение по службе, а не интимные отношения или семья. В целом, однако, чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее. Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу "все или ничего".

Потребности частично совпадают, и человек одновременно может  быть мотивирован на двух и более  уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: 85% - физиологические; 70% - безопасность и защита; 50% - любовь и принадлежность; 40% - самоуважение; 10% - самоактуализация. К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно.

Люди не просто удовлетворяют  одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будет в достаточной мере удовлетворены. В качестве примера можно привести следующий список конкретных ценностей для человека: здоровье , семья, работа, дом, любовь, деньги, досуг, образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проделанная работа позволяет  сделать следующие выводы.

Потребность — это состояние  человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия.

А. Маслоу (1908—1970) предложил следующую иерархию потребностей. Их пять:

  • физиологические потребности;
  • потребность в безопасности и уверенности в будущем;
  • социальные потребности (поддержка коллектива и т. п.);
  • потребности в уважении, признании;
  • потребности самовыражения (самоактуализации).

По А. Маслоу, потребности нижних уровней требуют первоочередного удовлетворения (движение идет вверх). Высшего уровня достигают всего лишь 1 % всех людей.

Теория Д. Мак-Клелланда (теория приобретенных потребностей) предусматривает три потребности:

  • потребность достижений (ставить цели, достигать их);
  • потребность соучастия (стремление к общению, работе с людьми);
  • потребность властвовать (ради самой власти, ради достижения цели).

Элементы системы потребностей по Д. Мак-Клелланду не имеют иерархии, оказывают взаимное воздействие.

В теории двух групп факторов Ф. Герцберг выделяет две категории факторов:

  • внешние, или гигиенические (или факторы здоровья) — политика организации, условия работы, заработок, межличностные отношения, контроль за работой;
  • мотивирующие — успех, возможности роста, работа сама по себе.

Теория Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу.

Установление связей между  потребностями и возможностями  их удовлетворения выделяется у высших животных в особую функцию психики — способность конкретного мышления. Так, ориентационная сторона потребности вырастает до особой и самостоятельной психической способности.

Биологические потребности  являются основанием для физической жизни, которая у человека дополняется материальными потребностями, или потребностями в материальных объектах самого разного рода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.,1986.
  2. Балакина Ю.Ю. Человек и его потребности (Сервисология): учеб пособие/ Ю.Ю. Балакина.-Ростов н/Д: Феникс,2010
  3. Коноплева Н.А. Сервисология (человек и его потребности): учеб.пособие/ Н.А. Коноплева.-М.: Флинта: МПСИ. 2008
  4. Удальцова М.В. Сервисология. Человек и его потребности: учеб.пособие/М.В.Удальцова,Е.В.Наумова.-М.:Изд-во «Омега-Л». 2011
  5. Туев В.А.Человеческие потребности:учеб.пособие/Туев В.А. и др.ИГЕА.1998
  6. Романова И.А. Психология. – М.: Экзамен, 2004.
  7. Казначевская Г.Б. Менеджмент. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  8. Сервисная деятельность. / Под общей ред. Романович В.К. – СПб.: Питер, 2005.
  9. Менеджмент. / Сост. Басаков М.И. – М.: Дашков и К, 2005.
  10. Жаринов В.М. Философия и социальные науки. Фундаментальные системы. – М.: Приор, 2005.

 

1 Здравомыслов А.Г. Потребности,интересы,ценности. М.,1986. С.12


Информация о работе Фундаментальные потребности человека